Положение об исключительном значении грудного вскармливания для развития ребенка является одним из основополагающих направлений современной педиатрии [1–3]. Вместе с тем при организации грудного вскармливания возникают спорные вопросы. Это относится, в частности, к тактике педиатров при оценке скорости роста ребенка (прибавок массы и длины тела). В практике нередко встречаются случаи выявления низкой прибавки массы тела за первый месяц жизни (менее 500 г), при которых педиатры назначают докорм смесями. В то же время вопрос о необходимости такого подхода и значении низкого увеличения массы тела ребенка в первый месяц жизни остается спорным.
Целью настоящего исследования явилось изучение в динамике физического развития детей на первом году жизни в зависимости от прибавки массы тела за первый месяц жизни, находившихся исключительно на грудном вскармливании (ИГВ) не менее 4 месяцев и получавших женское молоко не менее года.
Материал и методы
В поликлинических условиях Москвы и Красноярска проведено ретроспективное изучение физического развития детей, находившихся на ИГВ не менее 4 месяцев и получавших женское молоко не менее года. Матери, продолжавшие кормить грудью детей, достигших возраста 1 года, заполняли анкеты, включившие показатели физического развития детей на первом году жизни, продолжительность грудного вскармливания (ГВ), длительность ночных кормлений.
Критерии включения матерей и детей в исследование: практически здоровые дети, достигшие возраста одного года, находившиеся на ИГВ не менее 4 месяцев и продолжавшие получать грудное молоко в возрасте 12 месяцев; возраст матерей – 18–36 лет.
Всего были проанкетированы 280 матерей.
В зависимости от прибавок массы тела за первый месяц жизни дети были разделены на две группы. 1-я группа – 25 детей, имевших прибавку массы тела менее 500 г, 2-я группа – 124 ребенка, имевших прибавку массы тела 501–100 г.
Статистическую обработку данных провели с помощью пакета программы Microsoft Excel for Windows, SPSS-20.0. Использовали критерии Student, ANOVA. Различия считали достоверными при p<0,05.
Результаты и обсуждение
В табл. 1 представлены данные о физическом развитии детей двух групп на первом году жизни.
Как следует из табл. 1, масса тела детей 1-й группы (имевших прибавку массы тела за первый месяц жизни менее 500 г) за 2-й, 3 и 6-й месяцы была также достоверно ниже массы тела детей 2-й группы (имевших прибавку массы тела за первый месяц жизни 501–1000 г). Таким образом, дети, имевшие низкую прибавку массы тела на первом месяце (1-я группа), имели низкую массу тела до 6-го месяца включительно. В то же время в 9 и 12 месяцев масса тела детей 1-й группы статистически не отличалась от таковой детей 2-й группы. Достоверных различий в длине тела детей двух групп на первом году жизни не установлено.
Данные по прибавкам массы тела на первом году жизни представлены в табл. 2.
Как следует из табл. 2, прибавка массы тела за второй месяц составила у детей 1-й, 2-й групп 1026±106, 981±35 г (M±m) соответственно, а за третий месяц – 975±116, 827±36 г соответственно. Статистические значимые различия по прибавкам массы тела, согласно критерию ANOVA (p<0,05), были выявлены за период 0–3 месяца (2273±167, 2625±58 г соответственно) и 0–6 месяцев (4041±301, 4309±88 г соответственно), что, по-видимому, связано с изначально низкими прибавками массы тела у детей 1-й группы за первый месяц жизни. Однако за период 0–12 месяцев статически значимых различий в прибавках массы тела у детей 1-й и 2-й групп установлено не было.
Несмотря на низкие прибавки массы тела у детей за первый месяц жизни, в целом средняя продолжительность ИГВ и ГВ у детей 1-й группы не отличалась от этих показателей во 2-й группе. Так, средняя продолжительность ИГВ составила 5,8±0,4 месяца у детей 1-й группы и 5,3±0,9 месяца – 2-й, общая продолжительность ГВ у детей 1-й группы составила 14,5±1,2 месяца, 2-й группы – 14,7±0,6. Разница достоверно не различалась (табл. 3).
Полученные данные подтверждают представление об установлении полноценной и стабильной лактации на 2-м месяце жизни и поддержание ее на адекватном уровне в последующие месяцы [4]. Вместе с тем практический опыт наблюдения за детьми, имевшими низкие прибавки массы тела на первом месяце жизни, указывает на то, что у некоторых матерей уровень лактации на 2-м месяце оставался недостаточно высоким. В связи с этим при низких прибавках массы тела за первый месяц и нормальных показателях длины тела в возрасте 1 месяца необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на увеличение лактации у кормящих матерей, включающие коррекцию питания и режима матери, использование лактогонных чаев или специализированных продуктов, кормление грудью с интервалом не менее 2–2,5 часа. В первые дни проведения стимуляции лактации контроль массы тела ребенка следует проводить не реже 1 раза в 3 дня, а в дальнейшем – не реже 1 раза в 5–7 дней до установления лактации.
Заключение
Низкая прибавка массы тела (менее 500 г) за первый месяц не должна стать причиной введения докорма смесями. Вместе с тем целесообразно в отношении их матерей проводить мероприятия, направленные на стимуляцию лактации. Как показали результаты исследования, даже при низкой прибавке массы тела за первый месяц жизни ребенка возможно сохранение полноценной длительной лактации. В отсутствие эффекта от стимуляции лактации следует назначать докорм современными адаптированными молочными смесями. При этом особого внимания требуют дети, у которых в возрасте 1 месяца снижена не только масса, но и длина тела. Такие дети требуют дополнительного обследования.