Актуальность
Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), по данным Всемирной организации здравоохранения, является социально значимой патологией и, по прогнозам, к 2020 г. будет занимать 3-е место в структуре летальности. Распространенность ХОБЛ II стадии и выше, соответствующих критериям GOLD (Global Initiative for Chronic Obstructive Lung Disease), по данным исследования BOLD (Burden of Obstructive Lung Disease), среди лиц старше 40 лет составила 10,1±4,8%; в т.ч. для мужчин – 11,8±7,9% и для женщин – 8,5±5,8% [11]. По данным российского эпидемиологического исследования, посвященного эпидемиологическим характеристикам ХОБЛ в Самарской области (жители 30 лет и старше), распространенность ХОБЛ в общей выборке была несколько выше и составила 14,5% на фоне более выраженных гендерных различий (у мужчин –18,7%, у женщин – 11,2%) [3, 7]. Согласно определению GOLD 2014 г., обострения и сопутствующие заболевания могут влиять на общую тяжесть ХОБЛ.
К состояниям, которые могут оказывать влияние на тяжесть течения ХОБЛ, относятся кахексия с потерей жировой массы, гипотрофия и атрофия скелетной мускулатуры, депрессия, анемия, повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, васкулопатии малого круга кровообращения, а также остеопороз (ОП) [2]. Основной причиной перечисленных патологических состояний является системное воспаление, точные механизмы которого в настоящее время изучены недостаточно [1]. Рассматриваются процессы, включающие действие, обусловленное продуцируемыми цитокинами, особое значение среди которых отводится фактору некроза опухоли-α, интерлейкину-1β (ИЛ-1β) и ИЛ-6 [10–13]. Л.И. Дворецкий в своих работах говорит о естественной «возрастной коморбидности» ХОБЛ и ОП [2]. Ряд авторов описываю рост числа новых случаев ОП и остеопении по мере прогрессирования легочной патологии [4, 6]. Особенно высокой оказалась частота ОП у больных различными хроническими легочными заболеваниями в терминальной стадии, в т.ч. и ХОБЛ, являющихся кандидатами для трансплантации легких [9]. Частота встречаемости ОП при ХОБЛ, согласно официальным данным Российского респираторного общества на 2014 г., составляет 28–34% [7].
Российские эпидемиологические исследования показали, что в возрастной группе 50 лет и старше ОП встречается у 30–33% женщин и 22–24% мужчин, что при нынешней численности населения составляет более 10 млн [5]. Спонтанные, а также низкотравматические переломы определяют медико-социальную значимость ОП. Частота переломов шейки бедра в России у лиц 50 лет и старше составила в среднем 105,9 на 100 тыс. населения, причем чаще у женщин – 122,5, а у мужчин – 78,8. Также частота переломов костей предплечья чаще встречалась у женщин –563 на 100 тыс. населения, чем у мужчин (426 на 100 тыс. населения). Переломы шейки бедра имеют наибольшую медицинскую и социальную значимость, заключающуюся в высокой инвалидизации и смертности пациентов. Средние показатели смертности для России составили 30–35%. Через год после перелома 78% выживших пациентов нуждаются в постоянном стороннем уходе, а 65,5% – через два года [8, 14]. В связи с изложенным выше целью настоящей работы было выявление особенностей течения ОП у женщин пожилого возраста с обструктивной патологией легких.
Материал и методы
Были обследованы 79 женщин, страдавших постменопаузальным ОП, средний возраст которых составил 66,9±1,7 года. У всех пациенток наличие ОП было выявлено ранее –на этапе, предшествовавшем данному исследованию. Все женщины не применяли пероральную терапию глюкокортикоидами (ГКС). В зависимости от наличия патологии легких все обследуемые были разделены на 3 группы. Первую составила 31 некурящая женщина с бронхиальной астмой (БА), средний возраст составил 65,9±2 года. Во вторую группу были включены 23 курящие пациентки с ХОБЛ, средний возраст – 67,7±2,3 года. Средний стаж курения составил 14±2,2 пачки/лет. Все пациентки первой и второй групп получали терапию ингаляционными ГКС в суточной дозе 1000 мкг (в пересчете на беклометазон). Третья группа включила 25 женщин без заболевания легких, без стажа курения. Всем пациенткам выполнялась комплексная оценка функции внешнего дыхания, включавшая спирометрию (спирограф «MasterScreen», Германия), проведение пробы с бронхолитиком, с последующей оценкой пре- и пост-ОФВ1 (объем форсированного выдоха за первую секунду). Также больным всех групп была выполнена остеоденситометрия на денситометре Lunar Prodigy General Electric (GE Healthcare, США) с оценкой минеральной плотности костной ткани (МПКТ) и Т-критерия в проксимальном отделе бедра, поясничном отделе позвоночника и костях нижней трети предплечья.
Статистическая обработка результатов выполнена с ипользованием программы IBM SPSS V.19.0 (США). Данные представлены в виде средних арифметических и стандартных отклонений. Категориальные переменные представлены в виде долей в процентах. Сравнение групп осуществлено с помощью непараметрического теста Манна–Уитни для количественных переменных и критерия хи-квадрат – для категориальных признаков. При проведении корреляционного анализа использован коэффициент Пирсона. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.
Результаты и обсуждение
Результаты проведенных исследований показали значительное влияние курения и ХОБЛ на метаболизм костной ткани. Основные характеристики исследуемых параметров представлены в табл. 1 и на рис. 1, из которых видно, что у больных ХОБЛ значения ОФВ1, МПКТ предплечья (лучевой кости), Т-критерия предплечья были достоверно ниже, чем у пациенток с БА и у женщин без заболевания легких (p≤0,05).
Результаты анализа частоты встречаемости основного клинического проявления ОП – переломов костей скелета – представлены на рис. 2. Как видно, наибольшая частота встречаемости переломов предплечья и переломов позвонков также наблюдалась в группе пациенток с ХОБЛ, в то время как у пациенток других обследованных групп переломы встречались реже.
При проведении корреляционного анализа с использованием коэффициента Пирсона в данной выборке определялась взаимосвязь показателей спирометрии (ОФВ1 исходного и ОФВ1 после бронхолитика) и показателей остеоденситометрии у пациенток с обструктивной патологией легких и в группе контроля. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 2, из которой видно, что у пациенток с обструктивной патологией легких наиболее выражена положительная корреляционная связь ОФВ1 с показателями МПКТ, которая наблюдалась по двум исследованным точкам: с Т-критерием бедра (R=0,338 при р<0,01 и R=0,273 при р<0,05 соответственно ), Т-критерием лучевой кости (R=0,507 и R=0,437 соответственно; р<0,01) и МПКТ лучевой кости (R=0,518 и R=0,480 соответственно; р<0,01).
При выполнении корреляционного анализа зависимости показателей спирометрии и остеоденситометрии в группе пациенток без патологии легких выявлено не было.
Заключение
Течение ОП при ХОБЛ имеет определенные особенности. Как правило, ОП у лиц с ХОБЛ протекает с большей потерей костной массы по сравнению с пациентками без ХОБЛ, быстрым развитием осложнений в виде переломов костей. Наши данные свидетельствуют о более тяжелом течении ОП у пациенток с ХОБЛ по сравнению с пациентками с БА и без патологии легких. Это подтверждается статистически значимым снижением значений МПКТ и Т-критерия предплечья, а также учащением случаев переломов у этих пациенток и доказывает значение фактора курения и системного воспаления на метаболизм костной ткани у пациенток с ХОБЛ. Отсутствие значимых различий показателей, характеризующих течение ОП у пациенток с БА и без нее, и терапии ингаляционными ГКС, и аллергического воспаления требует более детального изучения.
С учетом имеющихся данных пациенток с ХОБЛ целесообразно выделять в группу риска развития ОП и проводить меры профилактики на более ранних этапах.