CLINICAL AND MICROBIOLOGICAL FEATURES OF VULVOVAGINITIS IN PRESCHOOL AGE GIRLS, POTENTIAS FOR THE DIAGNOSTICS AT EARLY STAGES OF DEVELOPMENT

Z.K. Batyrova, E.V. Uvarova, N.Kh. Latypova, A.E. Donnikov, V.V. Muravyeva, L.A. Timofeeva, M.I. Makieva

FSBI "Scientific Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology n.a. Acad. V.I. Kulakov" of RMPH, Moscow
This article describes the features of microcenosis in early childhood; new data on the potentials for the diagnostic of vaginitis in children at the early stages of its development with the use of molecular genetic methods are presented.

Воспалительный процесс в области вульвы (вульвит), влагалища (вагинит) или вульвы и влагалища (вульвовагинит) чаще наблюдается у девочек дошкольного возраста. В структуре гинекологической заболеваемости девочек в этом возрастном периоде первое ранговое место занимают вульвовагиниты (ВВ), частота которых достигает 48% по данным профилактических осмотров и 60–70% по данным обращаемости к гинекологам детского и подросткового возраста [1, 5, 6, 8].

Низкий уровень эстрогенов, малое количество слоев эпителия слизистой оболочки влагалища, слабая выработка гликогена у девочек в детстве служат препятствием для жизнедеятельности типичных для репродуктивного возраста микроорганизмов вида Lactobacillus. Известно, что микроценоз слизистой оболочки влагалища у девочек дошкольного возраста в связи с вышеуказанным нестабилен, что зачастую приводит к развитию различных дисбиотических процессов [10, 11].

Клинически нарушение равновесных значений микроорганизмов в детском возрасте характеризуется дискомфортом в области наружных половых органов, гиперемией кожных покровов и зудом. Зачастую у девочек патологические выделения из половых путей отсутствуют или слабо выражены, на начальных этапах отсутствует выраженная лейкоцитарная реакция слизистых оболочек нижних половых путей. Такое состояние часто называют «переходным» к вагиниту. Результатом становится применение разнообразных лечебных воздействий, удлинение курсов терапии без достижения необходимого эффекта. Для минимизации необоснованного лечебного подхода к детям специалисты пытаются систематизировать знание о микробиоте наружных половых органов и влагалища, классифицируя полученные результаты в диагностические таблицы.

К одним из наиболее структурированных и предложенных для практикующего врача относятся впервые разработанные критерии диагностики «переходного» типа микроценоза у детей в возрасте до 8 лет М.Л. Коршуновым в 1990 г. По мнению автора, переходным типом микроценоза следует считать незначительное количество грамположительных коккобактерий, лейкоцитов (0–2), минимальное число эпителиальных клеток в окрашенном по Граму мазке содержимого влагалища и незначительное число дегенеративно и реактивно измененных клеток при наличии клинической симптоматики [4]. Однако вышеуказанные критерии не имеют выраженных отличий от нормоценоза, описанного тем же автором, что не дает возможности дифференциально выявить начальные проявления патологических реакций на слизистой оболочке влагалища.

С другой стороны, Е.В. Гриневич использовала микробиологическое (культуральное) исследование для характеристики «пограничного» изменения вагинальной микрофлоры у детей, описывая его наличием бактерий кишечной группы 2-й степени обсеменения, грамотрицательных неферментирующих бактерии 1-й степени обсеменения, рост сразу нескольких микроорганизмов в количестве, соответствующем 1-й степени обсеменения [2]. Вместе с тем отсутствие конкретных количественных значений указанных микроорганизмов без видовой идентификации конкретных групп не позволяет специалисту четко сформулировать необходимость и объем лечебного воздействия.

Наиболее часто акушеры-гинекологи для идентификации инфекционных агентов и лечебных мероприятий используют сочетанную оценку данных микроскопии вагинальных мазков и результатов культурального исследования, но у детей раннего возраста выполнение подобных процедур крайне трудоемко и иногда психологически травматично, т.к. требует многократного получения интересующего биологического материала. Кроме того, высок риск ложно-отрицательных результатов [3].

В последнее время наряду с классическими диагностическими методами все чаще используется полимеразная цепная реакция (ПЦР) в реальном времени, позволяющая выявлять ДНК широкого спектра микроорганизмов, охарактеризовывать их количественный уровень даже при минимальном микробном представительстве. Высокая чувствительность, специфичность и быстрота диагностических возможностей ПЦР в режиме реального времени отвечают практическим требованиям работы гинекологов, работающих с пациентами детского и юношеского возраста. Однако отсутствие сведений о возможностях применения данной методики у девочек раннего возраста ограничивает возможное расширение спектра его применения.

Вышеизложенное требует разработки критериев вагинита на начальных этапах его развития у девочек в возрасте от 1 до 8 лет.

Целью нашего исследования была разработка критериев диагностики наличия вагинита на начальных этапах его развития у девочек в возрасте от 1 до 8 лет

Материал и методы

Для достижения поставленной цели в проведенное проспективное когортное исследование были включены 113 девочек, обратившихся на консультативный прием в ФГБУ НЦАГиП им. И.М. Кулакова в период 2010–2012 гг.

Основную группу составили 68 девочек с ВВ, в контрольную были включены 45 сверстниц, физическое и половое развитие которых соответствовало возрастным нормативам, отсутствовали анамнестические данные о ВВ и жалобы, соответствующие ему в момент обследования.

Все девочки были обследованы только после получения добровольного информированного согласия родителей и разъяснения последовательности выполняемых процедур.

В алгоритм обследования были включены общий осмотр и оценка состояния наружных половых органов с последующим поэтапным забором мазков-соскобов со слизистой оболочки влагалища, их микроскопия, микробиологический посев (для стандартизации новой методики), ПЦР-исследование в режиме реального времени с использованием наборов «Фемофлор», Россия.

Статистическая обработка была проведена на персональном компьютере при помощи программного пакета «SPSS Statistics 17.0 for Windows». Значения считались достоверными при p<0,05, высокодостоверными –при р<0,001, недостоверными – при p>0,05 ВВ.

Результаты исследования

Гинекологический осмотр девочек основной группы позволил обнаружить покраснение кожи промежности, отек преддверия влагалища, малых половых губ, перианальной области у 66 (97,1%). При этом отмечено наличие выделений из половых путей различной степени интенсивности – от сероватых до гноевидных – у 23 детей.

После получения клинических данных, указывающих на развитие ВВ, приступали к анализу результатов микробиологического посева отделяемого из влагалища. Следует указать, что рост микроорганизмов был обнаружен в 65 (95,5%) образцах. Для стандартизации полученных микроорганизмов значимой считали концентрацию, достигающую >105 КОЕ/мл. С учетом указанной поправки дальнейшему анализу подвергли 12 образцов биоматериала, в которых основными группами микроорганизмов оказались Streptococcus spp. у 8 (11,7%), Corynebacterium – у 6 (8,8%), Enterobacterium – у 6 (8,8%), Haemophilus influenzae 1 (1,4%).

Анализ результатов мазка, окрашенного по Граму, показал, что в 5 из 12 образцов число лейкоцитов составило 12–19, а в 7 превысило 20 клеток в поле зрения. Эпителий находился в стадии промежуточных и единичных парабазальных клеток во всех случаях.

В двух образцах микрофлора присутствовала в большом, в семи – в умеренном и в трех – в скудном количестве. В 11 образцах микроорганизмы были представлены лишь кокковой флорой, и в одном образце имелось смешанное представительство грам-(+)-кокков и единичных колиформных палочек.

В четырех образцах визуализировались нити фибрина. Слизь обнаруживалась в большом количестве в четырех, в умеренном – в пяти и в небольшом – в трех образцах.

По данным микробиологического посева отделяемого из влагалища, в семи образцах обнаружен рост монокультур, в их числе в четырех – Streptococcus spp.(anginosus,viridans, pyogenes), в двух – Escherichia coli и в одном – H. influenzae. В пяти образцах обнаружен рост ассоциаций микроорганизмов: в трех – E. coli и Streptococcus agalactiae; в одном – E. coli и Staphylococcus aureus и в другом Corynebacterium и Enterococcus faecalis.

Анализ данных мазков-соскобов с использованием ПЦР в реальном времени у тех же пациенток выявил, что микробиоценоз девочек с ВВ характеризовался типичной для данного возраста общей бактериальной массой, медиана которой составила log 5,7 ГЭ/образец.

Как оказалось, представительство микроорганизмов в пристеночном слое влагалищной стенки у девочек с ВВ и девочек, вошедших в группу контроля, было идентичным (рис. 1).

Неожиданной находкой явилось в 3 раза более редкое выявление Enterococcus (27,3%; р=0,014) и Gardnerella vaginalis (18,2%; р=0,033) у девочек с острым ВВ по сравнению с девочками контрольной группы (72,3 и 59,6% соответственно группе микробов). По количеству выделенной ДНК E. coli (энтеробактерии), стафилококков, стрептококков указанные группы детей не различались. Однако, возможно, полученные данные обусловила малочисленность выделенной выборки девочек с ВВ.

При оценке насыщенности образцов ДНК всех обнаруженных микроорганизмов и грибов рода кандида оказалось, что они не могут быть признаны значимыми ассоциантами биотопа у девочек с ВВ, т.к. концентрация их не превысила нижнего порога чувствительности метода и соответствовала ≤log 3,0/ГЭ/образец.

Как и в группе «здоровых» детей, значимым при ВВ в убывающей последовательности оказалось представительство Eubacterium log (5,0; 3,5–5,7), Peptostreptococcus spp. log (4,7; 3,5–5,3), группы Prevotella bivia/Porphyromanas spp. log (4,6; 3,9–5,3), Megasphaera spp./Velionella spp./Dialister и Enterobacterium log (4,4;3,1–5,0), Streptococcus spp. и Snethia spp./Fusobacterium spp./Leptotrihia log (4,1; 3,7–4,8), а также Bifidobacterium log (3,9;3,5–4,3). ДНК Mobiluncus spp./Corynebacterium spp., несмотря на выявление их у всех девочек, выявлена в малой концентрации – log 3,5 (3,1–4,0). Аналогично мало оказалось содержание ДНК Staphylococcus spp. log (3,2;3,2–3,4), однако следует отметить, что лишь в двух образцах обнаружились G. vaginalis log (2,8;2,1–3,4) тогда как в шести – Lactobacillus spp. log (1,8; 1,3–2,1).

Прицельное изучение с применением корреляционного анализа взаимодействий изученных групп микроорганизмов в структуре общей их биомассы на слизистой оболочке влагалища у девочек с острым ВВ продемонстрировало сильную взаимозависимость количества G. vaginalis и Lactobacillus spp. (см. таблицу).

Полученные данные позволили выдвинуть предположение о влиянии количественного равновесия этих микроорганизмов на состояние общего микробиоценоза и провести анализ изменения величины соотношения Lactobacillus spp. и G. vaginalis (L/G) Для проверки данной гипотезы равновесным было принято количественное соотношение Lactobacillus spp./G. vaginalis, выявленное у здоровых девочек и равное log 1/3, что соответствует 0,5 ГЭ/образец. Для статистического подтверждения диагностической значимости индекса был проведен ROC-анализ. Полученный коэффициент площади под кривой AUC (Area Under Curve), который составил 0,8–0,9, свидетельствует о высокой информативности критерия в диагностике вагинита у детей периода раннего детства (рис. 2 а, б).

Таким образом, полученный маркер впервые позволяет ускорить диагностический поиск у детей дошкольного возраста, индивидуализировать терапевтические подходы с определением необходимости и объема лекарственного вмешательства и, кроме того, что немаловажно, проводить объективное динамическое наблюдение за эффективностью в результате лечения восстановления нормальной сбалансированной биоты.

Literature

1. Богданова Е.А. Воспалительные заболевания вульвы и влагалища у девочек. Гинекология. 1999;1(3):86–9.
  2. Гриневич Е.В. Характеристика микробиоценозов влагалища, кишечника и мочевыводящих путей при вульвовагинитах у девочек раннего возраста в зависимости от различных факторов риска. Дисс. канд. мед. наук. 2005.
  3. Дмитриев Г.А. Лабораторная диагностика бактериальных урогенитальных инфекций. М., 2003. 336 с.
  4. Коршунов М.Л. Бактериальный вульвовагинит у девочек, страдающих воспалительными заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Дисс. канд. мед. наук. Л., 1990. 158 с.
  5. Малова И.О. Влагалищные выделения у девочек: этиология, клиника, диагностика, лечение. Педиатрия. 2005;7(2).
  6. Рахматулина М.Р. Вульвовагиниты у девочек до 12 лет: этиология, клиника, диагностика. Дисс. канд. мед. наук. М., 2004. 159 с.
  7. Творогова Т.М. Воспалительные заболевания гениталий у девочек. РМЖ. 2005;7:26–30.
  8. Уварова Е.В., Султанова Ф.Ш. Неспецифические вагиниты у детей и подростков Недетские детские проблемы. Consilium Provisorum. 2003;03(5).
  9. Brown C.J., Wong M., Davis C.C., Kanti A., Zhou X., Forney L.J. Preliminary characterization of the normal microbiota of the human vulva using cultivation-independent methods. J. Med. Microbiol. 2007;56:271–76.
  10. Cuadros Juan. The aetiology of paediatric infammatory vulvovaginitis. Eu.r J. Pediatr. 2004;163:105–07.
  11. Jasper Jill M. Vulvovaginitis in the Prepubertal Child. Clinical pediatric emergency medicine. 2009. P. 10–3.

About the Autors

Z.K. Batyrova – PhD in Medical Sciences, Scientific Researcher at the 2nd gynecological department (childhood and youth gynecology) FSBI "SCOGP n.a. Acad. V.I. Kulakov" of RMPH, Moscow; e-mail: linadoctor@mail.ru
E.V. Uvarova – Doctor of Medical Scinces, Prof., Head of the 2nd gynecological department (childhood and youth gynecology) FSBI "SCOGP n.a. Acad. V.I. Kulakov" of RMPH, Moscow; e-mail: elena-uvarova@yandex.ru
N.Kh. Latypova- PhD in Medical Sciences, physician at the 2nd gynecological department (childhood and youth gynecology) FSBI "SCOGP n.a. Acad. V.I. Kulakov" of RMPH, Moscow; e-mail: n_latypova@oparina4.ru
A.E. Donnikov - PhD in Medical Sciences, Senior Researcher at the Laboratory of molecular genetic methods FSBI "SCOGP n.a. Acad. V.I. Kulakov" of RMPH, Moscow; e-mail: donnikov@mdl-lab.ru.
V.V. Muravyeva – PhD in Biological Sciences, Senior Scientist at the Microbiology Laboratory FSBI "SCOGP n.a. Acad. V.I. Kulakov" of RMPH, Moscow; e-mail: v_muravieva@oparina4.ru