PREVENTION AND TREATMENT OF OSTEOPOROSIS IN PREGNANT WOMEN


A.V. Ledina, V.N. Prilepskaya

The article presents data on calcium metabolism in the human body, the features of metabolism of certain of macronutrients and vitamins during physiological and complicated pregnancy with an emphasis on increasing the risk of osteoporosis (OP) when receiving heparin, glucocorticosteroids. The calcium supplements and vitamin D are main drugs for the treatment and prevention of OP; diet, physical training and sports are recommended.

Беременность – это очень важный период в жизни женщины, и от того, как будет протекать этот период, во многом зависит здоровье матери и ее будущего ребенка. В этот период в организме женщины происходят значительные изменения, в т. ч. и обменных процессов, необходимые для обеспечения возрастающих потребностей развивающегося плода: повышается потребность в эссенциальных микронутриентах, витаминах, макро- и микроэлементах, причем потребность в большинстве из них возрастает с увеличением срока гестации [1].

Недостаточное поступление биологически активных веществ может не только нарушать течение беременности, но и вызывать функциональные нарушения и различные патологические состояния у новорожденных. Так, нарушения минерального обмена во время беременности может приводить к развитию остеопении и остеопороза у матери, а у новорожденного – к недостаточной минерализации костной ткани.

Конечно, беременность не является причиной остеопороза. Остеопороз – многофакторное длительно развивающееся, прогрессирующее нарушение формирования скелета, которое характеризуется уменьшением костной массы, изменением микроархитектоники кости, впоследствии приводящее к повышению риска переломов [2].

Вероятность развития остеопороза у взрослого человека обусловлена возникновением дисбаланса между основными факторами, поддерживающими нормальное состояние костной ткани, скоростью резорбции кости, которая начинает увеличиваться после 30 лет, а также процессов ремоделирования. При нормальном функционировании организма ежегодно заменяется около 4–10 % общего объема кости и до 25 % трабекулярной костной ткани [3, 4].

Соотношение между резорбцией костной ткани и формированием новой регулируется ионами кальция, магния, цинка, фосфора, метаболитами витамина D, кальцитонином, паратиреоидным гормоном, простагландинами, цитокинами и другими факторами [5].

Важнейшим минеральным компонентом кости, определяющим жесткость и механическую прочность скелета, является кальций, точнее соли кальция, которые связаны с белками органического матрикса, состоящего из коллагеновых волокон и других белков, синтезируемых остеобластами, или белков, поступающих из крови [6, 7].

Механизмы положительного влияния кальция на кость многообразны. Кальций снижает скорость ремоделирования кости, способствует пролиферации и дифференцировке остеобластов, участвует в образовании и секреции инсулиноподобного фактора роста, запускает каскад процессов костного ремоделирования, вовлекая в него кальцитриол и ростовые факторы, оптимизирует костный метаболизм [8, 9]. В организме человека находится около 1000 г кальция, из них около 99 % содержатся в скелете в форме гидроксиапатита и 0,5–1,0 % находится во внеклеточной жидкости и мягких тканях.

Для усвоения кальция необходим магний, который является одним из 12 основных структурных химических элементов организма, и незаменимый элемент триады кальций–магний–фосфор, регулирующей костный обмен. Магний легче, чем кальций, усваивается и способствует проникновению последнего внутрь клетки, а также удержанию и сохранению кальция в костной ткани. Обмен кальция также тесно взаимосвязан с обменом фосфора, и вместе с кальцием соединения фосфора составляют основу твердого вещества кости. Необходимыми минералами для формирования костной ткани являются цинк и кремний [10, 11]. С минеральным обменом костной ткани тесно связан обмен витамина D, который существует в двух активных формах: эргокальциферол (витамин D2) и холекальциферол (витамин D3). Основная функция витамина D заключается в увеличении поступления кальция и фосфора в организм из кишечника и уменьшении потери этих веществ через почки. Витамин D запускает процесс синтеза белков, что в свою очередь способствует росту скелета, минерализации костей и зубов, укреплению мышц [10, 12].

Дефицит витамина D во время беременности может стать причиной врожденного рахита у новорожденных, рахита в младенческом возрасте, особенно если ребенок находится исключительно на грудном вскармливании. Прием витамина D во время беременности с профилактической целью приводит к повышению концентрации кальция в сыворотке новорожденных, увеличению их веса и роста на первом году жизни [13].

Известно, что характер и интенсивность костного ремоделирования также в значительной степени зависят от состояния гормонального баланса в организме, в т. ч. от уровня половых стероидов [14], что в значительной степени относится и к беременности.

Кальциевый гомеостаз в течение беременности – сложный процесс, который характеризуется отрицательным балансом костного метаболизма: увеличением уровня маркеров костной резорбции и снижением минеральной плотности костной ткани [15]. Статистически значимое увеличение уровня маркеров костной резорбции отмечается уже в ранние сроки гестации и достигает максимума к 38-й неделе [16, 17].

Высокая потребность в кальции в период беременности связана с формированием костной системы плода, которому ежедневно необходимо около 240 мг кальция. Кроме того, у беременных абсорбция кальция, его выделение с мочой приблизительно в два раза выше, чем у небеременных женщин, и в значительной мере зависит от возраста, числа родов, эндокринного статуса, особенностей питания, обмена веществ, наличия экстрагенитальной патологии и других факторов [11, 18], поэтому ежедневное поступление кальция должно составлять минимум 940 мг.

Во время беременности клинически значимая потеря костной массы встречается редко, но у многих женщин дефицит кальция может проявляться в виде парестезий, судорог, болей в костях, изменении походки в поздние сроки беременности, в нарушениях костной ткани зубов и др. Риск развития остеопороза повышается, если течение беременности осложнилось повышением артериального давления и преэклампсией [19], что обусловлено развивающимся при этой патологии нарушением кальций-фосфорного обмена и обмена витамина D. Эти изменения могут оказывать влияние на соответствующие виды обмена у плода и приводить к рождению детей с признаками гипокальциемии, гипофосфатемии, недостаточной минерализации костной ткани, склонности к рахиту или проявляться позднее – в период новорожденности [20].

Период лактации характеризуется значительным ростом потребности в кальции и высоким риском в отношении потери костной ткани и развития остеопороза. Длительность костного ответа зависит от длительности лактации, индивидуальных особенностей организма, продолжается приблизительно 3–6 месяцев и прекращается после завершения периода грудного вскармливания [11]. Во время беременности или лактации развитие остеопороза может быть обусловлено и приемом медикаментов, а также некоторыми заболеваниями, патологическими состояниями, особенностями диеты и отсутствием физических нагрузок.

Результаты наблюдений над лабораторными животными, а также результаты обследований больных людей доказали, что остеопороз может развиваться при длительном лечении гепарином [21, 22], при этом достоверное снижение минеральной плотности костной ткани наблюдается у 30 % пациентов, получающих гепарин более месяца [23].

В исследованиях на животных было показано, что нефракционированный гепарин вызывает дозозависимую потерю массы решетчатой кости вследствие снижения скорости формирования и увеличения резорбтивной активности костной ткани, находится длительное время в костной ткани, т. е. гепарин-ассоциированный остеопороз не является быстрообратимым состоянием [24]. В связи с этим для лечения и профилактики тромбозов у беременных, эмболии у женщин с искусственными сердечными клапанами в клинике невынашивания беременности рекомендуется назначать низкомолекулярный гепарин. При его применении риск развития остеопороза ниже, чем при назначении обычного гепарина [25], он не проникает через плаценту и не оказывает отрицательного действия на развитие плода и новорожденного [26]. Тем не менее длительное применение и нефракционированного гепарина, и низкомолекулярного гепарина также повышает риск развития остеопении и остеопороза.

Аналогичная ситуация наблюдается среди пациенток, принимающих глюкокортикостероиды. Гормональные препараты могут назначаться с целью подготовки и пролонгирования беременности, а при аутоиммунных нарушениях, особенно системной красной волчанке, антифосфолипидном синдроме и/или наличии антифосфолипидных антител, назначение нестероидных противовоспалительных, стероидных препаратов патогенетически обосновано. Как известно, одним из побочных эффектов применения этих препаратов является потеря костной ткани [27, 28]. При этом развитие остеопении и остеопороза возникает даже при применении глюкокортикостероидов в низких дозах [29]. Наибольшая потеря костной ткани наблюдается в первые шесть месяцев лечения [30]. В связи с этим женщинам, принимающим гепарин, глюкокортикостероиды, нестероидные противовоспалительные средства в период подготовки и с конца I – начала II триместра беременности должен быть рекомендован прием кальция в обязательном порядке. При физиологически протекающей беременности с профилактической целью в те же сроки следует принимать препараты кальция, а также соблюдать богатую витаминами и минералами диету.

Основным физиологическим источником поступления кальция в организм являются пищевые продукты. Наибольшее количество кальция содержится в молоке, кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах. Избыточное потребление белков, жиров, кофеина, алкоголя, фосфатов и оксалатов снижает биодоступность этого макроэлемента и может провоцировать повышенное высвобождение фосфора и кальция из костей [31, 32].

Из пищевых продуктов растительного происхождения высокое содержание кальция обнаружено в капусте брокколи, сельдерее, орехах, семенах, плодах съедобных растений, в сое, моркови, яблоках, морской капусте, но лидерами остаются сельдерей, миндаль и кунжут.

Для профилактики и лечения остеопороза широко применяется медикаментозное лечение, основная цель которого состоит в том, чтобы замедлить скорость потери кальция костями и повысить минеральную плотность кости. Арсенал средств для лечения остеопороза достаточно широк, но во время беременности не могут быть назначены бисфосфонаты, модуляторы эстрогеновых рецепторов, паратиреоидный гормон – эти препараты чаще назначают для лечения остеопороза у женщин старшей возрастной группы.

Беременным с физиологически протекающей беременностью, а также использующим для лечения гепарины, глюкокортикостероиды, нестероидные противовоспалительные и другие препараты, ежедневно следует употреблять кальций, магний, витамин D и другие необходимые для поддержания костной ткани микро- и макроэлементы. [33]. Это препараты кальция, в состав которых введен витамин D (Компливит кальций D3, Натекаль D3, Альфа D3 Тева, Остеомаг, препараты морского кальция), который способствует лучшему всасыванию кальция из кишечника, благодаря чему количество кальция в крови резко увеличивается. Высокая концентрация кальция в крови и препятствует его обратному выведению из костной ткани в кровь, и, соответственно, содействует его накоплению в костях. Средняя суточная потребность в кальции при беременности и лактации составляет 1200–1500 мг [11].

Кроме медикаментозного лечения профилактике остеопороза способствуют здоровый образ жизни, пребывание на свежем воздухе, регулярные занятия физической культурой, йогой с учетом срока и особенностей течения беременности. При соблюдении всех рекомендаций, правильно подобранного лечения значительно уменьшается риск возникновения остеопороза и его осложнений в последующей жизни, сохраняется возможность оставаться активными длительное время, получать здоровое и крепкое потомство.


Similar Articles


Бионика Медиа