Острые поражения респираторного тракта занимают одно из ведущих мест в структуре инфекционной патологии у детей, что объясняется многообразием эпителиотропных возбудителей (вирусов, принадлежащих минимум к 8 семействам с их постоянной антигенной изменчивостью, и множества бактерий), легкостью передачи инфекции, а также возможностью длительной персистенции возбудителей на фоне возрастных особенностей иммунитета (незрелость, «поздний старт», отсутствие предшествующего иммунологического опыта) [1–3]. Периодически появляются данные о новых патогенах (мета-пневмовирусы, новые типы энтеро- и коронавирусов, бокавирусы, грипп) и об одновременном участии в процессе нескольких возбудителей, в т. ч. бактериальных [4–8].
Актуальность разработки эффективных способов терапии этих заболеваний связана с их широким распространением, высоким риском развития тяжелых форм, особенно для детей раннего возраста, и практически с отсутствием специфических препаратов (кроме гриппа) для их лечения.
Целью настоящего исследования стало изучение лечебной активности препарата Виферон® в виде геля и суппозиториев при вирусно-бактериаль-ных поражениях носоглотки у детей.
Материал и методы
Клинико-лабораторное изучение лечебной эффективности препарата Виферон® (гель и свечи при раздельном и сочетанном применении) в отношении детей с острыми процессами в носоглотке вирусно-бактериальной этиологии осуществлено в условиях открытого рандомизированного сравнительного исследования, выполненного в соответствии с Правилами проведения качественных клинических испытаний в РФ [9].
Под наблюдением находились 104 ребенка в возрасте от 3 до 18 лет, госпитализированных в клинические отделения ФГБУ «НИИ гриппа» МЗ РФ и кафедры инфекционных заболеваний у детей СПбГПМУ по поводу острого поражения респираторного тракта. По мере поступления больных в стационар было сформировано 4 группы наблюдения: пациенты 1-й группы получали Виферон® (суппозитории ректальные) 2 раза в сутки в дозах, соответствующих инструкции: 2-й – гель Виферон® на миндалины и в носовые ходы 3–4 раза в сутки, 3-й – Виферон® (суппозитории ректальные + гель); 4-й – только антибактериальную и симптоматическую терапию, назначаемую при необходимости и пациентам других групп.
Этиология заболеваний установлена с помощью вирусологических (вирусовыделение, иммуноферментный метод, полимеразная цепная реакция в материалах из носа и серологически в крови) и бактериологических (бактериовыделение на элективных и дифференциально-диагностических средах) методов исследования [10].
Кроме клинических данных оценена длительность сохранения антигенов возбудителя в носовых ходах и динамика ряда иммунологических показателей: содержание секреторного иммуноглобулина А (sIgA) в носовых смывах, IgЕ, интерлейкина-1β (ИЛ-1β), -8, -10, фактора некроза опухоли-α (ФНО-α), интерферона-α (ИФН-α) и -γ, в сыворотке крови [11–14]. Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладных программ [15].
Результаты и обсуждение
Наблюдаемые группы были сопоставимыми по основным признакам (табл. 1). Преобладали (82,6–95,5%) девочки школьного возраста.
У всех детей имело место поражение носо- и ротоглотки в виде ОРЗ с ангиной, в единичных случаях одновременно диагностировали бронхит, несколько чаще – ЛОР-осложнения. Примерно в половине случаев преморбидный фон был осложненным, в основном это были часто болеющие дети (ЧБД), у которых также регистрировали аллергопатологию, рахит, анемию, перинатальную энцефалопатию, тимомегалию, детский церебральный паралич, дискинезию желчных путей и др.
Начало заболевания в 52,2–75,0 % случаев было острым, но температурная реакция не всегда была максимальной в первые дни (табл. 2).
Умеренно выраженные симптомы интоксикации, среди которых доминировали головная боль и недомогание, отмечены в 100 % случаев. У большинства детей имели место симптомы ринита и ринофарингита, у всех – признаки бактериальной ангины: боль в горле, увеличение миндалин (II и III степеней), их гиперемия (умеренная и яркая, разлитая и ограниченная), налеты на миндалинах разной степени выраженности и реакция регионарных лимфоузлов (увеличение и болезненность).
Этиология заболеваний была верифицирована у большинства детей. Практически у всех присутствовало сочетанное участие вирусных (чаще всего гриппа и аденовирусов) и бактериальных возбудителей, из которых доминировала кокковая флора (Streptococcus viridans, Streptococcus pneumoniae, Staphylococcus aureus). Примерно в 10 % случаев определялись Klebsiella pneumoniae и Haemophilus Influenzae, несколько чаще – Candida spp.
Проведенные наблюдения показали, что использование препарата Виферон® в терапии детей с ассоциированной вирусно-бактериальной инфекцией носоглотки способствует более быстрому выздоровлению пациентов (табл. 3).
На фоне приема всех лекарственных форм препарата наблюдали статистически значимо более быструю, чем у пациентов сравниваемой группы, нормализацию повышенной температуры тела, ликвидацию всех проявлений интоксикации и катаральных симптомов в носоглотке и легких. Статистически значимо быстрее, особенно у получавших одновременно обе лекарственные формы препарата, ликвидировались и локальные симптомы ангины (боль в горле, увеличение миндалин, их гиперемия и налеты), а также реакция регионарных лимфоузлов.
Показано, что в начале заболевания у пациентов с ОРИ вирусно-бактериальной этиологии отмечается значительное снижение уровня sIgA в отделяемом из носовых ходов (основного фактора местной защиты). Использование препарата Виферон® способствовало статистически значимому увеличению содержания sIgA у детей всех наблюдаемых групп, получавших препараты, по сравнению с пациентами сравниваемой группы, наиболее выраженное увеличение наблюдалось в группе детей, получавших рекомбинантный интерферон местно и ректально (табл. 4).
В настоящем исследовании показано также, что по отношению к исходным показателям применение препарата Виферон® способствует статистически значимому снижению содержания таких провоспалительных цитокинов, как ФНО-α, ИЛ-1β, ИЛ-8 и -10, высокий уровень которых отмечен в начале заболевания у 20 % (ФНО-α), 80 % (ИЛ-1β и -8) пациентов во всех сравниваемых группах (табл. 5). В группе детей, получавших препарат, особенно при сочетании свечей и геля, имело место статистически значимое уменьшение числа пациентов с повышенным (> N) содержанием этих цитокинов, тогда как в группе сравнения число детей с повышенным содержанием цитокинов сохранено на прежнем уровне или увеличено. Показана также умеренная способ-ность препарата Виферон® к стимуляции интерферон-продуцирующей активности, что было статистически более значимым в отношении показателей ИФН-α, чем ИФН-γ (рис. 1).
Повышение уровня секреторной защиты и интерферон-продуцирующей активности иммунокомпетентных клеток детей, получавших препарат Виферон®, способствовало, как было показано нами ранее [16], более быстрой элиминации вирусных возбудителей из носоглотки, а также более значимому очищению носоглотки от присутствия Candida spp., что было особенно важно для детей с ОРИ вирусно-бактериальной этиологии, получавших антибиотики (рис. 2).
Включение препарата в комплексную терапию пациентов с острыми поражениями носоглотки не сопровождалось развитием каких-либо побочных нежелательных явлений, что подтверждалось данными динамики показателей общего анализа крови и мочи. Кроме того, показано статистически значимое снижение на фоне терапии препаратами Виферон® концентрации IgE (показателя аллергизации) в сыворотке крови, повышенной в начале заболевания, что свидетельствует о безопасности для детей применения данного препарата (табл. 4).
Заключение
Таким образом, было показано, что включение препарата Виферон® в терапию является безопасным и способствует следующим статистически значимым изменениям:
- сокращению продолжительности основных симптомов заболевания (повышенной температуры тела, интоксикации, катаральных симптомов в носоглотке и легких, в т. ч.
- симптомов бактериальных ангин), и, соответственно, более быстрому выздоровлению пациентов любого возраста;
- повышению содержания sIgA в носовых секретах;
- повышению индуцированной продукции интерферона и снижению уровня провоспалительных цитокинов ИЛ-1β, -8, ФНО-α;
- более быстрой элиминации вирусных возбудителей из носоглотки, а также более значимому очищению носоглотки от присутствия Candida spp., что было особенно важно для детей, получавших антибиотики.
При лечении вирусно-бак-териальных поражений носо- и ротоглотки более эффективно сочетанное применение двух лекарственных форм препарата (свечи и гель).