Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) является одним из наиболее частых кислотозависимых заболеваний. Относительный риск ее возникновения увеличивается с возрастом [1]. Пожилой возраст является предиктором развития тяжелого рефлюкс-эзофагита и повышения частоты осложнений [2]. Основу лечения ГЭРБ составляют ингибиторы протонной помпы (ИПП). Однако исследования препаратов этой группы при ГЭРБ именно у пациентов пожилого возраста единичны и фрагментарны.
Целью исследования являлось сравнение эффективности применения эзомепразола в дозе 40 мг/сут и омепразола в дозе 40 мг/сут в инициальной терапии больных ГЭРБ пожилого возраста.
Материал и методы
Проведено открытое рандомизированное исследование в параллельных группах, в которое вошли 102 больных ГЭРБ, поступивших на стационарное лечение в гастроэнтерологические отделения МУЗ КБ № 1, МСЧ ИАПО, ГВВ Иркутска и клиники НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН Красноярска. Больные были рандомизированы в две группы. Первую группу (А) составили 52 человека в возрасте старше 60 лет (35 женщин и 17 мужчин, средний возраст – 68,8 года), получавших эзомепразол в дозе 20 мг 2 раза в сутки. Во вторую группу (В) были включены 50 пациентов в возрасте старше 60 лет (34 женщины и 16 мужчин, средний возраст – 69,8 года), получавших генерик омепразола в дозе 20 мг 2 раза в сутки. Оба ИПП больные принимали за 30 минут до завтрака и ужина. Критериями включения в исследование были наличие ГЭРБ, протекающей с типичным клиническим симптомокомплексом и эндоскопически подтвержденным рефлюкс-эзофагитом. Критериями исключения явились язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в фазе обострения, злокачественные новообразования, тяжелое сопутствующее заболевание, прием Н2-блокаторов, ИПП, антацидов, прокинетиков более недели в течение 4 недель до начала исследования.
Диагностика ГЭРБ осуществлена на основании рекомендаций Монреальского консенсуса [3]. Стадия повреждения слизистой оболочки пищевода определена по Лос-Анджелесской классификации [4]. В ходе исследования оценивали частоту и выраженность изжоги, отрыжки кислым, ретростернальной боли, одинофагии, дисфагии, боли в эпигастрии по 5-балльной шкале Likert [5]. Указанные проявления регистрировали исходно, на 3-й, 7-й, 28-й и 56-й дни исследования. Всем больным проведено эндоскопическое исследование верхних отделов желудочно-кишечного тракта с помощью эзофагогастродуоденоскопии на 4-й и 8-й неделях исследования. Общая длительность исследования составила 8 недель. Обследование пациента осуществлялось при подписании им добровольного информированного согласия соответственно Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, регламентирующей проведение научных исследований.
Статистическая обработка выполнена с применением прикладных программ Microsoft Excel 2003 и Statistica 6.0. Для анализа статистической значимости различий качественных признаков вычислены отношение шансов (ОШ) и доверительный интервал (ДИ) для ОШ. Достоверным считался уровень значимости при p ≤ 0,05.
Результаты
Следует подчеркнуть, что до начала лечения больные, включенные в группы А и В, не имели существенных различий по клиническим характеристикам. Это относилось как к частоте симптомов заболевания, так и к структуре эзофагита (табл. 1).
Таблица 1.Исходная клиническая характеристика больных ГЭРБ.
Эзомепразол продемонстрировал заметно более высокую эффективность купирования основных клинических симптомов эзофагита на различных этапах лечения. Особенно большое преимущество было достигнуто после трех дней применения эзомепразола для купирования изжоги. Эта тенденция сохранялась и на всех других этапах исследования (табл. 2).
Таблица 2.Динамика частоты изжоги во время лечения.
Эффективность заживления эрозий имела существенное отличие в группах, получавших эзомепразол и омепразол. После четырех и восьми недель терапии эзомепразол демонстрировал выраженное преимущество при лечении эрозивного эзофагита в стадиях C и D по Лос-Анджелесской классификации (табл. 3).
Таблица 3.Заживление эрозий в пищеводе на 4-й и 8-й неделях лечения в зависимости от тяжести эзофагита.
Обсуждение
В настоящее время известно несколько крупных исследований эффективности применения ИПП для лечения эрозивного эзофагита. J.E. Richter и соавт. сравнивали эффективность применения 40 мг эзомепразола и 20 мг омепразола при лечении 2425 пациентов с эрозивным эзофагитом в течение 8 недель в многоцентровом исследовании в США. Через 4 недели лечения выздоровление диагностировали у 81,7 % пациентов в группе эзомепразола и 68,7% – в группе омепразола (р < 0,001). Через восемь недель терапии эти показатели составили соответственно 93,7 и 84,2 % (p < 0,001) [6]. J. Labenz и соавт. в течение 8 недель сопоставляли эффективность 40 мг эзомепразола и 40 мг пантопразола при лечении 3151 пациента. Через 4 недели терапии заживление эрозий в пищеводе определялось у 81 % пациентов в группе эзомепразола и 75 % – в группе пантопразола (р < 0,001).
Через 8 недель терапии эти показатели составили соответственно 96 и 92 % (р < 0,001) [7]. K. Lauritsen и соавт. сравнивали эффективность применения 20 мг эзомепразола с 15 мг лансопразола в лечении 1391 пациента с эрозивным эзофагитом. Эзомепразол был значительно более эффективным, чем лансопразол (р < 0,001).
Особенно большие различия регистрировались при сопоставлении результатов лечения пациентов с эзофагитом в стадиях C и D по Лос-Анджелесской классификации (р < 0,001) [8].
Итог подобным исследованиям подводит мета-анализ S.J. Edwards и соавт. по эффективности использования ИПП для лечения эрозивного эзофагита, в котором авторы делают вывод о преимуществе эзомепразола по сравнению с другими ИПП [9].
Выводы
Проведенное исследование продемонстрировало более высокую эффективность эзомепразола по сравнению с омепразолом в лечении эрозивного эзофагита (особенно в стадиях C и D по Лос-Анджелесской классификации). У пациентов пожилого возраста при применении ИПП существенных побочных эффектов не регистрируется.
Информация об авторах:
Маев Игорь Вениаминович – доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней
и гастроэнтерологии ГОУ ВПО “Московский государственный медико-стоматологический университет” Минздравсоцразвития РФ.
Тел. 8 (495) 683-98-58, e-mail: proped@mail.ru;
Цуканов Владислав Владимирович – доктор медицинских наук, профессор, руководитель
гастроэнтерологического отделения Учреждения РАМН НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН.
Тел. 8 (391)212-53-63, e-mail: gastro@impn.ru;
Онучина Елена Владимировна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО
“Иркутский государственный медицинский университет’’ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
Тел. 8 (964) 543-86-94, e-mail: alek-a@mail.ru;
Буторин Николай Николаевич – кандидат медицинских наук, заведующий эндоскопическим отделением МУЗ “Республиканская больница”.
Тел. 8 (913) 548-18-61, e-mail: hbutor@mail.ru;
Бичурина Татьяна Борисовна – ассистент кафедры патологической анатомии ГОУ ВПО “Красноярский государственный медицинский
университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого” Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Тел. 8 (913) 196-56-61, e-mail: bichurinatb@mail.ru;
Васютин Александр Викторович – младший научный сотрудник гастроэнтерологического отделения
Учреждения РАМН НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН.
Тел. 8 (913) 180-71-89, e-mail: alexander@kraslan.ru;
Айвазова Р.А. – кандидат медицинских наук, докторант кафедры пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии
ГОУ ВПО “Московский государственный медико-стоматологический университет’’ Минздравсоцразвития РФ.
Тел. 8 (495) 683-98-58, e-mail: proped@mail.ru