Опыт применения Гливека при злокачественных гастроинтестинальных стромальных опухолях


Филоненко Д.А., Мещеряков А.А., Медведева Б.М., Анурова О.А., Степанова Е.В., Личиницер М.Р.

Гливек (иматиниба мезилат) является первым зарегистрированным ингибитором тирозинкиназы. Применение Гливека при гастроинтестинальных стромальных опухолях (ГИСО) позволило увеличить медиану продолжительности жизни пациентов с диссеминированными ГИСО с 12 до 36 месяцев и более. Обсуждаются данные международных исследований III фазы, посвященных изучению эффективности применения двух дозовых режимов препарата (400 и 800 мг/сут), приводятся основные положения рекомендаций консенсусной конференции (2004) по лечению ГИСО. Анализируется опыт применения Гливека у 32 больных ГИСО в отделении химиотерапии и комбинированных методов лечения злокачественных опухолей РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. В настоящее время ведется дальнейшее изучение эффективности терапии Гливеком, методов оценки результатов лечения, рациональной тактики при прогрессировании после частичного регресса или стабилизации болезни, осуществляется анализ молекулярно-биологических маркеров.

Гливек (иматиниба мезилат) – первый зарегистрированный ингибитор тирозинкиназы с доказанной клинической эффективностью при лечении злокачественных опухолей [1]. Применение Гливека при GIST позволило увеличить медиану продолжительности жизни пациентов с диссеминированными GIST с 12 до 57 месяцев [2].

К настоящему времени опубликованы результаты исследований III фазы: US (S0033) и EORTC (European Organization for Research and Treatment of Cancer) [3, 4]. В обоих исследованиях все пациенты были рандомизированы в две группы, получавшие 400 и 800 мг/сут Гливека соответственно.

В исследовании US (S0033) участвовали 694 пациентов. Основной целью этого исследования была оценка общей выживаемости пациентов в двух сравниваемых группах. Медиана общей выживаемости на момент публикации еще не была достигнута. Двухлетняя выживаемость составила 78 % в группе пациентов, получавших Гливек в дозе 400 мг/сут, и 73 % – в группе пациентов, получавших препарат по 800 мг/сут. Безрецидивная выживаемость в группе 400 мг составила 50 %, в группе 800 мг – 53 %. Одно из условий исследования – увеличение дозы Гливека с 400 до 800 мг/сут при выявлении признаков прогрессирования в группе пациентов, получавших 400 мг/сут. У 164 больных обнаружено прогрессирование заболевания, в 88 случаях из 164 доза Гливека была увеличена с 400 до 800 мг/сут. Медиана длительности наблюдения за пациентами, которым удвоили дозу препарата (до 800 мг/сут), составила 307 дней, при этом у 5 (7 %) из 68 оцененных пациентов отмечен частичный регресс, а у 20 (29 %) – стабилизация болезни. Медиана времени до прогрессирования у пациентов при увеличении дозы Гливека составила 4 месяца медиана общей выживаемости – 19 месяцев.

Ни по показателям общей выживаемости, ни по показателям времени до прогрессирования, ни по эффективности лечения данное исследование не обнаружило преимуществ назначения Гливека в дозе 800 мг/сут против 400 мг/сут при диссеминированных GIST. Однако отмечено, что у больных с прогрессированием на дозе Гливека 400 мг/сут удается добиться эффекта при удвоении дозы (до 800 мг/сут).

В исследование EORTC были включены 946 пациентов. Все больных рандомизировали в две группы по 473 пациента в каждую. Пациенты 1-й группы получали Гливек в дозе 400 мг/сут, 2-й группы – 800 мг/сут. Одним из условий исследования было, как и в исследовании US (S0033), увеличение дозы Гливека с 400 до 800 мг/сут при прогрессировании процесса на фоне стандартной дозы. Эффективность применения Гливека в двух группах составила: в 5 % случаев – полная ремиссия, в 47 % – частичная ремиссия, в 32 % – стабилизация болезни. Общая выживаемость в течение 2 лет достигла 69 % в группе 400 мг, 74 % – в группе 800 мг. Время до прогрессирования было на 5 месяцев больше в группе 800 мг, чем в группе 400 мг. Из 97 пациентов, которым суточная доза при прогрессировании была увеличена с 400 до 800 мг/сут, у 2 – достигнута частичная ремиссия, у 30 – стабилизация болезни.

Более поздние результаты опубликованы в апреле 2005 г. [5]. Прогрессирование выявлено у 247 пациентов, получавших Гливек в дозе 400 мг/сут, из них 133 (55 %) увеличили дозу препарата до 800 мг/сут. Медиана времени лечения после увеличения дозы Гливека составила 112 дней, прогрессирование заболевания было ведущей причиной прекращения лечения (у 88,4 % больных). У 3 (2,3 %) пациентов достигнут частичный регресс, у 36 (27,1 %) – стабилизация болезни. Медиана длительности частичного регресса и стабилизации болезни составила 153 дня, медиана времени до прогрессирования – 81 день. У 67 пациентов (53,3 %) отмечены прогрессирование болезни или смерть в течение 3 месяцев. Более одного года без признаков прогрессирования болезни оставались живыми 18,1 % пациентов.

Мета-анализ данных EORTC и US (S0033) исследований (1640 пациентов) показал, что Гливек в дозе 800 мг/сут достоверно (р = 0,017) улучшает безрецидивную выживаемость пациентов с мутацией в экзоне 9 по сравнению с другими генотипами [8]. На основании полученных данных Альянс ведущих американских онкологических центров (National Comprehensive Cancer Network – NCCN) рекомендовал терапию Гливеком в дозе 800 мг/сут при наличии мутации в экзоне 9.

Исследования III фазы показали, что эффективность применения двух дозовых режимов одинакова, и нет существенных преимуществ в общей выживаемости при применении более высокой дозы, хотя увеличение дозы Гливека при выявлении прогрессирования заболевания у части больных позволяет достигать эффекта лечения или стабилизации.

Таким образом, первоначально пациентам с диссеминированными GIST следует назначать Гливек в дозе 400 мг/сут, а при выявлении прогрессирования заболевания увеличивать дозу до 800 мг/сут, что может позволить добиться повторного эффекта.

В марте 2004 г. состоялась консенсусная конференция, на которой были разработаны рекомендации по лечению GIST. Их опубликовали в апреле 2005 г. (Blay J.Y. и соавт.) [6].

Ниже изложены основные положения этих рекомендаций:

  • для постановки диагноза необходимо обязательное определение иммуногистохимическим методом маркера CD 117 (С-KIT), а также CD 34, liS 100, десмина, гладкомышечного актина; в случае если экспрессии С-KIT в опухоли не выявлено, необходимо определение мутаций в генах KIT и liDGFRA (lilatelet-derived growth factor recelitor);
  • полная резекция опухоли с негативными краями резекции – стандартное хирургическое лечение;
  • адъювантное и неоадъювантное назначения Гливека (в настоящее время находится на стадии изучения и не является стандартом терапии GIST);
  • лечение Гливеком следует начинать при появлении рецидива заболевания после радикальной операции или первоначально диссеминированных GIST;
  • рекомендуемая стартовая доза Гливека – 400 мг/сут;
  • при возникновении прогрессирования на дозе Гливека 400 мг/сут ее следует удвоить (до 800 мг/сут), что в 2,3 % случаев приводит к частичному регрессу, а в 27,1 % – к стабилизации болезни [4];
  • лечение Гливеком проводится до момента прогрессирования заболевания или появления признаков непереносимости препарата;
  • эффективность терапии Гливеком оценивают не только по уменьшению размеров опухоли (RECIST-критерии), но и по снижению плотности по данным компьютерной томографии (КТ) с внутривенным контрастированием;
  • роль хирургического лечения при метастатических GIST в настоящее время до конца не изучена. Существуют данные, что хирургическое лечение показано на фоне терапии Гливеком в том случае, если возможно удалить все опухолевые узлы в момент достижения максимального эффекта (т. е. когда опухоль на фоне лечения становится резектабельной) [7].

С 2001 г. в РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН организован центр по лечению больных GIST. В отделении химиотерапии и комбинированных методов лечения злокачественных опухолей РОНЦ Гливек назначен 32 больным, страдающим GIST в поздней стадии, у которых была выявлена следующая локализация первичной опухоли: желудок – 43,7 % случаев, тонкая кишка – 37,5 %, толстая кишка – 9,4 %, без ясного первичного очага – 9,4 %. Первичная опухоль удалена у 21 (65,6 %) пациента. Медиана времени от операции до прогрессирования болезни составила 13 месяцев (4–267 месяцев). Ко времени назначения Гливека у 11 (34,3 %) больных первичная опухоль была неудаленной, метастазы в печени обнаружены в 84,4 % случаев, в брюшной полости – в 71,8 %, в легких – в 3,1 %, в костях – в 3,1 %. У всех больных до применения Гливека диагноз GIST установлен по данным гистологического и иммуноморфологического исследований. До лечения и затем каждые 3 месяца больным выполнялась КТ, ультразвуковая томография осуществлялась каждые 1,5 месяца.

Гливек назначали по 400 мг ежедневно длительно. Медиана времени наблюдения составила 22,5 месяца (от 3 до 53 месяцев). Лечебный эффект проанализирован у 31 пациента и оценен по изменению размеров опухолевых узлов, согласно стандартным критериям RECIST (Response Evaluation Criteria in Solid Tumors), изменению плотности опухолевых узлов (дополнительно), а также времени до прогрессирования.

Прогноз у таких больных, по нашим и мировым данным, совсем недавно был неутешительным (2–3 месяца). Гливек продемонстрировал высочайшую лечебную активность при GIST в запущенной фазе болезни. Терапия этим препаратом привела к полному симптоматическому эффекту уже в первые недели лечения. При использовании Гливека частичный регресс опухолевых узлов достигнут у 22 (68,7 %) пациентов. В этой группе ремиссии длительностью 6–10 месяцев зарегистрированы у 5 пациентов, 11–15 месяцев – у 7, более длительные ремиссии (от 23 до 53 месяцев) – у 10 больных. Максимальный эффект от лечения наблюдался через 2–3 месяца в 12 случаях, через 4–6 месяцев – в 9, через 8 месяцев – в 1 случае. У двух больных на фоне эффективного лечения Гливеком дополнительно выполнено удаление остаточных опухолевых узлов в брюшной полости, затем терапия Гливеком была продолжена. К настоящему времени у этих пациентов болезнь не прогрессирует в течение 53 и 47 месяцев соответственно.

Длительная стабилизация болезни (Ћ 6 месяцев) наблюдалась у 8 (25 %) больных, а более 10 месяцев (от 22 до 50 месяцев) – у 5 пациентов. Таким образом, частичная ремиссия и длительная стабилизация достигнуты в 93,7 % случаев. Раннее прогрессирование болезни при назначении Гливека отмечено только у одного пациента.

Изменение структуры опухолевых узлов в случаях частичного эффекта или длительной стабилизации выражалось в образовании кистозных полостей. Такое явление не описано при других злокачественных опухолях.

Побочные эффекты Гливека оценены у всех 32 больных. Токсичность препарата была минимальной, как правило I–II степени, и не требовала сопутствующего лечения. Наиболее часто отмечались периорбитальные отеки, сохранявшиеся в течение всего лечения. В начале терапии возможно появление сыпи, тошноты, диареи, однако на фоне продолжающегося лечения интенсивность и частота этих побочных эффектов уменьшаются, что может быть связано со снижением средней концентрации препарата при его длительном применении.

Клинический случай 1. Больной П. 1942 г. р. Клинический диагноз: гастроинтестинальная стромальная опухоль прямой кишки с метастазами в печени.

В мае 2005 г. в РОНЦ в отделении колопроктологии выполнена брюшно-промежностная экстирпация прямой кишки по поводу опухоли среднеампулярного отдела прямой кишки, при ревизии органов брюшной полости обе доли печени замещены массивными метастазами, интраоперационно признанными нерезектабельными. При гистологическом исследовании: злокачественная стромальная опухоль прямой кишки, III степень злокачественности, CD 117 – (2+), CD 34 – (3+), виментин – (2+).

С июня 2005 по декабрь 2005 г. пациент получал лечение Гливеком в дозе 400 мг/сут. При оценке эффекта через 3 месяца отмечена стабилизация болезни по критериям RECIST, однако наблюдалось формирование кистозных полостей, резкое снижение плотности определяемых очагов в печени с 51 (плотность соответствует солидному образованию) (рис. 2а) до 20 ЕДН (плотность соответствует жидкости) (рис. 2б). Лечение Гливеком было продолжено, через 6 месяцев отмечено прогрессирование заболевания: появление новых очагов мягкотканой плотности (рис. 2в).

Клинический случай 2. Больная Н. 1952 г. р. Клинический диагноз: гастроинтестинальная стромальная опухоль тонкой кишки с метастазами по брюшине.

В апреле 2004 г. в РОНЦ РАМН была выполнена резекция тонкой кишки, надвлагалищная ампутация матки с придатками по поводу GIST тонкой кишки. При гистологическом исследовании: злокачественная стромальная опухоль тонкой кишки, II степень злокачественности по системе FNCLCC, CD 117 – (3+), виментин – (2+), гладкомышечный актин – (1+).

По данным КТ, при динамическом наблюдении выявлены множественные метастазы по брюшине. Под передней брюшной стенкой в проекции большого сальника определено множество узлов, размеры одного из конгломератов на уровне пупка – до 9,0 і 5,7 см, сзади от мочевого пузыря опухолевый конгломерат, сливающийся с изображением петель толстой кишки и задней стенкой мочевого пузыря общим размером 13,2 і 10,3 см, в брюшной полости большое количество свободной жидкости.

С декабря 2005 г. назначен Гливек в дозе 400 мг/сут. На момент начала лечения у больной были жалобы на увеличение живота в объеме, учащенное мочеиспускание, пальпировался массивный опухолевый конгломерат в брюшной полости (рис 1а).

Через три месяца от начала лечения отмечен выраженный клинический эффект: уменьшение живота в объеме, нормализация мочеиспускания, при пальпации живота опухолевый конгломерат, определяемый ранее, перестал определяться (при контрольной КТ в марте 2006 г. отмечен частичный регресс, уменьшение размеров опухолевого конгломерата на 47 %). При контрольном обследовании в июне 2006 г. (через 6 месяцев от начала лечения) отмечен полный эффект, по данным КТ брюшной полости и малого таза, опухолевых узлов не определялось (рис. 1б). Пациентка до настоящего времени получает Гливек в дозе 400 мг/сут (17 месяцев), полный эффект сохраняется (по данным последнего обследования в мае 2007 г.).

В настоящее время ведется дальнейшее изучение эффективности терапии Гливеком, методов оценки результатов лечения, рациональной тактики при прогрессировании после частичного регресса или стабилизации болезни, осуществляется анализ молекулярно-биологических маркеров.




Литература





  1. Van Oosterman AT, et al. Safety and efficacy of imatinib (STI571) in metastatic gastrointestinal stromal tumors: a phase I study. Lancet 2001; 358:1421–23.

  2. Blanke CD, Joesuu H, Demetri GD, et al. Long-term of follow-up of patients with advanced gastrointestinal stromal tumor (GIST treated with imatinib mesylate. ASCO 2007 Gastrointestinal stromal symposium 2007, abstr. 2.

  3. Ranklin C, Von Mehren M, Blanke CD, et al. Dose effect of imatinib (IM) in patients with metastatic gastrointestinal stromal tumor – Phase III Sarcoma Group Study S0033. ASCO 2004, abstr. 9005.

  4. Zalcberg J, Verweij J, Casali PG, et al. Outcome of patients with Advanced Gastrointestinal Stromal Tumors crossing over to a daily imatinib dose of 800 mg after progression on 400 mg. ASCO 2004, abstr. 9004.

  5. Zalcberg J, Verweij J, Casali PG, et al. Outcome of patients with Advanced Gastrointestinal Stromal Tumors crossing over to a daily imatinib dose of 800 mg after progression on 400 mg. Eur J Cancer 2005;41(12):1751–57.

  6. Blay JY, Bonvalot S, Casali P, et al. Consensus meeting for the management of Gastrointestinal Stromal Tumors. Report of the ГИСО Consensus Conference of 20-21 March 2004, under the auspices of ESMO. Ann Oncol 2005;16(4): 566–78.

  7. Raut CP, Posner M, Desai J, et al. Surgical Management of Advanced Gastrointestinal Stromal Tumors After Treatment With Targeted Systemic Therapy Using Kinase Inhibitors. J Clin Oncol 2006;24:2325–31.

  8. Byrd DM, et al. J Clin Oncol 2007;25(18S):228s, abstr. 10054.



Бионика Медиа