Современные достижения в фармакотерапии рассеянного склероза

Н.Л. Шимановский

Рассматривается современное состояние проблемы лечения рассеянного склероза (РС), в т. ч. отдельных его форм. Приводятся результаты применения при этом заболевании различных препаратов интерферона бета (ИНФ-бета) и некоторых других средств, разработка которых открыла новую эру в терапии РС. Обсуждаются механизмы действия ИНФ-бета. Подчеркивается, что препараты ИНФ-бета или глатимера ацетат предпочтительны в качестве стандартной базисной терапии РС. Как альтернативу можно использовать азатиоприн при РС ремитирующего типа. При прогрессировании РС или очень активной начальной фазе заболевания можно применять натализумаб или митоксантрон. Рассматриваются перспективы лечения РС, в частности, применение двойной стандартной дозой ИНФ-бета-1б (500 мкг через день), которая, как уже установлено, хорошо переносится больными.

Рассеянный склероз (РС) относится к демиелинизирующим заболеваниям, быстро приводящим к инвалидизации. Чаще всего РС имеет ремитирующую форму (до 80–85 % случаев), когда обострение сменяется ремиссией. Реже имеет место прогредиентное течение РС, когда ухудшение состояния больного прогрессирует с момента начала заболевания. Наибольшую тревогу больных РС и их лечащих врачей вызывает нарастание инвалидизации, когда болезнь переходит в стадию вторично-прогрессирующего РС (ВП-РС) [1, 6]. При ВП-РС инвалидизация становится основным фактором, определяющим необходимую помощь и соответствующие расходы. Ведущим механизмом развития демиелинизующего процесса при РС является иммунопатологический. В 1970-х гг. доминировала гипотеза о вирусной природе РС. Предполагалось, что вирус стимулирует продукцию Т-лимфоцитами интерферона гамма (ИНФ-гамма), который вызывает экзацербацию – обострение болезни, а ИНФ-бета подавляет репликацию вируса и поэтому тормозит этот процесс [16].

Для подтверждения гипотезы о возможности использования ИНФ для лечения РС около 30 лет назад начались исследования, направленные на выявление терапевтической активности различных типов ИНФ. Результаты испытаний природного или рекомбинантного ИНФ-альфа показали отсутствие у него способности оказывать лечебный эффект при РС. Аналогичные испытания ИНФ-гамма свидетельствовали даже об ухудшении состояния больных РС после его введения. И только в 1981 г. была опубликована первая работа (Jacobs и соавт.), согласно которой интратекальное введение дважды в неделю ИНФ-бета, выделенного из фибробластов человека (1 * 106 ЕД/м2), привело к уменьшению частоты обострений по сравнению с контрольной группой [5]. Эти результаты стимулировали проведение многочисленных исследований ИНФ, представляющих собой одну из групп межклеточных мессенджеров, называемых цитокинами. Они обладают антивирусной, антипролиферативной, противоопухолевой и иммуномодуляторной активностью. Система ИНФ является эволюционным приобретением позвоночных, начиная от рыб и кончая приматами, что предполагает очень древнее филогенетическое происхождение и существенное значение этой системы. ИНФ были открыты при изучении механизма вирусной интерференции – феномена, при котором животные или клеточные культуры, зараженные одним вирусом, становились резистентными к инфекции другим вирусом. К настоящему времени установлено, что ИНФ можно отнести к гомеостатическим агентам. Обладая полифункциональными свойствами и участвуя в дифференцировке клеток, ИНФ играют существенную роль в патогенезе инфекционных, онкологических, аутоиммунных и других заболеваний.

Существует два типа интерферонов. К первому относятся ИНФ-альфа и ИНФ-бета, ко второму – ИНФ-гамма. ИНФ-альфа, обычно называемый лейкоцитарным, состоит из белков с молекулярной массой 19–24 кД, что соответствует 165–166 аминокислотам, продуцируется В-клетками и макрофагами после индукции вирусами, чужеродными нуклеиновыми кислотами, компонентами бактерий, гетерологическими клетками и некоторыми синтетическими субстанциями. ИНФ-бета – гликопротеин (166 аминокислот), продуцируемый клетками фиброэпителиального типа после индукции вирусами и чужеродными нуклеиновыми кислотами. ИНФ-гамма – гликопротеин (45 кД), состоящий из двух мономеров. В отличие от ИНФ-альфа и ИНФ-бета он не стабилен при рН ниже 4,0. ИНФ-гамма продуцируется Т-лимфоцитами при стимуляции анти- и митогенами.

Гены, кодирующие ИНФ-альфа и ИНФ-бета, расположены у человека в

9-й хромосоме, эти ИНФ имеют 40–50 % гомологии. Ген для ИНФ-гамма расположен в 12-й хромосоме, ИНФ-гамма не имеет структурной с ИНФ-альфа и ИНФ-бета гомологии.

ИНФ-гамма и ИНФ-бета связываются с различными плазмамембранными рецепторами и вызывают фосфорилирование ряда цитоплазматических белков – активаторов транскрипции. Иными словами, специфичность действия различных ИНФ и других цитокинов (колониестимулирующего фактора, факторов роста, интерлейкинов) определяется специфичностью активируемых ими киназ.

Фармакологическая активность ИНФ-бета-1б опосредована его связыванием с клеточными рецепторами 1-го типа. Эти рецепторы расположены на клеточной поверхности большинства клеток человека и состоят из двух субъединиц. Связывание ИНФ-бета с рецепторами запускает цепь внутриклеточных биохимических реакций: активацию киназ Janus (названы так благодаря присутствию в одной молекуле двух киназных доменов; они ассоциированы с рецепторами цитокинов, но неактивны, пока рецепторы не агрегируют под действием цитокинов). После агрегации происходит их активация за счет трансфосфорилирования. Активированные киназы фосфорилируют множество тирозинов в цитоплазматической части рецепторов. К этим фосфотирозинам присоединяются молекулы белков, известных под общим названием “белки STAT” (signal transducers and activators of transcription), которые димеризуясь проникают в ядро. Там они сами или с участием других белковых факторов индуцируют транскрипцию тех генов, которые должны индуцироваться цитокином.

В результате начинают функционировать механизмы противовирусной защиты, а также изменяется регуляция аутоиммунных процессов. В частности, ИНФ-бета быстро активирует кальцийнезависимую протеинкиназу С через вторичного посредника – диацилглицерина. Эта протеинкиназа принимает участие в регуляции образования мРНК, ответственной за противовирусную активность клеток. ИНФ-бета, но не ИНФ-альфа ингибирует рост клеток гладких мышц сосудов. В результате реализации рецепторопосредуемой активности ИНФ-бета имеет место индукция олигоаденилатсинтетазы, гликозилтрансферазы, рибонуклеазы L, протеинкиназы р1, опухольспецифических антигенов, подавление онкогенов и рецепторов факторов роста [5].

Терапевтическое действие ИНФ-бета при РС заключается в ингибировании или модуляции активностей таких цитокинов, как ИНФ-гамма и фактор некроза опухоли альфа (ФНО-альфа), а также в усилении супрессорной функции Т-лимфоцитов. Доказано, что ИНФ-бета ингибирует синтез ИНФ-гамма, который играет важную роль в патогенезе РС, индуцируя синтез ФНО-альфа – цитотоксина олигодендроцитов. Кроме того, ИНФ-бета увеличивает уровень интерлейкина-10, стимулирует образование антагониста рецептора интерлейкина-1 и ингибирует пролиферацию лейкоцитов, уменьшает презентацию антигенов микроглии, снижает миграцию Т-лимфоцитов в головной мозг, ингибируя активность матриксной металлопротеиназы, оказывает даунрегулирующее действие на молекулы адгезии [8].

ИНФ-бета уменьшает экспрессию HLA молекул антигенпредставляющими клетками, соответственно, снижая представительство этих детерминант Т-лимфоцитами и макрофагами, что ограничивает не только пролиферацию последних, но и проницаемость гематоэнцефалического барьера. Вследствие специфического взаимодействия с рецепторами

Т-лимфоцитов и макрофагов ИНФ-бета тормозит продукцию ими провоспалительных цитокинов: ИНФ-гамма, лимфотоксина, ФНО-альфа и ФНО-бета. В то же время ИНФ-бета стимулирует синтез и реализацию функции противовоспалительного цитокина – трансформирующего фактора роста бета, который подавляет экспериментальный аллергический энцефаломиелит и снижает частоту экзацербаций при РС. Он также стимулирует супрессирующую функцию СD8 лимфоцитов.

При изучении иммунных механизмов действия ИНФ-бета установлено, что он ингибирует активацию T-клеток, вызываемую ИНФ-гамма [5]. Кроме того, описана способность ИНФ-бета увеличивать апоптоз T-клеток. Обнаружено, что ИНФ-бета увеличивает содержание молекул B7-H1 в моноцитах и дендритных клетках, что может приводить к ингибированию активации аутологичных T-клеток [5]. ИНФ-бета также снижает экспрессию молекул, необходимых для презентации антигенов. Имеются экспериментальные доказательства того, что ИНФ-бета может переключить иммунный ответ от T-хелперов (Th) 1 на противовоспалительный Th2-ответ [5].

Описана способность ИНФ-бета увеличивать трансэндотелиальное электрическое сопротивление и снижать межклетную проницаемость для различных молекул, в т. ч. и для иммунных клеток, а также уменьшать экспрессию адгезивных молекул, хемокинов и матриксной металлопротеиназы [5]. После начала терапии ИНФ-бета происходит быстрая нормализация проницаемости гематоэнцефалического барьера, о чем свидетельствуют данные магнитно-резонансной томографии (МРТ) с контрастированием гадолинийсодержащими препаратами.

Помимо иммунологических механизмов действия ИНФ-бета при РС имеют место и другие его эффекты, которые также могут влиять на формирование демиелинизирующего процесса. К ним относятся противовирусное действие и повышение уровня кортикостероидов. Установлено, что результатом лечения ИНФ-бета может быть повышение кортикостероидной активности, что может играть роль в снижении частоты обострений РС.

Таким образом, положительное действие ИНФ-бета как иммунотерапевтического средства на течение ремитирующей формы и прогрессирование РС реализуется путем влияния на ряд ключевых механизмов иммунопатологического процесса при этом заболевании; определенное значение имеют также его эффекты неиммунологического характера.

Первым ИНФ-бета, прошедшим все необходимые доклинические и клинические испытания, стал его подтип бета-1б. У больных РС установлена выраженная дозовая зависимость силы фармакологического действия ИНФ-бета-1б, что доказывает наличие у него специфической фармакотерапевтической активности в отношении РС.

В виде готовой к применению лекарственной формы ИНФ-бета-1б (Бетаферон) появился в 1993 г. как препарат для лечения рассеянного склероза, что стало главным достижением в борьбе с данной болезнью. Его клиническая эффективность доказана с помощью объективных современных методик, таких как МРТ с контрастным усилением [14].

Бетаферон – генноинженерная форма ИНФ-бета-1б. Он состоит из 165 аминокислот, его молекулярная масса равна 18 500 Дальтон. Бетаферон отличается от природного ИНФ-бета по следующим позициям:

• в позиции 17 имеет вместо цистеинового аминокислотного остатка сериновый;
  • в отличие от природного ИНФ-бета не гликозилирован;
  • характеризуется отсутствием N-концевого метионинового остатка.

Бетаферон представляет собой очищенный, стерильный, лиофилизированный белковый продукт, получаемый методом рекомбинации ДНК из штамма E. coli.

При проведении плацебо-контролируемого исследования, в котором приняли участие 372 пациента с ремитирующим РС, получавших ИНФ-бета-1б в дозе 8 млн ЕД подкожно через день в течение 2 лет, выявлено достоверное снижение частоты обострений на 34 % (р < 0,009) [9]. Бетаферон увеличил время до наступления первого обострения от начала исследования на 86 % по сравнению с группой плацебо, а также количество пациентов, у которых не было ни одного обострения в течение 2 лет наблюдения (на 95 %). Данные МРТ подтвердили клиническую эффективность Бетаферона: формирование новых очагов после 2 лет терапии уменьшилось на 83 % (р< 0,009) [2]. При этом доказано наличие дозовой зависимости [3]. Оказалось, что Бетаферон наиболее эффективен при раннем начале лечения, у пациентов с активным течением заболевания и невысокой степенью инвалидизации [2, 10].

В 1994 г. в 32 клиниках Европы начато большое многоцентровое плацебо-контролируемое исследование с целью оценки эффективности ИНФ-бета-1б в лечении ВП-РС, включавшее 718 пациентов с суммой баллов неврологического дефицита по шкале EDSS от 3,0 до 6,5. Через три года были получены результаты, убедительно доказавшие клиническую эффективность ИНФ-бета-1б [6]. Замедление процесса ухудшения неврологического статуса было статистически достоверным (р = 0,0008). ИНФ-бета-1б задерживал дальнейшее развитие инвалидизации на 9–12 месяцев за 2–3-летний период исследования. Положительный эффект был очевиден как для пациентов с явными рецидивами, так и для больных с постепенно ухудшающимся неврологическим статусом, без рецидивов. Обнадеживающие результаты получены и в отношении периода времени до наступления стадии болезни, когда больной вынужден пользоваться инвалидным креслом; снизились частота и степень тяжести обострений, потребность в стероидной терапии, количество случаев госпитализации. У больных улучшились показатели МРТ. Препарат достаточно хорошо переносился больными.

Исследование прекращено после того, как промежуточные результаты со всей очевидностью доказали эффективность ИНФ-бета-1б при лечении больных ВП-РС. У этих пациентов был установлен позитивный эффект ИНФ-бета-1б на выраженность локальной атрофии, т. е. количество и объем очагов гипоинтенсивности на Т1-изображениях с контрастным усилением (т. н. черных дыр), которые лучше коррелируют со степенью инвалидизации по шкале EDSS, чем Т2-изображения: через 3 года в группе плацебо объем очагов увеличился на 41,8 %, а при лечении ИНФ-бета-1б – на 23,2 %. Таким образом, терапия Бетафероном позволила достоверно уменьшить образование “черных дыр”, т. е. выраженность локальной атрофии, на 45 % по сравнению с группой плацебо [5].

На основании результатов исследования эффективности применения Бетаферона у пациентов с единичным клиническим эпизодом предполагаемого РС (BENEFIT) препарат недавно разрешен для лечения клинически изолированных синдромов (первичных проявлений демиелинизации, предположительно связанных с РС) [5].

Наряду с Бетафероном, ставшим первым и наиболее изученным препаратом в ряду ИНФ-бета, для лечения больных РС в настоящее время используются и другие препараты этого ряда, а также иные иммуномодуляторы. Сегодня существует два препарата ИНФ-бета, разрешенных FDA США и Европейским агентством по оценке средств медицинского назначения (EMEA) для лечения клинически изолированного синдрома (КИС) – первых клинических проявлений демиелинизации, предположительно связанных с РС: ИНФ-бета-1б (Бетаферон) и ИНФ-бета-1а (Авонекс). Еще один препарат, ИНФ-бета-1а (Ребиф), разрешен EMEA для лечения РС при наличии подтверждающих критериев McDonald (КИС + доказательства наличия диссеминирования).

В ряде стран разрешен для терапии РС глатирамера ацетат (Копаксон), представляющий собой смесь синтетических полипетидов с молекулярной массой от 4700 до 11 тыс. Дальтон. Этот препарат подавляет активацию Т-лимфоцитов антигенами миелина, конкурируя с антигенами за связывание с участками основного компонента гистосовместимости класса II. При проведении клинических испытаний Копаксона у 251 пациента с РС (опытная группа – 125, контрольная – 126) в течение 24 месяцев наблюдалось уменьшение частоты обострений РС на 29 %. Однако Копаксон не влиял на снижение когнитивных функций у больных РС, а уменьшение числа новых поражений головного мозга, выявляемых с помощью МРТ, в случае применения этого препарата (на 57 %) было менее значимым, чем при лечении Бетафероном (на 89 %). Кроме того, Копаксон необходимо вводить ежедневно, а Бетаферон назначают через день.

Все названные препараты, а также производное антрацендиона митоксантрон (Новантрон) разрешены для лечения РС ремитирующего типа. С 2002 г. к ним по данному показанию были добавлены натализумаб (Тизабри) и только в Европе – азатиоприн (см. таблицу).

В Бетафероне содержится 250 мкг ИНФ-бета-1б, в Ребифе – 22 или 44 мкг ИНФ-бета-1а, в Aвонексе – 30 мкг ИНФ-бета-1а. При сравнении способности этих препаратов индуцировать в сыворотке больных РС белок устойчивости к миксовирусам наибольшей активностью обладал Бетаферон (2,29 нг/105 лимфоцитов периферической крови), за ним шли Ребиф 22 (1 нг/105 лимфоцитов) и Авонекс (0,57 нг/105 лимфоцитов) [5]. Важно отметить, что результаты сравнительного исследования по определению биомаркера фармакологической активности препаратов ИНФ-бета соответствуют данным ряда сравнительных исследований их клинической эффективности у больных РС [2, 3, 7, 15, 17].

Исследование клинической эффективности ИНФ-бета-1а, который по структуре аналогичен естественному белку, при ремитирующем течении РС проводилось в 22 клиниках мира (PRISMS) [12]. В этом исследовании приняли участие 560 пациентов с суммой баллов неврологического дефицита по шкале EDSS от 0 до 5,0. Согласно полученным данным, двухлетнее применение ИНФ-бета-1а в дозе 22 мкг снизило ежегодную частоту обострений на 29 %, а в дозе 44 мкг – на 32 % (р < 0,005). Время до наступления первого обострения от начала исследования на фоне лечения высокой дозой ИНФ-бета-1а увеличилось на 113 % по сравнению с группой плацебо, а при применении ИНФ-бета-1а в дозе 22 мкг – на 70 %. Число пациентов, у которых не было ни одного обострения в течение двух лет наблюдения, увеличилось на 100 % в группе, получавшей лечение ИНФ-бета-1а в высокой дозе, и на 69 % в группе, получавшей его в дозе 22 мкг [7]. По данным МРТ, количество активных очагов на фоне лечения ИНФ-бета-1а (Ребифом) в высокой дозе уменьшилось на 78 %, а в дозе 22 мкг – на 67 % (р < 0,0001) [2].

Терапия препаратами ИНФ-бета помимо позитивного влияния на среднегодовую частоту обострений позволяет достоверно снижать частоту среднетяжелых, тяжелых обострений и госпитализаций, а также потребность в проведении кортикостероидной терапии [1, 6]. В 2001 г. опубликованы результаты исследования ИНФ-бета-1а при ВП-РС (SPECTRIMS) [13]. Статистически значимого положительного влияния препарата на время начала подтвержденного прогрессирования РС отмечено не было [11], и эффективность препарата в дозе 44 мкг была зарегистрирована только у пациентов с активным течением болезни, т. е. с сохраняющимися обострениями заболевания.

Многоцентровое рандомизированное исследование ИНФ-бета-1а, вводимого внутримышечно по 30 мкг 1 раз в неделю, включавшее 301 пациента с ремитирующим РС, показало, что двухлетняя терапия этим препаратом снижала частоту обострений за год на 18 % (р = 0,04), повышало число пациентов без обострений на 42 % и увеличивало время до наступления первого обострения на 31 % [4]. В группе больных, получавших лечение ИНФ-бета-1а, количество определяемых при МРТ очагов уменьшилось на 33 % (р = 0,05), а объем очагового поражения мозга – на 6,7 %.

Большой научно-практический интерес представляют данные проспективного рандомизированного многоцентрового сравнительного исследования (INCOMIN), которое не спонсировалось фармацевтическими компаниями, а финансировалось Министерством здравоохранения Италии и Итальянским обществом больных PC. В нем участвовали 188 больных РС из 15 центров Италии, из которых 92 – получали ИНФ-бета-1а (Авонекс) по 30 мкг внутримышечно раз в неделю, 96 – ИНФ-бета-1б (Бетаферон) по 250 мкг через день подкожно. В течение 2 лет терапии обострения РС не были отмечены у 51 % больных, получавших ИНФ-бета-1б, и только у 36 % пациентов, леченных ИНФ-бета-1а (р < 0,05). Прогрессирование РС наблюдалось только у 14 % больных, получавших Бетаферон, по сравнению с 30 % в группе Авонекса (р < 0,05). Результаты МРТ обследования с анализом полученных данных методом “слепого контроля” показали, что новые

Т2-очаги существенно реже выявлялись при лечении Бетафероном: при лечении этим препаратом они не определялись в течение 2 лет наблюдения у 55 % больных против 26 % – в группе Авонекса (р < 0,001). У 76 % больных, получавших Бетаферон, отсутствовали новые очаги, накапливавшие магнитно-резонансное контрастное средство, тогда как среди пациентов, леченных Авонексом, этот показатель составил только 49 % (р = 0,001) [7]. Таким образом, по эффективности Бетаферон значительно превосходил Авонекс, что дает все основания считать его препаратом выбора для пациентов с РС.

Важно, что более раннее начало лечения препаратами ИНФ-бета в большей степени уменьшает накопление неврологического дефицита и отодвигает наступление инвалидизации [12, 13, 17].

Таким образом, благодаря созданию препаратов ИНФ-бета в лечении РС началась новая эра. К настоящему времени имеются наблюдения за больными РС, лечившимися Бетафероном в течение 16 лет. Эти наблюдения свидетельствуют о хорошей длительной переносимости этого препарата, его способности замедлять процесс демиелинизации и уменьшать смертность от этого заболевания. Вместе с тем продолжаются поиски более оптимальных режимов применения препаратов ИНФ-бета (имеются указания на необходимость повышения дозы ИНФ-бета-1б в 2 раза), а также расширение показаний к их применению. Сегодня же мы можем сформулировать следующие положения в области фармакотерапии РС, которые характеризуют прогресс в эффективности лечения этого заболевания, достигнутый благодаря рекомбинантным препаратам ИНФ-бета:

• Согласно последним материалам группы по выработке консенсуса в лечении РС, препараты ИНФ-бета или глатирамера ацетат предпочтительны в качестве стандартной базисной терапии этого заболевания. Как альтернативу можно использовать азатиоприн при РС ремитирующего типа. При прогрессировании РС или очень активной начальной фазе заболевания можно применять натализумаб или митоксантрон.
  • Лечение двойной стандартной дозой ИНФ-бета-1б (500 мкг через день) хорошо переносится. Результаты исследования III фазы (BEYOND) по оценке эффективности двойной дозы ИНФ-бета-1б в сравнении с его стандартной дозой и глатирамера ацетатом должны быть получены к концу 2007 г.
  • В слепом исследовании установлено, что ИНФ-бета-1б (введение через день) имеет преимущество перед ИНФ-бета-1а (1 раз в неделю) с точки зрения уменьшения повреждений в ЦНС, выявляемых при МРТ. Ожидаются результаты двойного слепого клинического исследования по сравнению ИНФ-бета-1б и ИНФ-бета-1а.
  • Результаты лечения больных РС ИНФ-бета-1б в течение 16 лет подтвердили его безопасность и способность снижать смертность от этого заболевания.
  • Продолжает обсуждаться роль антител в отношении ИНФ-бета, возникающих у ряда больных при длительном лечении, в реализации его клинической эффективности.
  • Продолжаются исследования, результаты которых позволят предсказывать индивидуальный ответ на лечение препаратами ИНФ-бета.
  • При применении ИНФ-бета-1б следует избегать беременности, т. к. препарат увеличивает частоту спонтанного аборта, хотя тератогенный эффект у него не выявлен. При возникновении беременности следует прервать лечение ИНФ-бета-1б.
  • Лечение детей ИНФ-бета-1б характеризуется безопасностью и обычно хорошо переносится. Рекомендуется регулярно контролировать функцию печени, особенно у детей моложе 11 лет.
  • Продолжаются исследования возможности использования для лечения РС новых иммуномодулирующих средств, в частности моноклональных антител, например алемтузумаба, которые необходимо вводить лишь один раз в месяц.

1. Бойко А.Н., Гусев Е.И. Бета-интерфероны при рассеянном склерозе // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спец. выпуск. 2002. С. 65–71.

2. Гусев Е.И., Демина Т.Л., Хачанова Н.В. Сравнительный анализ бета-интерферонов, используемых для лечения рассеянного склероза // Нейроиммунология. Исследования. Клиника. Диагностика. Лечение. 2003. Т. 1. № 1. С. 45–50.

3. Allian H, Schuck S. Observations on differences between interferons used to treat multiple sclerosis. J Clin Res 1998;1:381–92.

4. Barkhof F, Waesberghe JH, Filippi M, et al. T1 hypointense lesions in secondary progressive multiple sclerosis : effect of interferon beta-1b treatment. Brain 2001;124:1396–402.

5. Buttmann M, Rieckmann P. Interferon-b1b in multiple sclerosis. Exp Rev Neurotherapeutics 2007;7(3):227–39.

6. European Study Group on Interferon beta-1b in Secondary Progressive MS. Plaсebo-controlled multicenter randomised trial of interferon beta-1b in treatment of secondary progressive multiple sclerosis. Lancet 1998;352:1491–97.

7. Durelli L, et al. The INCOMIN Study. Lancet 2002;359:1453–60.

8. Yau FD, Holbrook C, Reder AT. Type I interferons inhibit Interleukin-10 production in activated human monocytes and stimulate IL-10 in T cells: implications for Th1-mediated diseases. J Interferon Cytokine Res 2002;22:311–19.

9. IFNB Multiple Sclerosis Study Group. Interferon beta-1b is effective in relapsing-remitting multiple sclerosis. 1. Clinical results of multicenter, randomised, double-blind, placebo-controlled trial. Neurology 1993;43:655–61.

10. The IFNB Multiple Sclerosis Study Group and the University of British Columbia MS/MRI Analysis Group. Interferon beta-1b in the treatment of multiple sclerosis: final outcome of the randomised controlled trial. Neurology 1995;45: 1277–85.

11. Jacobs LD, Cookfair DL, Rudick RA, et al. intramuscular interferon beta-1a for disease progression in relapsing multiple sclerosis. Ann Neurol 1996;39:285–94.

12. Li DH, Paty DW. UBC MS/MRI Analysis Research Group, et al. Magnetic resonance imaging results of the PRISMS trial: randomised, double-blind, placebo-controlled study of interferon beta-1a in relapsing-remitting multiple sclerosis. Ann Neurol 1999;4:197–206.

13. Li DH, Zhao GJ, Paty DW. UBC MS/MRI Analysis Research Group and the SPECRTIMS Study Group. Randomised controlled trial of interferon-beta-1a in secondary progressive MS. MRI results. Neurology 2001;56:1505–13.

14. Simon JH, Lull J, Jacobs LD, et al. A longitudinal study of T1 hypointense lesions in relapsing MS. Neurology 2000;53:185–92.

15. Sturzebecher S, Mailbauer R, Heuner A, et al. Pharmacodynamic comparison of single doses of IFNb-1a and IFNb-1b in healthy volunteers. J Int Cyt Res 1999;19:1257–64.

16. Vartanian TK, Zamvil SS, Fox E, et al. Neutralizing antibodies to disease-modifying agents in the treatment of multiple sclerosis. Neurology 2004;63:S42–S49.

17. Williams GJ, Witt PL. Comparative study of the pharmacodynamic and pharmacologic effects of Betaferon and Avonex. J Int Cyt Res 1998;18:967–75.