Герцептин® в лечении рака молочной железы


И.П. Ганьшина, М.Р. Личиницер

Герцептин® в лечении рака молочной железы
с гиперэкспрессией HER-2
Представлены результаты поиска новых режимов лечения рака молочной железы (РМЖ) с гиперэкспрессией HER-2, включающих Герцептин (трастузумаб) и обеспечивающих высокую эффективность терапии без повышения риска кардиотоксичности и ухудшения качества жизни больных. К их числу относятся режимы, включающие Герцептин в сочетании с доцетакселом или паклитакселом и производными платины (карбоплатином и цисплатином), гемцитабином и карбоплатином, липосомальным доксорубицином и паклитакселом, винорелбином, капецитабином. Результаты изучения этих режимов свидетельствуют о возможности комбинированного применения Герцептина с широким кругом противоопухолевых средств и открывают новые перспективы лечения РМЖ с гиперэкспрессией HER-2.

Герцептин® (трастузумаб, Ф. Хоффманн–Ля Рош Лтд., Швейцария, Дженентек Инк., США) – единственный препарат, который в комбинации с химиотерапией позволяет увеличить как непосредственную эффективность, так и общую и безрецидивную выживаемость у больных раком молочной железы (РМЖ) с гиперэкспрессией рецепторов HER–2. Однако результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что комбинация Герцептина с антрациклинами повышает риск развития тяжелой кардиотоксичности. Поэтому важнейшей задачей в настоящее время является поиск новых режимов лечения, включающих Герцептин, которые, с одной стороны, демонстрировали бы высокую эффективность, с другой – не повышали риск кардиотоксичности и не ухудшали качество жизни больных.

В лечении метастатического РМЖ платиновые производные занимают далеко не первое место. Однако в последнее время публикуется все больше работ по изучению тройных комбинаций на основе Герцептина и платиновых производных для лечения РМЖ с гиперэкспрессией HER–2. Это имеет свое логическое объяснение: в доклинических исследованиях показано усиление противоопухолевой активности паклитаксела, гемцитабина и трастузумаба (Герцептина) при сочетании с производными платины (карбоплатином, цисплатином) за счет синергического взаимодействия. Кроме того, разработка новых режимов химиотерапии в комбинации с Герцептином, не содержащих антрациклины, создает дополнительные возможности для лечения больных РМЖ с гиперэкспрессией HER–2 без повышения риска развития кардиотоксичности. Существует ряд исследований, в которых показано преимущество применения тройной комбинации на основе Герцептина и платиновых производных, однако на сегодняшний день нет единого мнения об оптимальных дозах и режиме применения карбоплатина.

Исследовательская группа по изучению рака молочной железы (BCIRG) провела два многоцентровых исследования II фазы в 1–й линии лечения метастатического РМЖ с гиперэкспрессией HER–2 [1]. В первом исследовании оценивалась эффективность доцетаксела 75 мг/м2 и цисплатина 75 мг/м2 в комбинации с Герцептином в еженедельном режиме. Во втором исследовании изучались доцетаксел 75 мг/м2, карбоплатин AUC 6 и Герцептин в еженедельном режиме. В каждом из исследований лечение получили 62 пациентки. Кардиологическая токсичность III–IV степени была минимальной – 3,2 % в первом исследовании и 1,6 % во втором. Общая эффективность цисплатинсодержащего режима составила 79 %, медиана времени до прогрессирования при его применении – 9,9 месяца в общей группе и 12,7 месяца – в группе больных FISH+. При использовании карбоплатинсодержащего режима общая эффективность составила 56 %, медиана времени до прогрессирования – 12 месяцев в общей группе и 17 месяцев в группе FISH+.

Результаты рандомизированного исследования III фазы также доказывают высокую эффективность комбинации Герцептин + паклитаксел + карбоплатин в 1–й линии лечения метастатического РМЖ [2]. В нем 196 пациенток были рандомизированы в две группы: 1–я группа получала паклитаксел 175 мг/м2 (6 циклов) + Герцептин в еженедельном режиме, 2–я группа – паклитаксел 175 мг/м2, карбоплатин AUC 6 + Герцептин в еженедельном режиме. Результаты исследования представлены в таблице.

Как оказалось, добавление карбоплатина к комбинации Герцептин + паклитаксел увеличивало как непосредственную эффективность лечения (57 против 37 % в подгруппе больных с опухолью HER–2+++), так и медиану времени до прогрессирования (14 месяцев против 7,1 месяца в подгруппе больных с опухолью HER–2+++).

Результаты исследования BCIRG 007 [3], которые впервые были представлены на ASCO–2006, несколько отличаются от данных предыдущей работы. В исследование были включены 263 больные с метастатическим РМЖ с гиперэкспрессией HER–2 (только FISH+), не получавшие ранее лечения по поводу метастатической болезни. Женщины были рандомизированы в две группы: 1–я группа получала доцетаксел 100 мг/м2 в комбинации с еженедельным введением Герцептина, 2–я группа – доцетаксел 75 мг/м2 в комбинации с карбоплатином AUC 6 и еженедельным введением Герцептина. Больным проводилось восемь курсов химиотерапии с последующим назначением Герцептина до прогрессирования заболевания (в 3–недельном режиме). Медиана времени до прогрессирования составила 11,1 месяца в 1–й группе против 10,4 месяца во 2–й (р = 0,57), общая эффективность в обеих группах – 73 %. Наблюдались следующие побочные эффекты III–IV степени: фебрильная нейтропения – у 12 и 13 % больных 1–й и 2–й групп соответственно, тромбоцитопения – у 2 и 15 %. Две пациентки из 2–й группы погибли от сепсиса. Бессимптомное снижение фракции выброса левого желудочка было отмечено у 5,5 % больных 1–й группы и 6,7 % – 2–й. Отметим, что во 2–й группе более половины пациенток (52 %) получали химиотерапию в дозах, редуцированных вследствие развития токсичности [4].

В рандомизированном исследовании II фазы [5] изучались два различных дозовых режима карбоплатина в комбинации с паклитакселом и Герцептином у больных метастатическим РМЖ с гиперэкспрессией HER–2 в 1–й линии лечения. Тридцать пять больных были рандомизированы в две группы: 1–я группа получала карбоплатин AUC 2 в 1–й, 8–й, 15–й дни + паклитаксел 80 мг/м2 в 1–й, 8–й, 15–й дни (цикл – каждые 28 дней), 2–я – карбоплатин AUC 6 в 1–й день + паклитаксел 80 мг/м2 в 1–й, 8–й, 15–й дни (цикл – каждые 28 дней); больные с гиперэкспрессией HER–2 получали Герцептин в еженедельном режиме (нагрузочная доза – 4 мг/кг, далее 2 мг/кг еженедельно). Общая эффективность для больных РМЖ с HER–2+ и HER–2 составила 50 % (частичная ремиссия – 58,3 и 40 % в 1–й и 2–й группах соответственно), причем для пациенток с HER–2+ общая эффективность составила 64 %. Частота гематологической токсичности III–IV степени в 1–й группе составила 13,3 %, во 2–й – 50 %. Авторы делают вывод, что первый режим использования карбоплатина предпочтительнее в связи с меньшим риском гематологической токсичности III–IV степени.

В исследовании Yardley D.A. и соавт. [6] изучались эффективность и безопасность применения комбинации гемцитабин 1000 мг/м2 в 1–й, 8–й дни + карбоплатин AUC 5 в 1–й день ± Герцептин в 3–недельном режиме в 1–й линии лечения у больных метастатическим РМЖ с гиперэкспрессией HER–2. В исследование были включены 45 пациенток с FISH+–опухолями, после анализа безопасности у 20 больных доза карбоплатина была редуцирована до AUC 4 в связи с гематологической токсичностью III–IV степени. При этом химиотерапию получала 31 больная, химиотерапию в комбинации с Герцептином – 14. Тем не менее проводился обобщенный анализ эффективности, по данным которого частота объективного эффекта составила 44 %, стабилизации заболевания – 42 %. Возможно, столь умеренная частота объективного эффекта связана с тем, что большая часть больных метастатическим РМЖ с гиперэкспрессией HER–2 получала только химиотерапию без включения в состав лечения Герцептина. Частота гематологической токсичности III–IV степени составила: нейтропения – 66 % (1 случай фебрильной нейтропении), тромбоцитопения – 55 %, анемия – 32 %.

Таким образом, при метастатическом РМЖ с гиперэкспрессией HER–2 включение препаратов платины в режимы 1–й линии химиотерапии в комбинации с Герцептином позволяет существенно улучшить результаты лечения. Однако для обоснованного выбора оптимального режима 1–й линии лечения этой формы РМЖ требуется проведение дальнейших рандомизированных исследований.

Большой интерес в плане снижения риска развития кардиотоксичности представляет пегилированный липосомальный доксорубицин (Келикс). В составе этого препарата липосомы, содержащие доксорубицин, заключены в защитную оболочку с полиэтиленгликолем, позволяющую увеличить период полувысвобождения доксорубицина до 72 часов (в обычных лекарственных формах – 10 минут [7]). При этом доксорубицин высвобождается из липосом преимущественно в опухоли, что обеспечивает низкую системную токсичность, в т. ч. в отношении кардиомиоцитов.

В исследовании II фазы было показано, что Келикс в дозе 50 мг/м2 1 раз в 4 недели в комбинации с Герцептином в еженедельном режиме был эффективен и безопасен в качестве терапии 1–й линии у больных метастатическим РМЖ с гиперэкспрессией HER–2. Из 30 пациенток, включенных в исследование, 13 получали антрациклины адъювантно. Бессимптомное снижение фракции выброса левого желудочка отмечалось в 10 % случаев. Не возникло ни одного случая развития сердечной недостаточности. Общая эффективность (полная и частичная ремиссия) составила 52 %, у 38 % больных наступила стабилизация заболевания. Медиана времени до прогрессирования составила 12 месяцев [8].

В другом исследовании [9] также показана высокая эффективность комбинации пегилированного липосомального доксорубицина и Герцептина в

1–й линии лечения больных метастатическим РМЖ с гиперэкспрессией HER–2 (FISH+). В исследовании приняли участие 19 пациенток, получавших Герцептин в 3–недельном режиме (8 мг/кг – нагрузочная доза, далее 6 мг/кг каждые 3 недели) + Келикс 35 мг/м2 (инфузия не менее часа) + паклитаксел 175 мг/м2. Все больные получали профилактическое лечение колониестимулирующим фактором (G–CSF). Объективный эффект был зарегистрирован в 71 % случаев (полная ремиссия – 41 %, частичная ремиссия – 30 %), в 29 % случаев отмечена стабилизация заболевания длительностью более 6 месяцев. Побочные эффекты III–IV степени: ладонно–подошвенный синдром (37 %), нейтропения (21 %), мукозиты (10,5 %). Кардиологической токсичности отмечено не было.

До сих пор общепринятым стандартом в 1–й линии лечения метастатического РМЖ с гиперэкспрессией HER–2 считается комбинация Герцептина с таксанами (паклитакселом или доцетакселом). В рандомизированном исследовании Burstein H.J. и соавт. [10] сравнивалась эффективность комбинаций Герцептин + таксаны и Герцептин + винорелбин в 1–й линии терапии метастатического РМЖ с гиперэкспрессией HER–2 (ИГХ 3+ или FISH+). В исследование были включены 85 больных диссеминированным РМЖ, которые получали Герцептин в еженедельном режиме + винорелбин 25 мг/м2 еженедельно или таксаны (паклитаксел 80 мг/м2 или доцетаксел 35 мг/м2) еженедельно. Общая эффективность (полная и частичная ремиссия) комбинации с винорелбином составила 66 % против 58 % комбинации Герцептина с таксанами, медиана времени до прогрессирования – 8,5 и 6 месяцев соответственно. Таким образом, данное исследование показывает, что винорелбин может быть альтернативой таксанам в 1–й линии лечения метастатического РМЖ с гиперэкспрессией HER–2.

Монотерапия капецитабином при метастатическом РМЖ продемонстрировала высокую эффективность и благоприятный профиль токсичности. В комбинации с доцетакселом капецитабин увеличивает выживаемость по сравнению с монотерапией доцетакселом. Доклинические данные свидетельствуют о том, что в комбинации с Герцептином капецитабин обладает как минимум аддитивным эффектом.

Эффективность комбинации капецитабина с Герцептином в 3–й линии лечения метастатического РМЖ составляет 60 %, медиана времени до прогрессирования – 7 месяцев [11], в 1–2–й линиях лечения – 45 % и 5,2 месяца соответственно [12].

В исследовании Xu L. и соавт. [13] оценена эффективность капецитабина в комбинации с Герцептином в 1–й линии лечения метастатического РМЖ с гиперэкспрессией HER–2. Капецитабин назначался по 2500 мг/м2/сут в 1–14–й дни 3–недельного цикла (6 циклов), Герцептин – в еженедельном режиме. Частота объективного эффекта составила 63 %. Присутствовали побочные эффекты III степени: ладонно–подошвенный синдром (10 %), миелосупрессия (2 %). Побочные эффекты IV степени не отмечались.

С точки зрения низкой токсичности и удобства применения перспективной для дальнейшего изучения представляется комбинация перорального винорелбина с капецитабином. В исследовании Chan A. и соавт. [14] эта комбинация оценивалась в 1–й линии лечения у больных метастатическим РМЖ. В исследование включали больных как с гиперэкспрессией HER–2, так и без нее. Пациенткам с гиперэкспрессией HER–2 (25 человек) назначали винорелбин 60 мг/м2 (1–й цикл), или 80 мг/м2 (начиная со 2–го цикла) внутрь в 1–й и 8–й дни + капецитабин 2000 мг/м2 внутрь в 1–14–й дни (3–недельные циклы) + Герцептин в еженедельном режиме. Терапия продолжалась до прогрессирования заболевания. Контроль над болезнью (полная и частичная ремиссия, стабилизация) был достигнут в 91,7 % случаев.

Таким образом, проведенные в последнее время исследования свидетельствуют о возможности сочетанного применения Герцептина с широким кругом противоопухолевых средств и открывают новые перспективы лечения РМЖ с гиперэкспрессией HER–2.




Литература






  1. Slamon DJ. Update on Taxotere/Platinum/Herceptin combinations. 24th San Antonio Breast Cancer Symposium. 2001.

  2. Robert, et al. Breast Cancer Res Treat. 2002;76: S37, abstr. 35.

  3. Forbes JF, Pienkowski T, et al. BCIRG 007: Randomized phase III trial of trastuzumab plus docetaxel with or without carboplatin first line in HER2 positive metastatic breast cancer. ASCO 2006, LBA 516.

  4. Forbes JF, Kennedy T, et al. BCIRG 007: randomized phase III trial of trastuzumab plus docetaxel with or without Carboplatin first line in HER2 positive metastatic breast cancer. ASCO 2006, LBA516.

  5. Tauer K, Schwarzberg LS, et al. Randomized phase II trial of two different schedules of Carboplatin and paclitaxel + trastuzumab as first line treatment for metastatic breast cancer. ASCO 2006, abstr. 10697.

  6. Yardley DA, Peacock N, et al. Phase II trial of gemcitabine and carboplatin, plus trastuzumab in HER2+ patients as first line therapy in metastatic breast cancer. ASCO 2006, abstr. 10590.

  7. Symon Z, Peyser A, Tzemach D. Selective delivery of doxorubicin to patients with breast carcinoma metastases by stealth liposomes. Cancer 1999;86:72–78.

  8. Chia S, Clemons M, Martin LA, et al. Pegylated Liposomal Doxorubicin and Trastuzumab in HER-2 Overexpressing Metastatic Breast Cancer: A Multi-Center Phase II Trial. J Clin Oncol 2006.

  9. Karabelis A, Kosmas C, et al. Paclitaxel (P), pegylated liposomal doxorubicin (PLD) and trastuzumab as 1st-line chemotherapy (chemo) in HER2/neu-positive (+) metastatic breast cancer (MBC). ASCO 2006, abstr. 10663.

  10. Burstein HJ, Keshaviah A, et al. Trastuzumab and vinorelbine or taxane chemotherapy for HER2+ metastatic brest cancer: The TRAVIOTA study. ASCO 2006, abstr. 650.

  11. Bangemann, et al. ASCO 2005, abstr. 717.

  12. Yamamoto D, et al. Multicenter phase II study of trastuzumab and capecitabine as first – or second – line treatment in HER-2 over-expressing metastatic breast cancer. ASCО 2005, abstr. 802.

  13. Xu L, Song S, et al. A phase II trial of trastuzumab (H) + capecitabine (X) as first-line treatment in patients (pts) with HER2-positive metastatic breast cancer (MBC). ASCO 2006, abstr. 10615.

  14. Chan A, Tubiana N, et al. Optimal tolerance of an all-oral combination chemotherapy (CT) of oral vinorelbine (NVBo), capecitabine (C) with/without trastuzumab (T) in metastatic breast cancer (MBC) patients (pts): Safety Results of two international multicenter studies. ASCO 2006, abstr. 10607.




Бионика Медиа