Особенности современной антибактериальной терапии при рецидивах цистита у женщин пременопаузального возраста


Д.Ю. Пушкарь, А.В. Зайцев, О.Б. Лоран, Л.А. Синякова, В.П. Авдошин

Рецидивирующая неосложненная инфекция мочевыводящих путей (НИМП) у женщин имеет высокую распространенность. В связи с тем, что многие штаммы основных уропатогенов (E. coli и др.) в настоящее время приобрели резистентность к ранее широкоприменявшимся антибиотикам – ко-тримоксазолу, ампициллину, хлорамфениколу, необходима оптимизация схем антибактериальной терапии НИМП. В статье приводятся данные об успешном применении одного из “новых” фторхинолонов, левофлоксацина (Таваник®), у 93 пациенток с рецидивами хронического цистита в трех урологических клиниках. Клиническая эффективность препарата составила 95, микробиологическая – 86 %. Антимикробная терапия привела к эрадикации всех штаммов E. coli. Эти данные позволяют рекомендовать применение Таваника для лечения рецидивов хронического цистита у женщин с высокой вероятностью наличия персистирующей мочевой инфекции или инфицирования устойчивыми штаммами уропатогенов.

Введение

Многочисленные исследования свидетельствуют, что инфекция мочевыводящих путей является наиболее распространенной бактериальной инфекцией, при этом у половины взрослых женщин на протяжении жизни хотя бы 1 раз отмечались ее клинические проявления [3, 5]. В течение последующих 6–12 месяцев у 25–40 % из них развивается рецидивирующая неосложненная инфекция мочевыводящих путей (НИМП). Нередко она развивается при отсутствии факторов риска, таких как структурные или функциональные нарушения со стороны мочевых путей. Наиболее частым проявлением НИМП является цистит. В России, по расчетным данным, распространенность острого цистита составляет 26–36 млн случаев в год (Лоран О.Б., 1999). Частота рецидивов после первого эпизода цистита составляет 50 %, а у некоторых женщин рецидивы этого заболевания отмечаются более 3 раз в год. Рецидивирующий характер течения цистита часто определяется влиянием как эндогенных (повышенная адгезия микроорганизмов к эпителию, более выраженная вагинальная микробная колонизация и др.), так и экзогенных (использование спермицидов, противозачаточных диафрагм и кондомов, особенно покрытых спермицидами) факторов. У некоторых женщин выявляется корреляционная связь между степенью сексуальной активности и появлением симптомов острого цистита в течение 24–48 часов.

Вместе с тем хорошо известно, что клинические проявления НИМП и воспалительный процесс, вызванный инфекцией, передающейся половым путем (ИППП), могут иметь схожие симптомы. Исследования последнего времени свидетельствуют о наличии бактериурии у 57 % женщин в возрасте от 18 лет до 51 года с возникшими расстройствами мочеиспускания, причем у 17 % из них была выявлена гонококковая или хламидийная инфекция. Наличие бактериурии в мочевом пузыре не уменьшает вероятности выявления ИППП. В то же время существенных различий в частоте встречаемости ИППП между женщинами с бактериурией и отрицательными результатами микробиологического исследования мочи не отмечено (Shapiro T. и соавт., 2005).

Серьезной проблемой, значительно усложняющей лечение НИМП, является высокая степень приобретенной устойчивости микроорганизмов к большинству антибактериальных препаратов, длительно применяющихся в урологической практике. В течение многих лет препаратом выбора при лечении НИМП был триметоприм/сульфаметоксазол (ко–тримоксазол) [6]. Исследования последнего времени указывают на то, что резистентность к нему основного уропатогена – Escherichia coli – в различных географических регионах мира достигла 20–30 % (Kanan N.R. и соавт., 2004). Результаты исследований по оценке чувствительности возбудителей НИМП в России показывают, что распространенность уропатогенных штаммов E. coli, устойчивых к ампициллину, хлорамфениколу и ко–тримоксазолу, является весьма высокой и составляет 37,1; 25,8 и 21,0 % соответственно. Следовательно, указанные антибиотики не должны рассматриваться в качестве препаратов выбора при лечении инфекций мочевых путей.

Приведенные выше факты диктуют необходимость оптимизации антимикробной терапии рецидивирующей НИМП у женщин в современных условиях. В частности, с учетом вновь поступающих региональных данных о резистентности микрофлоры возрастает роль такого класса антибактериальных препаратов, как фторхинолоны [14–17].

Целью настоящего исследования была оценка клинической и микробиологической эффективности левофлоксацина (Таваник®), являющегося одним из представителей группы т. н. новых фторхинолонов, при лечении рецидивов хронического цистита у женщин. Левофлоксацин представляет собой левовращающий изомер одного из наиболее активных ранних фторхинолонов – офлоксацина. Препарат практически полностью всасывается при приеме внутрь, его биодоступность составляет около 100 %. Левофлоксацин сохраняет в основном спектр антимикробной активности, свойственный офлоксацину, однако, будучи его более активным изомером, проявляет усиленное бактерицидное действие. По сравнению с офлоксацином левофлоксацин имеет расширенный антимикробный спектр за счет более выраженной активности в отношении грамположительных микроорганизмов. Кроме того, имеются сообщения о достаточно высокой эффективности левофлоксацина при лечении ИППП.

Материал и методы исследования

В урологических клиниках МГМСУ, РМАПО и РУДН в 2004–2005 гг. были обследованы 93 пациентки в возрасте от 18 до 45 лет, обратившиеся за медицинской помощью по поводу рецидива хронического цистита. Микробиологическое исследование мочи проводилось до начала антибактериальной терапии и после ее завершения. Перед началом лечения у всех пациенток был также взят соскоб из уретры для выявления атипичных возбудителей: Chlamydia trachomatis, Mycoplasma hominis, Ureaplasma urealyticum. Определение C. trachomatis осуществлялось методом прямой иммунофлюоресценции, M. hominis и U. urealyticum – культуральным методом.

Эффективность антимикробной терапии рецидивов хронического цистита была проанализирована с точки зрения сроков и полноты регресса основных клинических симптомов заболевания и эрадикации микробного возбудителя после 7–дневного курса лечения препаратом Таваник в дозе 250 мг в сутки.

Результаты и обсуждение

Большинство выделенных возбудителей (64,5 %) принадлежало к семейству грамотрицательных микроорганизмов, причем чаще всего обнаруживалась E. coli (55,9 % из 93 штаммов). Вместе с тем следует отметить достаточно высокую частоту выявления грамположительных уропатогенов (23,6 %), среди которых 15 % приходилось на долю Enterococcus faecalis. В 11,9 % случаев микрофлора была представлена Streptococcus agalactiae, Serratia marcescens, Proteus mirabilis, Acinetobacter spp., Pseudomonas aeruginosa и некоторыми другими бактериями. При исследовании, направленном на выявление атипичных микроорганизмов, у шести пациенток была обнаружена ассоциация M. hominis и U. urealyticum, а в одном случае выделены C. trachomatis, M. hominis и U. urealyticum одновременно.

Клиническая эффективность левофлоксацина составила 95 %, микробилогическая – 86 %. Антимикробная терапия привела к эрадикации всех штаммов E. coli. Резистентными возбудителями, персистировавшими на фоне применения препарата, оказались S. marcescens, P. mirabilis, Klebsiella oxytoca, Providencia stuartii и Staphylococcus capitis. Частота их обнаружения составила 5 %.

Как известно, рецидивирующая инфекция нижних отделов мочевыводящих путей развивается у 12–27 % женщин после первого эпизода инфекции мочевых путей и у 48 % женщин, ранее перенесших рецидив заболевания [19], который может объясняться клиническим проявлением исходной бактериальной инфекции или быть результатом реинфекции той же или иной микрофлорой. Доказано, что около 80 % рецидивирующих НИМП являются результатом реинфекции, причем более трети из них вызваны теми же бактериальными штаммами. Нередко рецидивы обусловлены персистенцией фокуса инфекции [9].

Ikaheimo R. и соавт. установили, что у 36 % молодых женщин, инфицированных E. сoli, цистит рецидивирует в течение года, причем эти пациентки имели анатомически и физиологически нормальные нижние отделы мочевых путей [20].

Рост резистентности основных уропатогенов к ряду “традиционных” антимикробных препаратов, прежде всего к ко–тримоксазолу, обусловливает необходимость интенсивного поиска новых схем лечения рецидивирующей НИМП у женщин. Согласно данным большинства недавно проведенных исследований, резистентность ведущих возбудителей инфекций мочевых путей к фторхинолонам не превышает 5 %. Одним из наиболее широкоприменяемых “новых” фторхинолонов является левофлоксацин. В рандомизированном клиническом исследовании показано, что при 3–дневном назначении в однократной суточной дозе 250 мг этот препарат обладает высокой эффективностью при лечении НИМП [21].

Важно отметить, что в повседневной клинической практике при лечении острой НИМП у женщин молодого и среднего возраста микробиологическое исследование мочи и определение чувствительности уропатогенов к антибиотикам производятся редко. В то же время проведенное многоцентровое исследование позволило выявить у 23,6 % женщин с рецидивирующим циститом наличие грамположительной микрофлоры в моче, а у 11,9 % были выделены т. н. проблемные уропатогены – S. marcescens, P. mirabilis, Acinetobacter spp., P. aeruginosa. В связи с этим курс лечения левофлоксацином составил в данном исследовании 7 дней, что позволило достичь 95 % клинической и 86 % микробиологической эффективности.

Заключение

С учетом широкого спектра антибактериальной активности, фармакокинетических и фармакодинамических характеристик левофлоксацина (Таваника), а также результатов рассмотренного выше многоцентрового клинического исследования можно рекомендовать назначение этого фторхинолона в дозе 250 мг в сутки в течение 7 дней при лечении рецидивов хронического цистита у женщин с высокой вероятностью наличия персистирующей мочевой инфекции или инфицирования устойчивыми штаммами уропатогенов.




Литература






  1. Лоран О.Б., Зайцев А.В., Годунов Б.Н. et al. Современные аспекты диагностики и лечения хронического цистита у женщин // Урология и нефрология. 1997. № 6. С. 7–14.


  2. Материалы международного симпозиума “Инфекции мочевыводящих путей у амбулаторных больных”. М., 1999.


  3. Nicole L. Epidemiology of urinary tract infections. Infect Med 2001;18:153–62.


  4. Foxman B, Frerichs RR. Epidemiology of urinary tract infection: I. Diaphragm use and sexual intercourse. Am J Public Health 1985;75(11): 1308–13.


  5. Foxman B. Epidemiology of urinary tract infections: incidence, morbidity, and economic cost. Dis Mon 2003;49(2):53–70.


  6. Warren JW, Abrutyn E, Hebel JR, et al. Guidelines for antimicrobial treatment of uncomplicated acute bacterial cystitis and acute pyelonephritis in women. Clin Infect Dis 1999;29:745–58.


  7. Gibert DN, Moellering RC Jr, Sande MA. The Sanford Guide to antimicrobial therapy. 31st ed. Hyde Park, Vt: Antimicrobial Therapy, Inc 2001.


  8. Bishop MC. Uncomplicated urinary tract infection. EUA Update Series 2004;2:143–50.


  9. Hooton TM. A simplified approach to urinary tract infection. Hosp Pract 1995;30:23–30.


  10. Hooton TM. Recurrent urinary tract infection in women. Int J Antimicrobial Agents 2001;17: 259–68.


  11. Naber K. Оптимальная терапия инфекций мочевыводящих путей // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 1999. Т. I. № 1. C. 23–30


  12. Kahlmeter GJ. An international survey of the antimicrobial susceptibility of pathogens from uncomplicated urinary tract infections: the ECO.SENS Project J Antimicrob Chemother 2003;51:69–76.


  13. Karlowsky JA, Jones ME, Thornsberry C, et al. Trends in antimicrobial susceptibilities among enterobacteriaceae isolated 10-13 from hospitalized patients in the United States from 1998 to 2001. Antimicrobial Agents Chemother 2003;47: 1672–80.


  14. Naber KG. Levofloxacin in the treatment of urinary tract infection and prostatitis. J Chemotherapy 2004;16(Suppl. 2):18–21.


  15. Trinchiere A. Role of levofloxacin in the treatment of urinary tract infections. Arch Ital Urol Androl 2001;73(2):105–13.


  16. Hurst M, Lamb HM, Scott LJ, et al. Levofloxacin. An updated review of its use in the treatment of bacterial infections. Drugs 2002;62:2127–67.


  17. Drago L, De Vecchi E, Mombelli B, et al. Activity of levofloxacin and ciprofloxacin against urinary pathogens. J Antimicrob Chemother 2001;48: 37–45.


  18. Fadda G, Nicoletti G, Schito GC, et al. Antimicrobial susceptibility patterns of contemporary pathogens from uncomplicated urinary tract infections isolated in a multicenter Italian survey: possible impact on guidelines. J Chemother 2005;17(3):251–57.


  19. Cardozo L, Robinson D. Special considerations in premenopausal and postmenopausal women with symptoms of overactive bladder. Urology 2002;60:64–71.


  20. Ikaheimo R, Siitonen A, Heiskanen T, et al. Recurrence of urinary tract infection in a primary care setting: analysis of a 1-year follow-up of 179 women. Clin Infect Dis 1996;22:91–99.


  21. Richard GA, de Abate CA, Ruoff GE, et al. A double-blind, randomized trial of the efficacy and safety of short-course, once-daily levofloxacin versus ofloxacin twice daily in uncomplicated urinary tract infections. Infect Dis Clin Pract 1998;9:323–29.





Бионика Медиа