Риск вакцинации: оправданы ли имеющиеся опасения?


Несмотря на все успехи вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями, достигнутыми в мире, вопрос о безопасности вакцин продолжает вызывать большие споры. Опасения по поводу их побочных эффектов - реальные и надуманные - сопровождают этот метод с момента первого использования противооспенной вакцины. Скептицизм в отношении вакцин пышно расцвел в современном постмодернистском обществе с его недоверием к науке, боязнью всяческих рисков и повышенным вниманием граждан к своему здоровью.

Страх по поводу возможной опасности преувеличиваются, когда она является результатом сознательной человеческой деятельности, а не последствием случайных природных явлений, когда неблагоприятные последствия осуществляемых действий способны принести существенный вред, а связанная с этими действиями польза не кажется очевидной. Поэтому не удивительно, что отношение к вакцине против гепатита В существенно отличается от отношения к вакцинам, которые предупреждают болезни с быстро развивающимися катастрофическими проявлениями, такие, например, как полиомиелит или менингококковая инфекция. Сегодня настроения населения, информация в СМИ и Интернете, дебаты в органах законодательной власти, касающиеся вопросов вакцинации, далеко не всегда базируются на строгих научных доказательствах. Гипотезы часто становятся "фактами" задолго до появления объективных данных. Исключением в этом отношении не является и Россия, где недоверие к вакцинации формируется на фоне дефицита некоторых высокоэффективных вакцин.

Причины некоторых заболеваний остаются неизвестными. Когда значительная часть населения подвергается вакцинации, некоторые непосредственно связанные с болезнью явления могут возникнуть вскоре после введения вакцины. И если при природа заболевания не ясна, совсем не удивительно, что вакцинированные пациенты и даже некоторые врачи могут расценивать эти явления в качестве последствий вакцинации. Отсюда следует немедленный вывод, что вакцинация стала причиной той или иной болезни или ее активации.

Ярким примером такого рода проблемы стала ситуация с оценкой роли иммунизации в патогенезе рассеянного склероза. Так как это заболевание включает иммунологический компонент, хотя точные механизмы его возникновения не установлены, появилась гипотеза, согласно которой стимуляция иммунной системы, в частности, вакциной против гепатита В, может стать причиной парадоксальной аутоиммунной реакции, ведущей к развитию рассеянного склероза. Эта гипотеза стала довольно популярной, и ее укреплению содействуют публикации отдельных клинических сообщений.

Несомненно, что иммунизация может являться причиной некоторых побочных явлений. Примером может быть возникновение паралитического полиомиелита после применения оральной полиовирусной вакцины. Однако для большинства побочных реакций, особенно редких или возникающих после завершения постиммунизационного периода, только хорошо контролируемые эпидемиологические исследования могут стать подтверждением их непосредственной связи с проведенной иммунизацией.

В первом февральском номере The New England Journal of Medicine опубликованы два крупномасштабных исследования, отрицающих наличие взаимосвязи между вакцинацией против гепатита В и возникновением рассеянного склероза, а также риском его рецидивовов.

В первом из них (2001;344:327-32) на основании изучения двух крупных выборок женщин продемонстрировано, что внедрение в практику рекомбинантной вакцины против гепатита В не привело к повышению частоты развития рассеянного склероза среди американских женщин по сравнению с "довакцинным" периодом. Не было также обнаружено взаимосвязи между риском рассеянного склероза и числом доз вакцины.

Во втором исследовании (2001;344:319-26) установлено, что вакцина против гепатита В не влияет на течение (характер рецидивирования) уже возникшего рассеянного склероза, как не влияют на него также противогриппозная и противостолбнячная вакцины.

Традиционно вопросы, связанные с безопасностью вакцин, исходили от членов научного сообщества в период их разработки, клинических испытаний и постмаркетинговых исследований. В последние годы, однако, ситуация изменилась. Проблема начала широко обсуждаться в СМИ с привлечением случайных и некорректных данных, причем их обсуждение иногда носит откровенно провокационный характер. Делаются заявления о возможной причинно-следственной связи между иммунизацией и такими заболеваниями, как синдром внезапной детской смерти, сахарный диабет и аутизм. Следует отдавать себе отчет в том, что сегодняшние споры вокруг безопасности вакцин, часто имеющие псевдонаучный характер, могут иметь серьезные и немедленные последствия для общественного здравоохранения в связи с тем, что многие напуганные недостоверной информацией люди отказываются от проведения вакцинации.

Следует признать, что движения потребителей и пресса оказывают все большое влияние на медицинскую науку, в частности, по проблеме вакцинации. При этом необходимо учитывать, что понимание общественностью проблеме, касающихся иммунизации, весьма ограничено. Недавний опрос показал, что в США 25% родителей считают, что иммунная система их детей действительно может быть ослаблена в результате слишком частых иммунизаций. Примерно столько же полагают, что их дети уже получили больше вакцинаций, чем это полезно для их здоровья. Очевидно, что в настоящее время необходимо сосредоточить усилия по повышению образовательного уровня населения в отношении вакцин, убедить его, что неблагоприятные эффекты, иногда возникающие после вакцинации, как правило, не являются их следствием. Без этого трудно рассчитывать на то, что научные факты, свидетельствующие о высокой безопасности вакцин, сами по себе окажутся достаточно убедительными для потребителей. Однако, если все эти попытки образовательного характера окажутся безуспешными и скептицизм по отношению к иммунизации не будет преодолен, то и сегодня, и в будущем необходимые населению вакцины могут остаться лежать на полках аптек.

В.П.


Литература







Бионика Медиа