Особенности и факторы тайм-менеджмента студентов медицинских вузов


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2022.5.61-65

Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Белякова Н.В., Сиверкина Т.Е.

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия; 2) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия; 3) Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия; 4) Государственный университет управления, Москва, Россия
Обоснование. Проблемы совершенствования тайм-менеджмента обучающихся на первых курсах медицинских вузов являются актуальными в связи как с измененной образовательной парадигмой, ориентированной на усиление самостоятельности в профессиональном образовании, так и с обстоятельствами вынужденного перехода высшего образования на дистанционные формы в период пандемии.
Цель исследования: выявить особенности и факторы тайм-менеджмента студентов медицинских вузов.
Методы. В исследовании особенностей и факторов тайм-менеджмента приняли участие 148 студентов 1-2-х курсов, которые были условно разделены на две контрастные группы: студенты, оценившие свои успехи в учебной деятельности как удовлетворительные и неудовлетворительные.
Результаты. Сравнительный анализ тайм-менеджмента студентов двух исследовательских групп показал, что чувство удовлетворенности своими учебными достижениями во многом обусловлено способностями контролировать свое время и рационально использовать его. Чувство времени, умение его контролировать в свою очередь развиваются у тех студентов, кто имеет высокий волевой потенциал и потребность в планировании и моделировании своей учебной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Заключение. Можно сделать вывод о необходимости и целесообразности включения в программы профессиональной подго-товки будущих врачей специальных занятий, которые могут проходить в онлайн-режиме, по повышению и совершенствованию тайм-менеджмента, чувства времени, умений временной саморегуляции своего поведения и учебной деятельности.

Литература


1. Дрюкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М.: Вильямс, 2004. 432 с. [Drucker P.F. Encyclopedia of Management. M.: Williams, 2004. 432 p.


2. Ларионова И.А. Самореализация как системообразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов. Педагогическое образование в России. 2011;4:18-27.


3. Токарев В.Ф. Управление изменениями и пси-хологическая инерция. Управление человеческим потенциалом. 2014;3(39):170-83.


4. Майданова Т.В. Самоменеджмент как условие самореализации студентов. Педагогическое образование в России. 2013;2:27-30.


5. Бонкало Т.И., Феоктистова С.В., Шмелева С.В., Логачев Н.В. Особенности профессиональной подготовленности лиц с ОВЗ как конкуренто-способных специалистов. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020;4(53):168-75.


6. Чернышова М.А. Тайм-менеджмент в системе планирования профессиональной деятельности будущих менеджеров. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Под ред. Чигише- вой О.П. Ростов-на-Дону, 2013. С. 152-164.


7. Шмелева С.В., Логачев Н.В., Бонкало Т.И. Индивидуально-личностные факторы про-фессиональной подготовки лиц с инвалидностью т ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019;8(1):81-87.


8. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме. М.: Форум-Инфра-М, 2012. 368 с.


9. Зайцева Н.А. Научно-практические аспекты применения тайм-менеджмента для повышения профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов. Педагогическое образование в России. 2016;3(8):33-49.


10. Иванова С., Болдогоев Д. Личная эффективность на 100%. Сбросить балласт, найти себя. М.: Альпина Паблишер, 2012. 208 с.


11. Strelkov V.I., Zavarzina O.O., Shmeleva S.V., et al. Psychological barriers in college teachers carrer «helping professions» Research J Pharmaceutical, Biological and Chtmical Sciences. 2016;7(1):1938-1945.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Светлана Васильевна Шмелева, д.м.н., профессор, Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского; Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия; 89151479832@mail.ru


ORCID:
Т.И. Бонкало (T.I. Bonkalo), https://orcid.org/0000-0003-0887-4995
С.В. Шмелева (S.V. Shmeleva), https://orcid.org/0000-0003-0390-194X
Н.В. Белякова (N.V. Belyakova), https://orcid.org/0000-0001-7116-9389
Т.Е. Сиверкина (T.E. Siverkina), https://orcid.org/0000-0002-2773-4835


Бионика Медиа