Введение
По мнению И.А. Ларионовой, в современном мире выдвигаются большие требования к системе профессиональной подготовки будущих специалистов во всех областях жизнедеятельности. Востребованными специалистами на рынке труда сейчас являются не только закончившие и получившие диплом о высшем образовании вчерашние студенты, обладающие профессиональными компетенциями и умеющие применять необходимые знания, умения и навыки на практике, но и грамотно организовывающие свое время и деятельность. Проблема обучения студентов в процессе профессиональной подготовки навыку планирования своей профессиональной деятельности и умению управлять своим временем является актуальной на сегодняшний день [1, 2].
В.Ф. Токарев считает, что тайм-менеджмент студентов может рассматриваться как один из основных аспектов самоменеджмента студента, т.е. его умение организовывать свою деятельность и свое время [3].
П.Ф. Дрюкер говорит о том, что в отечественной психологии термин «самоменджмент» тождествен термину «самоорганизация». В более широком смысле задачей самоменеджмента и самоорганизации личности является последовательное и целенаправленное использование определенных, уже испытанных в повседневной практике методов деятельности, чтобы свое время было использовано максимально эффективно.
С другой точки зрения, тайм-менеджмент студентов может рассматриваться как синоним их самоорганизации, т.к., по мнению Т.В. Майдановой, основной целью самоменеджмента является максимально эффективная реализация возможностей личности самой личностью в преодолении внешних трудностей, рационально используя свое время. Были выделены такие этапы в управлении деятельностью, как постановка целей и задач, организация их выполнения, оценка проделанной работы, которые отражают в себе основу технологий тайм-менеджмента [4].
М.А. Чернышева обращает внимание на то, что независимо от того, может ли понятие «тайм-менеджмент» заменить понятия «самоменеджмент» и «самоорганизация» или оно является лишь их важной составляющей, в современном мире человек, профессионально подкованный и умеющий управлять своим временем, востребован на рынке труда больше, чем просто компетентный в своей профессиональной области специалист, т.е. рациональное использование времени является важным аспектом любой профессиональной деятельности. Помимо того, что тайм-менеджмент важен в карьере и учебным заведениям, предоставляющим профессиональную подготовку, следует обучать его основам будущих специалистов в целях повышения уровня востребованности на рынке труда выпускаемых профессионалов, техники управления временем помогают студентам непосредственно и в процессе обучения, давая им возможность грамотно распределять нагрузку и наиболее эффективно использовать время в процессе освоения новых дисциплин [5—7].
Каждый человек по-своему организует время, это зависит от его психологических особенностей восприятия и реакции на внешние изменения и поставленные задачи. Например, ситуация нехватки времени (цейтнота) мобилизует, способствуя решению поставленной задачи и увеличению результативности, а кому-то лишь затрудняет работу, понижая уровень производительности [8].
По мнению Н.А. Зайцевой, понимание и определение подходящего для себя типа организации времени студентом очень важно, т.к. это способствует увеличению его работоспособности и пригодится не только при устройстве на работу и становлении себя как профессионала своего дела, но и в процессе обучения, помогая грамотно распределять задания и время на их выполнение, тем самым создавая комфортные условия для своего развития и стабильный положительный эмоциональный фон, лишенный стрессов и переживаний [9].
С. Иванова и Д. Болдогоев считают, что помимо типа организации времени человеку стоит определить и другие не менее важные личностные особенности, такие как отношение к внешним раздражающим и отвлекающим факторам, внутреннее восприятие информации, умение выполнять несколько дел одновременно, переключаемость внимания и другие, а также важным аспектом может стать отнесение себя к определенному хронотипу [10].
При высоких учебных нагрузках студенту необходимо умение рационально распределять свое время, чтобы избежать возникновения тревожности и беспокойства, с одной стороны, а с другой — получить то качество образования, которое требует от него будущая профессия [11]. В современных условиях изменения парадигмы высшего образования, когда за его основу берется положение о том, что студент учится сам, а не о том, что его учат, актуализируется проблема тайм-менеджмента студентов. Особо острой данная проблема представляется для студентов медицинских вузов, т.к. профессиональная подготовка будущих врачей имеет свою специфику, заключающуюся в особых требованиях к ее профессиональной составляющей и конечному практико-ориентированному результату. Увеличение нагрузки на самостоятельное изучение достаточно большого объема специальных медицинских знаний может стать источником возникновения определенных пробелов в таких знаниях, что не приемлемо для выпускника медицинского вуза.
Именно тайм-менеджмент студентов — будущих врачей становится фактором успешного внедрения в медицинское образование новой образовательной парадигмы.
Цель исследования: выявить особенности и факторы тайм-менеджмента студентов медицинских вузов.
Методы
В исследовании, в котором приняли участие 148 студентов медицинских вузов, обучающихся на 1—2-м курсах в возрасте от 17 до 20 лет, проходило как в очном формате, так и в онлайн-режиме в период пандемии COVID-19: в периоды ввода ограничений и их ослабления, связанных с эпидемиологической обстановкой в Москве. Исследование осуществлялось с помощью специально разработанной анкеты, ориентированной на выявление отношения студентов к дистанционным формам обучения, а также с помощью отобранного комплекса диагностических методик: тест «Обладаете ли вы чувством времени?» (ОЛВЧВ; цель — оценить уровень умения чувствовать время); методика «Контрольвремени» (КВ; цель — определить уровень умения контролировать время); тест «Умение рационально использовать время (УРИВ; цель — определить уровень умения рационально использовать время); методика «Стиль саморегуляции поведения» (ССП; автор — Моросанова В.И; цель - определить общий уровень саморегуляции); методика «Волевой потенциал личности» (ВПЛ; автор - Сизанов А.; цель - определить уровень волевого потенциала личности).
Статистические методы исследования включали в как распределение студентов по определенному признаку, так и сравнительный (с использованием U-критерия Манна-Уитни) и корреляционный (коэффициент корреляции по Спирмену) анализы.
Результаты
В результате опроса студентов было, во-первых, выявлено, что переход на дистанционную форму обучения вызвал у многих из них чувство беспокойства и тревоги, связанное со страхом недополучить необходимые знания: только 22,30% студентов отметили, что новый формат обучения никак не повлиял на их состояние.
Во-вторых, вся исследовательская выборка была разделена на две группы, состоявшие из студентов, кто оценивал эффективность своей учебной деятельности как удовлетворительную (n=69) и неудовлетворительную (n=79).
На втором этапе исследования был проведен сравнительный анализ среднегрупповых показателей тайм-менеджмента студентов.
Установлено, что большинство студентов, оценивших эффективность своей учебной деятельности в условиях онлайн-обучения как удовлетворительную, так и неудовлетворительную, характеризуются средним уровнем развития умений контролировать свое время (рис. 1).
Для них характерно чувство неудовлетворенности текущим состоянием дел и стремление что-то изменить, однако такое стремление ничем не подкреплено, вследствие чего состояние психологического дискомфорта может только усугубляться. Качественный анализ эмпирических данных показал, что неудовлетворенность своими учебными достижениями в ситуации дистанционного обучения коррелирует с неразвитой способностью контролировать свое время, чувствовать его и рационально использовать.
Так, схожие результаты получены в процессе исследования умений студентов медицинских вузов рационально использовать время (рис. 2).
Среди студентов, кто удовлетворительно оценил свои успехи в обучении в условиях дистанционного образования, большинство (46,38%) составляют те из них, кто характеризуется высоким уровнем умений рационально использовать свое время. Они имеют достаточно высокий уровень самоменеджмента, что отражается на их умении планировать свою деятельность, последовательно реализовывать такой план, корректировать его в зависимости от складывающихся внешних обстоятельств. В другой же группе достаточно большое количество студентов не обладают такими умениями: почти треть (27,85%) из них находятся во власти внешних обстоятельств, не видя дальнейших перспектив и возможностей рационально планировать и использовать свое время.
В результате корреляционного анализа были выявлены статистически достоверные взаимосвязи между особенностями тайм-менеджмента студентов и их саморегуляцией своей деятельности (см. таблицу).
Обсуждение
Тайм-менеджмент во многом обусловлен потребностью личности студентов планировать свою деятельность, ставить перед собой адекватные цели, находить средства и способы их достижения: показатели планирования положительно коррелируют и с показателями чувства времени (r=0,487; p<0,001), и умений контролировать свое время (r=0,552; p<0,001), и умений рационально его использовать (r=0,661; p<0,001).
Способность студентов медицинских вузов анализировать и выделять значимые условия достижения поставленных целей, в т.ч. и целей учебной деятельности, влияет на развитие у них умений контролировать свое время (r=0,211; p<0,05) и рационально использовать его (r=0,201; p<0,05).
Потребность в адекватной оценке себя и своей деятельности также является одним из факторов самоменеджмента студентов.
Особо следует уделить внимание результатам исследования общего волевого потенциала студентов.
Было выявлено, что, чем выше сила воли, навыки владения собой и волевого регулирования своей деятельности, тем легче студентам адаптироваться к измененным условиям, вследствие чего повышается уровень удовлетворенности своими учебными достижениями.
Заключение
Результаты проведенного исследования убедительно доказывают необходимость и целесообразность организации специальной психологической помощи студентам, обучающихся на первых курсах медицинских вузов, в организации своего времени и учебной деятельности.
Помощь может осуществляться в дистанционном режиме в виде индивидуальных и подгрупповых занятий, на которых акцент делается на информировании студентов о тайм-менеджменте, целеполагании, роли самоорганизованности и самостоятельности в освоении учебного и практико-ориентированного материала. На таких занятиях студенты знакомятся с приемами саморегуляции, планирования и программирования своего времени, составления хронометрии, формулирования адекватных ближних и дальних целей.
Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования — Т.И. Бонкало, С.В. Шмелева. Сбор и обработка материала — Н.В. Белякова. Статистическая обработка данных - Т.И. Бонкало, Т.Е. Сиверкина. Написание текста — Т.И. Бонкало. Редактирование - С.В. Шмелева.