Новые возможности в коррекции неопухолевых меланиновых гиперпигментаций


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2021.14.63-69

Л.С. Круглова (1), М.А. Авагумян (2)

1) Центральная государственная медицинская академия УДП РФ, Москва, Россия; 2) Медицинский научно-образовательный центр МГУ им. М.В. Ломоносова (Университетская клиника), Москва, Россия
Обоснование. Гиперпигментация – одна из самых распространенных причин обращаемости за врачебной помощью в эстетической медицине. Среди основных причин формирования гиперпигментации рассматриваются прежде всего генетические, эндокринные факторы и ультрафиолетовое излучение или их сочетание. Гиперпигментация относится к эстетическим дефектам и может значительно снижать качество жизни пациентов, особенно при локализации на открытых участках, что делает актуальными исследования эффективности новых методов терапии.
Методы. Под наблюдением находились 36 пациентов с мелазмой, или поствоспалительной гиперпигментацией (ПВГ). Все пациенты использовали дерматокосметические средства Eucerin Anti-Pigment на протяжении 12 недель. Эффективность оценивалась с помощью мексаметрии, клинических индексов IGA и ДИКЖ.
Результаты. По данным мексаметрии, у всех пациентов отмечалась положительная динамика. Показатель мексаметрии в среднем снизился на 91,2% у пациентов с мелазмой и на 89,8% с ПВГ. Средний балл шкалы IGA и ДИКЖ у пациентов с мелазмой снизился на 91,2 и 77,2% и на 89,8 и 74,3% у пациентов с ПВГ.
Выводы. Применение дерматокосметических средств Eucerin Anti-Pigment эффективно уменьшает гиперпигментацию и предотвращает ее повторное появление. Улучшение отмечается уже через 2 недели применения и в дальнейшем наблюдается непрерывное улучшение. Использование Eucerin Anti-Pigment характеризуется высокой безопасностью и переносимостью.

Введение

Синтез меланина осуществляется в меланоцитах, 1 меланоцит соединяется с 36 кератиноцитами, основным ферментом меланогенеза является тирозиназа. Регуляция синтеза меланина осуществляется кератиноцитами паракринным путем выработки факторов роста (аMSH, эндотелин-1 – ЕТ-1, факторов стволовых клеток – SCF), различных цитокинов, а также фибробластами через секрецию растворимых факторов – фактор роста гепатоцитов (HGF), фактор стволовых клеток (SCF) [1, 2].

Гиперпигментация – одна из самых распространенных причин обращаемости за врачебной помощью в эстетической медицине. Наблюдается у 90% лиц старше 60–65 лет [1]. Гиперпигментации (отложение меланина в коже) могут формироваться первично (например, в результате воздействия ультрафиолетового излучения) или развиваться как вторичный элемент после воспалительного процесса. Среди основных причин формирования гиперпигментации рассматриваются прежде всего генетические, эндокринные факторы и ультрафиолетовое излучение (УФИ) или их сочетание [1]. Длительное воздействие УФИ приводит к формированию признаков фотостарения, где ведущую роль играет нарушение пигментации. Прием гормональных средств или изменение гормонального фона (например, во время беременности) в совокупности с воздействием УФИ – причина развития мелазмы. ПВГ формируется в результате повреждения меланоцитов и выхода меланина в эпидермально-дермальные слои кожи, при этом глубина залегания меланина зависит от глубины воспалительного процесса [2]. Таким образом, гиперпигментации классифицируются в зависимости от механизмов формирования и глубины залегания пигмента (табл. 1).

64-1.jpg (111 KB)

В реальной клинической практике чаще используется классификация, учитывающая причину возникновения и клиническую картину гиперпигментации (табл. 2).

64-2.jpg (270 KB)

Гиперпигментация относится к эстетическим дефектам и не несет угрозы жизни, однако может значительно снижать качество жизни пациентов, особенно при локализации на открытых участках.

Лечение пациентов с гиперпигментацией – довольно сложная задача для практических врачей, несмотря на широкий спектр препаратов и методов, которые имеют разную степень эффективности [1]. Тактика ведения таких пациентов включает выявление и исключение провоцирующих факторов, своевременное и адекватное лечение основного заболевания, удаление пигмента, профилактику с обязательным использованием фотозащиты [3–5]. В лечении пациентов используются топические средства, пилинг и фототехнологии (табл. 3).

65-1.jpg (481 KB)

Основные механизмы действия, используемые для коррекции гиперпигментации методов, включают уменьшение активности меланоцитов, синтеза тирозиназы, а также выведение пигмента (отшелушивание) (рис. 1).

66-1.jpg (240 KB)

Тирозиназа является ферментом, влияющим на скорость производства меланина, соответственно, является наиболее привлекательной мишенью для подавления формирования гиперпигментации. Было идентифицировано множество ингибиторов тирозиназы растительного происхождения, но большинство из них не обладает высокой клинической эффективностью, поскольку были идентифицированы с использованием грибной тирозиназы в качестве мишени. По данным ряда авторов, гидрохинон и его производное арбутин лишь слабо ингибируют человеческую тирозиназу с полумаксимальной ингибирующей концентрацией (IC50) в миллимолярном диапазоне, койевая кислота также оказывает слабое действие (IC50>500 мкмоль/л). Наиболее мощными ингибиторами тирозиназы человека являются производные резорцинилтиазола, особенно недавно идентифицированный тиамидол (Beiersdorf AG, Гамбург, Германия) – изобутиламидотиазолил резорцин, который показывает превосходящую ингибирующую эффективность в отношении тирозиназы, – IC50 1,1 мкмоль/л. При этом тиамидол слабо ингибирует тирозиназу грибов (IC50=108 мкмоль/л). В культурах меланоцитов тиамидол сильно, но обратимо ингибировал продукцию меланина (IC50=0,9 мкмоль/л), тогда как гидрохинон необратимо подавлял меланогенез (IC50=16,3 мкмоль/л). Клинически тиамидол заметно уменьшал проявление пигментных пятен в течение 4 недель, а через 12 недель они полностью купировались [12]. Таким образом, синтетическое соединение тиамидол высокоэффективно блокирует тиразиназу в коже человека (рис. 2). После терапии тиамидолом в отличие от гидрохинона меланоциты быстро возобновляют продукцию меланина [12].

Линия дерматокосметических средств Eucerin Anti-Pigment позволяет воздействовать на все основные звенья патогенеза гиперпигментации за счет входящих в состав активных веществ (табл. 4). Помимо тиамидола в состав дерматокосметических средств входит ликохалкон А. Ликохалкон А – это хальконоид, полученный из солодки, известный своими свойствами (противовоспалительным и антиоксидантным) [13]. Поскольку в основе ПВГ лежит воспаление, данные эффекты дополняют действие тиамидола и способствуют более выраженному терапевтическому эффекту.

Методы

Под нашим наблюдением находились 36 пациентов с различными клиническими формами гиперпигментации. Критерии включения в данное исследование: возраст старше 18 лет; фототип кожи по классификации Фитцпатрика I–III; диагноз «мелазма» или ПВГ (легкой и средней степеней тяжести); эпидермальная глубина локализации пигмента (по данным дерматоскопии). Критерии невключения: отказ подписывать информированное согласие, возраст младше 18 лет, пациенты с заболеваниями в стадии декомпенсации, которые могут влиять на проведение исследования. Подробные клинико-анамнестические данные больных представлены в табл. 5.

66-2.jpg (80 KB)

Все пациенты использовали дерматокосметические средства Eucerin Anti-Pigment: 2 раза в сутки (утро и вечер) двойную сыворотку против пигментации, дополнительно утром дневной крем против пигментации и на ночь ночной крем против пигментации. Длительность наблюдения составила 12 недель, контрольные точки исследования: до терапии и 4-я, 8, 12-я недели терапии.

Оценка эффективности проводилась с учетом данных мексаметрии с помощью диагностического аппарата Multi Skin Test Center® MC 900 (Courage-Khazaka electronic, Германия). Также в работе использовались клинические индексы: адаптированная шкала IGA (Investigators Global Assessment), где 0 баллов – чистая кожа, 5 баллов – очень сильная меланодермия, ДИКЖ (Дерматологический индекс качества жизни), где 0 баллов – нет влияния на качество жизни, 30 баллов – выраженное отрицательное влияние на качество жизни. Для обработки цифрового материала применялись стандартные медицинские статистические методы: высчитывание среднеарифметического значения (Х), квадратичного отклонения (σ), критерий Стьюдента (t).

Результаты исследования

По данным мексаметрии, уже через 4 недели у всех пациентов отмечалась положительная динамика (рис. 3). Показатель мексаметрии к концу периода наблюдений в среднем снизился на 91,2% (p≤0,01) у пациентов с мелазмой и на 89,8% (p≤0,01) у пациентов с ПВГ.

68-1.jpg (211 KB)

В результате применения дерматокосметических средств Eucerin Anti-Pigment у большинства пациентов имело место значительное купирование гиперпигментации: через 12 недель терапии средний бал шкалы IGA у пациентов с мелазмой снизился на 91,2% (p≤0,.01) и на 89,8% (p≤0,01) у пациентов с ПВГ (рис. 4).

Аналогичные результаты отмечались и в отношении качества жизни в конце периода наблюдений: у пациентов с мелазмой индекс ДИКЖ редуцировал на 77,2% (p≤0,01) и на 74,3% (p≤0,01) у пациентов с ПВГ (рис. 5).

69-1.jpg (63 KB)

Число пациентов с полным купированием гиперпигментации после курса терапии составило 17 (89,5%) пациентов с мелазмой и 14 (82,4%) с ПВГ, значительное улучшение отмечено у 10,5 и 17,6% соответственно.

Все пациенты отметили хорошие органолептические свойства дерматокосметических средств Eucerin Anti-Pigment, комфортность нанесения на кожу и отличную переносимость. Таким образом, дерматокосметические средства Eucerin Anti-Pigment могут быт рекомендованы к применению пацимента с различными клиническими формами гиперпигментации.

Выводы

Многие вещества описаны в литературе как ингибиторы тирозиназы, однако бόльшая часть из них исследовалась на тирозиназе грибов, поэтому они не проявляют достаточной эффективности и не действуют селективно на тирозиназу человека. Среди всех активных веществ тиамидол наиболее эффективен в отношении купирования гиперпигментации in vitro и in vivo.

Дерматокосметические средства Eucerin Anti-Pigment, в состав которых входит тиамидол, эффективно уменьшают пигментацию и предотвращают ее повторное появление у пациентов с мелазмой и ПВГ. Улучшение отмечается уже через 2–4 недели применения, и в дальнейшем наблюдается непрерывное улучшение.

Использование дерматокосметических средств Eucerin Anti-Pigment характеризуется высокой безопасностью и переносимостью.

Для купирования клинических симптомов мелазмы и ПВГ рекомендуется применение двойной сыворотки против пигментации 2 раза в сутки (утро и вечер), дополнительно утром – дневной крем против пигментации и на ночь – ночной крем против пигментации.


Литература


1. Потекаев Н.Н., Круглова Л.С. Гиперпигментация: причины возникновения и методы коррекции. Клиническая дерматология и венерология. 2012;10(6):65–70.


2. Круглова Л.С., Стенько А.Г., Стрелкович Т.И. Этиология, патогенез, классификация и современные возможности лечения неопухолевых гиперпигментаций кожи. Пластическая хирургия и косметология. 2014;(1):105–10.


3. Олисова О.Ю., Андреева Е.В. Еще раз о проблеме гиперпигментации. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2014;2(17):20–4.


4. Потекаев Н.Н., Круглова Л.С. Лазер в дерматологии и косметологии. М., 2012. 280 с.


5. Круглова Л.С., Иконникова Е.В. Гиперпигментации кожи: современные взгляды на этиологию и патогенез. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2017;20(3):178–83.


6. Ibrahim Z.A., Gheida S.F., El Maghraby G.M., Farag Z.E. Evaluation of the efficacy and safety of combinations of hydroquinone, glycolic acid, and hyaluronic acid in the treatment of melasma. J Cosmet Dermatol. 2015;14(2):113–23. Doi: 10.1111/jocd.12143.


7. Акне и розацеа. Под ред. Л.С. Кругловой. М., 2021. 207 с.


8. Vashi N.A., Kundu R.V. Facial hyperpigmentation: causes and treatment. Br J Dermatol. 2013;169(suppl. 3):41–56. Doi: 10.1111/bjd.12536.


9. Bang S.H., Han S.J., Kim D.H. Hydrolysis of arbutin to hydroquinone by human skin bacteria and its effect on antioxidant activity. J Cosmet Dermatol. 2008;7(3):189–93. Doi: 10.1111/j.1473-2165.2008.00387.x.


10. Chaudhary S., Dayal S. Efficacy of combination of glycolic acid peeling with topical regimen in treatment of melasma. J Drugs Dermatol. 2013;12(10):1149–53.


11. Круглова Л.С., Стенько А.Г., Орлова Е.Н. Топическая терапия при коррекции очагов гиперпигментации. Клиническая дерматология и венерология. 2014;4:38–46.


12. Mann T., Gerwat W., Batzer J., et al. Inhibition of human tyro-sinase requires molecular motifs distinctively different frommushroom tyrosinase. J Invest Dermatol. 2018;138:1601–608. doi: 10.1016/j.jid.2018.01.019.


13. Yang, P.-C., Jafri M.S. Ca2+ signaling in T lymphocytes: The interplay of the endoplasmic reticulum, mitochondria, membrane potential, and CRAC channels on transcription factor activation. Heliyon. 2020;6:e03526. Doi: 10.1016/j.heliyon.2020.e03526.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Лариса Сергеевна Круглова, д.м.н., профессор, проректор по учебной работе, зав. кафедрой дерматовенерологии и косметологии, Центральная государственная медицинская академия УДП РФ, Москва, Россия, kruglovals@mail.ru


ORCID: 
Л.С. Круглова, https://orcid.org/0000-0002-5044-5265
М.А. Авагумян, https://orcid.org/0000-0003-1898-6789


Похожие статьи


Бионика Медиа