Особенности питания детей школьного возраста в период дистанционного обучения


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2021.9.39-44

Е.А. Пырьева (1), М.В. Гмошинская (1), А.И. Сафронова (1), О.В. Георгиева (1), Е.А. Нетунаева (1), И.В. Алешина (1), М.А. Тоболева (1), У.М. Лебедева (2), Е.А. Олюшина (3), Н.В. Котова (3), О.Г. Богданова (4, 5), Е.А. Ткачук (4, 6), Л.В. Левчук (7)

1) ФИЦ питания и биотехнологии, Москва, Россия; 2) Северо-Восточного федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия; 3) Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия; 4) Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований, Ангарск, Россия; 5) Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления, Улан-Удэ, Россия; 6) Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия; 7) Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия
Обоснование. Изучение особенностей питания детей школьного возраста в период дистанционного обучения представляет несомненный интерес с учетом востребованности такой формы организации учебного процесса в период текущей тяжелой эпидемиологической ситуации. Изменение образа жизни, возникающее при реализации дистанционного образования, затрагивает и фактор питания. В связи с этим анализ структуры питания школьников, получающих дистанционное образование, относится к актуальным задачам и может рассматриваться в качестве основы для формирования рекомендаций по организации питания детей при получении образования в домашних условиях с целью профилактики алиментарно-зависимых нарушений.
Цель исследования: сравнительный анализ особенностей питания детей школьного возраста при дистанционной и традиционной формах организации учебного процесса в общеобразовательных организациях.
Методы. С целью изучения организации питания детей школьного возраста использовались анкеты, разработанные в ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» с учетом специфики организации учебного процесса, для заполнения которых использована виртуальная платформа. В анкетировании приняли участие 6185 человек из различных регионов РФ, обучающихся в дистанционном режиме (основная группа детей), а также 1123 школьника из Центрального, Сибирского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов, получавших образование в традиционной форме (группа сравнения). В общей сложности изучено фактическое питание 7308 детей школьного возраста.
Результаты. Установлено, что во время дистанционного обучения каждый второй ребенок получал горячее питание 2 и менее раза в день, у 42% детей изменялся аппетит, у 17% стал избирательным; у 15% повысился, у 10% снизился. Дополнительные приемы пищи (в форме перекусов) имели: 1 раз в день – 11% детей, 2 раза – 39%, 3 раза – 30% и больше 4 раз – 20% детей. Выявлены достоверные различия по потреблению продуктов – источников белка животного происхождения между двумя сравниваемыми группами школьников, находившихся на дистанционном обучении. Школьники на дистанционном обучении реже потребляли такие продукты, как жидкие кисломолочные продукты, творог, значительно меньше потребляли рыбу. При этом при дистанционном обучении достоверно чаще ежедневно включают в рацион яйца (43,4% и 10,9% на дистанционном и традиционном обучении соответственно). Между двумя сравниваемыми группами по потреблению продуктов – источников углеводов также установлены достоверные различия. В основной группе отмечено снижение частоты потребления круп, овощей, фруктов, орехов. Макароны, соки, картофель достоверно чаще потребляют дети, находившиеся на дистанционном обучении. При оценке потребления сахара, шоколада, чипсов (сухариков), сладких газированных напитков также установлено их достоверное повышение в период дистанционного обучения, что служит ярким свидетельством снижения родительского контроля и отсутствия у детей привычки к здоровому питанию.
Выводы. Полученные данные свидетельствуют о необходимости широкого внедрения в практику образовательных программ по вопросам здорового питания среди детей школьного возраста и их родителей с акцентом на практическую реализацию их в домашних условиях и с учетом различных форм организации учебного процесса.

Введение

Вопросы, связанные с организацией питания детей школьного возраста, представляют значительный интерес [1, 2]. Известен вклад питания в сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, при этом проблемы с его организацией характерны для большинства школьников [3, 4]. Как показал анализ структуры питания детей и подростков, проведенный при участии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологий», имеются существенные недостатки в рационах питания школьников: высокое потребление насыщенных жиров, соли более чем у 50% детей, добавленных сахаров (65%). Одновременно каждый третий школьник недополучает молочных продуктов, овощей и фруктов, 74% учащихся – рыбы. У 66,4% детей в РФ выявляется недостаток витаминов (главным образом, витамина D, витаминов группы В и β-каротина), остро стоит проблема недостаточности йода [3]. Данные гигиенических исследований свидетельствуют о том, что 50% учащихся средней школы питаются не чаще 3 раз в день.

У 69% подростков отмечается нарушение пищевого поведения с преобладанием экстернального типа. Среди характерных нарушений питания детей школьного возраста увлечение перекусами, употребление пищевой продукции, содержащей большое количество жиров и простых углеводов, в т.ч. за счет фаст-фуда [1–3].

Высокая распространенность нарушений питания среди детей школьного возраста связана с медикосоциальными особенностями данной возрастной категории [5, 6]. Школьный возраст характеризуется ростом самостоятельности ребенка, отражающейся и на выборе пищи, ослаблением родительского контроля, усилением влияния социальной среды в формировании вкусовых предпочтений (пример сверстников, масс-медиа и проч.). С другой стороны, именно в этот период представляется возможность осуществления разнопланового влияния на формирование пищевого поведения через семью, образовательные организации, социум.

Интерес вызывает динамика состояния питания детей на фоне изменения жизненной ситуации, в частности текущей неблагоприятной эпидемиологической ситуации, повлекшей за собой использование новых подходов к организации учебного процесса. Впервые в отечественной практике массово внедрено дистанционное образование, которое внесло коррективы в образ жизни школьников. Период дистанционного обучения отличает снижение двигательной активности школьников, увеличение влияния стрессорных факторов, а также снижение родительского контроля. Все это служит пусковым фактором развития нарушений пищевого поведения. В связи с этим анализ структуры питания школьников, обучающихся с использованием дистанционных технологий, остается актуальной задачей. Результаты исследований могут служить основой для формирования рекомендаций по организации питания детей при получении образования в домашних условиях с целью профилактики алиментарно-зависимых нарушений.

Цель исследования: сравнительный анализ особенностей питания детей школьного возраста при дистанционной и традиционной формах организации учебного процесса в общеобразовательных организациях.

Методы

С целью изучения организации питания детей школьного возраста использовались анкеты, разработанные в ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» с учетом специфики организации учебного процесса, для заполнения которых использована виртуальная платформа (URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe1ZIN3xgDy9l56VAz5HWHc0M5knZYXhC6cmL81afJSh5qmJg/viewform). В анкетировании приняли участие 6185 человек из различных регионов РФ (Центрального, Южного, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов), обучавшихся в дистанционном режиме (основная группа детей), а также 1123 школьника (Центрального, Сибирского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов), получавших образование в традиционной форме (группа сравнения).

В работе использованы гигиенические, статистические методы исследования. Для оценки фактического питания использован частотный метод [7]. Статистическую обработку проводили с помощью программы Microsoft Excel c использованием критерия Стьюдента (в случае нормального распределения данных) и χ2-критерия Пирсона. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.

Результаты

Данные анкетирования позволили сотрудникам лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» оценить особенности аппетита и структуры питания детей на фоне модификации учебного процесса. Установлено, что изменения аппетита не отмечены у 58% школьников, в остальных случаях имели место отклонения, характеризующиеся в 17% случаев большей избирательностью, в 15% –повышением, в 10% – снижением аппетита.

Выявлены следующие особенности режима питания школьников, находившихся на дистанционном обучении. Горячее питание 2 раза в день получали 48%, 3 раза в день – 42%; 1 раз – 4%, и 4 раза в день – 6% учащихся. В соответствии с полученными данными при традиционной форме обучения горячее питание 2–3 раза в день получают до 84% школьников и 4 раза в день – до 32%. У 52–66% детей имела место частота потребления пищи 4–5 раз в день [8]. Дополнительные приемы пищи (в форме перекусов) получали: 1 раз – 11% детей, 2 раза в день – 39% детей, 3 раза – 30% и больше 4 раз – 20% детей. В качестве перекуса дети предпочитали (выбор осуществлялся из нескольких вариантов ответа) в 62% случаев фрукты, в 48% – бутерброды, в 47% – печенье, вафли, пряники и др., в 42% – кисломолочные напитки (йогурт питьевой, биолакт, кефир, ряженку и др.), в 34% – выпечку (булочки, пирожки), в 31% – сладкие творожные десерты (творожки, сырки, и др.) наряду с творогом, в т.ч. порционным, в 30% – шоколад, конфеты, сладкие батончики, в 24% – сухофрукты, орехи, в 15% – овощи, овощные салаты, в 12% – смузи, в 11% – зерновые батончики и по 10% пришлось на сухарики, чипсы, хот-доги, гамбургеры.

В качестве напитков, употребляемых вне основных приемов пищи, дети указывали на следующие из предлагаемых вариантов: питьевую воду – 70%, соки – 39%, компоты – 38%, чай с сахаром – 37%, морсы – 16%, сладкие газированные, а также минеральные воды – по 14%, готовый чайный напиток промышленного производства (типа Липтон, Nestea) – 13%, чай без сахара и кисели – по 10%, кофейный напиток (злаковый) – 5%, кофе натуральный – 4%.

Выявлены достоверные различия между двумя сравниваемыми группами по потреблению источников белка животного происхождения. На дистанционном обучении дети стали реже потреблять (27% против 3% детей 2-й группы) такие продукты, как жидкие кисломолочные продукты (40,5 против 24,6%), творог (62,2 против 32%). В период дистанционного обучения значительно снизилось потребление рыбы. В основной группе ее не потребляли в 2 раза больше детей (35,5 против 18,5%). При этом в основной группе достоверно чаще ежедневно включали в рацион яйца (43,4 и 10,9% соответственно). Данные по частоте использования продуктов с высокой биологической ценностью детьми, находившимися на дистанционном и на очном обучении, представлены в табл. 1.

42-1.jpg (348 KB)

Между двумя сравниваемыми группами по потреблению продуктов – источников углеводов также установлены достоверные различия. В основной группе показано снижение частоты потребления круп, овощей, фруктов, орехов. Макароны, соки, картофель достоверно чаще потребляли дети, находившиеся на дистанционном обучении. Макароны ежедневно получали 54,6% детей основной группы и 8,7% – контрольной, картофель – 51,1 и 13,3%, соки – 38,6 и 14,1% соответственно (табл. 2).

При оценке потребления сахара, шоколада, чипсов (сухариков), сладких газированных напитков установлено их достоверно более высокое потребление в период дистанционного обучения. Так, шоколад ежедневно потребляли 43,6% детей, находившихся на дистанционном обучении, а вне дистанта его потребляли 10% школьников; майонез – 28,4 и 5,1%, чипсы и сухарики – 20,8 и 1,3%, сладкие газированные напитки – 20,7 и 2,6% соответственно при дистанционном обучении и вне дистанта (табл. 3).

42-2.jpg (163 KB)

Обсуждение

В случае необходимости дистанционного обучения (в период сложной эпидемиологической ситуации и др.), предусматривающего использование удаленного доступа в домашних условиях, снижается эффективность родительского контроля питания школьников, что наглядно показало проведенное исследование. Повышение самостоятельности в выборе пищи школьниками усугубляет нарушения структуры питания детей. Имеет место две стороны проблемы: дети длительный период времени проводят дома, нередко без родительского контроля и в то же время родителям необходимо организовать питание ребенка. На основании данных опроса родителей детей школьного возраста, организованного сотрудниками лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» установлено, что во время дистанционного обучения каждый второй ребенок получал горячее питание 2 и менее раза в день, у 42% детей изменился аппетит, у 17% стал избирательным, у 15% повысился, у 10% снизился. Половина детей перекусывали 3 и более раза в день. При необходимости организовать перекус более 60% детей потребляли фрукты, 15–30% сухофрукты, орехи, овощи, салаты овощные, кисломолочные напитки, творог. При этом также часто (почти 50% детей) для перекусов использовали бутерброды, более 40% печенье, вафли, пряники, более 30% выпечку, шоколад, шоколадные конфеты. Здоровый перекус (смузи, зерновые батончики, хлебцы) использовали 10–12% детей. Вместе с тем чипсы, сухарики, хот-доги, гамбургеры использовали в качестве перекуса всего 10% детей. Следует отметить, что около 40% детей отдавали предпочтение напиткам с добавленным сахаром. В период дистанционного обучения школьники потребляли достоверно чаще по сравнению с внедистанционным обучением такие продукты, как яйца, макароны, картофель, соки, сахар, шоколад, чипсы (сухарики), сладкие газированные напитки и достоверно реже такие продукты, как молоко и молочные продукты, рыба, мясо, крупы, овощи, фрукты, орехи. Все это свидетельствует о необходимости родительского контроля организации питания детей, находящихся на дистанционном обучении.

Выводы

Во время дистанционного обучения каждый второй ребенок получал горячее питание 2 и менее раза в день, у 42% детей меняется аппетит, у 17% аппетит стал избирательным.

Более 40% детей в период дистанционного обучения использовали в качестве перекуса печенье, вафли, пряники, более 30% – выпечку, шоколад, шоколадные конфеты. Здоровый перекус (смузи, зерновые батончики, хлебцы) использовали 10–12% детей.

В период дистанционного обучения школьники потребляют достоверно чаще по сравнению с внедистанционным такие продукты, как яйца, макароны, картофель, соки, сахар, шоколад, чипсы (сухарики), сладкие газированные напитки, и достоверно реже такие продукты, как молоко и молочные продукты, рыба, мясо, крупы, овощи, фрукты, орехи.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости широкого внедрения в практику образовательных программ для детей школьного возраста и их родителей по вопросам здорового питания, учитывающих специфику организации учебного процесса.

Источник финансирования. Научно-исследовательская работа по подготовке рукописи проведена за счет средств субсидии на выполнение государственного задания в рамках Программы прикладных научных исследований РАН (Тема №0410-2020-0016).


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: М.В. Гмошинская, д.м.н., ведущий науч. сотр., лаборатория возрастной нутрициологии, ФИЦ питания и биотехнологии, Москва, Россия; тел. +7 (495) 698-53-63; mgmosh@yandex.ru
Адрес: 109240, Россия, Москва, Устьинский пр-д, 2/14


ORCID:
Пырьева Е.А., https://orcid.org/0000-0002-9110-6753
Гмошинская М.В., https://orcid.org/0000-0002-9932-4720
Сафронова А.И., https://orcid.org/0000-0002-6023-8737
Георгиева О.В., https://orcid.org/0000-0002-1157-8751
Нетунаева Е.А., https://orcid.org/0000-0003-4157-5161
Алешина И.В., https://orcid.org/0000-0002-0363-9462
Тоболева М.А., https://orcid.org/0000-0002-9523-6571
Лебедева У.М., https://orcid.org/0000-0002-8990-3876
Олюшина Е.А., https://orcid.org/0000-0003-4900-2667
Котова Н.В., https://orcid.org/0000-0002-4388-1085
Богданова О.Г., https://orcid.org/0000-0002-2358-2280
Ткачук Е.А., https://orcid.org/0000-0001-7525-2657
Левчук Л.В., https://orcid.org/0000-0002-7158-9970 


Бионика Медиа