Введение
Вопросы, связанные с организацией питания детей школьного возраста, представляют значительный интерес [1, 2]. Известен вклад питания в сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, при этом проблемы с его организацией характерны для большинства школьников [3, 4]. Как показал анализ структуры питания детей и подростков, проведенный при участии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологий», имеются существенные недостатки в рационах питания школьников: высокое потребление насыщенных жиров, соли более чем у 50% детей, добавленных сахаров (65%). Одновременно каждый третий школьник недополучает молочных продуктов, овощей и фруктов, 74% учащихся – рыбы. У 66,4% детей в РФ выявляется недостаток витаминов (главным образом, витамина D, витаминов группы В и β-каротина), остро стоит проблема недостаточности йода [3]. Данные гигиенических исследований свидетельствуют о том, что 50% учащихся средней школы питаются не чаще 3 раз в день.
У 69% подростков отмечается нарушение пищевого поведения с преобладанием экстернального типа. Среди характерных нарушений питания детей школьного возраста увлечение перекусами, употребление пищевой продукции, содержащей большое количество жиров и простых углеводов, в т.ч. за счет фаст-фуда [1–3].
Высокая распространенность нарушений питания среди детей школьного возраста связана с медикосоциальными особенностями данной возрастной категории [5, 6]. Школьный возраст характеризуется ростом самостоятельности ребенка, отражающейся и на выборе пищи, ослаблением родительского контроля, усилением влияния социальной среды в формировании вкусовых предпочтений (пример сверстников, масс-медиа и проч.). С другой стороны, именно в этот период представляется возможность осуществления разнопланового влияния на формирование пищевого поведения через семью, образовательные организации, социум.
Интерес вызывает динамика состояния питания детей на фоне изменения жизненной ситуации, в частности текущей неблагоприятной эпидемиологической ситуации, повлекшей за собой использование новых подходов к организации учебного процесса. Впервые в отечественной практике массово внедрено дистанционное образование, которое внесло коррективы в образ жизни школьников. Период дистанционного обучения отличает снижение двигательной активности школьников, увеличение влияния стрессорных факторов, а также снижение родительского контроля. Все это служит пусковым фактором развития нарушений пищевого поведения. В связи с этим анализ структуры питания школьников, обучающихся с использованием дистанционных технологий, остается актуальной задачей. Результаты исследований могут служить основой для формирования рекомендаций по организации питания детей при получении образования в домашних условиях с целью профилактики алиментарно-зависимых нарушений.
Цель исследования: сравнительный анализ особенностей питания детей школьного возраста при дистанционной и традиционной формах организации учебного процесса в общеобразовательных организациях.
Методы
С целью изучения организации питания детей школьного возраста использовались анкеты, разработанные в ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» с учетом специфики организации учебного процесса, для заполнения которых использована виртуальная платформа (URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe1ZIN3xgDy9l56VAz5HWHc0M5knZYXhC6cmL81afJSh5qmJg/viewform). В анкетировании приняли участие 6185 человек из различных регионов РФ (Центрального, Южного, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов), обучавшихся в дистанционном режиме (основная группа детей), а также 1123 школьника (Центрального, Сибирского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов), получавших образование в традиционной форме (группа сравнения).
В работе использованы гигиенические, статистические методы исследования. Для оценки фактического питания использован частотный метод [7]. Статистическую обработку проводили с помощью программы Microsoft Excel c использованием критерия Стьюдента (в случае нормального распределения данных) и χ2-критерия Пирсона. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.
Результаты
Данные анкетирования позволили сотрудникам лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» оценить особенности аппетита и структуры питания детей на фоне модификации учебного процесса. Установлено, что изменения аппетита не отмечены у 58% школьников, в остальных случаях имели место отклонения, характеризующиеся в 17% случаев большей избирательностью, в 15% –повышением, в 10% – снижением аппетита.
Выявлены следующие особенности режима питания школьников, находившихся на дистанционном обучении. Горячее питание 2 раза в день получали 48%, 3 раза в день – 42%; 1 раз – 4%, и 4 раза в день – 6% учащихся. В соответствии с полученными данными при традиционной форме обучения горячее питание 2–3 раза в день получают до 84% школьников и 4 раза в день – до 32%. У 52–66% детей имела место частота потребления пищи 4–5 раз в день [8]. Дополнительные приемы пищи (в форме перекусов) получали: 1 раз – 11% детей, 2 раза в день – 39% детей, 3 раза – 30% и больше 4 раз – 20% детей. В качестве перекуса дети предпочитали (выбор осуществлялся из нескольких вариантов ответа) в 62% случаев фрукты, в 48% – бутерброды, в 47% – печенье, вафли, пряники и др., в 42% – кисломолочные напитки (йогурт питьевой, биолакт, кефир, ряженку и др.), в 34% – выпечку (булочки, пирожки), в 31% – сладкие творожные десерты (творожки, сырки, и др.) наряду с творогом, в т.ч. порционным, в 30% – шоколад, конфеты, сладкие батончики, в 24% – сухофрукты, орехи, в 15% – овощи, овощные салаты, в 12% – смузи, в 11% – зерновые батончики и по 10% пришлось на сухарики, чипсы, хот-доги, гамбургеры.
В качестве напитков, употребляемых вне основных приемов пищи, дети указывали на следующие из предлагаемых вариантов: питьевую воду – 70%, соки – 39%, компоты – 38%, чай с сахаром – 37%, морсы – 16%, сладкие газированные, а также минеральные воды – по 14%, готовый чайный напиток промышленного производства (типа Липтон, Nestea) – 13%, чай без сахара и кисели – по 10%, кофейный напиток (злаковый) – 5%, кофе натуральный – 4%.
Выявлены достоверные различия между двумя сравниваемыми группами по потреблению источников белка животного происхождения. На дистанционном обучении дети стали реже потреблять (27% против 3% детей 2-й группы) такие продукты, как жидкие кисломолочные продукты (40,5 против 24,6%), творог (62,2 против 32%). В период дистанционного обучения значительно снизилось потребление рыбы. В основной группе ее не потребляли в 2 раза больше детей (35,5 против 18,5%). При этом в основной группе достоверно чаще ежедневно включали в рацион яйца (43,4 и 10,9% соответственно). Данные по частоте использования продуктов с высокой биологической ценностью детьми, находившимися на дистанционном и на очном обучении, представлены в табл. 1.
Между двумя сравниваемыми группами по потреблению продуктов – источников углеводов также установлены достоверные различия. В основной группе показано снижение частоты потребления круп, овощей, фруктов, орехов. Макароны, соки, картофель достоверно чаще потребляли дети, находившиеся на дистанционном обучении. Макароны ежедневно получали 54,6% детей основной группы и 8,7% – контрольной, картофель – 51,1 и 13,3%, соки – 38,6 и 14,1% соответственно (табл. 2).
При оценке потребления сахара, шоколада, чипсов (сухариков), сладких газированных напитков установлено их достоверно более высокое потребление в период дистанционного обучения. Так, шоколад ежедневно потребляли 43,6% детей, находившихся на дистанционном обучении, а вне дистанта его потребляли 10% школьников; майонез – 28,4 и 5,1%, чипсы и сухарики – 20,8 и 1,3%, сладкие газированные напитки – 20,7 и 2,6% соответственно при дистанционном обучении и вне дистанта (табл. 3).
Обсуждение
В случае необходимости дистанционного обучения (в период сложной эпидемиологической ситуации и др.), предусматривающего использование удаленного доступа в домашних условиях, снижается эффективность родительского контроля питания школьников, что наглядно показало проведенное исследование. Повышение самостоятельности в выборе пищи школьниками усугубляет нарушения структуры питания детей. Имеет место две стороны проблемы: дети длительный период времени проводят дома, нередко без родительского контроля и в то же время родителям необходимо организовать питание ребенка. На основании данных опроса родителей детей школьного возраста, организованного сотрудниками лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» установлено, что во время дистанционного обучения каждый второй ребенок получал горячее питание 2 и менее раза в день, у 42% детей изменился аппетит, у 17% стал избирательным, у 15% повысился, у 10% снизился. Половина детей перекусывали 3 и более раза в день. При необходимости организовать перекус более 60% детей потребляли фрукты, 15–30% сухофрукты, орехи, овощи, салаты овощные, кисломолочные напитки, творог. При этом также часто (почти 50% детей) для перекусов использовали бутерброды, более 40% печенье, вафли, пряники, более 30% выпечку, шоколад, шоколадные конфеты. Здоровый перекус (смузи, зерновые батончики, хлебцы) использовали 10–12% детей. Вместе с тем чипсы, сухарики, хот-доги, гамбургеры использовали в качестве перекуса всего 10% детей. Следует отметить, что около 40% детей отдавали предпочтение напиткам с добавленным сахаром. В период дистанционного обучения школьники потребляли достоверно чаще по сравнению с внедистанционным обучением такие продукты, как яйца, макароны, картофель, соки, сахар, шоколад, чипсы (сухарики), сладкие газированные напитки и достоверно реже такие продукты, как молоко и молочные продукты, рыба, мясо, крупы, овощи, фрукты, орехи. Все это свидетельствует о необходимости родительского контроля организации питания детей, находящихся на дистанционном обучении.
Выводы
Во время дистанционного обучения каждый второй ребенок получал горячее питание 2 и менее раза в день, у 42% детей меняется аппетит, у 17% аппетит стал избирательным.
Более 40% детей в период дистанционного обучения использовали в качестве перекуса печенье, вафли, пряники, более 30% – выпечку, шоколад, шоколадные конфеты. Здоровый перекус (смузи, зерновые батончики, хлебцы) использовали 10–12% детей.
В период дистанционного обучения школьники потребляют достоверно чаще по сравнению с внедистанционным такие продукты, как яйца, макароны, картофель, соки, сахар, шоколад, чипсы (сухарики), сладкие газированные напитки, и достоверно реже такие продукты, как молоко и молочные продукты, рыба, мясо, крупы, овощи, фрукты, орехи.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости широкого внедрения в практику образовательных программ для детей школьного возраста и их родителей по вопросам здорового питания, учитывающих специфику организации учебного процесса.
Источник финансирования. Научно-исследовательская работа по подготовке рукописи проведена за счет средств субсидии на выполнение государственного задания в рамках Программы прикладных научных исследований РАН (Тема №0410-2020-0016).