Анализ приверженности терапии статинами среди детей с семейной гиперхолестеринемией: результаты 3-летнего проспективного исследования


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2021.1.81-85

Д.И. Садыкова (1), Л.Ф. Галимова (1, 2), Е.С. Сластникова (1, 2), Н.Э. Усова (2), Ч.Д. Халиуллина (1)

1) Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия; 2) Детская республиканская клиническая больница, Казань, Россия
Обоснование. Семейная гиперхолестеринемия (СГХС) – частое генетическое заболевание, связанное с преждевременным развитием атеросклероза. Пациенты с СГХС, не получающие лечения, находятся в зоне высокого риска атеросклеротических заболеваний уже после 20 лет. Согласно международным и российским рекомендациям, при гетерозиготной форме заболевания лечение детей статинами должно рассматриваться с 8–10 лет.
Цель исследования: изучить приверженность терапии статинами среди детей с СГХС и проанализировать факторы, влияющие на нее.
Методы. За 2017–2020 гг. в исследование были включены 56 детей с гетерозиготной СГХС. Их средний возраст составил 13,92±3,1 года, средний уровень общего холестерина – 7,8±2,1 ммоль/л, липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) – 6,0±1,1 ммоль/л. Всем пациентам был назначен аторвастатин в стартовой дозе 10 мг. На повторном визите через 1 месяц лишь 4 (7%) ребенка начали терапию статинами.
Результаты. Детьми этой группы были достигнуты целевые показатели ЛПНП<3,5 ммоль/л. На следующем визите через
3 месяца прием аторвастатина начал еще один ребенок. К концу заявленного периода наблюдения (12 месяцев) доля пациентов, принимавших статины, не увеличилась и составила 5 (9%) детей. На фоне лечения ни у одного из них не возникло жалоб и побочных эффектов. На основании анкетирования проведен анализ причин отказа пациентов от лечения. Причины отсутствия приверженности лечению были разделены на три категории: связанные с пациентом, с врачом и с системой здравоохранения.
Выводы. Современная липидснижающая терапия обладает огромным потенциалом по улучшению прогноза пациентов с СГХС. Однако в детской практике наблюдается низкая приверженность лечению статинами. К основным способам решить проблему относятся проведение психологического консультирования, создание доверительного союза между врачом и пациентом, а также увеличение информированности как пациентов, так и медицинских работников.
Ключевые слова: семейная гиперхолестеринемия, статины, аторвастатин, приверженность лечению

Введение

Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) служат причиной более 30% смертности во всем мире (ССЗ). Их профилактика считается приоритетом общественного здравоохранения [1–3]. В качестве основного фактора риска ССЗ на сегодняшний день рассматривается повышенный уровень холестерина липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) [4, 5]. К первому этапу в каскаде липидснижающей терапии относится назначение статинов, которые эффективно снижают уровень ЛПНП и, соответственно, риск сердечно-сосудистых событий [6, 7].

Так, при уменьшении уровня ЛПНП на 1 ммоль/л происходит сокращение числа основных сосудистых событий примерно на 22% [8], в связи с чем терапия статинами лиц с высоким риском ССЗ является хорошо обоснованной рекомендацией. Все чаще статины рекомендуются также для первичной профилактики ССЗ у лиц с более умеренными показателями абсолютного риска на основании исследований эффективности и рентабельности [8, 9].

В рамках первичной профилактики ССЗ статины рекомендованы пациентам с наследственными дислипидемиями, одной из которых является семейная гиперхолестеринемия (СГХС) – частое генетическое заболевание, связанное с преждевременным развитием атеросклероза [10]. Пациенты с СГХС, не получающие лечения, находятся в зоне высокого риска атеросклеротических заболеваний уже после 20 лет. Резкое повышение уровня ЛПНП приводит к устойчивому воздействию на артериальную стенку, что ускоряет отложение холестерина, приводит к сосудистому воспалению и предрасполагает к раннему началу атеросклероза, особенно коронарных артерий и аорты.

Рандомизированные исследования показывают, что влияние ЛПНП на развитие атеросклеротических заболеваний сосудов определяется не только абсолютным уровнем ЛПНП, но и его кумулятивным воздействием на артериальную стенку [11–13].

Известно, что накопление ЛПНП увеличивается с возрастом человека и к 55 годам у здорового человека составляет 160 ммоль. Без лечения пациенты с СГХС достигают этого значения уже в возрасте 35 лет. Было показано, что начало терапии статинами с 18 лет позволяет отодвигать данную кумулятивную нагрузку к 48 годам жизни.

А при приеме статинов с 10 лет уровень ЛПНП 160 ммоль достигается лишь к 53 годам, что приближается к показателям здоровых людей [14]. Оптимальны диагностика и начало терапии заболевания уже в детском возрасте до появления осложнений, таких как аортальный стеноз, атеросклеротические изменения стенок артерий.

Согласно рекомендациям Европейского общества кардиологов и Европейского общества атеросклероза [15], а также Российских рекомендаций по диагностике и лечению СГХС [10], лечение детей статинами должно рассматриваться с возраста 8–10 лет при гетерозиготной форме заболевания.

Цель исследования: изучить приверженность терапии статинами среди детей с СГХС и проанализировать факторы, влияющие на нее.

Методы

Исследование проводилось на базе Детского центра липидологии при ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница», Казань.

В исследовании участвовали дети с диагнозом «гетерозиготная СГХС» (рис. 1). Критериями включения были возраст 10–17 лет включительно; пациент не принимал статины; минимум 12 месяцев наблюдения после назначения статинов. Диагноз СГХС выставляли в соответствии с Британскими критериями Simon Broome [16]. От всех пациентов/законных представителей было получено письменное информированное согласие на участие в исследовании. Визиты проводились с интервалом 30 дней в первые 3 месяца, далее с интервалом 90 дней. Всем пациентам/законным представителям проводилось анкетирование с целью оценить приверженность терапии и изучить факторы, влияющие на нее.

82-1.jpg (80 KB)

Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке. Накопление, корректировка, систематизация исходной информации и визуализация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel. 2016. Статистический анализ проводился с использованием программы IBM SPSS Statistics v. 23 (IBM Corporation). Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению. Ввиду нормальности распределения применялись методы параметрического анализа. Результаты представлены в виде средних арифметических величин (M) и стандартных отклонений (SD). Номинальные данные описывались с указанием абсолютных значений и процентных долей.

Результаты

За 2017–2020 гг. в исследование были включены 56 детей с гетерозиготной СГХС (рис. 2), из них мальчиков 46%, девочек 54%. Средний возраст детей составил 13,92±3,1 года, Особое значение придавали отсутствию у детей клинических признаков гиперлипидемии (ксантомы, корнеальная дуга, утолщения ахиллова сухожилия) и другой сердечно-сосудистой патологии. При этом средний уровень общего холестерина (ОХ) составил 7,8±2,1 ммоль/л, ЛПНП – 6,0±1,1 ммоль/л.

83-1.jpg (64 KB)

Согласно российским рекомендациям в РФ для лечения СГХС у детей разрешены аторвастатин с 10 лет, симвастатин с 10 лет, флувастатин с 9 лет [10]. На сновании данных рекомендациях на первом визите всем пациентам начиная с возраста 10 лет назначали липидснижающую терапию – аторвастатин в стартовой дозе 10 мг под контролем уровней трансаминаз, креатинфосфокиназы, глюкозы.

На повторном визите через месяц лишь 4 (7%) ребенка начали терапию статинами (рис. 2). При этом детьми этой группы, согласно клиническим рекомендациям [10], были достигнуты целевые показатели ЛПНП<3,5 ммоль/л. На следующем визите через 3 месяца прием аторвастатина начал еще один ребенок. Однако целевой показатель ЛПНП достигнут не был. В связи с этим данному ребенку было принято решение увеличить дозу аторвастатина до 20 мг, на фоне которой значения ЛПНП достигли целевых уровней. К концу заявленного периода наблюдения (12 месяцев) доля пациентов, принимавших статины, не увеличилась и составила 9% (5 детей). Необходимо отметить, что ни у одного из пациентов на фоне лечения не возникло жалоб и побочных эффектов.

Таким образом, из всей когорты пациентов, нуждавшихся в начале статинотерапии, менее 10% приступили к лечению. Необходимо отметить, что данная группа пациентов отличалась выраженной приверженностью и заинтересованностью в лечении.

На основании анкетирования был проведен анализ причин отказа пациентов от лечения. Причины отсутствия приверженности лечению, безусловно, сложны и в целом могут быть разделены на три категории: связанные с пациентом, врачом и системой здравоохранения.

Среди них факторы, связанные с пациентом, на наш взгляд, выглядят самыми значимыми. Из них основными причинами отказа от лечения выделены недооценка тяжести состояния, возникновения возможных побочных эффектов, скептическое отношение к эффективности лечения. Кроме того, среди факторов, ассоциированных с пациентом, отмечались такие, как потребность в ежедневном приеме лекарств, слабое доверие к здравоохранению, культурные и этнические убеждения.

Особое значение имеет бессимптомный характер течения СГХС, в связи с чем отмечается безразличие к последствиям результатов их липидного профиля и отсутствие осознания рисков неблагоприятных последствий для здоровья в будущем.

Следующая группа факторов, влияющих на отказ пациентов от приема статинов, связана с системой здравоохранения. Анализ показал, что в настоящее время организация системы здравоохранения ограничивает время, проводимое врачом с пациентом. Это приводит к тому, что у врача не хватает времени для надлежащего обучения пациентов (об их состоянии здоровья или принимаемых лекарствах), оценить поведение пациентов, принимающих лекарства, урегулировать обеспокоенность пациентов, предложить поощрения и советы для улучшения соблюдения режима лечения. Кроме того, с учетом семейного характера заболевания стоимость лекарственных препаратов ложится экономическим бременем на бюджет семьи.

Среди факторов, связанных с лечащим врачом, респонденты отмечали плохое взаимопонимание врача с пациентом, противоречивые мнения врачей по приему статинов в детском возрасте. Также анкетированные отмечают, что им не хватало полученных объяснений их состояния и информации о лекарстве.

Обсуждение

В настоящем исследовании была изучена приверженность терапии статинами среди детей с СГХС, а также проанализированы факторы, влияющие на нее. Из 56 детей с СГХС, нуждавшихся в терапии статинами, лишь 9% пациентов начали лечение.

Были опубликованы результаты исследования статинотерапии при СГХС в детском возрасте, проведенного в 2019 г. в 8 европейских странах (Норвегия, Великобритания, Чехия, Португалия, Греция, Австрия, Нидерланды, Бельгия), посвященного сравнению тактики и результатов лечения СГХС в общей выборке из 3064 детей. Показано, что доля детей, принимающих статины, увеличивается с возрастом и к 15-летнему возрасту уже 79% пациентов в этих странах принимают статины [17].

Отказ от приема статинов в РФ является распространенным явлением и недооценивается большинством медицинских работников. Выявление пациентов из группы риска и начало лечения остаются приоритетной задачей, однако если игнорировать протокол лечения, это приведет к потере усилий, ресурсов и жизней. Необходимо активизировать усилия по преодолению этого серьезного препятствия. Для этого важно увеличивать информированность как пациентов, так и медицинских работников, чтобы они могли распознавать ложную информацию, найденную в СМИ. Одним из основных препятствий на пути коррекции липидного профиля у детей является сопротивление со стороны педиатров. Большинство врачей остаются сторонниками тактики по отсрочке начала липидснижающей терапии до 18 лет, что в отношении СГХС недопустимо ввиду высокого риска развития осложнений.

Одним из способов решить проблему отсутствия лечения пациентов с СГХС является проведения психологического консультирования. Это могут делать врачи или специализированный персонал больницы в индивидуальном порядке или в «школах» для пациентов. Поддержка со стороны органов здравоохранения для просвещения населения и привлечение поддержки СМИ должны дополнять индивидуальные стратегии. Необходимы конкретные рекомендации по улучшению приверженности лечению. Доверительный союз между врачом и пациентом будет способствовать соблюдению режима лечения статинами, в конечном итоге снизить заболеваемость и увеличить продолжительность жизни.

Ограничения исследования. Данное исследование ограничено небольшим количеством выборки.

Заключение

Современная липидснижающая терапия обладает огромным потенциалом по улучшению прогноза пациентов с атеросклеротическими ССЗ. При этом современные препараты недоиспользованы в клинической практике.

Результаты исследования свидетельствуют о выраженной низкой приверженности лечению статинами среди детей с СГХС. К основным способам решить проблему относятся проведение психологического консультирования, создание доверительного союза между врачом и пациентом, а также увеличение информированности как пациентов, так и медицинских работников.


Литература


1. Duerden M., O’Flynn N., Qureshi N. Cardiovascular risk assessment and lipid modification: NICE guideline. Br J Gen Pract. 2015;65(636):378–80. Doi: 10.3399/bjgp15X685933.


2. Mendis S., Puska P., Norrving B. Global atlas on cardiovascular disease prevention and control. Geneva: World Health Organization, 2011.


3. Mozaffarian D., Benjamin E.J., Go A.S., et al. Heart disease and stroke statistics – 2016 update: a report from the American Heart Association. Circulation. 2016;133(4):e38–60. Doi: 10.1161/CIR.0000000000000350.


4. Ebrahim S., Taylor F.C., Brindle P. Statins for the primary prevention of cardiovascular disease. BMJ. 2014;348:g280. Doi: 10.1136/bmj.g280.


5. Gu Q., Paulose-Ram R., Burt V.L., et al. Prescription cholesterol-lowering medication use in adults aged 40 and over: United States, 2003–2012. NCHS Data Brief. 2014;(177):1–8.


6. Fulcher J., O’Connell R., Voysey M., et al. Efficacy and safety of LDL-lowering therapy among men and women: meta-analysis of individual data from 174,000 participants in 27 randomised trials. Lancet. 2015;385(9976):1397–405. Doi: 10.1016/S0140-6736(14)61368-4.


7. Mihaylova B., Emberson J., Blackwell L., et al. The effects of lowering LDL cholesterol with statin therapy in people at low risk of vascular disease: metaanalysis of individual data from 27 randomised trials. Lancet. 2012;380(9841):581–90. Doi: 10.1016/S0140-6736(12)60367-5.


8. Cholesterol Treatment Trialists’ (CTT) Collaboration. Efficacy and safety of more intensive lowering of LDL cholesterol: a meta-analysis of data from 170000 participants in 26 randomised trials. Lancet. 2010;376:1670–81. Doi: 10.1016/S0140-6736(10)61350-5.


9. Di Angelantonio E., Sarwar N., Perry P., et al. Emerging Risk Factors Collaboration. Major lipids, apolipoproteins, and risk of vascular disease. JAMA. 2009;11;302(18):1993–2000. Doi: 10.1001/jama.2009.1619.


10. Клинические рекомендации. Семейная гиперхолестеринемия. 2018 г. Электронный источник.


11. Ference B.A., Ginsberg H.N., Graham I., et al. Low-density lipoproteins cause atherosclerotic cardiovascular disease. 1. Evidence from genetic, epidemiologic, and clinical studies: a consensus statement from the European Atherosclerosis Society Consensus Panel. Eur Heart J. 2017;38(32):2459–72. Doi:10.1093/eurheartj/ehx144.


12. Grundy S.M., Arai H., Barter P., et al. An International Atherosclerosis Society Position Paper: global recommendations for the management of dyslipidemia – full report. J Clin Lipidol. 2014;8:29–60. Doi: 10.1016/j.jacl.2013.12.005.


13. Luirink I.K., Wiegman A., Kusters D.M., et al. 20-Year Follow-up of Statins in Children with Familial Hypercholesterolemia. N Engl J Med. 2019;381(16):1547–56. Doi: 10.1056/nejmoa1816454.


14. Wiegman A., Gidding S.S., Watts G.F., et al. Familial hypercholesterolaemia in children and adolescents: gaining decades of life by optimizing detection and treatment. Eur Heart J. 2015;36(36):2425–37. Doi: 10.1093/eurheartj/ehv157.


15. Mach F., Baigent C., Catapano A.L., et al. ESC/EAS Guidelines for the management of dyslipidaemias: lipid modification to reduce cardiovascular risk. Eur Heart J. 2019;00:1–78. Doi: 10.1093/eurheartj/ehz455.


16. Neil H.A., Hammond T., Huxley R., et al. Extent of underdiagnosis of familial hypercholesterolaemia in routine practice: prospective registry study. BMJ. 2000;15;321(7254):148. Doi: 10.1136/bmj.321.7254.148.


17. Ramaswami U., Futema M., Bogsrud M.P., et al. Comparison of the characteristics at diagnosis and treatment of children with heterozygous familial hypercholesterolaemia (FH) from eight European countries. Atherosclerosis. 2020;1(292):178–87. Doi: https://doi.org/10.1016/j.atherosclerosis.2019.11.012.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Д.И. Садыкова, д.м.н., зав. кафедрой госпитальной педиатрии, Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия; sadykovadi@mail.ru
Адрес: 420012, Россия, Казань, ул. Бутлерова, 49


ORCID: 
Д.И. Садыкова, https://orcid.org/0000-0002-6662-3548 
Л.Ф. Галимова, https://orcid.org/0000-0001-5576-5279 
Е.С. Сластникова, https://orcid.org/0000-0002-1732-7443 
Н.Э. Усова, https://orcid.org/0000-0001-9991-6497 
Ч.Д. Халиуллина, https://orcid.org/0000-0001-6667-7725 


Бионика Медиа