Бронхиальная астма: оценка знаний студентов старших курсов. Итоги исследования «ASSA-II»


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2020.10.111-118

Р.А. Бонцевич (1, 2, 3), А.В. Адонина (1, 2), А.В. Михно (2, 4), Д.И. Куценко (2), Г.А. Батищева (5), Ю.М. Дронова (5), Г.Г. Кетова (6), В.О. Барышева (6), Е.В. Лучинина (7), Е.В. Мироненко (8), Г.М. Биккинина (9), Т.Г. Покровская (1)

1) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), Белгород, Россия; 2) Детский медицинский центр «Азбука здоровья», Белгород, Россия; 3) Клиника «Любимый доктор», Белгород, Россия; 4) Клинико-диагностический центр «Медицина 31», Белгород, Россия; 5) Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Воронеж, Россия; 6) Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия; 7) Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов, Россия; 8) Днепропетровская медицинская академия, Днепр, Украина; 9) Башкирский государственный медицинский университет, Уфа, Россия
Актуальность. Бронхиальная астма (БА) является одним из наиболее распространенных неинфекционных хронических заболеваний, которое поражает до 339 млн человек во всем мире. Астма остается глобальной проблемой мирового здравоохранения, для решения которой ВОЗ координирует международные усилия по борьбе с заболеванием. Выраженное бремя болезни определяется не только значительным снижением качества жизни больных, случаями инвалидизации пациентов, но и риском преждевременной смерти. Для улучшения прогноза при БА необходимо придерживаться существующих руководящих принципов в области диагностики, лечения и профилактики, а также обучать пациентов контролировать уже существующее заболевание. Именно поэтому особо актуально в настоящее время проведение исследований, направленных прежде всего на повышение практических знаний не только врачей, но и будущих работников здравоохранения.
Цель исследования. Определение уровня базовых знаний по БА у студентов 5–6-х курсов (специальности «лечебное дело» и «педиатрия») медицинских вузов.
Методы. Анализ анонимного многоцентрового анкетирования в рамках второго этапа проекта ASSA (Assessment of senior medical students in the field of bronchial asthma), проведенного в 2017–2019 гг. в шести городах России и Украины.
Результаты. По итогам проведенного исследования уровень знаний студентов-старшекурсников в базовых вопросах этиологии, патогенеза, клиники и лечения БА находится на уровне выше среднего. Лучшие результаты показаны в ответах на вопросы № 2 (триггеры БА), № 6 (степени тяжести БА) и № 9 (определение длительного приступа удушья), худшие – на вопросы № 1 (определение БА), № 3 (патогенез БА) и № 2 (выбор комбинации лекарственных средств в одном доставочном устройстве).
Заключение. Проведенное анкетирование показало, что студенты-старшекурсники имеют достаточную базу знаний в области клинической картины и диагностики БА, тогда как ряд фундаментальных вопросов, касающихся определения, патогенеза и лечения данного заболевания, все еще требуют более углубленного изучения.
Ключевые слова: бронхиальная астма, фармакоэпидемиология, анкетирование, образование, студенты, уровень знаний

Литература


1. The Global Asthma Report, 2018. Global Asthma Network. URL: http://www.globalasthmanetwork.org


2. Документальный центр Всемирной Организации Здравоохранения. Информационный бюллетень. Астма. Август 2017.


3. Chuchalin A.G., Khaltaev N., Аntonov N., et al. Chronic respiratory diseases and risk factors in 12 regions of the Russian Federation. Int J Chron Obstruct Pulmon Dis. 2014;12(9):963–74. Doi: 10.2147/COPD.S67283.


4. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». IV издание. М., 2012.


5. Holgate ST. A brief history of asthma and its mechanisms to modern concepts of disease pathogenesis. Allergy Asthma Immunol Res. 2010;2(3):165–71. Doi: 10.4168/aair.2010.2.3.165.


6. Abbo L.M., Cosgrove S.E., Pottinger P.S., et al. Medical Students’ Perceptions and Knowledge About Antimicrobial Stewardship: How Are We Educating Our Future Prescribers? Clinical Infectious Diseases. 2013;57(5):631–38. Doi: 10.1093/cid/cit370.


7. Bontsevich R.A., Filinichenko T.S., Gavrilova A.A., et al. Assessment of physicians’ and senior medical students’ knowledge in treatment of patients with community-acquired pneumonia: Current results of the KNOCAP project. Research Results in Pharmacology. 2018;4(3):27–36. Doi: 10.3897/rrpharmacology.4.29454.


8. Бонцевич Р.А., Щуровская К.В., Покровская Т.Г.и др. Оценка базовых знаний в вопросах ХОБЛ у студентов старших курсов – финальные результаты исследования ASCO. Фарматека. 2018;8:72–78.


9. Бонцевич Р., Филиниченко Т., Гаврилова А. и др. Оценка базовых знаний о хронической обструктивной болезни легких врачей терапевтического профиля. Текущие результаты проекта ASCO-II. Врач. 2018;29(12):46–50.


10. Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Revised 2017. The GINA reports. URL: http://www.ginasthma.org


11. Бонцевич Р.А., Михно А.В., Щуровская К.В. и др. Оценка уровня базовых знаний по бронхиальной астме у студентов старших курсов –финальные результаты исследования ASSA. Фарматека. 2019;26(5):102–9.


12. Bontsevich R., Mikhno A., Shchurovskaya K., et al. Students’ knowledge of bronchial asthma: ASSA1 and ASSA2 results comparison. Eur Respir J. 2019;54(Suppl. 63):PA2164. Doi: 10.1183/13993003.congress-2019.PA1477.


13. Bontsevich R.A., Mikhno A.V., Dudchenko O.V., et al. Assessment of physicians’ and medical majors’ knowledge of asthma basics: Current results of the ASSA-II study. Research Results in Pharmacology. 2019;5(2):79–88. Doi: 10.3897/rrpharmocology.5.36621.


14. Бронхиальная астма. Клинические рекомендации. Российское респираторное общество. 2019.


15. Авдеев С.Н. Бронхиальная астма в таблицах и схемах. М: Атмосфера, 2005.


16. Респираторная медицина: руководство: в 3-х томах. Под ред. А.Г. Чучалина. М.: Литтера; 2017.


17. Ritesh A., et al. Guidelines for diagnosis and management of bronchial asthma: Joint ICS/NCCP (I) recommendations. Lung India. 2015;32(Suppl 1):S3–S42. Doi: 10.4103/0970-2113.154517.


18. British Guideline on the Management of Asthma. Thorax. 2008;63(Suppl 4):1–121. Doi: 10.1136/thx.2008.097741.


19. Бродская О.Н., Белевский А.С. Факторы достижения контроля бронхиальной астмы: глобальный и персонифицированный подход. Практическая пульмонология. 2016;4:3–8. [Brodskaya O.N., Belevsky A.S. Factors of achieving control of bronchial asthma: a global and personalized approach. Practicheskaya pulmonologiya. 2016;4:3–8.


20. Белевский А.С. Современная терапия бронхиальной астмы, шаг вперед. Астма и аллергия. 2013;3:16–18.


21. Fritz H., et al. Diagnosis and management of asthma – Statement on the 2015 GINA Guidelines. Wien Klin Wochenschr. 2016;128(15):541–54. Doi: 10.1007/s00508-016-1019-4.


22. Айсанов З.Р., Калманова Е.Н. Эффективность фиксированных комбинаций в достижении контроля бронхиальной астмы: анализ результатов исследования GOAL. Пульмонология и аллергология. 2009;1:16–20.


23. Авдеев С.Н., Айсанов З.Р., Архипов В.В. и др. Согласованные Рекомендации по применению режима единого ингалятора фиксированной комбинации будесонид/формотерол (Smart) в терапии пациентов с бронхиальной астмой. Практическая пульмонология. 2016;1:2–15.


24. Ichinose M., et al. Japanese guidelines for adult asthma 2017. Allergol Int. 2017;66(2):163–89. Doi: 10.1016/j.alit.2016.12.005. Epub2017 Feb 11.


25. Fitzpatrick A.M, Moore W.C., et al. Severe Asthma Phenotypes – How Should They Guide Evaluation and Treatment? J Allergy Clin Immunol Pract. 2017;5(4):901–8. Doi: 10.1016/j.jaip.2017.05.015.


26. Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2020620265 Российская Федерация. Бронхиальная астма: этиопатогенез, диагностика и лечение – уровень знаний студентов. Бонцевич Р.А., Михно А.В., Куценко Д.И.;правообладатель ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». №2020620130 заявл. 10.02.2020; зарегистр. 12.02.2020. – 1с.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Р.А. Бонцевич, к.м.н., доцент кафедры фармакологии и клинической фармакологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»); врач-терапевт, пульмонолог, клинический фармаколог; детский медицинский центр «Азбука здоровья», клиника «Любимый доктор», Белгород, Россия; e-mail: dr.bontsevich@gmail.com
Адрес: 308015, Россия, Белгород, ул. Победы, 85 


ORCID ID:
Бонцевич Р.А., ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9328-3905
Кетова Г.Г., ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4678-6841 
Адонина А.В., ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9735-7270
Барышева В.О., ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7762-7854 
Михно А.В., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1789-4349
Лучинина Е.В., ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3120-8491 
Куценко Д.И., ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9450-1898
Мироненко Е.В., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3514-3338 
Батищева Г.А., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4771-7466
Биккинина Г.М., ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0116-5128 
Дронова Ю.М., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4513-091X
Покровская Т.Г., ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6802-5368 


Бионика Медиа