Введение
Широкомасштабные эпидемиологические исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков в возрасте 3–18 лет, проведенные Росстатом и ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологий» в 2013 и 2018 гг., указывают на существенные недостатки в организации питания детей, причем именно эти факторы влияют на формирование здоровья подрастающего поколения [1, 2].
В исследованиях как 2013-го, так и 2018 г. выявлено, что средние величины потребления энергии детьми близки к нормам физиологических потребностей для соответствующего пола и возраста. Установлено, что основные нарушения питания детской популяции 3–13 лет заключаются в избыточном потреблении общего жира (свыше 35% от общей калорийности рациона); насыщенных жирных кислот, добавленного сахара (свыше 15% от калорийности рациона) и поваренной соли (более 5 г/сут) в сочетании с недостаточностью кальция и общих углеводов (50–53% от калорийности рациона при норме 58%). Потребление белка и жира в процентах от калорийности рациона детьми всех возрастов прямо зависит от величины среднедушевого дохода в семье. Рационы питания более 10–15% детей содержат недостаточное количество фруктов, 15–22% овощей, 9–18% молочных продуктов, 20–23% мяса и птицы, более 50% – рыбы. Вместе с тем 40–50% детей регулярно потребляют колбасы и кондитерские изделия. Указанные нарушения питания детской популяцией могут относиться к факторам риска для нормального роста и развития детей, а также быть предиктором развития алиментарно зависимых неинфекционных заболеваний на протяжении всей жизни.
По итогам выборочного наблюдения доля детей в возрасте до 16 лет, калорийность питания которых ниже минимально допустимого уровня, составила 13%, для детей 16–18 лет – 13,2%.
Следует отметить снижение распространенности заболеваний, связанных с питанием, среди детей 3–13 лет, выявленное в 2013 и 2018 гг., с 24,2 до 10,8%. Данные по каждой возрастной группе представлены в табл. 1.
Это может свидетельствовать о реализации системы мероприятий, проводимых на государственном и региональном уровнях по вопросам формирования пищевого поведения детей.
Пищевое поведение ребенка, посещающего образовательные организации (ОО), отражает пищевое поведение семьи. Как было показано в исследованиях Ж.Ю. Гореловой [3], формируя пищевые привычки, домашнее питание влияет на потребление школьных завтраков и обедов, т.к. многие школьники не едят нелюбимых или не знакомые им блюд. Среди московских школьников только 62,3–76,3% учащихся регулярно завтракают дома, и это число достоверно снижается в старших классах. От 34 до 68% учащихся на завтрак предпочитают овсяную и гречневую каши и бутерброды с колбасой (46,5–80%). Отмечается редкое употребление молока и молочных продуктов. В рационах питания школьников всех классов недостаточное потребление овощей и овощных блюд (овощных супов и овощных гарниров), молочных продуктов и фруктов; наблюдается чрезмерно частое потребление колбас. К старшим классам возрастает число школьников, пренебрегающих в учебные дни домашним завтраком, подростки реже употребляют каши, супы и овощные гарниры.
В школу 48,7–58,9% родителей учащихся младших и средних классов и 25,5% родителей школьников старших классов дают детям фрукты, бутерброды, сок, выпечку, печенье, йогурт.
По данным А.Н. Мартинчика и соавт. [4], выявлены возрастные особенности потребления продуктов – источников кальция, их среднесуточное потребление и вклад каждого приема пищи в потребление данного макроэлемента. В настоящее время в целом среди населения отмечается снижение распространенности потребления молока, молочных продуктов, напитков на молоке, молочных каш, с небольшим увеличением потребления сыров в рационе детей старшей возрастной группы. В употреблении молока и молочных продуктов важная роль принадлежит родителям, формирующим пищевое поведение. Так, показано, что в группе девочек-подростков, которые отмечали, что отцы используют молоко, потребление кальция было выше, чем в группе детей, которые не видели, как их отцы пьют молоко [5].
По результатам мониторинга потребления блюд из действующего меню в школах Москвы с учетом ассортимента продукции, приобретаемой в школьном буфете и вне школы (т.е. что охотнее всего едят дети дома), выявлены вкусовые предпочтения обучающихся [6].
Установлено, что из предложенного перечня «Блюда, которые практически не едят учащиеся», потребление менее 35% от общего объема подачи на стол составили 22% (например, икра из уваренных кабачков, щи из шпината, рыба припущенная, кисель и др.). На долю «блюд, которые школьники едят охотно, но в меньшем от положенного по действующему меню объеме, – 50–65%», приходится 23%. Более половины (55%) блюд отнесены к категории тех, которые дети едят с удовольствием (макароны, запеченные с сыром, винегрет овощной, салат из помидоров и огурцов свежих с растительным маслом и др.). По результатам опроса, преобладающими в суточном рационе продуктами, приобретенными дополнительно в течение суток в розничной торговле вне школы и дома, отмечены чипсы, газированная вода, булочки, конфеты, в школьном буфете – кондитерские изделия (20%), выпечка (25%), напитки (19%), бутерброды (36%).
Полученные данные подтверждают необходимость и целесообразность разработки новых рационов питания с учетом пищевых предпочтений современных школьников с включением в меню любимых блюд, соответствующих принципам «здорового питания» и ограничением менее потребляемых блюд в ОО с учетом домашнего питания с соблюдением суточных физиологических потребностей обучающихся. Это определяет актуальность настоящих исследований в данной области и изучение особенностей питания детей школьного возраста в домашних условиях и организованных коллективах.
Цель исследования: изучение возрастных особенностей питания школьников в домашних условиях и организованных коллективах.
Методы
В работе использованы гигиенические и статистические методы исследования.
Анкетирование проводили после подписания участниками исследования информированного согласия и одобрения протокола исследования этическим комитетом ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». Для проведения исследования разработана анкета оценки питания школьников (для родителей и детей).
Анкета включила 78 вопросов, позволивщих охарактеризовать питание ребенка как в школе, так и дома. С использованием анкет-опросников изучены особенности питания 452 детей в ОО Нижнего Новгорода. Среди них 134 в возрасте 7–10 лет, 298 детей и подростков в возрасте 11–18 лет. Фактическое питание детей изучено частотным методом.
Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью программы Excell-2007 с использованием многомерного χ2-критерия Пирсона. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.
Результаты исследования
Режим питания школьников в современных условиях
При сравнительном анализе частоты приема пищи детьми 7–10 и 11–18 лет в учебные и выходные дни частота приема пищи в учебные дни у детей 2 возрастных групп статистически значимо не различалась, однако установлено статистически значимое различие в выходные дни в пределах возрастной группы и между группами.
К примеру, 5-разовое питание в будни наблюдалось у 4% детей 7–10 лет, в выходные – у 25%. У детей же 11–18 лет это увеличение было более значимым – с 13 до 48% детей (табл. 2).
Частота приема детьми горячей пищи в будние и выходные дни статистически значимо изменялась в пределах возрастной группы и между группами (табл. 3).
В учебные дни только 30% школьников 7–10 лет получают горячую пищу 2 раза в день, тогда как в возрастной группе 11–18 лет число таких детей увеличивается до 46%. В воскресные дни режим питания детей становится более рациональным и большинство детей получают горячее питание более 3 раз в день. Это, вероятно, можно объяснить контролем со стороны родителей и целесообразным режимом дня в выходные.
Интервалы между приемами пищи большинством детей (74 и 72% учащихся младшего и старшего школьного возраста) составляют 3–4 часа. У каждого десятого школьника независимо от возрастной группы интервал между приемами пищи ежедневно удлиняется до 5 часов и более, тогда как представительство респондентов, которые никогда не отмечают такого удлинения, составило 34 и 24% детей 7–10 и 11–18 лет соответственно (табл. 4).
Статистически значимых различий при сравнении изучаемых показателей в указанных возрастных группах установлено не было.
Перед уходом в школу всегда завтракают 78% детей 7–10 лет и 69% учащихся 11–18 лет, что является наиболее рациональным вариантом. Никогда не завтракают 5 и 7% школьников соответственно. Статистически значимых различий между двумя возрастными группами не установлено (табл. 5).
Исследование показало, что большинство детей всех возрастных групп обедают до 15 часов, за исключением 1/5 выборки детей 7–10 и 1/4 учащихся 11–18 лет, которые переносят обед 3–4 раза в неделю на более позднее время, что, вероятно, связано с посещениями дополнительных занятий (табл. 6).
Что касается ужинов, то примерно треть школьников обеих возрастных групп ужинают после 20 часов вечера (табл. 7). Достоверных различий в режиме питания детей в домашних условиях данных возрастных групп установлено не было (табл. 6, 7).
Особенности продуктового разнообразия рациона питания современных школьников
Анализ частоты потребления продуктов детьми различных возрастных групп выявил низкое ежедневное потребление таких продуктов, как молоко, кисломолочные напитки, мясо, овощи (рис. 1).
Так, ежедневно получают:
- молоко – 32 и 35% детей младшей и старшей возрастных групп соответственно; кисломолочные напитки – 22–24%;
- мясо – 43 и 38% детей (рис. 1);
- овощи (зима/весна) 43–45% детей;
- овощи (лето/осень) 65–62% детей;
- фрукты (зима/весна) 58–57% детей; - фрукты (лето/осень) 70% детей (рис. 2).
Установлены достоверные межсезонные различия в потреблении овощей детьми 7–10 лет и фруктов детьми 11–18 лет (р<0,05).
Следует отметить низкое ежедневное потребление (рис. 3):
- хлеба ржаного – 31–34% детей;
- хлеба пшеничного – 49–51%;
- каш – 16–19%.
Отмечена низкая частота использования в рационе учащихся (рис. 4):
- сливочного масла –24%;
- растительного масла – 32–35%.
Полученные нами результаты были сопоставлены с данными исследования, проведенного Росстатом и ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» в 2018 г. (табл. 8).
Данные нашего исследования, касающиеся потребления продуктов не реже 3 раз в неделю, подтверждают результаты исследования Росстата, проведенного в 2018 г. [10], за исключением круп, птицы и сладких газированных напитков, частота потребления которых была ниже в Нижнем Новгороде, и кондитерских изделий, которые дети в Нижнем Новгороде потребляли чаще, чем в общероссийском исследовании.
Только каждый третий школьник не реже 3–4 раз в неделю получает творог, 60% детей – сыр, около половины детей – яйца. Анализ показал, что 38–48% детей данных возрастных групп не реже 1 раза в неделю потребляют рыбу. Ежедневно потребляют соки 8% детей 7–10 лет и 14% детей 11–18 лет. Сравнение распределения детей по потреблению соков достоверно различалось. Так, в возрастной группе 11–18 лет дети потребляли соки чаще, чем дети 7–10 лет (р<0,05).
Наряду с низким потреблением вышеперечисленных продуктов установлена высокая частота потребления (не реже 3–4 раз в неделю) майонеза – 21 и 28% учащихся, кетчупа – 28 и 31%. Выявлена низкая частота (не реже 3–4 раз в неделю) потребления чипсов и сухариков школьниками 7–10 и 11–18 лет – 7 и 8% соответственно. Сладкие газированные напитки ежедневно потребляют 5–10% детей указанных возрастных групп соответственно. Продукты из ресторанов быстрого питания учащиеся младшей возрастной группы используют редко, что, вероятно, связано с более строгим контролем питания ребенка со стороны родителей. С 11-летнего возраста 5% анкетируемых употребляют их ежедневно и 4% не реже 3–4 раз в неделю.
По результатам исследования, 3–4 раза в неделю потребляют:
- торты, пирожные 7 и 15% детей младшей и старшей возрастных групп;
- шоколад и шоколадные конфеты 67 и 69% учащихся соответственно;
- выпечку, пироги 54 и 52% детей.
На рис. 5 представлена частота ежедневного потребления вышеперечисленных продуктов.
Особое внимание следует обратить на частоту ежедневного потребления воды детьми данных возрастных групп, которая почти в 2 раза выше у детей 7–10 лет по сравнению с учащимися ОО 11–18 лет (81 и 47% соответственно; р<0,05 ) (табл. 9).
Отмечено, что большинство (80–75%) детей ежедневно пьют более 2 стаканов воды в сутки (табл. 10).
Установлены статистически значимые различия в использовании витаминно-минеральных комплексов между детьми данных возрастных групп: школьники 11–18 лет чаще используют витаминно-минеральные комплексы по сравнению с детьми 7–10 лет (табл. 11). Более 40% опрошенных не принимают витаминно-минеральных комплексов. По данным Росстата и ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (2018), этот показатель значительно выше и составляет около 70% [10].
Обсуждение
Изучение питания современных школьников представляет большой интерес для исследователей [1, 3, 6–9]. Как известно, на формирование пищевых привычек у младших школьников оказывает влияние преимущественно семья, а в старшей возрастной группе – окружение ребенка [6]. Полученные нами данные во многом совпадают с результатами исследований Росстата и ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (2018). Кроме того, проведенные исследования расширили ряд показателей. Выполненный сравнительный анализ организации питания детей различных возрастных групп (7–10 и 11–18 лет) позволил выявить некоторые нарушения, что отражает прежде всего особенности организации питания в домашних условиях, особенно для учащихся младшей возрастной группы.
При сравнительном анализе частоты приема пищи детьми 7–10 и 11–18 лет в учебные и выходные дни частота приема пищи в учебные дни детьми двух возрастных групп статистически значимо не различалась. Однако установлено достоверное различие в выходные дни, отмеченное как в пределах возрастной группы, так и между группами (р<0,05). Частота приема горячей пищи в будние и выходные дни детьми данных возрастных групп статистически значимо изменялась в пределах возрастной группы и между группами (р<0,05). Анализ организации завтраков дома перед уходом в школу учащихся 7–10 и 11–18 лет не выявил достоверных различий, также не установлены различия в режиме питания детей в домашних условиях в указанных возрастных группах.
В ходе проведенной работы не выявлено существенных различий в потреблении основных пищевых продуктов, за исключением достоверных межсезонных различий в потреблении детьми 11–18 лет овощей и фруктов, а также соков. Школьники 11–18 лет чаще используют витаминно-минеральные комплексы по сравнению с детьми 7–10 лет (р<0,05). Среди 30% анкетируемых установлено низкое потребление молока и молочных продуктов, среди 20% – мяса, овощей и среди 10–16% – фруктов, что совпадает с результатами общероссийских исследований и, вероятно, связано с отсутствием здорового питания в семье. Частота ежедневного потребления воды почти в 2 раза выше у учащихся 7–10 лет по сравнению с таковыми 11–18 лет (81 и 47% соответственно; р<0,05). Школьники 11–18 лет достоверно чаще посещают рестораны быстрого питания, что служит ярким свидетельством снижения родительского контроля, повышения роли социальных факторов.
Заключение
Результаты исследования подтверждают актуальность мероприятий по формированию адекватного пищевого поведения школьников всех возрастных групп для закрепления позитивных стереотипов в питании, полученных в семье, на основе образовательных программ, а также необходимость внедрения принципов преемственности школьного и домашнего питания (школьно-семейного меню).