Изменение коллагена 1-го и 3-го типов в фотоповрежденной коже после фотодинамической терапии: обзор и опыт


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2020.8.68-72

С.И. Суркичин (1), Е.А. Коган (2), Л.С. Холупова (1)

1) Центральная государственная медицинская академия УДП РФ, Москва, Россия; 2) Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), Москва, Россия
Обоснование. Старение кожи происходит в соответствии с общими закономерностями возрастной инволюции (биологическое или хронологическое старение), а также под действием факторов внешней среды, наибольшее значение из которых имеет ультрафиолетовое излучение (фотоповреждение и фотостарение кожи).
Цель исследования: оценить количество коллагена 1-го и 3-го типов до и после курса сеансов фотодинамической терапии (ФДТ) с использованием фотосенсибилизатора на основе хлорина Е6.
Методы. Исследовали панч-биоптаты околоушной области 3 женщин 38–45 лет с признаками фотостарения кожи II–III стадий (до и после проведения курса процедур ФДТ с использованием хлорина Е6 1 раз в 7 дней, № 5). Определялись иммуногистохимические показатели: коллаген 1-го и 3-го типов.
Результаты. В гистологических образцах, взятых после воздействия, наблюдается тонкий ороговевающий эпидермис, по сравнению с образцом «до» повышается ангиогенез, имеется инфильтрат из лимфогистиоцитарных элементов. При иммуногистохимическом исследовании экспрессия коллагена 1-го типа имеет сильную интенсивность (4 балла), а экспрессия коллагена 3-го типа – слабую интенсивность (2 балла).
Заключение. Таким образом, можно заключить, что воздействие ФДТ при фотостарении приводит к нормализации соотношения коллагена 1-го и 3-го типов. Использование производных хлорина Е6 в качестве фотосенсибилизатора приводит к изменениям, аналогичным использованию 5-аминолевулиновой кислоты в отношении коллагена 1-го и 3-го типов и может быть рекомендовано для клинического применения
Ключевые слова: фотостарение, старение, хлорин Е6, фотодинамическая терапия, коллаген

Введение

Кожа – это уникальный орган человеческого организма. Она является защитным барьером и первой встречает агрессивное воздействие окружающей среды, поэтому первые признаки старения отмечаются на наименее закрытых участках – лице и руках. Внешний вид кожи влияет на психоэмоциональное состояние и качество жизни человека.

Факторы внешней среды могут по-разному сказываться на состоянии здоровья кожи как органа и на ее внешнем виде. Основным повреждающим внешним фактором в настоящее время считается ультрафиолетовое (УФ) излучение, которое приводит к раннему появлению возрастных изменений (не связанных с внутренним процессом старения). Фотоповреждение – это сложный биологический процесс. Его степень зависит от индивидуальных особенностей, в т.ч. от типа кожи (типы кожи по Фицпатрику, табл. 1).

69-1.jpg (278 KB)

Фотостарение – симптомокомплекс, включающий ряд признаков, характеризующих изменения эпидермиса, дермы и сосудов, возникающие вследствие длительного УФ-излучения. Процесс фотостарения характеризуется клиническими, гистологическими и биохимическими признаками, имеющими отличия от хронологического старения областей кожного покрова, закрытых от воздействия ультрафиолетовых лучей [1].

Клинически выделяют IV стадии фотостарения кожи (по Р. Глогау, табл. 2).

Старение кожи происходит в соответствии с общими закономерностями возрастной инволюции (биологическое или хронологическое старение), а также под действием факторов внешней среды, наибольшее значение из которых имеет УФ-излучение (фотоповреждение и фотостарение кожи). Процессы старения напрямую отражаются на состоянии коллагенового каркаса дермы. H.S. Talwar, C.E. Griffiths, G.J. Fisher, T.A. Hamilton, J.J. Voorhees в своем исследовании количественно оценили связь между уровнями проколлагена типа 1 и типа 3 и степенью фотоповреждения кожи человека. Поскольку проколлагены 1-го и 3-го типов являются молекулами – предшественницами зрелого коллагена, их уровни обычно отражают таковой биосинтеза коллагена. Сравнивали их количество на открытых участках кожи (предплечье) и закрытых (подмышечная или ягодичная области). В группе с незначительным фотоповреждением уровень проколлагена 3-го типа не отличался, а проколлагена 1-го типа был меньше на 16% на фотоповрежденном участке. В группе с сильным фотоповреждением уровни проколлагена типов 1 и 3 были значительно снижены (приблизительно на 40%) [2].

Коллаген – основной структурный белок межклеточного матрикса. Он составляет 25–33% от общего количества белка в организме, т.е. ~ 6% массы тела. У человека 50% всего коллагена содержится в костях, где он составляет 90% органического матрикса. Вторая половина сосредоточена в коже, соединительной ткани, хрящах, стенках сосудов, базальных мембранах и т.д. В разных тканях преобладают разные типы коллагена, а это в свою очередь определяется той ролью, которую коллаген играет в конкретном органе или ткани.

В коже (дерме) коллагеновые волокна организованы в трехмерную сеть фибрилл, особенно хорошо развитую в участках кожи, которые испытывают сильное давление (кожа подошв, локтей, ладоней). Коллагеновые волокна малорастяжимы, однако благодаря определенному образу переплетения позволяют коже значительно растягиваться без повреждения [3].

Общее содержание коллагена уменьшается с увеличением возраста. Сразу после рождения в нормальной коже человека деградация коллагена 3-го типа превышает его образование. Синтез коллагена 1-го типа в нормальной коже человека доминирует до 8 лет, а затем имеет противоположную тенденцию [4].

С возрастом коллагеновые волокна не утолщаются, однако их количество увеличивается, причем отмечается увеличение соотношения коллагена типов 3/1 в сторону коллагена 3-го типа [5].

На протяжении всей жизни человека содержание коллагена уменьшается примерно на 1% в год, причем соотношение типов коллагена меняется в сторону увеличения содержания коллагена типа 3 – прежде всего за счет уменьшения содержания коллагена типа 1. Иммуногистохимические исследования дермы после инсоляции показывают снижение коллагенов 1-го и 3-го типов на 20–30%, что может быть следствием, с одной стороны, усиленного распада, с другой – уменьшения его синтеза фибробластами [6].

Одним из актуальных способов воздействия при фотоповреждении кожи является фотодинамическая терапия (ФДТ). Она представляет собой метод воздействия, основанный на системном или местном применении фотосенсибилизаторов в комплексе со световым или лазерным излучением различной длины волны, базирующийся на достижениях квантовой физики, фотохимии и фотобиологии, включающий 3 компонента: фотосенсибилизатор и квант света (экзогенные факторы), и генерируемые в результате их взаимодействия через каскад биохимических реакций активные формы кислорода, главным образом синглетный (экзогенный фактор).

Известно более 1000 соединений, способных выступать в качестве фотосенсибилизаторов. К трем основным группам относятся хлорины, порфирины и фталоцианины [7].

В настоящее время ведется поиск новых, более эффективных фотосенсибилизаторов в различных классах органических красителей, прежде всего среди порфиринов и их синтетических аналогов. Хлорины (дигидропорфирины) характеризуются сильным возрастанием интенсивности длинноволновой полосы и ее смещением в красную область по сравнению с порфиринами [8].

Хлорин Е6 (трисмеглуминовая соль) является мощным фотосенсибилизатором с полосой поглощения в красной области спектра с длиной волны 660±2 и 405±2 нм (генерируемой аппаратом на сверхъярких светодиодах – LED, либо соответствующим полупроводниковым лазером). После нанесения препарата на кожу происходит накопление на мембранах клеточных структур пораженной ткани производных хлорина Е6. Воздействие на эти клетки светом в интервале длин волн (660±2 нм), совпадающих со спектром поглощения производных хлорина Е6, приводит к активации клеточных и гуморальных факторов иммунной системы человека.

Спектр поглощения хлорина E6 в видимой области спектра характеризуется наличием высокоинтенсивной полосы Cope (Soret) c =403 нм, характерной для всех порфиринов, наличием плато в интервале длин волн =450–615 нм с небольшими пиками в области 504 нм, 533 и 599 нм, а также явно выраженным пиком с=653 нм [12].

Фотодинамическая терапия широко применяется в лечении фотоповреждений кожи и связанных с этим заболеваний. В ряде исследований показано, что после фотодинамического воздействия с использованием 5-аминолевулиновой кислоты (АЛА ФДТ) происходит увеличение количества коллагена 1-го типа за счет активации фибробластов [9].

При исследовании результатов ФДТ in vitro отмечены увеличение синтеза коллагена, уменьшение синтеза эластина, индуцирование активации внеклеточных сигнал-регулирующих киназ, что приводит к увеличению количества коллагена 1-го типа, а также к активации матриксных металлопротеиназ 3-го типа – ММП-3 [10].

Предполагается, что увеличение ММП-3 способствует деградации и удалению поврежденного коллагена, в то время как фибробласты активируются для синтеза нового. Важную роль играют эпителиально-мезенхимальные взаимоотношения со стимуляцией кератиноцит-индуцированного синтеза цитокинов в фибробластах [11].

Цель исследования

В своем эксперименте мы оценили количество коллагена 1-го и 3-го типов до и после курса сеансов ФДТ с использованием фотосенсибилизатора на основе хлорина Е6.

Методы

Исследовались панч-биоптаты околоушной области 3 женщин 38–45 лет с признаками фотостарения кожи II–III стадий (до и после проведения курса процедур ФДТ с использованием хлорина Е6 1 раз в 7 дней, № 5).

Биоптаты фиксировались в 10%-ном нейтральном формалине, заливались в парафин по общепринятой методике. Серийные парафиновые срезы окрашивались по Ван-Гизону. Определялись иммуногистохимические показатели: коллаген 1-го и 3-го типов.

Процедуры проводились 1 раз в 7 дней 5 раз. Фотосенсибилизатор – топическое средство на основе фотосенсибилизирующего комплекса последнего поколения сферометаллохлорина (производное хлорина Е6). Источник света – LED-лампа с возможностью генерировать излучение 410 нм, 580 и 630 нм.

Перед процедурой использовались средства с эксфолиативным и очищающим действиями (очищающий гель с папаином) для лучшего проникновения фотосенсибилизатора в кожу. После 30-минутной экспозиции топического средства с хлорином Е6 проводилось световое воздействие с использованием длин волн 410 нм 15 минут+630 нм 15 минут 2 пациентками (общее время – 30 минут) или 410 нм 15 минут+630 нм 15 минут 1 пациенткой (общее время – 30 минут).

Панч-биопсия в заушной области проводилась до начала курса процедур и сразу после последнего сеанса.

Результаты

Результаты исследования представлены на рис. 1–6.

71-1.jpg (404 KB)

Полученные данные при проведении процедур с параметрами воздействия 410+630 нм 2 пациенткам и 410+630 нм 1 пациентке сопоставимы. В гистологических образцах, взятых до воздействия, наблюдается тонкий ороговевающий эпидермис, присутствуют сальные железы, небольшая лимфогистиоцитарная инфильтрация, толстые коллагеновые волокна. При иммуногистохимическом исследовании экспрессия коллагена 1-го типа имеет слабую интенсивность (2 балла), экспрессия коллагена 3-го типа – сильную интенсивность (4 балла). В гистологических образцах, взятых после воздействия, наблюдается тонкий ороговевающий эпидермис, по сравнению с образцом «до» повышается ангиогенез, имеется инфильтрат из лимфогистиоцитарных элементов. При иммуногистохимическом исследовании экспрессия коллагена 1-го типа имеет сильную интенсивность (4 балла), экспрессия коллагена 3-го типа – слабую интенсивность (2 балла).

Обсуждение

В результате проведения курса процедур 1 раз в 7 дней, № 5, наблюдается повышение количества коллагена 1-го типа и уменьшение количества коллагена 3-го типа. Это происходит за счет активации макрофагов, которые выделяют ММП, расщепляющие избирательно коллаген 3-го типа. Полученные нами результаты совпадают с исследованиями, проведенными с использованием АЛА ФДТ, в которых зарегистрировано усиление синтеза коллагена 1-го типа за счет активации фибробластов [9]; с исследованием действия АЛА ФДТ in vitro, где отмечено увеличение синтеза коллагена, уменьшение синтеза эластина, индуцирование активации внеклеточных сигнал-регулирующих киназ, что приводит к активации ММП-3 [10].

В своем исследовании мы использовали производные хлорина Е6 для фотосенсибилизации и получили аналогичные результаты. Это может свидетельствовать о том, что для восстановления соотношения коллагенов 1-го и 3-го типов при коррекции возрастных изменений вследствие фотостарения ключевым фактором является образование активных форм кислорода, которое происходит при ФДТ и служит сутью данного воздействия.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что воздействие ФДТ при фотостарении приводит к нормализации соотношения коллагена 1-го и 3-го типов. Использование производных хлорина Е6 в качестве фотосенсибилизатора приводит к изменениям, аналогичным использованию 5-аминолевулиновой кислоты в отношении коллагена 1-го и 3-го типов и может быть рекомендовано для клинического применения.


Литература


1. Кубанов А.А., Жилова М.Б., Кубанова А.А. Фотостарение кожи: механизмы развития, особенности клинических проявлений. Вестник дерматологии и венерологии. 2014;5:53–9.


2. Talwar H.S., Griffiths C.E., Fisher G.J., et al. Reduced type I and type III procollagens in photodamaged adult human skin. J Invest Dermatol. 1995;105(2):285–90. Doi: 10.1111/1523-1747.ep12318471.


3. Потехина Ю.П. Структура и функции коллагена. Российский остеопатический журнал. 2016;1–2(32–33):87–99.


4. Rong Y.H., Zhang G.A., Wang C., Ning F.G. Zhonghua Shao Shang Za Zhi. 2008;24(1):51–3.


5. Целуйко С.С., Малюк Е.А., Красавина Л.С., Корнеева Н.П. Морфофункциональная характеристика дермы кожи и еe изменения при старении. Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2016;60:111–66.


6. Fisher G.J., Datta S.С., Таlwar H.S., et al. Molecular basis of sun-induced premature skin ageing and retinoid antagonism. Nature. 1996;379:335–39. Doi: 10.1038/379335a0.


7. Баткаев Э.А., Кузьмин С.Г., Димитриади О.В., Бакурова В.А., Набатникова Н.Е. Опыт применения фотодинамической терапии с препаратом фотосенс в дерматологии. РМЖ. 2013;8:406.


8. Лукьянец Е.А. Поиск новых фотосенсибилизаторов для фотодинамической терапии. Фотодинамическая терапия и фотодиагностика. 2013;2(3):3–16.


9. Marmur E.S., Phelps R., Goldberg D.J. Ultrastructural changes seen after ALA-IPL photorejuvenation: a pilot study. J Cosmet Laser Ther. 2005;7:21–4. Doi: 10.1080/147641700510037725.


10. Jang Y.H., Koo G.B., Kim J.Y., et al. Prolonged activation of ERK contributes to the photorejuvenation effect in photodynamic therapy in human dermal fibroblasts. J Invest Dermatol. 2013;133:2265–75. Doi: 10.1038/jid.2013.25.


11. Kim S.K., Koo G.B., Kim Y.S., Kim Y.C. Epithelial-mesenchymal interaction during photodynamic therapy- induced photorejuvenation. Arch Dermatol Res. 2016;308:493–501. Doi: 10.1007/s00403-016-1666-3.


12. Клименко И.В., Лобанов А.В. Спектрально-флуоресцентные свойства хлорина е6 в различных супрамолекулярных системах. Актуальные вопросы биологической физики и химии. 2016;2:71–4.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: С.И. Суркичин, к.м.н., доцент, Центральная государственная медицинская академия УДП РФ, Москва, Россия; ORCID: 
https://orcid.org/0000-0003-0521-0333 
Адрес: 121359, Россия, Москва, ул. Маршала Тимошенко, 19, стр. 1А


Бионика Медиа