Колит, ассоциированный с приемом лекарственных средств


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2020.2.16-22

М.А. Ливзан, О.В. Гаус, Н.А. Николаев

Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия
Увеличение в популяции числа лиц с коморбидной патологией, требующей одновременного назначения нескольких лекарственных препаратов, привело к повышению частоты лекарственно-индуцированных поражений органов и систем, в первую очередь пищеварительного тракта. В связи с низкой осведомленностью врачей, а также отсутствием специфических симптомов и маркеров диагностика поражений кишечника, обусловленных приемом лекарственных средств, в реальной клинической практике очень сложна и зачастую растягивается во времени.
Основными диагностическими критериями лекарственно-индуцированных поражений кишечника считаются хронологическая связь с приемом препарата и уменьшение или исчезновение симптомов после его отмены. При этом особую сложность представляет выявление лекарственного средства, инициировавшего развитие патологического процесса у коморбидных пациентов, которые принимают несколько препаратов одновременно.
Целью данного обзора является систематизация и актуализация сведений о поражениях кишечника, связанных с приемом лекарственных средств.
Ключевые слова: колит, колопатия, диарея, нестероидные противовоспалительные препараты, антиагреганты, антикоагулянты, лекарственно-индуцированное поражение, ингибиторы протонной помпы, антибиотики, химиотерапевтические препараты

Литература


1. Оганов Р.Г., Симаненков В.И., Бакулин И.Г. и др. Коморбидная патология в клинической практике. Алгоритмы диагностики и лечения. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019;18(1):5–66.


2. Grattagliano I., Ubaldi E., Portincasa P. Drug-induced enterocolitis: Prevention and management in primary care. J Dig Dis. 2018;19(3):127–35. Doi:10.1111/1751-2980.12585.


3. Philpott H.L., Nandurkar S., Lubel J., et al. Drug-induced gastrointestinal disorders. Frontline Gastroenterology. 2014;5:49–57. Doi:10.1136/flgastro-2013-100316.


4. Philip N.A., Ahmed N., Pitchumoni C.S. Spectrum of drug-induced chronic diarrhea. J Clin Gastroenterol. 2017;51:111–17. Doi: 10.1097/MCG.0000000000000752.


5. Price A.B. Pathology of drug-associated gastrointestinal disease. Br J Clin Pharmacol. 2003;56:477–82. Doi: 10.1046/j.1365-2125.2003.01980.x.


6. Pilotto A., Franceschi M., Vitale D., et al. The prevalence of diarrhea and its association with drug use in elderly outpatients: a multicenter study. Am J Gastroenterol. 2008;103:2816–823. Doi: 10.1111/j.1572-0241.2008.02107.x.


7. Albert-Bayo M., Paracuellos I., GonzálezCastro A.M., et al. Intestinal Mucosal Mast Cells: Key Modulators of Barrier Function and Homeostasis. Cells. 2019;8(2):135. Doi: 10.3390/cells8020135.


8. Wells J.M., Brummer R.J., Derrien M., et al. Homeostasis of the gut barrier and potential biomarkers. Am J Physiol Gastrointest Liver Physiol. 2017;312(3):G171–G193. Doi: 10.1152/ajpgi.00048.2015.


9. Каратеев А.Е., Насонов Е.Л., Ивашкин В.Т. и др. Ассоциация ревматологов России, Российское общество по изучению боли, Российская гастроэнтерологическая ассоциация, Российское научное медицинское общество терапевтов, Ассоциация травматологов-ортопедов России, Российская ассоциация паллиативной медицины. Рациональное использование нестероидных противовоспалительных препаратов. Клинические рекомендации. Научно-практическая ревматология. 2018;56 (Прил. 1):1–29.


10. Otani K., Tanigawa T., Watanabe T., et al. Microbiota Plays a Key Role in Non-Steroidal Anti-Inflammatory Drug-Induced Small Intestinal Damage. Digestion. 2017;95(1):22–8. Doi: 10.1159/000452356.


11. Гельфанд Б.Р., Проценко Д.Н., Бабаянц А.В., Каратеев А.Е. Острые кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта: от эпидемиологии до формирования концепции консервативной терапии. Инфекции в хирургии. 2013;4:11–17.


12. Jafar W., Jafar A.J.N., Sharma A. Upper gastrointestinal haemorrhage: an update. Frontline Gastroenterol. 2017;7(1):32–40.Doi: 10.1136/flgastro-2014-100492.


13. Ливзан М.А., Осипенко М.Ф., Лялюкова Е.А. Поражение органов пищеварения у пациентов, принимающих нестероидные противовоспалительные препараты: факторы риска, тактика ведения. Лечащий врач. 2013;7:27.


14. Maiden L., Thjodleifsson B., Theodors A., et al. A quantitative analysis of NSAID-induced small bowel pathology by capsule enteroscopy. Gastroenterology. 2005;128:1172–178.Doi: 10.1053/j.gastro.2005.03.020.


15. Chan F.K., Lanas A., Scheiman J., et al. Celecoxib versus omeprazole and diclofenac in patients with osteoarthritis and rheumatoid arthritis (CONDOR): a randomized trial. Lancet. 2010;376:173–79. Doi: 10.1016/S0140-6736(10)60673-3.


16. Montalto M., Gallo A., Curigliano V., et al. Clinical trial: the effects of a probiotic mixture on non-steroidal anti-inflammatory drug enteropathy – a randomized, double-blind, cross-over, placebo-controlled study. Aliment Pharmacol Ther. 2010;32:209–14. Doi: doi: 10.1111/j.1365-2036.2010. 04324.x.


17. Endo H., Higurashi T., Hosono K., et al. Efficacy of Lactobacillus casei treatment on small bowel injury in chronic low-dose aspirin users: a pilot randomized controlled study. J Gastroenterol. 2011;46:894–905. Doi: 10.1007/s00535-011-0410-1.


18. Ливзан М.А., Лялюкова Е.А., Костенко М.Б. Нестероидные противовоспалительные препараты: оценка рисков и пути повышения безопасности терапии. Лечащий врач. 2016;5:78.


19. Zhao B., Sanati S., Eltorky M. Diaphragm disease: complete small bowel obstruction after long-term nonsteroidal anti-inflammatory drugs use. Ann Diagn Pathol. 2005;9:169–73. Doi: 10.1016/j.anndiagpath.2005.03.004.


20. Ohkusa T., Terai T., Abe S. Colonic mucosal lesions associated with long-term administration of non-steroidal anti-inflammatory drugs. Aliment Pharmacol Ther. 2006;24(Suppl 4):88–95. Doi: 10.1111/j.1463-1318.2009.01948.x.


21. Hebuterne X., Dreyfus G., Fratini G., Rampal P. Non-steroidal anti-inflammatory drug-induced colitis and misoprostrol. Dig Dis Sci. 1996;41:520–21. Doi: 10.1007/bf02282331.


22. Alsalameh S., al-Ward R., Berg P., et al. Rectal stricture associated with the long-term use of ibuprofen suppositories. Z Rheumatol. 2000;59:348–51. Doi: 10.1007/s003930070058.


23. Yamada A., Sugimoto T., Kondo S., et al. Assessment of the risk factors for colonic diverticular hemorrhage. Dis Colon Rectum. 2008;51:116–20. Doi: 10.1007/s10350-007-9137-8.


24. Ливзан М.А., Ширинская Н.В. Гастроинтестинальные осложнения у пациентов, получающих антитромботическую и антикоагулянтную терапию. Consilium Medicum. 2019;21(8):71–73.


25. Beck K.E., Blansfield J.A., Tran K.Q., et al. Enterocolitis in patients with cancer after antibody blockade of cytotoxic T-lymphocyte-associated antigen 4. J Clin Oncol. 2006;24:2283–289. Doi: 10.1200/JCO.2005.04.5716.


26. Гаус О.В., Ливзан М.А. СРК: что мы знаем о симптомах сегодня? Consilium Medicum. 2019;21(8):42–8.


27. Li H., He J., Jia W. The influence of gut microbiota on drug metabolism and toxicity. Expert OpinDrug Metab Toxicol. 2016;12:31–40.Doi: 10.1517/ 17425255.2016.1121234.


28. Balsells E., Shi T., Leese C., et al. Global burden of Clostridium Difficile infections: a systematic review and meta-analysis. J Glob Health. 2019;9(1):010407. Doi: 10.7189/jogh.09.010407.


29. Ливзан М.А., Кононов А.В. Клинические и фармакологические аспекты антисекреторной терапии гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Экспериментальная и клиническая гастроэнтеоллогия. 2004;4:55–61.


30. Осипенко М.Ф., Скалинская М., Ливзан М.А. Вопросы безопасности ингибиторов протонной помпы. Лечащий врач. 2016;8:28.


31. Wallace J.L., Syer S., Denou E., et al. Proton pump inhibitors exacerbate NSAID-induced small intestinal injury by inducing dysbiosis. Gastroenterology. 2011;141:1314–322. Doi: 10.1053/j.gastro.2011.06.075.


32. Janarthanan S., Ditah I., Adler D.G., et al. Clostridium difficile-associated diarrhea and proton pump inhibitor therapy: a meta-analysis. Am J Gastroenterol. 2012;107:1001–1010. Doi: 10.1038/ajg.2012.179.


33. Rubio-Tapia A., Herman M.L., Ludvigsson J.S., et al. Severe spruelike enteropathy associated with olmesartan. Mayo Clin Proc. 2012;87(8):732–38. Doi: 10.1016/j.mayocp.2012.06.003.


34. Gonakoti S., Khullar S., Rajkumar A. Olmesartan Associated Enteropathy: A Rare Underdiagnosed Cause of Diarrhea and Weight Loss. Am J Case Rep. 2019;20:111–16. Doi: 10.12659/AJCR.913207.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: О.В. Гаус, к.м.н., доцент кафедры факультетской терапии, профессиональных болезней, Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия; e-mail: gaus_olga@bk.ru
Адрес: 644043, Россия, Омск, ул. Ленина, 12


ORCID/Scopus Author ID/eLibrary SPIN:
М.А. Ливзан, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6581-7017; Scopus Author ID: 24341682600; eLibrary SPIN: 1961-4082
О.В. Гаус, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9370-4768; Scopus Author ID: 56598554900; eLibrary SPIN: 7116-8419
Н.А. Николаев, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3758-4930; Scopus Author ID: 57193524888; eLibrary SPIN: 8807-9519


Бионика Медиа