Некоторые аспекты состояния здоровья девушек-подростков в зависимости от типа образовательной программы и года обучения


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2020.1.70-75

И.Н. Холодова (1), Е.Г. Рыжова (2), О.В. Данилова (3)

1) Кафедра педиатрии им. Г.Н. Сперанского, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва, Россия; 2) Кафедра биологии и экологии, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия; 3) Областная детская клиническая больница, Владимир, Россия
Обоснование. Вопрос о состоянии здоровья и влиянии факторов риска на формирование хронических заболеваний у подростков, обучающихся по различным профильным программам, на сегодняшний день недостаточно изучен. Проведение разносторонних научных исследований в области школьной медицины позволило бы лучше понять особенности формирования хронической патологии и расширить возможности воздействия на управляемые факторы риска.
Цель исследования: изучить состояние здоровья девушек 9–11-х классов, обучающихся в разных профильных классах, в зависимости от типа образовательной программы и года обучения.
Методы. Дизайн исследования предполагал проведение организационно-информационных собраний для школьниц и их родителей, педагогического коллектива школы и медицинского персонала с целью объяснения актуальности данного исследования и получения информированного согласия, а также клиническо-анамнестическое обследование девушек с подробным анализом учетной формы наблюдения № 25У. Результаты обрабатывались методами вариационной статистики
с использованием пакета программ для ПК «Microsoft Excel» и on-line-калькуляторов для расчета статистических критериев. При сравнении относительных величин достоверность рассчитывалась с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты. Установлено, что из 208 наблюдаемых девушек – школьниц 9–11-х классов только 29 (13,9%) имели 1-ю группу здоровья. Во второй группе здоровья было 37,5% старшеклассниц, в третьей – 48,6%. Из факторов риска развития хронических заболеваний можно отметить низкий уровень знаний по созреванию и функционированию органов репродуктивной системы, нарушение режима дня и питания, высокий процент курения и гиподинамия. Состояние здоровья девочек, обучающихся в профильных классах, отличалось большей частотой встречаемости 1-й группы здоровья, однако у них отмечены формирование артериальной гипертензии, более выраженные нарушения менструального цикла, бóльшая частота встречаемости низкой массы тела. При этом профильных различий внутри группы по показателям выявлено не было, следовательно, имеет значение не направленность обучения, а сам факт перехода к изучению определенной специальности. Выраженных возрастных различий также не получено.
Заключение. В результате данного исследования получено представление о современном состоянии здоровья девушек-подростков, что позволило выделить группы риска учащихся, требующих более детального обследования, в также разработки принципов дифференцированного медико-социального сопровождения и коррекции.

Введение

В последние годы идет интенсивный процесс дифференциации школьного образования, возникают и утверждаются новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи и др.), создаются профильные классы, обучение в которых подвергает адаптивные способности старшеклассников постоянным испытаниям, ведет к дисгармоническому физическому развитию (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности. Это обусловлено интенсификацией требований, встающих перед учащимися, необходимостью интеграции в новый коллектив, надвигающимися выпускными, а затем вступительными экзаменами [1, 2]. Необходимо также подчеркнуть, что ухудшение здоровья учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой в динамике школьного обучения происходит более быстрыми темпами, чем в классической школе [3–5].

На сегодняшний день вопрос о состоянии здоровья и влиянии факторов риска формирования хронических заболеваний у подростков, обучающихся по различным профильным программам, остается недостаточно изученным. В то время, как проведение разносторонних научных исследований по проблеме школьной медицины в данном направлении позволило бы лучше понять особенности формирования хронической патологии и расширить возможности воздействия на управляемые факторы риска.

Целью настоящего исследования было изучение состояние здоровья у девушек 9–11-х классов, обучающихся по разным профильным программам.

Методы

В исследование были включены 208 учениц 9–11-х классов, обучавшихся по разным профильным программам в школах г. Владимира. Средний возраст исследуемых составил 15,61±0,93 года. Среди них 76 (36,5 %) девушек были из технических, 74 (35,6 %) – из гуманитарных и 58 (27,9%) школьниц – из общеобразовательных классов. Обследование и наблюдение за девушками проводили в начале учебного года.

Дизайн исследования предполагал проведение организационно-информационных собраний для школьниц, педагогического коллектива школы и медицинского персонала, а также родительских собраний с целью объяснения актуальности данного исследования, методов, используемых в процессе работы, и получения информированного согласия, а также клиническое обследование девушек с подробным анализом учетной формы наблюдения № 25У.

Результаты обрабатывались методами вариационной статистики с использованием пакета программ для ПК «Microsoft Excel» и on-line-калькуляторов для расчета статистических критериев. При сравнении относительных величин достоверность рассчитывалась с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты

В результате клинико-анамнестического обследования 208 девушек – школьниц 9–11-х классов обнаружено, что только 29 (13,9%) из них имели 1-ю группу здоровья (рис. 1). Во второй группе здоровья были 37,5% старшеклассниц, в третьей – 48,6%. Учениц профильных классов с 1-й группой здоровья было больше по сравнению с представительницами общеобразовательного профиля (16,7 против 6,9%; р<0,05).

71-1.jpg (80 KB)

72-1.jpg (60 KB)В структуре хронической патологии первое место заняли нарушения менструального цикла (НМЦ) (51,5%); второе – болезни обмена веществ (29,8%) (избыток массы тела – 14,9%, недостаток массы тела – 14,9%); третье место – патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопие, 26%), четвертое место принадлежало болезням органов зрения (миопия различной степени тяжести, астигматизм, гиперметропия) – 20,2%. Сердечно-сосудистые заболевания, в т.ч. нарушения ритма сердца встречались в 6,7% случаев, болезни нервной системы – в 4,8% и воспалительные заболевания стоматологической сферы – в 4,8%. Болезни мочевыделительной системы были зарегистрированы у 3,4% школьниц (рис. 2). Другие нозологии насчитывали не более 3%. Заболевания дыхательной системы были зарегистрированы только среди учениц профильных классов (2,7%; р<0,05), патология органа зрения достоверно чаще отмечалась у представительниц технических классов по сравнению с гуманитариями (28,9 против 14,9%; р<0,05).

Анализ состояния менструальной функции показал, что только 109 (52,4 %) девушек имели нормальное течение менструального цикла. У 66 (31,7%) школьниц были выявлены НМЦ по одному из параметров, у 33 (15,9%) нарушения отмечались по нескольким показателям (табл. 1). У 1 (0,5%) старшеклассницы (ученицы 9-го класса) в возрасте 15 лет 3 месяцев менархе не регистрировалось.

В структуре НМЦ преобладали дисрегуляторные изменения (цикл еще не установился или устанавливался в течение 2 лет и более) у 21 (10,1%) девушки. При этом данный признак чаще встречался среди школьниц 9-х классов по сравнению с десяти- и одиннадцатиклассницами (17,7% против 5,1 и 1,4% соответственно; р≤0,05). У учениц 10-х классов менструации сопровождались выраженной болезненностью в 6,8% случаев. У девушек 11-го класса чаще всего встречались отклонения в продолжительности цикла (10%), причем в сторону его укорочения (менее 21 дня) (рис. 3).

72-3.jpg (76 KB)

72-2.jpg (75 KB)

У девятиклассниц по сравнению с учащимися 10-х и 11-х классов достоверно чаще регистрировались изменения по одному параметру (40,5% против 22 и 21,4% соответственно; р≤0,05), а по нескольким показателям школьницы из 10-х классов чаще имели нарушения в отличие от девяти- и одиннадцатиклассниц (20,3% против 7,6 и 14,3% соответственно; р≤0,05).

Необходимо подчеркнуть, что 11 (5,3%) девушек затруднились ответить на вопросы, касающиеся возраста наступления первой менструации, времени установки цикла, не различали понятия «продолжительность» и «длительность». Причем число таких учениц 9–11-х классов с возрастом увеличивалось (3,8%, 6,8 и 7,1% соответственно).

Различные НМЦ имели 17 (48,6%) девушек с показателями индекса массы тела (ИМТ) менее 18,5 кг/м2 и 10 (31,2%) – с избытком массы тела, однако связь между данными показателями была от слабой до несущественной (нормированное значение критерия Пирсона 0,118 и 0,08 соответственно).

Только у 146 (70,2%) девушек физическое развитие характеризовалось нормальным индексом массы тела (ИМТ) (18,5–25), чаще всего (80%) это были учащиеся 11-х и профильных классов (74,7%; р≤0,05). Значительный дефицит массы тела (ИМТ ≤16) был отмечен у 5 (2,4%) учениц (80% из них десятиклассницы и ученицы технических классов; р≤0,05), недостаточная масса тела (ИМТ=16–18,5) регистрировалась у 26 (12,5%) школьниц. Предожирение (ИМТ=25–30) отмечено у 23 (11,1%), ожирение 1-й степени (ИМТ=30–35) – у 8 (3,9%) старшеклассниц (табл. 2, 3).

73-2.jpg (184 KB)

Только 29,1% девятиклассниц, 49,2% десятиклассниц и 37,1% одиннадцатиклассниц (р≤0,05) имели среднее гармоничное физическое развитие. У 19,2% девушек отмечено высокое гармоничное физическое развитие, высокое резко дисгармоничное – у 2,9%, причем наиболее часто данный тип физического развития регистрировался среди десятиклассниц – 6,8%. Среднее дисгармоничное физическое развитие выявлено у 17,8% обследованных, среднее резко дисгармоничное – у 3,4%. Физическое развитие ниже среднего отмечено у 5,8% старшеклассниц, низкое резко дисгармоничное – у 4,3%. Достоверно значимых профильных различий по данным группам признаков выявлено не было.

При оценке данных электрокардиограммы нормальный ритм имел место у 109 (52,4%) из 208 старшеклассниц. Тахикардия наблюдалась у 98 (47,1%) учениц, брадикардия была выявлена у 1 (0,5%) школьницы. Профильных и возрастных различий по данному показателю выявлено не было. У 175 (84,1%) девушек зарегистрировано нормальное артериальное давление (АД), высокое нормальное АД (ВНД) – у 14 (6,7%) учениц, артериальная гипертензия (АГ) 1-й степени была обнаружена у 12 (5,8%) школьниц, артериальная гипотония – у 7 (3,4%).

Нормальные цифры АД достоверно реже регистрировались у учащихся профильных классов по сравнению с общеобразовательными (80,7 против 93,1%; р≤0,05) и для девятиклассниц по сравнению с десяти- и одиннадцатиклассницами (75,9% против 89,8 и 88,6% соответственно; р≤0,05)). ВНД отмечалось чаще у учениц 9-х классов (15,2% против 1,7 и 1,4% соответственно; р≤0,05) (рис. 4).

73-1.jpg (71 KB)

У 12 девушек технических и гуманитарных классов была зафиксирована АГ 1-й степени. Школьниц, обучавшихся в общеобразовательных классах, с АГ выявлено не было. Таким образом, выявлена корреляционная связь между обучением в профильном классе и АГ (χ2-квадрат=5,206; p<0,05), причем среди учащихся технического направления в 2 раза чаще по сравнению с гуманитарным (11,8 против 4,1%; р≤0,05). Увеличения числа случаев в зависимости от года обучения выявлено не было.

В процессе наблюдения и обследования у 2 (1%) школьниц регистрировалась гиперглюкоземия, у 15 (7,2%) – гиперхолестеринемия. Девушки были направлены в поликлиническое отделение для дальнейшего обследования. Профильных и возрастных различий по данным показателям выявлено не было.

При проведении опроса большинство девушек (159 [76,4%]) считали, что питаются правильно. Однако анализ заполненных ими анкет выявил, что истинный показатель рационального и оптимального питания был намного ниже – 1,4%. Три и более раз в день питались 79,8% старшеклассниц, 20,2% школьниц употребляли пищу 2 раза в день. 149 (71,6%) старшеклассниц посещали школьную столовую, остальные (24,1%) предпочитали не обедать в школе, приносили еду из дому (4,3%). К сожалению, с возрастом число девушек, не соблюдавших кратность питания и пренебрегших школьными обедами, достоверно увеличилось. Горячую пищу (исключая чай, кофе и другие напитки) 2 раза и более в день в свой рацион включали 58,2% учениц 9-х классов, 55,9% – 10-х и 62,7% – 11-х классов. Большие перерывы между приемами пищи (более 5–6 часов) отмечали 67,8% девушек, 46,6% школьниц ужинали менее чем за 2 часа до сна. Овощи, фрукты, соки ежедневно в свой рацион включали только 128 (61,5%) учениц, молочные и мясные продукты – 103 (49,5%) и 99 (47,6%) старшеклассниц соответственно. Статистически значимые различия были выявлены по употреблению в пищу молочных продуктов (с возрастом число девушек, отказывавшихся от использования данных продуктов, увеличилось). В анкетах каждая 2-я (52,4%) старшеклассница отмечала, что употребляла в пищу острые, соленые и жирные блюда, 32 (15,4%) – копчености и консервированные продукты чаще трех раз в неделю.

Из 208 девушек только 107 (56,3%) не курили сами и не подвергались действию пассивного курения в семье, причем среди учащихся профильных классов их число было достоверно выше по сравнению с представительницами общеобразовательного направления (65,3 против 32,8%; р≤0,05). Ученицы технических классов курили в 2 раза чаще сверстниц-гуманитариев (46,1 против 23% (р≤0,05). Наибольшее число пассивных и активных курильщиц наблюдалось среди девятиклассниц по сравнению с десяти- и одиннадцатиклассницами (55,7%, 42,4 и 31,4% соответственно; р≤0,05). Хотя не ясно: истинный ли это показатель, или чем старше опрашиваемая, тем реже она правдиво отвечает на вопрос о курении?

Только 13,5% учащихся считали, что страдают от гиподинамии, число таких девушек было примерно одинаковым для всех классов (13,9% девятиклассниц, 10,2% десятиклассниц и 15,7% одиннадцатиклассниц) и профилей (12% для профильного направления и 17,2% для общеобразовательного). Однако по результатам нашей анкеты, посвященной факторам риска, только 50,5% школьниц занимались спортом помимо уроков физкультуры в школе. Причем десятиклассницы достоверно реже уделяли внимание дополнительным спортивным занятиям (35,6% против 59,5% девятиклассниц и 52,9% одиннадцатиклассниц; р≤0,05). Профильных различий по данному признаку выявлено не было.

Результат динамометрии, укладывавшийся в возрастную норму, отмечен только у 92 (44,2%) старшеклассниц. У 99 (47,6%) школьниц сила правой кисти (один из главных показателей физического развития школьников) была ниже нормы и только у 17 (8,2%) девушек превышала ее. Физически наиболее подготовленными оказались ученицы 9-х классов, наименее – одиннадцатиклассницы (68,4 против 21,4%; р≤0,05)). Профильных различий по показателю выявлено не было (рис. 5).

74-1.jpg (70 KB)

Результаты проведенной биоимпедансометрии обнаружили, что показатели нормального содержания всех тканей в организме были зарегистрированы у 109 (52,4%) школьниц, у 83 (39,9%) отмечалось повышенное содержание жировой ткани в организме, хотя только у 24 (28,9%) из них ИМТ превышал значение 25 кг/м2.

У 10 (4,8%) девушек было установлено превышение в организме общей жидкости, у 2 (1%) – общей жидкости и мышечной ткани.

По 1 (по 0,5%) ученице имели низкое содержание жировой ткани и повышенное содержание мышечной массы. Профильных и возрастных различий по данным показателям выявлено не было.

Обсуждение

Таким образом, состояние здоровья девочек-подростков характеризуется высокой частотой встречаемости хронических заболеваний: только 13,9% девушек имеют 1-ю группу здоровья, при этом наиболее часто у них встречаются НМЦ, болезни обмена веществ, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и сердечно-сосудистой системы. Для большинства девушек характерно патологическое физическое развитие. Из факторов риска развития хронических заболеваний можно отметить низкий уровень знаний по созреванию и функционированию органов репродуктивной системы, нарушение режима дня и питания, высокий процент курения и гиподинамия. Состояние здоровья девушек, обучающихся в профильных классах, отличается большей частотой встречаемости 1-й группы здоровья, однако у них имеют место формирование АГ, более выраженные НМЦ, бóльшая частота встречаемости низкой массы тела.

При этом значительных различий внутри группы профильного обучения по показателям выявлено не было, следовательно, имеет значение не направленность обучения, а сам факт перехода к изучению определенной специальности. Частота многих патологических состояний в процессе обучения увеличивается.

Заключение

Полученные нами данные обосновывают проведение дальнейших пролонгированных исследований с целью изучения заболеваемости школьниц в течение 3 последних лет обучения в школе и разработки мероприятий по профилактике возможных нарушений, включающих не только медицинское сопровождение, но и усиление социальной составляющей (анкетирование, беседы, обучение и др.).


Литература


1. Васина Е.В. Особенности психофизиологического развития и адаптации старшеклассников к разным профилям обучения. Дисс. канд. биол. наук. Кемерово, 2010.


2. Кучма В.Р. Вызовы ХХI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть 1). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016;3:4–22.


3. Тимошенко К.Т. Гигиеническая оценка профильного обучения в биологических классах. Дисс. канд. мед. наук. М., 2009.


4. Хващинский Д. А. Физиологическое обоснование методов отбора к современному профильному обучению. Дисс. канд. биол. наук. М., 2011.


5. Нагаева Т.А., Басарева Н.И., Пономарева Д.А. Нарушения вегетативной устойчивости и социальной адаптированности у подростков. Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков: актуальные проблемы, тактика и стратегия действий. Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием 15–16 мая 2014 г., СПб., 2014. С. 226–27.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: И.Н. Холодова, д.м.н., профессор кафедры педиатрии им. Г.Н. Сперанского, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва, Россия; e-mail: chin5@yandex.ru
Адрес: 125373, Россия, Москва, ул. Геpоев Панфиловцев, 28


ORCID:
И.Н. Холодова, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0090-6980 
Е.Г. Рыжова, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1496-3735 
О.В. Данилова, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4200-4598 


Похожие статьи


Бионика Медиа