Некоторые аспекты состояния здоровья девушек-подростков в зависимости от типа образовательной программы и года обучения


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/ pharmateca.2020.1.70-75

И.Н. Холодова (1), Е.Г. Рыжова (2), О.В. Данилова (3)

1) Кафедра педиатрии им. Г.Н. Сперанского, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва, Россия; 2) Кафедра биологии и экологии, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия; 3) Областная детская клиническая больница, Владимир, Россия
Обоснование. Вопрос о состоянии здоровья и влиянии факторов риска на формирование хронических заболеваний у подростков, обучающихся по различным профильным программам, на сегодняшний день недостаточно изучен. Проведение разносторонних научных исследований в области школьной медицины позволило бы лучше понять особенности формирования хронической патологии и расширить возможности воздействия на управляемые факторы риска.
Цель исследования: изучить состояние здоровья девушек 9–11-х классов, обучающихся в разных профильных классах, в зависимости от типа образовательной программы и года обучения.
Методы. Дизайн исследования предполагал проведение организационно-информационных собраний для школьниц и их родителей, педагогического коллектива школы и медицинского персонала с целью объяснения актуальности данного исследования и получения информированного согласия, а также клиническо-анамнестическое обследование девушек с подробным анализом учетной формы наблюдения № 25У. Результаты обрабатывались методами вариационной статистики
с использованием пакета программ для ПК «Microsoft Excel» и on-line-калькуляторов для расчета статистических критериев. При сравнении относительных величин достоверность рассчитывалась с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты. Установлено, что из 208 наблюдаемых девушек – школьниц 9–11-х классов только 29 (13,9%) имели 1-ю группу здоровья. Во второй группе здоровья было 37,5% старшеклассниц, в третьей – 48,6%. Из факторов риска развития хронических заболеваний можно отметить низкий уровень знаний по созреванию и функционированию органов репродуктивной системы, нарушение режима дня и питания, высокий процент курения и гиподинамия. Состояние здоровья девочек, обучающихся в профильных классах, отличалось большей частотой встречаемости 1-й группы здоровья, однако у них отмечены формирование артериальной гипертензии, более выраженные нарушения менструального цикла, бóльшая частота встречаемости низкой массы тела. При этом профильных различий внутри группы по показателям выявлено не было, следовательно, имеет значение не направленность обучения, а сам факт перехода к изучению определенной специальности. Выраженных возрастных различий также не получено.
Заключение. В результате данного исследования получено представление о современном состоянии здоровья девушек-подростков, что позволило выделить группы риска учащихся, требующих более детального обследования, в также разработки принципов дифференцированного медико-социального сопровождения и коррекции.

Литература


1. Васина Е.В. Особенности психофизиологического развития и адаптации старшеклассников к разным профилям обучения. Дисс. канд. биол. наук. Кемерово, 2010.


2. Кучма В.Р. Вызовы ХХI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть 1). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016;3:4–22.


3. Тимошенко К.Т. Гигиеническая оценка профильного обучения в биологических классах. Дисс. канд. мед. наук. М., 2009.


4. Хващинский Д. А. Физиологическое обоснование методов отбора к современному профильному обучению. Дисс. канд. биол. наук. М., 2011.


5. Нагаева Т.А., Басарева Н.И., Пономарева Д.А. Нарушения вегетативной устойчивости и социальной адаптированности у подростков. Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков: актуальные проблемы, тактика и стратегия действий. Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием 15–16 мая 2014 г., СПб., 2014. С. 226–27.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: И.Н. Холодова, д.м.н., профессор кафедры педиатрии им. Г.Н. Сперанского, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва, Россия; e-mail: chin5@yandex.ru
Адрес: 125373, Россия, Москва, ул. Геpоев Панфиловцев, 28


ORCID:
И.Н. Холодова, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0090-6980 
Е.Г. Рыжова, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1496-3735 
О.В. Данилова, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4200-4598 


Похожие статьи


Бионика Медиа