НПВП-индуцированные поражения желудочно-кишечного тракта: что остается в «тени»?


И.Г. Пахомова (1), И.В. Губонина (2)

1) Кафедра пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург; 2) Кафедра терапии усовершенствования врачей № 2 ВМА им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Поскольку нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) служат эффективным средством патогенетической терапии острой или хронической боли, возникающей вследствие тканевого повреждения и воспаления, область применения данного класса лекарственных средств достаточно широка. При этом нередкой и серьезной проблемой, с которой приходится сталкиваться практикующим врачам, является НПВП-индуцированная гастропатия, клинико-патогенетические особенности которой хорошо изучены и известны. Вместе с тем НПВП способны не только оказывать повреждающее действие в области гастродуо-
денальной зоны, но и вызывать поражения слизистой оболочки пищевода, а также кишечника. Нечастое соответствие клинической и эндоскопической картины при НПВП-индуцированном эзофагите, особенно у пожилых пациентов, неспецифичность симптоматики, а также трудности диагностики поражений тонкой кишки на фоне приема НПВП и ацетилсалициловой кислоты (в т.ч. ее кишечнорастворимых форм) не всегда позволяют врачу-клиницисту заподозрить данную патологию. Отсутствие разработанных алгоритмов ведения данных пациентов также создает определенные трудности в коррекции НПВП-индуцированных поражений пищевода и кишечника.

Литература


1. Каратеев А.Е., Насонов Е.Л. НПВП-ассоциированная патология ЖКТ: реальное состояние дел в России. РМЖ. 2006;(15):1073–78.

2. Chan F., Lanas A., Scheiman J., Berger M.F., Nguyen H., Goldstein J.L. Celecoxib versus omeprazole and diclofenac in patients with osteoarthritis and rheumatoid arthritis (CONDOR): a randomised trial. Lancet. 2010;(376):173–79.

3. Cryer B. Gastrointestinal safety of low-dose aspirin. Am. J. Manag. Care. 2002;8(Suppl 22):S701–708.

4. Поражения органов пищеварения, индуцированные приемом нестероидных противовоспалительных препаратов/ Под общ. ред. А.В. Шаброва, Ю.П. Успенского. СПб., 2013. 283 с.

5. Bigard M., Pelletier A. Esophageal complications of non steroidal antiinflammatory drugs. Gastroenterol. Clin. Biol. 2004;3:58–61.

6. Avidan B., Sonnenberg A., Schnell T., Sontag S. Risk factors for erosive reflux esophagitis: a case-control study. Am. J. Gastroenterol. 2001;96:41–6.

7. Semble E., Wu W., Castell D. Nonsteroidal antiinflammatory drug and esophageal injury. Semin. Arthritis Rheum. 1989;19:99–109.

8. Sugawa C., Takekuma Y., Lucas C., Amamoto H. Bleeding esophageal ulcers caused by NSAIDs. Surg. Endosc. 1997;11:143–46.

9. Bassotti G., Bucaneve G., Furno P. Double-blind, placebo-controlled study on effect of diclofenac sodium and indomethacin on postprandial gastric motility in men. Dig. Dis. Sci. 1998;43:1172–76.

10. Kenneth D. Gastroesophageal reflux and asthma in the elderly patient. J. Allerg. Clin. Immunol. 1997;17(4):645–58.

11. Каратеев А.Е., Успенский Ю.П., Пахомова И.Г., Насонов Е.Л. Прием НПВП и патология пищевода: связь с основными симптомами гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ), частота развития и факторы риска эрозивного эзофагита. Эксперим. и клин. гастроэнтерол. 2008;3:11–6.

12. Hawkey C.J., Talley N.J., Scheiman J.M., et al. Maintenance treatment with esomeprazole following initial relief of non-steroidal anti-inflammatory drug-associated upper gastrointestinal symptoms: the NASA2 and SPACE2 studies. Arthritis Research & Therapy. 2007;9:R17.

13. Ruszniewski P., Soufflet C., Barthelemy P., Colin R. NSAIDs intakes is a risk factor for gastroesophageal reflux. Gut. 2006;55(V):А267.

14. Пахомова И.Г., Хорошинина Л.П. НПВП-индуцированная эзофагопатия: просто ГЭРБ или еще одна нозологическая единица? Фарматека. 2016;15:39–43.

15. Taha A., Angerson W., Morran C. Correlation between erosive oesophageal and gastro-duodenal diseases. The influence of aspirin, simple analgesics, and Helicobacter pylori. Eur. J. Gastroenterol. Hepatol. 2002;14:1313–17.

16. Kim S., Hunter J., Wo J. NSAIDs, aspirin, and esophageal strictures: are over-the-counter medications harmful to the esophagus? J. Clin. Gastroenterol. 1999;29:32–4.

17. Yeomans N., Lanas A., Labenz J., et al. Efficacy of esomeprazole (20 mg once daily) for reducing the risk of gastroduodenal ulcers associated with continuous use of low-dose aspirin. Am. J. Gastroenterol. 2008, 103(10):2465–73.

18. Пахомова И.Г., Успенский Ю.П., Едемская М.А., Егошина В.А., Каратеев А.Е. Поражения пищевода у больных остеоартрозом, принимающих нестероидные противовоспалительные препараты. Практическая медицина. 2012;3:86–90.

19. Laine L., Curtis S., Cryer B., Kaur A., Cannon C. Assessment of upper gastrointestinal safety of etoricoxib and diclofenac in patients with osteoarthritis and reumatoid arthritis in the multinational etoricoxib and diclofenac arthritis long-term (MEDAL) programme: a randomized comparison. Lancet. 2007;369:465–73.

20. Каратеев А.Е., Насонов Е.Л., Яхно Н.Н. и др. Рациональное применение нестероидных противовоспалительных препаратов. Клинические рекомендации / Под ред. А.Е. Каратеева. М.,2015. Интернет-ресурсpainrussia.ru

21. Smale S., Tibbie J., Sigthorsson G., Bjarnason I. Epidemiology and differential diagnosis of NSAID-induced injury to the mucosa of the small intestine. Best Pract. Res. Clin. Gastroenterol. 2001;15(5):732–38.

22. Morris A.J., Madhok R., Sturrock R.D., Capell H.A., MacKenzie J.F. Enteroscopic diagnosis of small bowel ulceration in patients receiving non-steroi-dal antiinflammatory drugs. Lancet. 1991;337(8740):520.

23. Ширинская Н.В., Ахмедов В.А. НПВП-гастропатии: проблемы диагностики, лечения и контроля качества оказания медицинской помощи. М., 2011. 116 с.

24. Каратеев А.Е., Насонова В.А. Энтеропатия, индуцированная нестероидными противовоспалительными препаратами. Тер. архив. 2004;2:79–82.

25. Lim Y.J., Chun H.J. Recent Advances in NSAIDs-lnduced Enteropathy Therapeutics: New Options, New Challenges. Gastroenterol. Res. Pract. 2013;Article ID 761060.

26. Вахрушев Я.М., Загребина Е.А. Энтеропатия, индуцированная нестероидными противовоспалительными препаратами (патогенез, диагностика, лечение). Тер. архив. 2012;(5):74–9.

27. Smalley W.E., Griffin M.R., Fought R.L., Ray W.A. Excess costs from gastrointestinal disease associated with nonsteroidal anti-inflammatory drugs. J. Gen. Intern. Med. 1996;11:461–69.

28. Schneider A.R., Benz C., Riemann J.F. Adverse effects of nonsteroidal anti-inflammatory drugs on the small and large bowel. Endoscopy. 1999;31:761–67.

29. Ивашкин В.Т., Маев И.В., Трухманов А.С. и др. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. Клинические рекомендации. Российская Гастроэнтерологическая Ассоциация. 2014. М., 23 с.

30. Bliesath H., Huber R., Hartmann M., Luhmann R., Wurst W. Dose linearity of the pharmacokinetics of the new H+/K+-ATPase inhibitor pantoprazole after single intravenous administration. Int. J. Clin. Pharmacol. Ther 1994;32(1):44–50.

31. Swidsinski A., Loaning-Baucke V., Bengmark S., Lochs H., Dörffel Y. Azathioprine and mesalazine-induced effects on the mucosal flora in patients with IBD colitis. Inflamm. Bowel Dis. 2007;13(1):51–6.

32. D’Incà R., Paccagnella M., Cardin R., et al. 5-ASA colonic mucosal concentrations resulting from different pharmaceutical formulations in ulcerative colitis World J. Gastroenterol. 2013;19(34):5665–70.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: И.Г. Пахомова – к.м.н., доцент, кафедра пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург; e-mail: pakhomova-inna@yandex.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа