Основные направления стратегического развития дерматовенерологической помощи


А.А. Мартынов (1), А.В. Власова (2)

1) ФГБУ «Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии» Минздрава России, Москва; 2) ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва
В статье проанализированы основные направления стратегического развития Российской Федерации «Здравоохранение» на период до 2025 г., одобренные в апреле 2017 г., в разрезе вопросов организации оказания специализированной медицинской помощи по профилю «дерматовенерология».

Основные направления стратегического развития дерматовенерологической помощи

Дерматовенерологию как составную часть специализированной медицинской помощи в ближайшее десятилетие ожидает дальнейшая модернизация. В апреле 2017 г. Советом при Президенте Российской Федерации (РФ) по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрены основные приоритеты в рамках основного направления стратегического развития РФ «Здравоохранение» на период до 2025 г. [1].

Указанные направления объединяют шесть основных приоритетов:

  1. Новый уровень доступности медицинской помощи.
  2. Персонализированная медицина.
  3. Цифровизация здравоохранения.
  4. Управление качеством лечения.
  5. Квалифицированные кадры.
  6. Обеспеченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и сбалансированность бюджета системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Мероприятиями по обеспечению нового уровня доступности медицинской помощи предусматривается в т.ч. повышение уровня доступности высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВМП) населению РФ.

За период с 2006 по 2016 г. данный вид медицинской помощи претерпел наиболее значимые изменения, касающиеся не только модернизации соответствующих организационных механизмов, но и его финансового обеспечения [2]. С 2006 г. клиники, оказывающие ВМП, были переведены на работу в условиях выполнения государственного задания. Одновременно был внедрен новый механизм финансирования – по конечному результату (за пролеченного больного). Это позволило средства федерального бюджета направлять не на содержание клиник, а на компенсацию затрат по утвержденным нормативам по профилям ВМП. В результате было достигнуто увеличение объемов оказания ВМП. Если в 2005 г. всего были пролечены 60 тыс. больных, то в 2006 г. – более 128 тыс.

Увеличение объемов оказания ВМП в указанный период отмечено практически по всем профилям. В частности, по профилю «дерматовенерология» прирост составил 30% (2005 г. – 1,56 тыс. больных, 2006 г. – 2,02 тыс.).

С 2014 г. с учетом вступления в силу отдельных положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ появился новый источник финансового обеспечения ВМП.

До 2014 г. было два источника:

  1. Бюджетные ассигнования федерального бюджета, выделяемые медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук.
  2. Бюджетные ассигнования бюджетов субъектов РФ, выделяемые в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Начиная с 2014 г. часть ВМП стала оказываться за счет средств ОМС [2]. Это обеспечило дальнейшее наращивание объемов ВМП. Всего по итогам 2014 г. были пролечены 715,6 тыс. больных.

В 2015 г. также были изменены источники финансового обеспечения ВМП, в частности:

  • виды ВМП, включенные в базовую программу ОМС, финансово обеспечивались по перечню таких видов на основе нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи за счет субвенций из бюджета ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования) бюджетам территориальных фондов ОМС (такая помощь оказывалась медицинскими организациями любой организационно-правовой формы);
  • виды ВМП, не включенные в базовую программу ОМС, финансово обеспечивались за счет межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС в федеральный бюджет (такая помощь оказывалась федеральными медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти и медицинскими организациями, включенными в перечень, утвержденный уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ).

Одновременно продолжалось финансовое обеспечение ВМП за счет средств региональных бюджетов.

По результатам 2015 г. всего были пролечены с использованием ВМП 823,3 тыс. больных, в т.ч. 3000 больных по профилю «дерматовенерология».

По результатам 2016 г. всего с использованием ВМП были пролечены 962,6 тыс. больных, в т.ч. 4,8 тыс. больных по профилю «дерматовенерология».

Таким образом, изменение организационных подходов и принципов финансирования ВМП обеспечило повышение доступности данного вида помощи по всем профилям более чем в 15 раз (2002 г. – 43,0 на 100 тыс. населения; 2016 г. – 669,3 на 100 тыс. населения); по профилю «дерматовенерология» – более чем в 8 раз (2002 г. – 0,4 на 100 тыс. населения; 2016 г. – 3,3 на 100 тыс. населения).

Вместе с тем, несмотря на продолжавшееся увеличение расходов на оказание ВМП, используемые механизмы ее предоставления не обеспечивали в полном объеме потребности в отдельных видах ВМП, оказываемых в федеральных клиниках сверх базовой программы ОМС.

В связи с этим были внесены изменения в законодательство РФ, которые предусматривали с 1 января 2017 г. оказание федеральными клиниками ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, по единым дифференцированным тарифам за счет обособления части средств ОМС в бюджете Федерального фонда ОМС на эти цели [3].

Это необходимо для обеспечения бесперебойного оказания ВМП и дальнейшего роста объема оказанной ВМП (за период с января по апрель 2017 г. с использованием ВМП всего пролечены 280 тыс. больных, в т.ч. 1,5 тыс. больных по профилю «дерматовенерология»).

В рамках проекта по развитию персонализированной медицины планируется внедрить в т.ч.:

  • индивидуализированный подход к лечению больного, в т.ч. на основе big date;
  • комплекс мер по предупреждению заболеваний;
  • инновационные препараты, в т.ч. отечественного производства;
  • штрафные санкции к пациентам за привычки, повышающие риск развития заболевания.

В рамках проекта «Цифровизация здравоохранения» запланировано:

  • развитие единой государственной информационной системы в здравоохранении;
  • создание доступа пациентов и медицинского персонала к медицинским информационным системам;
  • внедрение электронного документооборота в медицинских организациях, электронных историй болезни, отчетности организаций и персонала, а также системы контроля за их деятельностью;
  • внедрение системы автоматизированного консультирования врачей, в т.ч. с использованием искусственного интеллекта (для выработки рекомендаций врачу, в т.ч. по персонализированному лечению).

Внедрение информатизации в целом в систему здравоохранения в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы РФ «О развитии здравоохранения» [3], а также приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» [4] и должно быть завершено к 2026 г. К настоящему моменту внесены изменения в законодательство РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья [5]. Одновременно проводится работа по подключению в 2017–2018 гг. больниц и поликлиник к скоростному Интернету [6], в т.ч. в целях внедрения практики консультирования населения специалистами ведущих федеральных и региональных медицинских организаций с использованием возможностей телемедицинских технологий.

Таким образом, к 2026 г. планируется завершить формирование единой государственной информационной системы в здравоохранении, которая должна встроиться во все организационные процессы осуществления медицинской и фармацевтической деятельности как внутри медицинских организаций, так и для взаимодействия между медицинскими организациями, отдельными медицинскими работниками, в т.ч. для оказания консультативной помощи пациентам с использованием телемедицинских технологий.

Вместе с тем следует принять во внимание, что дерматовенерология является одной из немногих специальностей, в практическую деятельность которой внедрены электронная история болезни и электронный документооборот. Передовые наработки по информатизации процессов оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля, больным лепрой, а также по профилю «косметология» были созданы в научных подразделениях Государственного научного центра дерматовенерологии и косметологии. Этому предшествовало проведение в 2008–2010 гг. комплексного исследования уровня информатизации региональных медицинских организаций дерматовенерологического профиля. Был выявлен недостаточный уровень информатизации профильных медицинских организаций. Суммарно в 32 региональных медицинских организациях дерматовенерологического профиля в 2010 г. было установлено 1286 компьютеров, что в среднем составило 40 персональных компьютеров на одну организацию. При этом свободный доступ к Сети Интернет в среднем имели только 16 персональных компьютеров, а на 2 информатизированных рабочих места приходились 10 работников указанных организаций (медицинских и немедицинских).

Также было выявлено, что средства автоматизации региональных медицинских организаций в большинстве случаев направлены на решение учетно-расчетных и статистических задач. При этом медицинские информационные системы были установлены в среднем в количестве менее одной на организацию.

Количество телемедицинских, научно-исследовательских и образовательных информационных систем также не превышало по одной на организацию, а в большинстве региональных медицинских организаций вовсе отсутствовало.

С целью информационной поддержки профильных медицинских организаций в ГНЦДК (Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии) были разработаны и внедрены [7–9]:

I. Автоматизированная информационная медицинская система лечебно-профилактического учреждения дерматовенерологического профиля «Медицинская информационная система ГНЦД (адаптированная электронная история болезни) (далее – МИС).

МИС полностью соответствует требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения» и зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ 23 сентября 2008 г. (Свидетельство о государственной регистрации № 2008614574). Данная МИС активно используется в региональных и федеральных клиниках.

МИС состоит из восьми взаимосвязанных программно-функциональных модулей и обеспечивает автоматизацию ведения и формирования медицинской документации, обмен информацией между участниками лечебно-диагностического процесса и поддержку их деятельности.

Модуль «Регистратура» предоставляет возможность максимального упрощения процедуры записи пациентов как на первичный прием, так и на все последующие этапы лечения (посредством телефонного звонка либо системы Интернет). В этом модуле предусмотрена возможность автоматизированного ведения реестра, прикрепленного к поликлинике контингента, подготовки расписания работы специалистов, подбора и поиска медицинских карт больных, регистрации первичных и повторных приемов больных, а также предоставления информации, в т.ч. оперативной, о перечне оказываемых услуг.

Электронная медицинская карта является одной из основных функциональных частей МИС. Этот блок обеспечивает автоматизацию всего технологического процесса работы врача-специалиста и осуществляет информационную поддержку при принятии решений в ходе лечебно-диагностического процесса.

МИС полностью освобождает специалистов (врачей и средний медицинский персонал) от рутинного ручного способа заполнения медицинской документации, позволяя в полуавтоматическом режиме вносить требуемую информацию в электронную медицинскую карту. Система имеет единую унифицированную навигацию по медицинской карте больного, а также широкие возможности по настройке под нужды конкретной медицинской организации и индивидуальные особенности специалиста.

Модуль «Клинико-диагностическая лаборатория» представляет собой полнофункциональную лабораторную информационную систему, обеспечивающую независимое движение потоков информации, начиная от регистрации пациента и получения биоматериала до выдачи соответствующих результатов.

Модуль «Внутрибольничная аптека» предназначен для ведения и персонифицированного учета медикаментов и товаров по группам на складах. При этом для каждого товара определяются наименование (торговое, международное, английское); производитель; единица измерения; фасовка и ряд других.

Одновременно встроена возможность формирования перечня заказов для текущего поставщика и перечня приходных документов. Этот модуль позволяет отслеживать движение медикаментов между подразделениями, формировать расход медицинских товаров, проводить инвентаризацию и баланс склада.

Модуль «Финансовый учет» обеспечивает формирование счетов на оплату за оказанные услуги, потраченные медикаменты и т.д. На основе модуля создаются рабочие места экономиста, кассира и осуществляется синхронизация данных с информацией кадрового подразделения и бухгалтерией, а также осуществляется информационный обмен с другими медицинскими организациями.

Модуль «Статистика» позволяет осуществлять визуальное конструирование запросов и построение отчетов по базе данных МИС, а также формирование выходных отчетных документов (управленческих, финансовых, статистистических, по материальному учету) любой сложности и требуемого формата. Также в МИС встроена функция автоматического учета заболеваемости.

II. Информационная аналитическая система с целью обеспечения мониторинга заболеваемости населения РФ инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), и заразными кожными заболеваниями, а также оценки ресурсного потенциала профильных медицинских организаций.

Данная информационная аналитическая система (далее – ИАС-ИППП) позволяет выполнять обмен данными в режиме реального времени. Основу данных, вводимых в программу, составляют формы государственного статистического наблюдения.

Информация о вновь зарегистрированных случаях заболеваний ИППП, кадровых, материальных и технических ресурсах каждой медицинской организации дерматовенерологического профиля поступает в единую базу данных головной медицинской организации по профилю. Функционирование системы мониторинга реализуется двумя отдельными компьютерными программами, размещенными на интернет-сайтах.

В универсальной платформе ИАС-ИППП заложена возможность проведения эпидемиологического надзора на всей территории РФ не только за ИППП, но и за такими социально значимыми заболеваниям, как гепатиты, туберкулез, ВИЧ-инфекция и др.

ИАС-ИППП прошла опытную эксплуатацию более чем в 40 региональных медицинских организациях дерматовенерологического профиля. Результаты оценки эффективности ее функционирования продемонстрировали существенное повышение организационной эффективности процесса оказания специализированной дерматовенерологической помощи.

III. Регламенты обмена информацией в рамках телемедицины и создание телемедицинского центра.

Телемедицина в значительной степени повышает доступность специализированной медицинской помощи, оптимизирует время ее ожидания, сокращает непрямые расходы системы здравоохранения, связанные с затратами на проезд к месту лечения и обратно, а также способствует информационному взаимодействию федеральных и региональных врачей-дерматовенерологов посредством дистанционных телеконсилумов и модульных образовательных программ.

Начиная с 2009 г. в Государственном научном центре дерматовенерологии и косметологии функционирует телемедицинский центр, предоставляющий следующие виды медицинских услуг [10]:

  • проведение в соответствии с утвержденным регламентом теледерматологических консультаций, консилиумов по вопросам диагностики, выбора тактики лечения пациентов, страдающих хроническими заболеваниями кожи и подкожной клетчатки, отбора пациентов на лечение с использованием высокотехнологичной медицинской помощи;
  • дистанционное проведение научно-практических семинаров, лекций для врачей-дерматовенерологов без отрыва от основной работы с привлечением высококвалифицированных преподавателей.

Был утвержден и активно используется в процессе предоставления специализированной медицинской помощи научно обоснованный алгоритм информационного взаимодействия между профильными федеральными и региональными медицинскими организациями. Он включает два этапа – заочный и очный. Заочная консультация предусматривает изучение подробной выписки из истории болезни пациента и анализ графических материалов. Второй этап – очная консультация пациента посредством использования технологии видеоконференции в режиме реального времени.

Информационное взаимодействие между консультирующим и консультируемым телемедицинскими центрами осуществляется в режиме реального времени с помощью телемедицинской технологии видеоконференцсвязи или видеоконференции. Телемедицинские консультации специалистов Государственного научного центра дерматовенерологии проводятся в соответствии с предварительной заявкой.

Технология видеоконференцсвязи, применяемая в области дерматовенерологии, характеризуется оптимальными результатами и эффективностью, а именно:

  • сокращает время на переезды и связанные с ними транспортные расходы;
  • имеет высокую диагностическую точность и надежность;
  • предоставляет пациенту возможность лично взаимодействовать с консультантами.

Применение телемедицины посредством информационных технологий в дерматовенерологии безусловно перспективно, поскольку позволяет совершенствовать лечебно-диагностический процесс за счет повышения доступности для пациентов дерматовенерологического профиля эффективных медицинских услуг.

Перспективным направлением цифровизации дерматовенерологии в среднесрочной перспективе должно стать обеспечение совместимости имеющихся наработок с информационными сервисами единой государственной информационной системы в здравоохранении.

В рамках проекта по управлению качеством лечения планируется развитие государственного контроля качества медицинской помощи на основе единых критериев качества.

В соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан критерии доступности и качества медицинской помощи устанавливаются территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий год. При этом критерии оценки качества медицинской помощи определяются на основе соответствующих стандартов и клинических рекомендаций (протоколов лечения). Клинические рекомендации позволяют адаптировать к потребностям конкретного пациента установленные стандартами усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, видов лечебного питания.

Минздрав России совместно с медицинским сообществом продолжает работу по созданию и актуализации (пересмотру) клинических рекомендаций, в т.ч. по профилю «дерматовенерология».

Контроль использования медицинскими организациями стандартов проводится Минздравом России, Фондом ОМС, Росздравнадзором в рамках мониторинга предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи. Кроме того, утверждены новые критерии оценки качества медицинской помощи, в т.ч. критерии качества при болезнях кожи и подкожной клетчатки, а также при отдельных формах сифилиса [11]. Данные критерии применяются для оценки своевременности оказания помощи, правильности выбора методов, диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Все критерии разделены по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

Внедрение критериев оценки качества медицинской помощи наряду с перезагрузкой системы экспертной работы как в системе ОМС, в т.ч. экспертизы качества, проводимой страховыми медицинскими организациями, так и в системе Росздравнадзора должно стать основой обновленной системы управления качеством лечения [12–15]. При этом запланировано ввести административную ответственность за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья, в т.ч. в случае несоблюдения требований к качеству лечения [16].

Общественный контроль качества медицинской помощи (независимая оценка качества услуг, оказываемых медицинскими организациями)

С 2013 г. осуществляется формирование независимой системы оценки качества (далее – НОК) работы организаций, оказывающих социальные услуги, в т.ч. в сфере здравоохранения. Целью данной системы является обеспечение реализации прав граждан на участие в оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, и влияние на эффективность их работы [17–18]. Формирование НОК предусматривает определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями здравоохранения – одна из форм общественного контроля, осуществляемого в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг такими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. В сфере здравоохранения отмечается один из наиболее высоких уровней охвата такой работой.

Вместе с тем, по экспертным оценкам, до настоящего момента не заработала в полной мере информационно-разъяснительная работа с населением по данному вопросу. Это в свою очередь препятствует формированию в рамках НОК механизма обратной связи и должно стать одним из приоритетных направлений развития по данному направлению [19].

Контроль качества медицинской помощи страховыми медицинскими организациями

Перезагрузка экспертной работы в системе ОМС, в т.ч. экспертизы качества, проводимой страховыми медицинскими организациями, предусматривает:

  • повышение уровня квалификации экспертов качества;
  • обеспечение преемственности между уровнями и видами медицинской помощи;
  • обеспечение контроля и организации медицинской помощи в целях соблюдения сроков ее оказания.

Кроме того, модернизация системы ОМС в целом преследует несколько целей, в частности [20–21]:

  • завершение перехода на страховые принципы ОМС и повышение ответственности субъектов и участников ОМС на основе страховых принципов;
  • перевод медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование за счет средств ОМС;
  • формирование системы информирования граждан об их праве на получение доступной и качественной медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС.

С 1 января 2017 г. минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, увеличен с 60 млн до 120 млн руб., что позволит повысить ответственность таких страховщиков [22].

Также были изменены функции страховых медицинских организаций, что направлено на:

  • обеспечение индивидуального подхода к застрахованным лицам путем создания института страховых представителей;
  • тактичное сопровождение пациента при оказании медицинской помощи и вовлечение в профилактические программы;
  • персонифицированное прикрепление застрахованных лиц к медицинским организациям и персонально к врачам.

Начато создание системы индивидуального информирования застрахованных лиц о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости [23]. В этих целях в 2016 г. во всех страховых медицинских организациях открыты контакт-центры и «горячие линии» по сопровождению застрахованных в системе ОМС граждан. Их основной целью является информационное сопровождение при получении бесплатной медицинской помощи, условиям и срокам ее получения.

Одновременно осуществляется внедрение индивидуального и смс-оповещения всех застрахованных лиц по вопросам, связанным с диспансерным наблюдением.

В период после 2018 г. также планируется завершить внедрение программы повышения ответственности граждан за состояние своего здоровья, мотивации каждого гражданина к выполнению врачебных рекомендаций.

В целом реализация данных предложений обеспечит внедрение:

  • клинических руководств в деятельность врачей;
  • экспертизы качества лечения ведущими специалистами национальных медицинских центров;
  • системы защиты прав пациентов страховыми медицинскими организациями.

Кроме того, будут созданы условия для широкого информирования населения о результатах независимой оценки качества услуг медицинских организаций.

Мероприятия приоритета «Квалифицированные кадры» сфокусированы на внедрении аккредитации медицинских специалистов, совершенствовании системы непрерывного повышения квалификации медицинских работников, а также внедрении независимой оценки квалификации врачей с участием профессиональных медицинских организаций. В 2018–2025 гг. планируется в т.ч.:

  • создание центров независимой оценки квалификации врачей;
  • актуализация профессиональных стандартов врачей и федеральных государственных образовательных стандартов;
  • совершенствование дистанционного образования на основе «образовательного сертификата»;
  • развитие системы подготовки государственных экспертов качества.

Мероприятия приоритета «Обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и сбалансированности бюджета системы ОМС» направлены на решение двух основных задач:

  • формирование дополнительных источников финансирования системы здравоохранения, в т.ч. за счет активного развития программ дополнительного медицинского страхования;
  • оптимизация неэффективных расходов в системе здравоохранения, в т.ч.:
  • путем организации контроля закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая мониторинг обоснованности цен на них, а также снижение издержек российских производителей, связанных с обращением лекарственных препаратов на отечественном рынке. В этих целях осуществляется создание соответствующей информационно-аналитической системы, запуск которой запланирован с 2018 г.;
  • за счет внедрения новых форм оплаты стационарной медицинской помощи, в частности за законченный случай лечения по клинико-статистическим группам болезней [24].

Согласно утвержденному определению, под «клинико-статистической группой» (далее – КСГ) понимают группу заболеваний, относящихся к одному профилю медицинской помощи и сходных по используемым методам диагностики и лечения пациентов и средней ресурсоемкости (стоимость, структура затрат и набор используемых ресурсов) [25]. Исходя из принципов отечественных КСГ, при их использовании случаи госпитализации классифицируются в клинически однородные группы со сходными характеристиками потребления ресурсов – «клинико-профильные группы» (далее – КПГ), что позволяет планировать расходы медицинских организаций.

Заболевания группируются в более или менее однородные группы с приблизительно одинаковой стоимостью, которые и принято называть КСГ.

К каждой группе заболеваний устанавливается единый коэффициент относительной затратоемкости, который распространяется на все заболевания, включенные в данную группу.

Под оплатой медицинской помощи по КСГ или КПГ понимают оплату медицинской помощи по тарифу, рассчитанному исходя из установленных: базовой ставки, коэффициента затратоемкости и поправочных коэффициентов. Модель финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, основана на объединении заболеваний в группы (КСГ или КПГ) и построена на единых принципах независимо от условий оказания медицинской помощи.

Расчет величины коэффициента относительной затратоемкости КСГ и КПГ производится с учетом стоимости стандартов медицинской помощи, утверждаемых Минздравом России, а также стоимости набора медицинских услуг, оказываемых при заболеваниях, в отношении которых стандарты не установлены.

В соответствии с методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС с 2017 г. реализуется усовершенствованная четвертая модель, включающая 315 КСГ для стационарных условий, 120 КСГ для дневных стационаров [26]. Все КСГ распределены по профилям медицинской помощи, при этом часть диагнозов, медицинских технологий может использоваться в смежных профилях, а часть являться универсальной для применения их в нескольких профилях. При оплате медицинской помощи в подобных случаях отнесение КСГ к конкретной КПГ не учитывается. Конкретный способ оплаты медицинской помощи при различных заболеваниях устанавливается территориальной программой ОМС. Формирование КПГ осуществляется на основе профилей медицинской деятельности [27].

В соответствии с Правилами ОМС медицинские организации ежемесячно формируют и направляют в страховые медицинские организации, в т.ч. реестр счетов. В указанном реестре счетов в обязательном порядке отражаются сведения об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи.

По итогам 2015 г. медицинскую помощь по КПГ «дерматология» оказывало 2089 организаций; в 2016 г. их число возросло до 2854 (+765 организаций).

В 2015 г. основные нозологические формы КПГ «дерматология» были распределены по трем КСГ, в т.ч.:

  • КСГ 31 – «большие» болезни кожи;
  • КСГ 32 – инфекции кожи и подкожной клетчатки;
  • КСГ 33 – «малые» болезни кожи.

В 2016 г. в рамках КПГ «Дерматология» были уточнены заболевания внутри КСГ, а также включена новая КСГ по оказанию помощи, в условиях дневного стационара в частности:

  • КСГ 27 – редкие и тяжелые дерматозы;
  • КСГ 28 – среднетяжелые дерматозы;
  • КСГ 29 – легкие дерматозы;
  • КСГ 11 – медицинская помощь, оказанная в условиях дневного стационара по дерматологии.

Содержащееся в модели 2016 г. деление заболеваний кожи и подкожной клетчатки на три группы наиболее полно отражает затраты на оказание соответствующих услуг [28].

В 2017 г. соответствующее деление КПГ «Дерматология» на КСГ сохранено.

Принимая во внимание значительные структурные отличия КСГ по рассматриваемому профилю в 2015 и 2016 гг., проведение соответствующего сравнительного анализа затруднено. Результаты внедрения КПГ «Дерматология» в 2015 и в 2016 гг. приведены в табл. 1, 2.

В целом изменение механизмов финансового обеспечения специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи позволило увеличить ее доступность, несмотря на складывающуюся социально-экономическую ситуацию.

Вместе с тем по результатам 2015 и 2016 гг. отмечается значительная дифференциация как тарифов, так и длительности лечения внутри КСГ по данному профилю. В связи с этим, вероятно, унификация подходов к организации лечения больных, а также требований к качеству оказываемой помощи будет способствовать оптимизации неэффективных расходов, а также к уменьшению случаев повторной госпитализации.

Таким образом, реализация приоритетов в рамках основного направления стратегического развития РФ «Здравоохранение» на период до 2025 г. будет направлена на решение значимых для здравоохранения вопросов и обеспечит повышение доступности и качества медицинской помощи населению РФ.


Литература


1. Протокол заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 марта 2017 г. № 1. http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54266.

2. Мартынов А.А., Власова А.В. Основные направления развития специализированной медицинской помощи по профилю «дерматовенерология». Вест. дерматологии и венерологии. 2014;5:16–23.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

4. Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» (в составе протокола президиума Совета при Президента Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. № 9). http://government.ru/media/files/9ES7jBWMiMRqONdJYVLPTyoVKYwgr4Fk.pdf.

5. Проект федерального закона № 174692-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (принят в третьем чтении 21 июля 2017 г.). http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=174692-7.

6. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346 (пункты 3 и 4). http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425.

7. Мартынов А.А., Пирогова Е.В. Информатизация дерматовенерологии. Дерматовенерология. Национальное руководство. Краткое издание. Под ред. Ю.К. Скрипкина, Ю.С.Бутова, О.Л. Иванова. М., 2013. С. 27–34.

8. Мартынов А.А., Пирогова Е.В. Эффективность информационных технологий в процессе оказания специализированной дерматовенерологической помощи населению Российской Федерации. Вест. дерматологии и венерологии. 2011;5:24–31.

9. Пирогова Е.В., Мартынов А.А. Информационные и телекоммуникационные ресурсы региональных медицинских учреждений дерматовенерологического профиля. Клин. геронтология. 2011;17(11–12):88.

10. Кубанова А.А., Мартынов А.А., Лесная И.Н., Кубанов А.А., Пирогова Е.В. Телекоммуникационные технологии на службе дерматовенерологии. Вест. дерматологии и венерологии. 2010;5:55–8.

11. Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

12. Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

13. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821. http://kremlin.ru/events/president/news/47182

14. Боброва И.П. Пути совершенствования клинико-экспертной работы на уровне территориального здравоохранения. Дисс. канд. мед. наук. М., 2004.

15. Голубева А.П., Старикова Т.В., Михайлов Л.А. Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактического учреждения: методические рекомендации / Под ред. В.З. Кучеренко. Качество медицинской помощи. 2003;3:26.

16. Проект федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения».

17. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

18. Приказ Минздрава России от 3 марта 2016 г. № 136 «Об организации работ по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями».

19. Эксперты ОНФ: Ни в одном регионе информационная работа с населением по НОК не носит системного характера. http://onf.ru/2017/07/18/eksperty-onf-ni-v-odnom-regione-informacionnaya-rabota-s-naseleniem-po-nok-ne-nosit

20. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086.

21. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821.

22. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

23. Приказ Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

24. Письмо Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 14-6/10/2-5305 «О направлении рекомендаций «Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)».

25. Письмо Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 24 декабря 2015 г. № 11-9/10/2-7938 и № 8089/21-и «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования».

26. Письмо Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 22 декабря 2016 г. № 11-8/10/2-8266 / 12578/26/и «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования».

27. Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи».

28. Мартынов А.А., Стадченко Н.Н., Власова А.В. О новой модели финансирования и обеспечения качества дерматовенерологической помощи. Вест. дерматологии и венерологии. 2016;6:10–9.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: А.А. Мартынов – д.м.н., проф., ведущий науч. сотруд. отдела дерматологии ФГБУ «Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии» Минздрава России, Москва; e-mail: aamart@mail.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа