Антигистаминные препараты (АП) являются одной из наиболее часто и широко используемых групп лекарственных средств в клинической практике. Реализация феномена конкурентного ингибирования Н1-рецепторов при использовании АП на клетках-мишенях в разных тканях позволяет нивелировать эффект гистамина и купировать гистамин-опосредованную клиническую симптоматику.
Первые АП появились в середине ХХ в. За время их нахождения на фармацевтическом рынке препараты постоянно совершенствовались, появлялись новые – более эффективные и безопасные – формы. В связи с ростом потребности в АП за последние годы достигнуты значительные успехи в повышении их эффективности, снижении безопасности и увеличении приверженности пациентов, что привело к значительному расширению клинических показаний к их использованию. Очевиден тот факт, что знание особенностей и преимуществ современных АП позволит наиболее эффективно использовать их в клинической практике.
Рациональная фармакотерапия. обоснование для выбора антигистаминного препарата
Основными принципами рациональной фармакотерапии являются эффективность лекарственного средства, его безопасность и удобство в использовании пациентом.
Согласно рекомендациям ВОЗ и требованиям, сформулированным EAACI в рамках согласительного документа ARIA, “идеальный” АП должен отвечать следующим требованиям [1]:
• селективно блокировать H1-рецепторы;
• иметь дополнительную противоаллергическую активность;
• не взаимодействовать с другими лекарственными веществами и продуктами питания;
• не взаимодействовать с цитохромом Р450;
• не оказывать седативного и токсических действий, что дает возможность назначения препарата при наличии сопутствующих заболеваний;
• быстро оказывать клинический эффект и длительно действовать (на протяжении 24 часов);
• иметь низкую вероятность развития толерантности (тахифилаксии).
Выбирая рациональный АП для лечения пациента, врач также обязательно учитывает такой фактор, как индивидуальная чувствительность к фармакологическому действию данного вещества [2]. Индивидуальный подход обусловливает необходимость наличия на фармацевтическом рынке множества препаратов сходного действия. Для H1-блокаторов это особенно важно, т. к. в случае лечения заболеваний круглогодичного течения принимать эти лекарства приходится на протяжении длительного времени. Существенным также является возможность лабильно изменять дозу препарата в зависимости от фазы течения заболевания [3]. Многочисленные побочные эффекты, присущие 1-му поколению препаратов, способствовали созданию новых Н1-блокаторов 2-го поколения, для которых характерны высокое сродство к Н1-рецепторам и высокая специфичность [1].
Кестин – современное неседативное антигистаминное средство
Кестин (эбастин) является современным антигистаминным средством, отвечающим всем требованиям рациональной фармакотерапии. Эбастин представляет собой не рацемическую смесь (как большинство системных АП), а является индивидуальным соединением [3]. Молекула эбастина имеет уникальное строение, что обусловливает ее высокую селективность и прочность соединения с гистаминовыми Н1-рецепторами, а также способность связываться с субвариантами Н1-рецепторов, не доступными для других Н1-блокаторов.
Высокая клиническая эффективность препарата обусловлена быстрым метаболизмом в фармакологически активный метаболит – каребастин, и высокой биодоступностью. Эффективность действия не зависит от приема пищи, возраста и особенностей метаболизма, что делает эбастин препаратом выбора для лиц с сопутствующей патологией. Действие препарата начинается через 1,0–1,5 часа после однократного приема 10 мг кестина, а через 2,5 часа пиковая концентрация каребастина в плазме крови соответствует 80–100 нг/мл. Каребастин активно связывается с белками плазмы и имеет высокий объем распределения. Основной путь экскреции каребастина – через почки, конечный период полувыведения – 15–19 часов [3].
Несомненно интересен факт зависимости эффективности препарата от принятой дозы. Так, величина максимальной концентрации каребастина в плазме крови возрастает в зависимости от принятой дозы эбастина, но время достижения максимальной концентрации и конечный период полувыведения остаются стабильными при использовании 10–30 мг эбастина. Расширенные испытания клинической эффективности эбастина при аллергическом рините, проведенные двойным слепым плацебо-контролируемым методом, показали, что терапевтический эффект препарата может быть повышен путем увеличения дозы с 10 до 20 мг в сутки при однократном приеме. При этом сохраняется хорошая переносимость препарата и отсутствуют побочные эффекты. Результаты этой работы свидетельствуют о выгодном свойстве Кестина как препарата, который можно применять в изменчивой дозировке, повышая ее при необходимости до 20 мг для купирования более тяжелых проявлений заболевания при сохранении показателей безопасности и переносимости [3]. Прием 20 мг эбастина однократно позволяет быстрее достигать максимального терапевтического действия при более тяжелых клинических проявлениях [6].
При сравнении активности эбастина, фексофенадина и лоратадина в терапевтических дозах у эбастина выявлено максимальное подавление волдырно-гиперемической реакции в кожных тестах [5]. Чрезвычайно важен факт угнетения не только ринореи при приеме дозировки в 20 мг, но и заложенности носа – симптоматики, которая реализуется благодаря деятельности медиаторов замедленной фазы аллергической реакции, что также повышает приверженность применению и выбору данного препарата. Возможность варьировать дозировку делает Кестин препаратом выбора и при рецидивирующей крапивнице, поскольку общеизвестным является факт усиления эффективности при возможном увеличении кратности приема и дозировки АП [19]. Кроме того, быстрое начало действия и усиленный эффект при увеличении дозы являются неоспоримым преимуществом Кестина в восстановлении нарушенных когнитивных функций у больных аллергическим ринитом и крапивницей.
В ряде исследований было показано, что эбастин тормозит активность разных клеток, вовлекаемых в аллергическую реакцию, тем самым угнетая образование и секрецию медиаторов аллергии [7]. Быстрое разрешение аллергического воспаления в носовой полости происходит, вероятно, благодаря и “неантигистаминному” эффекту Кестина в дозе 20 мг путем подавления пролиферации эозинофилов и повышению уровня их апоптоза [9].
Помимо антигистаминного действия эбастин обладает выраженным противовоспалительным свойством, которое заключается в способности подавлять высвобождение брадикинина, ряда интерлейкинов, простагландина D2 и лейкотриенов (ЛТC4 и ЛТD4), фактора некроза опухоли α, повышающих сосудистую проницаемость и имеющих большое значение в реализации реакций гиперчувствительности немедленного типа [10–12]. Среди других важных свойств Кестина – способность угнетать хемотаксис эозинофилов и нейтрофилов и ингибировать реакции, индуцирован- ные нейропептидами [13].
Таким образом, Кестин подавляет не только раннюю, но и позднюю фазы аллергического ответа: угнетая активность различных клеток, вовлекаемых в аллергическую реакцию, тем самым снижает образование и секрецию медиаторов аллергии [3].
Безопасность Кестина подтверждается результатами многочисленных клинических исследований. Так, в дозе 60 мг/сут, в 3–6 раз превышающей терапевтические, эбастин не оказывал заметного действия на интервал QT, о чем свидетельствовало отсутствие различий с данными, полученными при испытании плацебо [4]. В пяти исследованиях 2–3-недельной длительности по изучению кардиотропного действия эбастина была проведена оценка данных электрокардиографии и суточного холтеровского мониторирования у 1202 обследованных. Не обнаружено зависимого от дозы (от 1 до 30 мг/сут эбастина) увеличения интервала QT, а также не отмечено увеличения интервала QT более чем на 25 % от исходного значения. У всех обследованных величина изучаемого показателя не превышала 500 миллисекунд (мс). Только у 7 % из 1202 больных продолжительность интервала QT превысила 444 мс [14]. В других исследованиях по изучению кардиотоксичности эбастина показано, что применение повторных доз 100 мг/сут не вызывало изменения интервала QT [15, 16, 18]. Однократное применение эбастина в дозе 500 мг (25–50-кратное превышение рекомендованной терапевтической дозы) удлиняло QT на несколько мс, что не имело клинического значения [17]. Доказательством безопасности служат данные о возможности применения этого лекарственного препарата в педиатрической практике.
Исследования Simons и соавт. показали безопасность и эффективность использования эбастина детьми [8]. Безопасность использования препарата подтверждена более чем в 100 качественных клинических исследованиях.
Существенную приверженность пациентов лечению обеспечивают высокая эффективность, самая высокая длительность действия (до 48 часов), отсутствие взаимодействия с другими седативными средствами и алкоголем.
Инновационная форма Кестина – быстрорастворимые таблетки
Кестин быстрого растворения в таблетках по 20 мг является уникальной таблетированной формой. Таблетки рассасывают в полости рта без воды. Быстрорастворимая лиофилизированная таблетка быстро растворяется во рту, что позволяет реализовывать более быстрое, чем у обычных таблеток, начало антигистаминной активности. Действие начинается в 18 раз быстрее [20], чем действие привычных форм. Улучшенный фармакодинамический профиль, быстрое начало действия по сравнению с традиционными средствами создают дополнительные удобства использования препарата.
Выводы
Кестин – высокоэффективный АП для терапевтической практики, который отвечает всем требованиям, предъявляемым к современным АП. Наличие различных форм выпуска, отличающихся как дозировкой, так и временем начала антигистаминного эффекта, позволяет считать Кестин препаратом выбора, который существенно влияет на качество жизни пациента с различными проявлениями аллергических заболеваний.