Search For Markers Of Efficiency Of Bevacizumab In Metastatic Colorectal Cancer


Ye.I. Borisova, Ye.I. Chichikov, A.L. Denisenko, S.L. Gutorov

Oncological scientific center named. N.N. Blokhin, Moscow. GUZ Nizhniy Novgorod regional Oncology center.
The inclusion of bevacizumab (Avastin) in the modern chemotherapy regimens has led to an increase of frequency of achieving objective response, median progression-free survival and overall survival, but at least 40 % of patients did not have the advantages of using this drug. Failure of treatment may be the result of a primary tumor resistance to treatment, as well as acquired resistance. The results of recent studies on search for markers of efficiency of bevacizumab (single nucleotide polymorphism of the VEGF gene, detection of recessive allele of CXCR1 interleukin-8 receptor, VEGFD expression, etc.) are discussed. The data obtained may contribute to a more rational approach to selecting the option of drug therapy.

Одним из ключевых этапов улучшения результатов лечения диссеминированного колоректального рака было внедрение в клиническую практику бевацизумаба (Авастин). Включение этого препарата в современные режимы химиотерапии привело к доказанному и статистически значимому (в ряде исследований) увеличению частоты достижения объективного эффекта, медиан выживаемости без прогрессирования и общей выживаемости, причем последняя впервые превысила 2 года в большой популяции [1]. В то же время необходимо отметить, что минимум 40 % больных не имеют преимуществ от включения в лечебный режим бевацизумаба. Неуспех лечения может являться результатом как первичной устойчивости опухоли к проводимому лечению, так и приобретенной резистентности. Последняя может быть следствием включения альтернативных компенсаторных путей активации ангиогенеза, ремоделирования и “созревания” уцелевших после антиангиогенной терапии сосудов, рефрактерных к лечению, и т. д. Помимо этого резистентность может быть обусловлена селекцией устойчивых к гипоксии или мутировавших опухолевых клеток.

Высокая стоимость лечения бевацизумабом существенно ограничивает его широкое использование, актуализируя проблему отбора потенциально чувствительных к нему больных. Имеются сообщения о возможном прогностическом значении ряда клинических факторов, в частности развития артериальной гипертензии на фоне лечения. Создается впечатление, что эффект бевацизумаба лучше реализуется при крупных метастазах. В целом, однако, маркеры эффективности бевацизумаба до настоящего времени в точности не установлены.

В качестве потенциальных предикторов эффективности изучается роль циркулирующих эндотелиальных клеток, полиморфизм одиночных нуклеотидов гена семейства VEGF (vascular endothelial growth factor) и ряда других генов, ответственных за ангиогенез. На прошедшей конференции ASCO-2011 был представлен ряд работ, позволивших, на наш взгляд, вплотную подойти к решению этой проблемы.

В частности, прогностическая роль полиморфизма одиночных нуклеотидов генов семейства VEGF была изучена в работе Hansen и соавт. [2] у 249 больных, получавших в 1-й линии химиотерапии схемы FOLFOX, XELOX, FOLFIRI и XELIRI в комбинации с бевацизумабом. Была исследована ДНК, выделенная из образцов сыворотки крови методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в пяти локусах гена VEGFA, одном локусе гена VEGFR-1 и трех локусах гена VEGFR-2. Было установлено, что полиморфизм одиночных нуклеотидов в 319 локусе гена VEGFR-1 был ассоциирован с эффективностью комбинации химиотерапии и бевацизумаба. Объективный эффект наблюдался у 36 % больных при генотипе CC, у 40 % – при генотипе CA и у 56 % – при генотипе АА (p = 0,048). Помимо этого выявлены существенные различия в частоте достижения объективного эффекта в случаях генотипа с аллелью С (СС, СА) и гомозиготного генотипа в аллели А (АА) – 39 и 56 % соответственно (p = 0,015). Полиморфизм одиночных нуклеотидов других генов не коррелировал с частотой объективного эффекта. В данной работе анализ связи генотипа с выживаемостью больных не был представлен. Кроме того, отсутствие контрольной группы – больных, получавших только химиотерапию, затрудняет интерпретацию полученных результатов с точки зрения предиктивной роли эффективности бевацизумаба.

В основу исследования Gerger и соавт. [3] легло предположение, что рецептор интерлейкина-8 CXCR1, ответственный за не зависимый от VEGF ангиогенез, может служить маркером резистентности к бевацизумабу как к компоненту химиотерапии. Были изучены образцы сыворотки крови 130 больных, получавших лечение в режиме FOLFOX или XELOX в комбинации с бевацизумабом. Полиморфизм одиночных нуклеотидов был анализирован в генах VEGF-зависимого и VEGF-независимого путей ангиогенеза методом ПЦР и прямого ДНК-секвенирования. Мультивариантный анализ (с учетом поправки на зоны метастазирования и варианты химиотерапии) установил связь наличия рецессивной аллели CXCR1 rs2234671 (объективный эффект – 32,4 против 65 %; p = 0,004) и фактора активации тромбоцитов rs909253 (объективный эффект – 33,8 против 62 %; p = 0,019) c достоверно более низкой частотой достижения объективного ответа. Кроме того, выявление рецессивной аллели CXCR1 rs2234671 ассоциировалось с тенденцией к снижению медианы времени без прогрессирования: 7,8 против 15,2 месяца (отношение шансов – 1,60; p = 0,05).

Авторы сделали предположение, что выявление рецессивной аллели рецептора интерлейкина-8 CXCR1, играющего ключевую роль в VEGF-независимом пути ангиогенеза и являющегося потенциальным маркером стволовых клеток, может быть показателем резистентности к бевацизумабу и обусловленным стволовыми клетками резистентности к химиотерапии. Полученные результаты перспективны, но нуждаются в подтверждении в более крупных исследованиях с наличием контрольной группы.

Изменения в сыворотке крови уровней экспрессии VEGFC, VEGFD и PIGF в качестве маркеров прогрессирования опухоли на фоне химиотерапии с включением бевацизумаба были оценены Lieu и соавт. [4]. Забор материала проводили до начала, во время лечения и при установлении прогрессирования болезни. Отмечено значимое повышение уровней PIGF и VEGFD при прогрессировании, выявлена негативная корреляция этих маркеров с длительностью периода, прошедшего после последнего введения бевацизумаба.

В свою очередь Weickhardt и соавт. [5] на образцах опухоли 268 больных метастатическим колоректальным раком, получавших лечение только капецитабином, капецитабином в комбинации с бевацизумабом или обоими препаратами и митомицином (исследование III фазы MAX), иммуногистохимическим методом изучили экспрессию членов семейства VEGF: VEGFA, VEGFB, VEGFC, VEGFD, VEGFR-1 и VEGFR-2. В основе рабочей гипотезы лежали данные, согласно которым VEGFC и VEGFD могут связываться с VEGFR-2, способствуя ангиогенезу. Гипотетически это должно приводить к снижению эффективности бевацизумаба, блокирующего взаимодействие только VEGFA с соответствующим рецептором. Результаты показали, что экспрессия VEGFD может быть потенциально использована в качестве прогностического маркера эффективности бевацизумаба. По данным одновариантного анализа, при низкой экспрессии VEGFD включение в режим бевацизумаба коррелировало с достоверным повышением выживаемости без прогрессирования заболевания (р = 0,02; табл. 1). При мультивариантном анализе уровень экспрессии VEGFD был единственным значимым фактором, влияющим на выживаемость без прогрессирования. Результаты оставались достоверными после коррекции по основным клиническим и морфологическим факторам и другим маркерам. При низкой экспрессии VEGFD в сравнении с его высокой экспрессией включение в режим бевацизумаба ассоциировалось с достоверным увеличением общей выживаемости (р = 0,01; табл. 2). Результаты оставались значимыми после коррекции по основным клиническим и морфологическим факторам, но не по другим маркерам.

Низкая экспрессия VEGFR-1 коррелировала с значимым и достоверным (р = 0,001) увеличением общей выживаемости больных, получавших бевацизумаб. Взаимосвязи этого маркера с выживаемостью без прогрессирования установлено не было.

Приведенные результаты выглядят весьма многообещающими, хотя авторы делают вывод о необходимости дальнейших исследований в этом направлении. Возможно, небольшое число больных с низкой экспрессией VEGFD не позволило сделать однозначное заключение о ее влиянии на общую выживаемость, в отношении которой роль VEGFR-1 кажется более значимой.

Ряд исследователей изучали корреляцию других молекулярных маркеров и эффективности комбинации химиотерапии с бевацизумабом. В частности, Guchelaar и соавт. [6] сделали вывод, что различные варианты гена AGPAT5 ассоциируются с эффективностью комбинации CAPOX-B. George и соавт. [7] показали значение высокого уровня Ki-67. Однако в этих исследованиях все больные получали бевацизумаб, и отсутствие контрольной группы не позволило адекватно оценить связь предлагаемых маркеров с эффективностью этого препарата.

В целом исследования маркеров, позволяющих с высокой вероятностью предсказывать целесообразность включения бевацизумаба в режимы химиотерапии метастатического колоректального рака, близки к завершению. Уже полученные данные могут способствовать более рациональному подходу к выбору варианта лекарственной терапии.


Информация об авторах:
Гуторов Сергей Львович – доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН.
Тел. 8 (495) 324-18-59, e-mail: s1gutorov@gmail.com;
Борисова Елена Ивановна – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН.
Тел. 8 (495) 324-18-59;
Чичиков Евгений Игоревич – врач отделения, РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН.
Тел. 8 (495) 324-18-59;
Денисенко Аркадий Николаевич – кандидат медицинских наук, главный врач ГУЗ
"Нижегородский областной онкологический диспансер".
Тел. 8 (831) 438-93-65, e-mail: guznood@pochta.ru


Similar Articles


Бионика Медиа