Minoxidil: effectiveness and prospects for use in the treatment of androgenetic alopecia


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2023.13.77-84

E.A. Shatokhina, O.Yu. Klyushina, S.R. Mayransaeva

1) Central State Medical Academy of the Administrative Department of the President of the Russian Federation, Moscow, Russia; 2) Medical Research and Educational Center, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Androgenetic alopecia (AGA) is the most common hair loss condition affecting both men and women. The most common drug of choice in the treatment of AGA is minoxidil, which has vasodilating, anti-inflammatory and antiandrogenic properties; it is an inducer of the Wnt/β-catenin signaling pathway, and enhances the synthesis of growth factors. Minoxidil affects several pathogenesis of AGA at once, prolonging the anagen phase and reducing the telogen phase, enhancing DNA synthesis and stimulating proliferative processes. Currently, minoxidil is considered as a drug for both local and systemic therapy of AGA. Treatment methods with minoxidil in combination with finasteride, spironolactone, topical tretinoin, as well as platelet-rich plasma, low-intensity laser therapy and microneedling are of particular, which significantly expands the treatment options for patients with AGA.

Введение

Андрогенная алопеция (АГА), также известная как андрогенетическая, является наиболее распространенной формой алопеции во всем мире. АГА страдают к 70 годам около 80% мужчин и 50% женщин, чаще наблюдается у европеоидов, за которыми следуют азиаты, афроамериканцы, коренные американцы и эскимосы. Частота заболевания увеличивается с возрастом [1, 2].

Волосяные фолликулы чувствительны к метаболиту тестостерона – дигидротестостерону (ДГТ) [2]. Под его воздействием сокращается продолжительность фазы анагена и увеличивается продолжительность фазы телогена [3], что приводит к постепенному истончению и выпадению волос [1].

Раннюю АГА тесно связывают с тяжелой ишемической болезнью сердца и метаболическим синдромом, у лиц с высоким индексом массы тела чаще обнаруживают более тяжелую АГА [4]. Недавние данные также продемонстрировали связь АГА с рядом тяжелых случаев COVID-19 [5–8]. АГА чаще встречается у женщин в постменопаузе [9].

Диагноз обычно не вызывает затруднений и ставится клинически, при этом основные жалобы на выпадение волос связаны с негативным влиянием на самооценку и качество жизни. Многочисленные исследования показали, что мужчины, страдающие преждевременной потерей волос, часто испытывают эмоциональный стресс, сказывающийся на их окружении [10, 11], женщины испытывают еще более сильные переживания, сталкиваясь с данной проблемой [12].

Лечение АГА

В настоящий момент наиболее часто рекомендованные методы лечения АГА включают топический миноксидил, пероральный финастерид и фотобиомодуляцию. Однако существует множество других методов, используемых практикующими врачами (рис. 1, табл. 1) [13].

78-1.jpg (79 KB)

78-2.jpg (88 KB)

В клинических рекомендациях Европейской академии дерматовенерологов (EADV) 2017 г. приведена оценка уровня доказательности эффективности в предотвращении прогрессирования и/или улучшения состояния при АГА для наиболее часто применяемых методов терапии. Раствор миноксидила имеет доказанную эффективность для предотвращения прогрессирования и улучшения состояния при АГА у мужчин и женщин (уровень доказательности 1). Раствор или пена миноксидила 5% более эффективны, чем 2%-ный раствор миноксидила [17].

Топический миноксидил

Миноксидил впервые был синтезирован в 1970 г. Обладая вазодилатирующим свойством, он был зарегистрирован как препарат для лечения артериальной гипертензии [18]. Позже одним из его побочных эффектов был выделен гипертрихоз, что и послужило предпосылкой для начала исследований по применению миноксидила в лечении выпадения волос. В 1988 г. топический миноксидил рассмотрен как препарат для лечения АГА. На данный момент доступны следующие лекарственные формы: 2-х и 5%-ный раствор, 5%-ная пена [13, 19].

Миноксидил обладает вазодилатирующим, противовоспалительным и антиандрогенным свойствами, является индуктором сигнального пути Wnt/β-катенин, влияет на длину фаз анагена и телогена, усиливает синтез ДНК, стимулирует процессы пролиферации, тем самым оказывая воздействие на несколько путей патогенеза АГА [16].

Вазодилатирующее действие

Миноксидил положительно влияет на спазмированные сосуды волосяного фолликула (ВФ), обусловленный действием ДГТ. Стоит отметить, что лечение АГА сдедует проводить на начальных стадиях заболевания, т.к. длительный спазм сосудов приводит к дистрофии ВФ, укорочению и блокировке фазы анагена, атрофии ВФ с формированием в последующем фиброзной ткани.

Миноксидил активирует АТФ-зависимые калиевые каналы и вызывает гиперполяризацию мембраны клеток, тем самым усиливая транспорт ионов кальция. Изменение концентрации ионов кальция стимулирует синтез эндогенного вазодилататора оксида азота (NO), что в конечном итоге приводит к вазодилатации сосудов ВФ и усилению фолликулярного кровообращения [20].

Увеличение экспрессии гена VEGF

Миноксидил может стимулировать высвобождение факторов роста эндотелия сосудов (VEGF) и активировать связанный с VEGF сигнальный путь Wnt/β-катенин. После активации β-катенин, накапливаемый в цитоплазме, перемещается в ядро, где взаимодействует с факторами транскрипции Lef/Tcf и регулирует экспрессию генов, ответственных за рост и регенерацию волосяных фолликулов [21]. Синтез факторов роста фибробластов (FGF), инсулиноподобного фактора роста (IGF-1) стимулирует процессы роста в ВФ. Отмечается увеличение фазы анагена, сокращение фазы телогена [22].

79-1.jpg (63 KB)

Антиандрогенное действие

Одним из ключевых звеньев патогенеза в АГА является трансформация тестостерона (ТН) в органах-мишенях в его активный метаболит дигидротестостерон (ДГТ) под действием фермента 5α-редуктазы [23]. Миноксидил снижает экспрессию гена 5α-R2 в кератиноцитах человека HaCaT (Human keratinocyte cell line), тем самым оказывая антиадрогенное действие [24]. Однако дальнейшие исследования показали спорные данные в лечении АГА. На данный момент доказанным препаратом, ингибирующим фермент 5α-редуктазу, остается финастерид [22].

Противовоспалительное действие

Противоспалительное действие миноксидила характеризуется подавлением Т-лимфоцитов, ингибированием воспалительных медиаторов интерлейкина-1α (ИЛ-1α) и простациклина. В экспериментах in vitro в клеточной культуре при исследовании уровня экспрессии цитокина ИЛ-1α в обработанных клетках кератиноцитов человека (HaCaT) миноксидил оказывал противовоспалительное действие, о чем свидетельствовало значительное снижение экспрессии гена ИЛ-1α [25].

Сульфотрансфераза как биомаркер для начала терапии миноксидилом

С помощью фермента сульфотрансферазы происходит трансформация миноксидила в его активную форму – миноксидилсульфат [26]. В ретроспективном исследовании Gorenetal 2014 г. измерение уровня фолликулярной сульфотрансферазы (СТ) с помощью спектрофотометра способствовало определению чувствительности пациентов к препаратам топического миноксидила с 95%-ной чувствительностью и 73%-ной специфичностью. Отдельное когортное исследование из той же группы показало, что пациенты с низким уровнем СТ (определяется как OD<0,4; рис. 3) не дают положительного ответа на терапию миноксидилом [27, 28].

80-1.jpg (44 KB)

В исследовании с участием 13 женщин с АГА были представлены результаты неэффективности перорального миноксидила при значениях OD<0,254, что связывали с его частичным метаболизмом СТ печени [29]. Для выбора СТ в качестве биомаркера при принятии решения о начале терапии миноксидилом требуются более качественные исследования с большим размером выборки и использованием передовых инструментов молекулярной биологии.

Пероральный миноксидил

Приверженность пациентов остается открытым вопросом при назначении топического миноксидила в терапии выпадения волос. Ежедневное использование препарата на постоянной основе, нежелательные местные побочные эффекты, раздражение кожи головы, изменение качественных характеристик волос вызывают трудности с приверженностью терапии. В последние годы в качестве безопасной альтернативы активно обсуждается пероральный миноксидил в низких дозах.

Эффективность. В 2021 г. в сетевом мета-анализе A.K. Gupta et al. одновременно сравнили эффективность топического миноксидила 1%, топического миноксидила 2%, топического миноксидила 5%, пены миноксидила 5%, перорального миноксидила 0,25 мг, перорального миноксидила 5 мг и плацебо. Для сравнения проведено вычисление площади под кривой совокупного ранжирования (SUCRA), где более высокие значения соответствовали более высокой эффективности. Миноксидил 5 мг/сут продемонстрировал самые высокие показатели эффективности (100%) (табл. 2). Эффективность 2-х и 5%-ного топического миноксидила, 5%-ной пены существенно не различалась [16].

80-2.jpg (45 KB)

Был проведен ряд клинических исследований, доказавших эффективность применения перорального миноксидила в лечении АГА. Препарат доступен в виде таблеток по 2,5 мг, но для достижения оптимальной безопасной дозировки при лечении АГА таблетки делят на части [30]. Исследования показали, что оптимально безопасными для женщин являются дозы в диапазоне от 0,25 до 1,25 мг в сутки [31]. Пероральный миноксидил продемонстрировал эквивалентную эффективность у женщин по сравнению с 5%-ным препаратом для местного применения [32]. Другое проспективное исследование пациентов, принимавших перорально миноксидил в дозе 5 мг/сут, показало 100%-ное улучшение на 12-й и 24-й неделях, а 43% пациентов достигли значительного улучшения [33]. При ретроспективном исследовании 41 мужчины с диагнозом АГА, получавшего перорально миноксидил в дозах 2,5 и 5 мг/сут, побочные эффекты были обнаружены примерно у 30% участников [34].

Побочные эффекты. Хотя прием пероральной формы миноксидила удобнее, его системные побочные эффекты, такие как изменение сердцебиения, увеличение массы тела, гирсутизм, гипертрихоз и отеки нижних конечностей, способствуют выбору местного миноксидила в качестве терапии первой линии [33]. Гипертрихоз чаще встречался у пациентов, получавших более высокие дозы миноксидила (5 мг/сут), тогда как у пациентов, принимавших 2,5 мг/сут, частота гипертрихоза была ниже [1]. В недавнем исследовании, в котором приняли участие 1404 человека, гипертрихоз встречался примерно у 15% пациентов, системные побочные эффекты были отмечены у 1,7% пациентов [35]. Побочные эффекты миноксидила при приеме внутрь, как правило, дозозависимы и обратимы при прекращении приема препарата.

К редким побочным эффектам относят перикардиальный выпот, застойную сердечную недостаточность и аллергические реакции [33].

Миноксидил во время беременности и грудного вскармливания

Пероральный миноксидил противопоказан беременным и кормящим женщинам из-за его возможного выделения с грудным молоком [36] и повышенного риска развития гипертрихоза у новорожденных [37].

Местное применение миноксидила относительно безопасно, но его также не рекомендуют применять во время беременности и грудного вскармливания [38].

Сублингвальный миноксидил

Исследовательская группа Синклера доказала возможность применения миноксидила сублингвально по 0,45 мг в качестве безопасного и эффективного средства для лечения выпадения волос по мужскому и женскому типам [39]. У 8 из 64 пациентов развился гипертрихоз, примерно у 5 наблюдалось постуральное головокружение, и только у 2 отмечен легкий отек [39]. Изменение артериального давления было незначительным по сравнению с исходным уровнем [39].

Комбинированная терапия

Миноксидил и финастерид. Ком-бинация топического миноксидила с пероральным финастеридом является одной из наиболее распространенных комбинаций, используемых для лечения АГА. Финастерид – пероральный препарат для лечения выпадения волос, который ингибирует 5α-редуктазу и уменьшает превращение тестостерона в ДГТ. Применение миноксидила в комбинации с пероральным финастеридом продемонстрировало превосходный клинический ответ по сравнению с монотерапией миноксидилом [40].

Открытое исследование японских пациентов мужского пола, которые получали пероральный финастерид по 1 мг ежедневно, пероральный миноксидил по 2,5 мг 2 раза в сутки и 5%-ный раствор миноксидила 2 раза в сутки, а также инъекции по 4 мл (лидокаин, миноксидил, кофеин и другие компоненты) 1 раз в месяц, дало многообещающие клинические результаты [41].

В открытом исследовании с использованием комбинации топического финастерида, дутастерида и миноксидила наблюдалось значительное отра-стание волос у всех 15 испытуемых [42]. Пациенты мужского пола с АГА имели лучшие результаты лечения при применении 0,25%-ного раствора финастерида в сочетании с 3%-ным миноксидилом по сравнению с монотерапией 3%-ным миноксидилом [43].

Миноксидил и спиронолактон. Спиронолактон замедляет выпадение волос при АГА и усиливает рост волос за счет антиандрогенного действия. Комбинация миноксидила 5% и геля спиронолактона 1% показала лучший клинический ответ по сравнению с монотерапией миноксидилом 5% или спиронолактоном 1% [44]. В исследовании, в котором приняли участие 100 женщин, показано, что пероральный прием миноксидила в низких дозах (0,25 мг) и спиронолактона (25 мг) уменьшает выпадение волос [30].

Топический миноксидил и топический третиноин. Сочетание топического третиноина с топическим миноксидилом приводит к росту большего числа волос у пациентов с АГА, чем монотерапия любым из этих препаратов [45]. В когортном исследовании применение крема с третиноином 0,1% в течение 5 дней повысило эффективность лечения миноксидилом у 43% пациентов, ранее не зареагированных на лечение, за счет повышения активности сульфотрансферазы [46].

Топический миноксидил и плазма, обогащенная тромбоцитами (PRP).

В одном из исследований плазму, обогащенную тромбоцитами, вводили 12 пациентам в комбинации с 5%-ным миноксидилом и 13 пациентам в комбинации с 1 мг перорального финастерида. Отмечено увеличение среднего количества волос, плотности волос, их процентного содержания в фазах анагена и телогена, а также среднего соотношения волос в фазах анаген/телоген. Эффект был выше в группе пациентов, получавших комбинацию PRP и миноксидила, по сравнению с группой пациентов, получавших комбинацию PRP и финастерида [47].

Топический миноксидил и низкоинтенсивная лазерная терапия. В мета-анализе 3 исследований, оценивавших эффективность лечения 133 пациентов низкоинтенсивной лазерной терапией и топическим миноксидилом, комбинированная терапия оказалась более эффективной по сравнению с монотерапией [48].

Топический миноксидил и микронидлинг. Микронидлинг – малоинвазивная процедура, способствующая проникновению лекарственных средств в более глубокие слои кожи за счет создания иглами микроканалов в роговом слое [49]. Не так давно группа ученых сообщила, что микронидлинг восстанавливает рост волос, индуцируя Wnt/β-катенин путь [50], повышает активность сульфотрансферазы [50]. Исследование, проведенное с участием 50 пациентов с АГА, показало, что комбинация топического миноксидила и микронидлинга с обогащенной тромбоцитами плазмой более эффективна, чем монотерапия топическим миноксидилом [51].

Заключение

Топический миноксидил является доказанным эффективным и безопасным средством для лечения андрогенной алопеции, что служит основой для оценки терапевтической значимости его сочетания с другими методами лечения АГА. Перспективным направлением в настоящее время является использование различных лекарственных форм миноксидила как в виде монотерапии, так и в различных сочетаниях. Проведение дальнейших исследований необходимо для принятия обоснованных решений при выборе оптимального лечения АГА.


About the Autors


Corresponding author: Evgenia A. Shatokhina, Dr. Sci. (Med.), Professor at the Department of Dermatovenereology and Cosmetology, Central State Medical Academy of the Administrative Department of the President of the Russian Federation; Leading Researcher at the Department of Internal Medicine, Medical Research and Educational Center, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; e.a.shatokhina@gmail.com


Бионика Медиа