Nutrition for preschool and school children: the state of the problem


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2021.1.27-33

Yu.M. Lebedeva (1), M.V. Gmoshinskaya (2), E.A. Pyryeva (2)

1) Center for Nutrition, Research Center of the Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia; 2) Federal Research Center for Nutrition and Biotechnology, Moscow, Russia
The article presents an analysis of the results of epidemiological studies on the evaluation of the actual nutrition of preschool and school children in different regions of the Russian Federation. The state of nutrition both at home and in organized groups was evaluated. Particelar attention was paid to the organization of nutrition for children in the Arctic zone. The presence of both general and specific nutritional problems depending on socio-economic, climatogeographic, national factors, as well as on traditions and eating habits in the family, is shown.
Keywords: Arctic zone, actual nutrition, eating habits, national traditions

Введение

В современных социально-экономических условиях Президент и Правительство Российской Федерации (РФ) особое внимание уделяют созданию комфортных условий и улучшению качества жизни детей и подростков [4, 11, 13, 19, 22]. В продолжение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства в плане основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства в России, большое внимание уделяется организации детского питания [23, 31]. Очевидно, что нормальный рост и развитие ребенка, формирование его физического и интеллектуального потенциала, обеспечение высокого уровня его адаптационных возможностей и профилактика заболеваний неразрывно связаны со здоровым питанием, его качеством и безопасностью в соответствии с возрастными физиологическими потребностями в энергии и пищевых веществах. А гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, отсутствие болезней у подрастающего поколения – это основной путь экономического подъема и интеллектуального развития общества в будущем [2, 5, 27, 33].

Дети дошкольного возраста находятся в активной фазе роста, постепенно у них расширяются круг общения и социальные обязанности. Установлено, что около 50% способностей ребенка к обучению развиваются в течение первых 4 лет жизни, а еще 30% – до 8 лет. Это означает, что в течение первых лет жизни в головном мозге формируются основные структуры, необходимые для обучения. Все остальное, что человек узнает в своей дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте [10]. Поэтому дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности [30].

Школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни. Поступление в общеобразовательные учреждения, равно как и переход к предметному обучению сопровождаются напряжением адаптационных механизмов. В подростковом возрасте на фоне нейроэндокринной перестройки и значительной умственной и физической нагрузки повышается риск развития различных форм девиантной активности. Все эти биологические и социальные особенности в той или иной степени могут определять состояние здоровья и развитие заболеваний среди детского населения [15].

Вместе с тем опыт предшествующих исследователей доказывает наличие ряда проблем в детском и подростковом питании, среди которых приоритетными считаются дисбаланс макронутриентов и недостаточное поступление микронутриентов, что обусловлено нерациональной структурой продуктового набора [3, 6, 8, 26, 28, 32, 34]. Следствием такого питания, среди прочего, может быть как накопление избыточной массы тела и ожирение [14], распространенность которых в детской популяции увеличивается и составляет соответственно 19,9 и 5,6% [24], так и недостаток тощей и активной клеточной массы [21]. Наряду с ростом распространенности ожирения выявляется и существенное число детей с дефицитом массы тела, в отдельных регионах – до 25% [12, 17].

Сотрудники ФГБУ науки «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» проанализировали результаты выборочного обследования рациона питания детей и подростков в возрасте 3–18 лет, проведенного Росстатом на выборке 45 тыс. домохозяйств во всех субъектах РФ в 2013-м и 2018 г. [36]. Фактическое потребление пищи изучали методом 24-часового воспроизведения питания. Распределение выборки детей по месту проживания (город, село) и по федеральным округам носило репрезентативный характер. Величины среднесуточного потребления энергии и пищевых веществ сравнивали с нормами физиологических потребностей 2008 г., принятыми в России, или рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (% добавленного сахара и количество добавленной соли).

Средние величины потребления энергии детей близки к нормам физиологических потребностей для соответствующего пола и возраста. Установлено, что основные нарушения питания детской популяции 3–13 лет заключаются в избыточном потреблении общего жира (свыше 35% от общей калорийности рациона при норме 30%); насыщенных жирных кислот, добавленного сахара (свыше 15% от калорийности рациона при норме 10%) и поваренной соли (более 5 г/сут.) в сочетании с недостаточностью кальция и углеводов (50–53% от калорийности рациона при норме 58%). Потребление белка и жира в процентах от калорийности рациона детей всех возрастов прямо зависит от величины среднедушевого дохода в семье.

При оценке пищевой ценности рационов, предлагаемых в образовательных организациях, установлено, что у детей, посещающих дошкольные учреждения, содержание белка в рационе составляет 12,68%, жира – 33,18, углеводов – 53,61% от калорийности рациона. Среди детей старшей возрастной группы, посещающих школьные образовательные организации, содержание белка в рационе составляет 12,52%, жира – 36,98 и углеводов – 50,25% от калорийности рациона [36].

Рацион детей дошкольного и школьного возраста в отдельных регионах РФ

При изучении рационов детей дошкольного и школьного возраста в Перми установлено, что рационы всех анализируемых возрастных групп оказались дефицитными по абсолютному содержанию витаминов В1, В2, С, А и кальция, а в дошкольном возрасте дополнительно по витамину Е, белку и общей энергии. Питание разбалансировано по содержанию макронутриентов: на фоне достаточного вклада белка в общую калорийность рационов выявлен избыток жиров, недостаток квоты растительных жиров, животных белков и общих углеводов.

Анализ данных исследования, проведенного в 10 общеобразовательных учреждениях 5 административных районов Перми, позволил установить, что с возрастом уровень потребления некоторых продуктов остается неизменным или даже снижается. Так, количество круп, овощей, фруктов, используемых в рационах девятиклассников, значительно меньше, чем у детей младшего возраста [20].

При переходе школьников в среднее звено, т.е. в 5-й класс, процент охвата детей горячим питанием уменьшался (78%). Из них организованно питались в столовой 33% учащихся. Самостоятельно выбирали пищу в школьной столовой 62% подростков, 5% приобретали продукты в киосках системы быстрого питания. Среди учащихся в возрасте 14–18 лет только 64% питались в школьных столовых: из них организованно через систему предварительных заказов по ассортиментному перечню свободного выбора – 36% школьников, 64% подростков самостоятельно выбирали пищу в буфете. Питаться блюдами, входящими в комплексы горячих завтраков, старшеклассники отказываются, предпочитая делать самостоятельный выбор [21].

В организации школьного питания нарушается фактическое выполнение норм питания: недостаточное выполнение норм продуктов, таких как яйца, молоко и кисломолочные продукты, творог, сыр, овощи, фрукты. В рационе наблюдается избыток колбасных, кондитерских изделий и выпечки. В организации питания продолжают выявляться нарушения, связанные с низкой гигиенической и профессиональной грамотностью персонала пищеблоков, отсутствием постоянного контроля со стороны медицинского персонала за организацией питания в малокомплектных сельских школах. Имеют место факты нарушений санитарно-эпидемиологических требований к оборудованию и содержанию пищеблоков образовательных организаций, что сказывается на технологии приготовления пищи и ее биологической безопасности. В большинстве проверенных образовательных организациях выявляются нарушения входного контроля поступающих пищевых продуктов и продовольственного сырья. Как показали результаты исследования в Кузбассе, все школьники младшего школьного звена в возрасте 7–10 лет (100%) организованно получали горячие школьные завтраки в школьных столовых [29]. Содержание соли в рационах детей, посещающих дошкольные и школьные образовательные организации, составляет 6,4 и 8,6 г соответственно. Низкий уровень потребления молока и молочных продуктов связан не только с низкой покупательской способностью населения, но и с отсутствием у современных детей привычки к включению в рацион молока и молочных продуктов, приготовленных без добавления сахара [1].

Основные нарушения питания детской популяции 3–18 лет, выражающиеся в избыточном потреблении жиров, насыщенных жирных кислот, добавленного сахара и поваренной соли, в сочетании с недостаточным потреблением кальция и железа могут стать фактором риска нарушения роста и развития детей, а также быть предиктором развития патологических состояний и заболеваний во взрослой жизни.

Результаты опроса родителей показали, что в 100% случаев они отдавали предпочтение организованному питанию их детей в школьной столовой, а не питанию в буфете или продуктами, взятыми из дома.

Особенности питания детей в условиях жизни в Арктике и на Севере

Условия жизни в Арктике и на Севере имеют региональные особенности с резко континентальным климатом и светового режима в виде полярного дня и полярной ночи, непродолжительного лета и длительной зимы более 6 месяцев и особого воздействия низких температур [7, 9, 18].

В работе У.М. Лебедевой и др. [35] показано, что к основным проблемам при организации питания в образовательных организациях относятся несоответствие материально-технической базы и качества технологического оборудования в части пищеблоков общеобразовательных организаций, проблема обеспечения пищеблоков сельских школ системами холодного и горячего водоснабжения, отсутствие современных комбинатов школьного питания, несоответствие рациона питания школьников и дошкольников с их возрастными физиологическими потребностями, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры на территории республики, в отдаленных северных районах: продукты доставляются только в короткие сроки навигации или авиатранспортом, что затрудняет поставки продуктов и ,соответственно, организацию питания в образовательных учреждениях, дефицит квалифицированных кадров (работников пищевого и медицинского блоков) в школах.

С учетом сложности проживания в экстремальных условиях Арктической зоны в настоящее время уделяется большое внимание организации питания населения, в т.ч. и детского, проживающего в данных климатических условиях. Разработаны и внедряются в практику МР 2.4.5.0146-19 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах на территории Арктической зоны РФ».

Охват горячим питанием детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Арктической зоне, составляет 99,5%, тогда как в целом по РФ – 97,6% [36]. Четырехразовое питание в период пребывания в дошкольной организации получают 56,8% детей, проживающих в Арктической зоне, в РФ – 48%. Частота приема горячей пищи детьми 3–13 лет, проживающими в Арктической зоне, составляет 98,1% (РФ – 94,3%). Организация питания детей в образовательных организациях представлена в табл. 1.

29-1.jpg (192 KB)

Как следует из табл. 1, 90,1% детей, проживающих в Арктической зоне, питаются в столовой или буфете при образовательной организации в течение дня. К причинам, по которым дети не питаются в столовых или буфетах образовательных учреждений Арктической зоны в течение учебного дня, относятся очень плохое качество продуктов питания или они берут с собой какие-либо продукты.

В табл. 2 представлен список продуктов, которые берут с собой дети в школу. Следует обратить внимание на высокую частоту потребления фруктов, которые дети используют в своем питании в школе, что служит индикатором снабжения Арктической зоны фруктами.

На рисунке представлена частота потребления продуктов детьми 3–13 лет, проживающими в РФ и Арктической зоне, ежедневно или несколько раз в неделю.

30-1.jpg (142 KB)

Как следует из рисунка, существенных различий в потреблении продуктов детьми 3–13 лет, проживающими в РФ и Арктической зоне, установлено не было. По сравнению с РФ дети, проживающие в Арктической зоне, потребляют яйца, молочные продукты, жиры, мясо, птицу, сладкие газированные напитки. Вместе с тем отмечено большее потребление детьми, проживающими в Арктической зоне, таких продуктов, как творог, сыр, рыба, а также овощей, фруктов и соков. Представленные данные показывают примерную картину питания детей в Арктической зоне. Для более полного представления о характере питания детей необходимо проведение изучения фактического питания детей, проживающих в данных экстремальных условиях. При этом следует учитывать национальную принадлежность, а для пришлого населения – длительность проживания в Арктической зоне как детей, так и родителей.

Следует также особо подчеркнуть, что 80,4% детей 3–13 лет в РФ и 69,8% детей, проживающих в Арктической зоне, не принимают витаминно-минеральных комплексов (табл. 3).

30-2.jpg (86 KB)

Организация питания в Республике Саха (Якутия)

Примером опыта организации питания в образовательных организациях может служить Республика Саха (Якутия). На протяжении последних лет там прослеживается положительная тенденция к увеличению рождаемости, соответственно увеличивается количество детского населения: ежегодно в первые классы общеобразовательных учреждений поступают более 15 тыс. детей, в 2019–2020 гг. обучались более 144 тыс. школьников и 69 тыс. дошкольников, достигнут 100%-ный охват горячим питанием школьников первой ступени образования.

В целях формирования навыков и культуры здорового питания на региональном уровне разработана и утверждена совместным приказом Минздрава РС (Я) № 01-07/1443 от 25.10.2019 и Министерства образования и науки РС (Я) № 01-10/1456 от 25.10.2019 Концепция в области здорового питания обучающихся Республики Саха (Якутия) в целях ранней профилактики заболеваемости и формирования культуры здоровья и комплекса мер по ее реализации. В целях совершенствования организации питания в образовательных учреждениях и создания единой методологии и автоматизированного механизма управления, мониторинга и контроля питания детей в образовательных организациях разработаны и 05.03.2019 утверждены Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) примерное цикличное 20-дневное меню горячих завтраков и обедов для детей и подростков Республики Саха (Якутия) в возрастной категории от 7 до 10 и от 11 до 18 лет, примерное цикличное 20-дневное меню для организации питания детей Республики Саха (Якутия) в возрастной категории от 1 до 3 и от 4 до 7 лет в дошкольных образовательных организациях с 12-часовым пребыванием и примерное цикличное 21-дневное меню для детей и подростков в возрастной категории от 7 до 10 и 11 и старше в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей Республики Саха (Якутия). Примерные цикличные меню включают продукты и блюда из местного сырья и производства, на них сформированы технологические карты, подсчитана пищевая ценность рационов. Тем временем в республике улучшается состояние зданий и сооружений образовательных учреждений. На них положительно отразились строительство и ввод в эксплуатацию новых зданий: так, в 2019 г. вновь введено 31 здание (8 школ и 23 детских сада), достигнуто увеличение удельного веса детских учреждений, относящихся к I группе санитарно-эпидемиологического благополучия, – до 33% [9].

В связи с этим на основании данных литературы можно выделить наиболее распространенные проблемы в организации питания в образовательных организациях: неудовлетворительная организация снабжения пищеблоков продуктами питания; неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием и кухонным инвентарем; недостаточное число посадочных мест в школьных столовых; недостаточная квалификация персонала пищеблоков; нарушения принципов составления меню, сопряженные с нарушением пищевой ценности рационов; нарушения режима питания; недостаточный охват горячим питанием, особенно школьников средних и старших классов; неудовлетворительный ассортимент продуктов питания в школьных буфетах; невысокие органолептические свойства блюд и продуктов.

Заключение

Проведенные исследования по изучению питания, формирования стереотипов пищевого поведения школьников с применением факторного анализа показали, что существуют скрытые латентные факторы, объясняющие взаимосвязь частоты потребления основных пищевых продуктов в исследуемой группе школьников и формирования их стереотипов пищевого поведения [1]. Во многих регионах страны отмечается недостаточное потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов: мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы, яиц, растительного масла, картофеля, фруктов и овощей при избыточном потреблении хлеба, макаронных и кондитерских изделий, а характер нарушений в питании населения имеет зачастую региональные особенности [1, 16, 25]. В связи с этим следует понимать, что основой сохранения здоровья населения в экстремальных условиях Арктики и Севера остается поддержание этнического питания. Поэтому при составлении его рациона следует учитывать национальные традиции питания, предусматривать использование продуктов и сырья, традиционно применяемые в питании населения данного региона. К таким продуктам относятся традиционные молочные продукты, мясо оленей, жеребятина, речная белая рыба, плоды и ягоды, произрастающие в данных климатических зонах.


About the Autors


Corresponding author: Maria V. Gmoshinskaya, Dr. Sci. (Med.), Leading Researcher at the Laboratory of Age-related Nutrition, Federal Research Center for Nutrition and Biotechnology, Moscow, Russia; mgmosh@yandex.ru
Address: 2/14 Ustinsky proezd, Moscow 109240, Russian Federation


Бионика Медиа