Combination of two hypoglycemic drugs for type 2 diabetes mellitus


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2020.12.33-37

T.B. Morgunova, V.V. Fadeyev

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia
Type 2 diabetes mellitus is a chronic progressive disease, which is based on a combination of several mechanisms leading to the development and progression of hyperglycemia. Over the past decades, new classes of hypoglycemic drugs have been used in clinical practice, affecting different links in the pathogenesis of the disease. The question of the possible earlier prescription of a combination of hypoglycemic drugs with different mechanisms of action is being discussed more and more often. This article discusses the advantages and disadvantages of different options for combined glucose-lowering therapy in patients with type 2 diabetes.
Keywords: type 2 diabetes mellitus, monotherapy, combination therapy, metformin, dipeptidyl peptidase-4 inhibitors

Введение

Распространенность сахарного диабета (СД) в мире неуклонно растет. По оценкам Международной федерации диабета, в 2019 г. число больных СД составило около 463 млн, по прогнозам, достигнет 578 млн к 2030 г. и 700 млн к 2045-му [1]. В России, как и в других странах, отмечается рост заболеваемости диабетом. Вместе с тем в действительности число пациентов значительно превышает зарегистрированные случаи, поскольку примерно в половине случаев СД диагностируется поздно [2].

СД 2 типа (СД2) – это хроническое, прогрессирующее заболевание, которое характеризуется развитием осложнений, таких как нефропатия, ретинопатия, невропатия, а также поражением магистральных сосудов сердца, головного мозга, артерий нижних конечностей [3]. Наиболее часто у пациентов с СД2 развиваются макроангиопатии. Так, по данным Международной федерации диабета, распространенность сердечно-сосудистых заболеваний составляет 32%, а ишемической болезни сердца достигает 21% при СД2 [1].

В соответствии с современными рекомендациями по лечению СД2 целевые значения гликемического контроля определяются индивидуально и зависят от возраста пациента, ожидаемой продолжительности жизни, тяжести и характера осложнений, сопутствующих заболеваний, исходного уровня гликированного гемоглобина (HbA1c) [3, 4]. Согласно Российским алгоритмам специализированной медицинской помощи больным СД, пациентам с впервые выявленным СД2 при исходном HbA1c в целевом диапазоне или при превышении его менее, чем на 1,0%, лечение необходимо начинать с монотерапии (в приоритете – метформин). Пациентам, у которых исходно уровень HbA1c превышает целевые значения на 1,0–2,5%, рекомендована сразу комбинация двух сахароснижающих препаратов. Если же уровень HbA1c выше целевого на 2,5% и более, начинать следует сразу с двух или трех сахароснижающих препаратов, а в случае наличия симптомов декомпенсации – в комбинации с инсулином [3]. После применения стартовой терапии, если пациент не достигает целевых значений гликемического контроля, то через 3 месяца (не позже, чем через 6 месяцев) необходима интенсификация терапии.

Поскольку основной причиной инвалидизации, смертности пациентов с СД2 служат макрососудистые осложнения, при ведении пациентов с диабетом необходимо воздействовать на все звенья патогенеза макроангиопатий: показатели липидного спектра, гликемии и уровень артериального давления. Однако в реальной практике пациенты нередко на протяжении длительного времени не достигают целевых значений. Так, по данным мета-анализа с включением 369 251 пациента, целевые значения гликемического контроля были достигнуты только в 42,8% (95% доверительный интервал [ДИ]: 38,1–47,5%), артериального давления только в 29,0% (95% ДИ: 22,9–35,9%), уровня липопротеидов низкой плотности в 49,2% случаев (95% ДИ: 39,0–59,4%) [5].

По данным ретроспективного когортного исследования, проведенного в Великобритании, у 105 477 пациентов с СД2 на момент выявления заболевания средний уровень HbA1c составил 8,1%, при этом у 11% в анамнезе уже были сердечно-сосудистые заболевания, еще у 7,1% пациентов развилось по крайней мере одно сердечно-сосудистое событие в течение 5,3 года наблюдения. В группе пациентов с уровнем HbA1c выше 7,0/7,5% в течение 2 лет после постановки диагноза в 26 и 22% случаев соответственно никогда не проводилась интенсификация сахароснижающей терапии. По сравнению с пациентами с HbA1c<7% у пациентов с уровнем HbA1c≥7% задержка интенсификации терапии на 1 год ассоциирована со значительным повышением риска инфаркта миокарда, инсульта, сердечной недостаточности и комбинированной сердечно-сосудистой конечной точки 67% (относительный риск [ОР] ДИ: 1,39–2,01), 51% (ОР ДИ: 1,25–1,83), 64% (ОР ДИ: 1,40–1,91) и 62% (ОР ДИ: 1,46–1,80) соответственно. Таким образом, достижение адекватного гликемического контроля уже в дебюте СД2 может быть более эффективным в снижении риска макрососудистых осложнений: отсрочка достижения хорошего гликемического контроля (HbA1c<7,0%) может увеличить риск сердечно-сосудистых заболеваний примерно на 60% по сравнению с пациентами, достигшими целевых значений гликемии [6]. Поэтому для предотвращения прогрессирования заболевания, а также для снижения риска развития поздних осложнений необходимо как можно более раннее достижение адекватного гликемического контроля.

Для достижения и удержания адекватного гликемического контроля необходимо воздействовать на разные звенья патогенеза СД. За последние годы существенно изменились наши представления о данном заболевании, однако очевидно, что основную роль играют два звена: инсулинорезистентность и дисфункция β-клеток. Как известно, снижение функции β-клеток отмечается уже на момент выявления СД2. Так, по данным исследования A. Gastaldelli et al., у пациентов группы высокого риска СД2 при проведении перорального глюкозотолерантного теста через 2 часа после нагрузки глюкозой уровень гликемии был высоконормальным, а снижение функции β-клеток достигало 60% [7]. Неспособность своевременно и в достаточном количестве секретировать инсулин в ответ на воздействие стимулирующего фактора развивается вследствие сочетания нарушения функции β-клеток и снижения массы β-клеток. Оба дефекта с течением времени прогрессируют, что требует усиления сахароснижающей терапии. Поэтому сохранение функции β-клеток так важно для обеспечения длительного гликемического контроля.

В ранее проведенных исследованиях показано, что снижение уровня гликемии (нормализация) у пациентов с впервые выявленным СД2 может улучшать функцию β-клеток, что приводит к устойчивому удержанию гликемического контроля. Возможно, более эффективное снижение гликемии за счет комбинированного лечения позволяет лучше сохранять функцию β-клеток [8].

Сахароснижающие препараты

В настоящий момент для терапии пациентов с СД2 на российском рынке зарегистрировано 9 классов сахароснижающих препаратов. Если первым препаратом, назначаемым в качестве стартовой терапии, служит метформин, то в качестве второго могут быть назначены препараты разных классов: агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (арГПП-1), ингибиторы дипептидилпептидазы-4 (иДПП-4), ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера 2-го типа (иНГЛТ-2), производные сульфонилмочевины (ПСМ), тиазолидиндионы (ТЗД). При выборе препарата учитывают ряд параметров, в т.ч. сахароснижающую эффективность, риск гипогликемии, влияние на массу тела и сердечно-сосудистую систему, путь введения (пероральный или парентеральный), частоту и профиль побочных эффектов, а также стоимость. У каждого из классов препаратов есть преимущества и недостатки.

Достаточно часто в реальной практике назначаются секретагоги – препараты, стимулирующие секрецию инсулина (ПСМ, глиниды). С одной стороны, они обеспечивают достаточно быстрое и значимое снижение уровня HbA1c (на 1–2%), с другой – их применение сопряжено с риском гипогликемий и прибавкой массы тела. Кроме того, особенно в монотерапии ПСМ не обеспечивают устойчивого удержания гликемического контроля.

Из новых классов сахароснижающих препаратов хорошим сахароснижающим действием характеризуются аГПП-1, они снижают уровень HbA1c на 0,8–1,8%. Применение препаратов этого класса не сопряжено с увеличением риска гипогликемии, они также способствуют снижению массы тела и артериального давления, обладают потенциальным протективным эффектом в отношении β-клеток. Среди недостатков можно выделить парентеральный путь введения и часто возникающие, чаще в начале применения, побочные эффекты со стороны желудочно-кишечного тракта (тошнота, дискомфорт, рвота).

В последние годы в комбинации с метформином часто назначают препараты иНГЛТ-2. Ингибиторы НГЛТ-2 приводят к снижению уровня HbA1c на 0,8–0,9%, не сопряжены с повышенным риском гипогликемий и способствуют умеренному снижению массы тела. По результатам исследований по сердечно-сосудистой безопасности, иНГЛТ-2 приводят к значительному снижению риска госпитализаций по поводу хронической сердечной недостаточности. К недостаткам препаратов этого класса относятся риск урогенитальных инфекций и гиповолемии, поэтому иНГЛТ-2 с осторожностью следует назначать пациентам пожилого возраста, при приеме диуретиков или при наличии в анамнезе у пациента рецидивирующей инфекции мочевых путей [3]. Таким образом, при выборе комбинации сахароснижающих препаратов, в т.ч. со старта терапии, необходимо учитывать не только эффективность препарата, его преимущества и недостатки, но и доминирующую клиническую проблему конкретного пациента.

Метформин, препарат первой линии для лечения больных СД2, оказывает влияние преимущественно на инсулинорезистентность. Среди препаратов, воздействующих на функцию β-клеток, наиболее физиологичным механизмом действия обладают иДПП-4, кроме того, они характеризуются очень хорошим профилем безопасности и переносимости, отсутствием влияния на массу тела и потенциальным протективным эффектом в отношении β-клеток [3].

На сегодняшний день остается спорным вопрос о целесообразности назначения пациентам с впервые выявленным СД2 сразу комбинации препаратов. В связи с этим безусловный интерес представляют результаты исследования VERIFY (Vildagliptin Efficacy in combination with metfoRmIn For earlY treatment of type 2 diabetes) по оценке эффективности раннего назначения комбинации метформина и иДПП-4 (вилдаглиптина). В рандомизированное двойное слепое исследование с параллельными группами включались пациенты с впервые выявленным СД2. Пациенты были рандомизированы на раннюю комбинированную терапию метформином (суточная доза – 1000 мг, 1500 или 2000 мг) и вилдаглиптином 50 мг 2 раза в сутки либо исходно на монотерапию метформином (суточная доза – 1000 мг, 1500 или 2000 мг) и плацебо 2 раза в сутки. Частота неэффективности терапии составила 43,6% пациентов в группе комбинированной терапии и 62,1% пациентов в группе монотерапии метформином. Также значимо короче был период до развития неудачи от терапии (повышения уровня HbA1c≥7%) на монотерапии метформином по сравнению с комбинацией метформин+вилдаглиптин. Всегда при сравнении моно- и комбинированной терапии врача интересует аспект безопасности. В данной работе переносимость и монотерапии метформином, и комбинации метформина+иДПП-4 была хорошей, частота развития побочных эффектов была низкой и сопоставимой между группами лечения.

Таким образом, ранняя комбинированная терапия пациентов с недлительным стажем диабета и невысоким уровнем HbA1c обеспечивала более устойчивое удержание гликемических целей [9].

Алоглиптин в лечении СД2

Одним из препаратов класса иДПП-4 является алоглиптин (Випидия®). Эффективность и безопасность алоглиптина изучалась в различных исследованиях. В России было проведено исследование ENTIRE: локальное многоцентровое наблюдательное неинтервенционное проспективное исследование, в которое были включены 1399 пациентов с СД2, длительность исследования составила 6 месяцев. Его основной целью стала оценка эффективности препарата Випидия® в отношении динамики уровня HbA1c у пациентов с СД2 в условиях реальной клинической практики. В исследование включались пациенты с впервые выявленным СД2 или пациенты, не достигшие целевых показателей гликемического контроля. Препарат алоглиптин назначался лечащими врачами в соответствии с показаниями и учетом противопоказаний. Среднее снижение уровня HbA1c к концу исследования составило -1,2±1,0%. Целевого уровня HbA1c<7,0% достигли 52% пациентов. Показатели HbA1c снижались на протяжении всего периода наблюдения. Применение алоглиптина характеризовалось благоприятным профилем безопасности с низкой частой побочных эффектов.

Исследование ENTIRE позволило определить клинический портрет пациентов, которым в обычной клинической практике назначается алоглиптин. В исследовании участвовали больше женщин, чем мужчин (64,8 против 35,2%), большинство пациентов были моложе 65 лет (74,5%). Средний исходный индекс массы тела составил 32,5±5,4 кг/м2. В 52,8% длительность СД2 была менее 3 лет до начала исследования. На этапе скрининга у 71,4% пациентов была обнаружена артериальная гипертензия, у 18,4% – ишемическая болезнь сердца, у 15,2% – хроническая сердечная недостаточность [10].

Заключение

Хорошо известно, что результаты применения препаратов в реальной клинической практике и рандомизированных исследованиях зачастую различаются. Поэтому оценка эффективности и безопасности применения препарата в рутинной клинической практике представляет большое практическое значение. Результаты исследования подтверждают эффективность и безопасность применения алоглиптина пациентами с СД2 в условиях реальной клинической практики.


About the Autors


Corresponding author: Tatyana B. Morgunova, Cand. Sci. (Med.), I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia; tanmorgun@mail.ru
Address: 8-2, Trubetskaya str., Moscow 119991, Russian Federation


Бионика Медиа