Eating disorders in infants and preschool children


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2019.10.82-86

E.V. Pavlovskaya

Federal Research Center of Nutrition, Biotechnology and Food Safety, Moscow, Russia

Eating disorders in children of early and preschool age remain an urgent problem of pediatrics. Malnutrition in many children leads to an increase in the prevalence of nutritional disorders and health problems, including in adults. Long-term difficulties in feeding are observed in 20–30% of children under the age of 7 years. Loss of appetite in the absence of timely detection and adequate correction leads to negative consequences for the health and development of children due to chronic deficiency of nutrients. Treatment should be comprehensive and aimed primarily at the psychological side of the problem with simultaneous correction of nutrition, if necessary. The article presents a modern approach to the diagnosis and correction of feeding difficulties, which are most common in children of early and preschool age.


For citations: Pavlovskaya E.V. Eating disorders in infants and preschool children. Farmateka. 2019;26(10):82–86. (in Russian). DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2019.10.82-86 

Актуальность

Трудности при кормлении и сниженный аппетит детей являются частыми жалобами родителей на педиатрическом приеме. Вместе с тем во многих случаях неполноценное питание остается вне поля зрения педиатров и приводит к развитию нарушений нутритивного статуса. Недостаточная информированность педиатров о нарушениях пищевого поведения в раннем и дошкольном возрасте препятствует своевременному выявлению и коррекции данных состояний. Проблема пищевого поведения детей активно изучается в последнее десятилетие, проводятся поиск причин нарушений приема пищи у детей и разработка подходов к их коррекции.

Трудности при кормлении (R63.3) – спектр состояний, который характеризуется нарушением приема пищи ребенком без нервно-психических расстройств. Диагностируется как у здоровых детей, так и у детей с патологией внутренних органов и/или центральной нервной системы (ЦНС). В большинстве случаев трудности при кормлении ребенка раннего возраста являются нормой, носят легкий транзиторный характер и исчезают по мере взросления – часто без последствий для здоровья и развития ребенка. Клиническое значение имеют трудности при кормлении, сохраняющиеся более 1 месяца [1–3].

Расстройство приема пищи у детей раннего и дошкольного возраста (F98.2) имеет нервно-психический характер с чертами отказа и крайней степени избирательности с их стороны в пище без патологии внутренних органов и ЦНС в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. Может быть диагностировано, если у ребенка наблюдается необычное пищевое поведение или если у него отмечается снижение или отсутствие прибавки массы тела в течение минимум 1–3 месяцев [1–3].

Этиология

Возникновение трудностей с кормлением здорового ребенка не зависит от пола, этнической принадлежности и уровня дохода семьи [4–6].

Основные причины возникновения нарушений приема пищи и появления трудностей при кормлении детей раннего возраста [1, 4, 7, 8]:

  1. неверное понимание родителями пищевого поведения и ребенка – т.н. «мнимые» нарушения;
  2. нарушения поведения, в т.ч. нервно-психические расстройства;
  3. патология внутренних органов или ЦНС;
  4. применение принудительных тактик кормления родителями.

Распространенность

В связи с отсутствием единой классификации и диагностических критериев истинная распространенность неизвестна. Более 50% родителей здоровых детей раннего возраста считают, что их ребенок ест плохо и около 90% родителей детей с нарушениями развития различного генеза испытывают трудности с кормлением ребенка [7, 9, 10].

Длительно (более 1 месяца) сохраняющиеся трудности при кормлении наблюдаются у 20–30% детей здоровых раннего и дошкольного возраста [7]. У большинства из них они обусловлены легкими транзиторными формами нарушений пищевого поведения или неверной трактовкой родителями пищевого поведения ребенка и лишь у 1–5% – тяжелой формой нарушения пищевого поведения: расстройством приема пищи в младенческом и детском возрасте [11].

Последствия для развития и здоровья детей

Хронический дефицит макро- и микронутриентов. Характерен для детей с избирательностью в еде. У этих детей выявляется сниженное потребление практически всех макро- и микронутриентов, особенно фолиевой кислоты, пищевых волокон, витаминов D, Е и С [10, 12, 13].

Отставание в физическом развитии. Дети со сниженным аппетитом или избирательностью в еде обычно имеют меньшую массу тела, чем дети, не имеющие проблем с кормлением [14]. По мере взросления частота отставания в росте и дефицит массы тела могут достигать 50% [12].

Снижение когнитивных функций.

В старшем возрасте у детей со сниженным аппетитом или избирательностью в еде часто оказывается сниженной способ-ность к обучению, страдают внимание, память и зрительное восприятие [12].

Хроническая стрессовая ситуация в семье. Недостаточное потребление пищи ребенком вызывает чувство тревоги и страха у родителей, которые часто пытаются его накормить насильно. Если родители оказывают постоянное психологическое давление на ребенка, принуждая его к еде, создается порочный круг, усугубляющий имеющиеся трудности с кормлением [14].

Диагностика

Алгоритм диагностики представлен на рисунке. Первым шагом является определение ведущего отклонения в пищевом поведении ребенка: сниженный аппетит, избирательность в еде или страх приема пищи [1]. Дальнейшая тактика направлена на исключение у него патологии внутренних органов, ЦНС или нервно-психических расстройств, характерных для данного отклонения в пищевом поведении. На их наличие указывают настораживающие признаки – специфические симптомы, выявление которых требует немедленного направления пациента для дополнительного обследования или специализированного лечения. Отсутствие настораживающих признаков указывает на наличие легких транзиторных нарушений пищевого поведения [1].

При сборе анамнеза необходимо выяснить сведения о темпах физического и психомоторного развития, наличии хронических заболеваний и функциональных расстройств, о перенесенных заболеваниях, госпитализациях, медицинских манипуляциях (зондовое питание, вмешательства в области полости рта и/или глотки). Пищевой анамнез должен включать информацию о питании ребенка с момента рождения (виды и режим вскармливания, их продолжительность и причины смены; возраст введения прикорма, его виды, последовательность введения, переносимости, способы и методы введения), о режиме и составе питания в настоящее время, о наличии необычного пищевого поведения.

Клинический осмотр следует начинать с антропометрических измерений и оценки пищевого статуса по критериям Всемирной организации здравоохранения [15]. Физикальное исследование ребенка включает оценку состояния органов и систем, неврологического статуса и уровня психомоторного развития, направлено на выявление настораживающих признаков – симптомов болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта, неврологической патологии, атопии и аномалий развития. Также необходимо обратить внимание на наличие клинических признаков дефицита макро- и микроэлементов.

В лабораторных исследованиях дети с нормальным уровнем физического и психомоторного развития, отсутствием клинических симптомов заболеваний, признаков дефицита макро- и микронутриентов не нуждаются [1].

Нарушения приема пищи и их коррекция

Сниженный аппетит

Мнимый сниженный аппетит.

К этой категории относятся дети с нормальными показателями физического развития, родители которых проявляют чрезмерную обеспокоенность плохим аппетитом и объемом съедаемой ребенком пищи [1]. У таких детей аппетит и объем потребляемой пищи соответствуют их потребностям для нормального роста и развития, но не отвечают ожиданиям родителей.

В связи с этим родители таких детей прибегают к неправильным методам кормления (принудительное, длительное, механистическое – кормление строго по расписанию вне зависимости от наличия чувства голода у ребенка и др.), что и служит причиной трудностей при кормлении [1, 16].

Коррекции и нутритивной поддержки дети этой категории не требуют [1]. Родителям ребенка нужно объяснить закономерности роста и обучить основным принципам кормления детей раннего и дошкольного возраста. При чрезмерной тревожности родителей рекомендуется консультация клинического психолога.

Подвижные дети с малым интересом к еде (младенческая анорексия). Для детей этой категории характерны резко сниженный аппетит, отказ от еды, задержка физического развития и/или выраженная недостаточность питания в отсутствие какой-либо патологии органов и ЦНС [1].

Диагностические критерии [16]:

  • ребенок грудного или раннего возраста отказывается употреблять адекватное количество пищи в течение минимум месяц;
  • отказ от пищи часто начинается в период перехода к самостоятельному питанию – (6 месяцев – 3 года);
  • ребенок не проявляет чувства голода, интереса к еде и к процессу приема пищи, но при этом активно интересуется окружающей обстановкой и общается с родителями;
  • отмечается задержка физического развития;
  • отказ от еды не служит следствием травмы любого генеза;
  • отказ от пищи не связан с патологией внутренних органов и ЦНС.

Дети с младенческой анорексией подвижны, легко возбудимы, часто гиперактивны, у них снижен порог голода, насыщаются небольшими порциями [14]. Для них характерен непостоянный отказ от пищи (может проявлять интерес к еде в один из дней и отказываться в другой). Обеспокоенность родителей развитием ребенка и принудительное кормление еще больше усиливают трудности при кормлении [14].

Дети этой категории нуждаются в помощи детского психотерапевта и/или клинического психолога для устранения конфликтной ситуации и нормализации детско-родительских отношений, а также диетолога для коррекции нутритивного статуса [1, 14]. Цель терапии – помочь ребенку распознавать чувство голода и насыщения и правильно реагировать на него. Рекомендации по питанию следует сфокусировать на режиме питания и продолжительности кормления [1]:

  • режим питания должен включать не более 4 приемов пищи в день, в перерывах между ними может предлагаться только вода;
  • продолжительность приема пищи не может превышать 20–30 минут;
  • следует рекомендовать совместные приемы пищи, во время которых родители должны быть примером правильного отношения к еде и здорового питания, а также твердо устанавливать рамки поведения ребенка за столом.

При наличии дефицита массы тела необходимо назначать специализированные продукты для нутритивной поддержки с целью обогащения рациона основными макро- и микронутриентами и витаминно-минеральных комплексов. Специализированные продукты должны не заменять приемы пищи, а дополнять их. Целесообразно использование гиперкалорийных продуктов (около 150 ккал на 100 мл смеси).

Патология органов и систем как причина сниженного аппетита. Наиболее частые причины сниженного аппетита [1, 7–9]:

  • структурные аномалии – анатомические дефекты структур, принимающих участие в жевании и глотании пищи. К ним относят аномалии развития носо- и ротоглотки, гортани и трахеи, пищевода;
  • патология желудочно-кишечного тракта: эзофагит, в т.ч. эозинофильный, гастрит, гастроэзофагеальный рефлюкс, пищевая аллергия, целиакия, нарушения моторики кишечника, кишечная форма муковисцидоза;
  • хронические болезни сердца и легких;
  • болезни нервной системы – патология ЦНС и заболевания нервно-мышечной системы: детский церебральный паралич, мышечные дистрофии, поражение черепно-мозговых нервов, нарушения психического и психомоторного развития;
  • эндокринные и метаболические заболевания – гипотиреоз, фруктоземия и др.

В случаях, когда сниженный аппетит и отказ от пищи служат следствием патологии внутренних органов или ЦНС, необходимо лечение основного заболевания.

Избирательный аппетит

Мнимый избирательный аппетит.

К этой категории относятся дети, избирательность в еде которых связана с возрастной особенностью пищевого поведения – пищевой неофобией [1]. Наиболее часто такие дети отказываются от употребления овощей и фруктов [17]. Причиной отказа от употребления служит внешний вид, а не вкус продукта. Коррекции и нутритивной поддержки дети этой категории не требуют. Рекомендации по кормлению и питанию следует сфокусировать на нейтральной психологической обстановке во время кормления, постоянном введении новых блюд и совместном приеме пищи. Каждый новый продукт должен предлагаться 10–15 раз без принуждения ребенка попробовать его [1, 7].

Умеренная избирательность в еде. К этой категории относится обширная группа здоровых детей, которых принято называть «малоежками» [1]. Большинство детей-малоежек имеют нормальное физическое развитие.

Общие черты пищевого поведения детей-малоежек [1, 18]:

  • употребление ограниченного количества продуктов;
  • отказ от употребления как уже знакомой пищи, так и новых продуктов и блюд;
  • отказ от употребления пищи определенной консистенции, запаха, внешнего вида;
  • предпочтение сладкой или жирной пищи;
  • предпочтение жидкой пищи;
  • медленный темп еды;
  • длительное удержание пищи во рту.

Дети-малоежки имеют стойкие пищевые предпочтения и нелюбимые продукты, которые отвергают с гневом или раздражением [18]. В отличие от детей с пищевой неофобией повторные предложения отвергаемой пищи не дают желаемого результата [1]. Также родители часто описывают конфликты с детьми во время и по поводу еды [16]. Конфликтной ситуации во время еды придается ключевое значение в развитии трудностей кормления ребенка-малоежки.

Если рацион ребенка недостаточно сбалансирован, показаны витаминно-минеральные комплексы [1]. Введение в рацион специализированных продуктов необходимо в случае выявления изменений нутритивного статуса ребенка. При выраженном беспокойстве родителей о неполноценном питании ребенка возможно использование изокалорийных смесей, содержащих полноценный белок и микронутриенты в дополнение к ежедневному рациону в качестве «пищевого страхования». Это позволяет снижать уровень тревожности родителей и сохранять нормальные показатели пищевого статуса. В большинстве случаев требуется помощь клинического психолога. Рекомендации по кормлению следует сфокусировать на нейтральной психологической обстановке во время кормления и постоянном введении новых блюд.

Родителям следует рекомендовать следующие мероприятия [7]:

  • предлагать новую пищу в минимальном количестве и многократно (10–15 раз);
  • ставить новые блюда в пределах досягаемости ребенка, не предлагая пробовать их;
  • если при предложении нового блюда ребенок демонстрирует признаки сенсорного отвращения (появление рвотных движений и др.), данный продукт нужно исключить из рациона;
  • привлекать ребенка к процессу приготовления пищи;
  • придавать блюдам привлекательный и «аппетитный» внешний вид.

Высокая степень избирательности в пище в настоящее время рассматривается как избегающее/ограничительное расстройство приема пищи – ARFID (avoidant/restrictive food intake disorder). Это расстройство впервые выделено в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) в 2013 г. [19]. В Международной классификации болезней 11-го пересмотра предусмотрено введение AFRID в качестве отдельного заболевания раздела расстройств пищевого поведения.

Расстройство наиболее характерно для детей раннего и дошкольного возраста, но может сохраняться и в более поздних возрастных периодах.

К диагностическим критериям AFRID относят:

  1. Нарушение приема пищи/кормления (например, выраженное отсутствие интереса к пище; избегание пищи, основанное на ее сенсорных характеристиках; беспокойство по поводу неблагоприятных последствий приема пищи), которое приводит к постоянному дефициту энергии и нутриентов в рационе и ассоциировано с одним или более из нижеперечисленных последствий:
    • значительная потеря массы тела (или неспособность достичь ожидаемого увеличения массы тела, или недостаточная динамика физического развития у детей);
    • значительный дефицит нутриентов;
    • зависимость от энтерального питания или пероральной нутритивной поддержки;
    • выраженное изменение психосоциального функционирования.
  2. Нарушение питания нельзя объяснить недостатком доступной пищи или культурными/религиозными традициями питания.
  3. Нарушение питания не связано с наличием нервной анорексии или булимии и не сопровождается искажением восприятия тела и желанием снижения массы тела.
  4. Нарушение питания не вызвано сопутствующим соматическим заболеванием и другим психическим расстройством. В случае развития AFRID на фоне интеркуррентного заболевания, затрудняющего прием/усвоение пищи, степень нарушения питания более тяжелая, чем обычно при этих заболеваниях [20].

Лечение таких пациентов требует полидисциплинарного подхода с привлечением психоневролога, психотерапевта, клинического психолога, гастроэнтеролога и диетолога в условиях специализированного центра.

Патология ЦНС. Избирательное употребление пищи может наблюдаться при неврологических заболеваниях гипоксического, наследственного, обменного и неясного генеза [1, 7, 9]. Избирательность в еде может быть связана как с повышенной или сниженной чувствительностью слизистой оболочки полости рта к тактильным свойствам пищи, так и с задержкой формирования оральной моторики [7]. Дети с избирательным аппетитом органического генеза стараются принять пищу, положенную им в рот, но испытывают трудности с ее употреблением вне зависимости от консистенции [1]. Лечение таких пациентов требует полидисциплинарного подхода с привлечением психоневролога, психотерапевта, клинического психолога, логопеда, гастроэнтеролога и диетолога в условиях специализированного центра.

Страх приема пищи

Данное состояние определяется как «посттравматическое расстройство кормления» (I. Chatoor, 2007) [16]. Выделяют три основные причины возникновения страха перед едой: однократный негативный опыт в виде какой-либо неприятности во время еды (чаще всего – подавился едой), проведение болезненных манипуляций в полости рта или интубации, длительное кормление через зонд и/или небольшой опыт питания через рот, и/или ребенок испытал чувство страха при начале кормления через рот [16]. Цель коррекции – уменьшить уровень тревоги и беспокойства, связанных с приемом пищи, у ребенка. На этапе первичного консультирования педиатром необходимо назначение нутритивной поддержки.

Заключение

Таким образом, проблема трудностей при кормлении детей раннего и дошкольного возраста представляется весьма актуальной в связи с высокой распространенностью, тенденцией к длительному течению и высоким риском нарушения физического и психического развития детей. Для решения проблемы необходима совместная работа педиатров, гастроэнтерологов, диетологов, клинических психологов и психотерапевтов. Лечение должно быть комплексным с коррекцией питания для достижения и поддержания нормальных показателей нутритивного статуса.


About the Autors


Corresponding author: Elena V. Pavlovskaya, PhD in Medical Sciences, Senior Researcher at the Department of Pediatric Gastroenterology, Hepatology and Dietetics, Federal Research Center of Nutrition, Biotechnology and Food Safety, Moscow, Russia; tel. +7 (499) 794-35-08; e-mail: elena_pavlovsky@rambler.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4505-397X 
Address: 4B, build. 1, Samokatnaya Street, Moscow 111033, Russian Federation


Similar Articles


Бионика Медиа