INCREASING THE DOSE OF SOMATOSTATIN ANALOGUES OF IN PATIENTS WITH ACTIVE FORM OF ACROMEGALY: LITERATURE REVIEW AND PROSPECTS FOR APPLICATION


M.B. Antsiferov (1), Zh.E. Belaya (2)

1) SBHCI “Endocrinological Dispensary” of Moscow Healthcare Department, Moscow; 2) FSBI “National Medical Research Center of Endocrinology” of RMH, Moscow
The article presents the data of foreign studies on the effectiveness and safety of escalation of dose of somatostatin analogues in patients with active form of acromegaly, who received standard doses of drugs. Increase in the dose of lanreotide allows achieving biochemical control in 27.6% of patients with previously uncontrolled acromegaly. Moreover, the drug has a favorable safety profile, and dose escalation does not adversely affect carbohydrate metabolism.

Введение

Акромегалия – редкое хроническое заболевание, в 95% случаев вызванное аденомой гипофиза, продуцирующей соматотропин (СТГ), характеризующееся полиорганными нарушениями и приводящее к снижению качества, а также к продолжительности жизни пациентов. Несмотря на постоянное совершенствование методов лечения, летальность больных акромегалией в 2–4 раза превышает данный показатель в популяции [1, 2]. Приблизительно 50% больных, не получающих эффективного лечения, умирают в возрасте до 50 лет. К основной причине повышенной смертности и сокращения продолжительности жизни относятся осложнения, вызванные длительной гиперпродукцией СТГ: сердечно-сосудистая патология, диабет и его осложнения, заболевания органов дыхания, злокачественные новообразования желудочно-кишечного тракта и некоторые другие [3]. Согласно сведениям международных регистров, распространенность акромегалии по обращаемости колеблется в разных странах от 15 до 240 случаев на 1 млн жителей и в большой степени зависит от качества диспансерного обследования, удаленности места проживания от лечебных учреждений, комплаентности пациентов. В Москве она составляет 31, по России – 20,1 случая/млн жителей [4–7]. Цели лечения пациентов с акромегалией: нормализация гормональных показателей, уменьшение объема опухоли, контроль системных осложнений, устранение симптомов заболевания, снижение риска смерти и улучшение качества жизни [3]. Согласно мета-анализу 10 исследований, уровень смертности соответствует общепопуляционному при целевых значениях СТГ ≤2,5 нг/мл (≤1 мкг/л при высокочувствительном методе определения) и нормализаци уровня инсулиноподобного фактора роста 1 (ИФР-1) [8]. Согласно данным международных исследований, достижение биохимического контроля приводит к улучшению качества жизни [9]. Первой линией терапии остается хирургическое лечение, однако его эффективность снижается при больших размерах опухоли [8]. Согласно последнему консенсусу Европейского общества эндокринологов (ноябрь 2014 г.) [11] и Российским клиническим рекомендациям по акромегалии [12], аналоги соматостатина являются препаратом выбора пациентов при невозможности проведения оперативного лечения (при неоперабельной опухоли или наличии противопоказаний к хирургическому вмешательству), отклонении биохимических показателей и наличии симптомов заболевания, но без масс-эффекта опухоли. В настоящее время группа аналогов соматостатина представлена тремя препаратами: ланреотидом, октреотидом и пасиреотидом [13].

В отличие от нативного соматостатина они избирательно связываются с 2-м и 5-м подтипами рецепторов к соматостатину (ланреотид и октреотид), контролирующими секрецию ГР. Аффинитет аналогов соматостатина ко 2-му лиганду в 10 раз выше, чем к 5-му подтипу соматостатиновых рецепторов. При этом клетки СТГ-продуцирующих аденом гипофиза также преимущественно экспрессируют 2-й и 5-й подтипы соматостатиновых рецепторов [14]. Пасиреотид изначально был разработан для лечения АКТГ-секретирующих аденом гипофиза (болезнь Иценко–Кушинга) и обладает преимущественной аффинностью к 1-му, 2, 3 и 5-му подтипам рецептора соматостатина, которые экспрессируются в большей степени в АКТГ-секретирующих опухолях гипофиза. Аналоги соматостатина (ланреотид и октреотид) эффективны в нормализации уровней ИФР-1 и СТГ приблизительно для 55% пациентов с акромегалией [15] и способствуют уменьшению объема аденомы у 25–70% пациентов [3]. Однако в реальной практике данные показатели могут быть ниже из-за неселективной выборки пациентов и влияния других факторов [16]. Согласно российским и международным рекомендациям, в случае отсутствия биохимического контроля и неэффективности стандартных доз аналогов соматостатина возможно увеличение дозы или укорочение интервалов между его введениями [3, 11]. Несмотря на кажущийся очевидным эффект от увеличения дозы препарата, этот вопрос относительно редко освещается в литературе. В апреле 2017 г. опубликованы данные последнего международного исследования, посвященного эффективности и безопасности увеличения дозы/уменьшения интервала между введениями препарата ланреотид [17]. Данная статья посвящена результатам этого и других международных исследований по увеличению дозы аналогов соматостатина и возможности использования новых данных в клинической практике.

Результаты международных исследований

С учетом актуальности проблемы биохимического контроля акромегалии у пациентов, получающих аналоги соматостатина, интерес к возможности увеличения дозы или уменьшения интервала между введениями возник давно. На данный момент при поиске информации в сети PubMED можно найти несколько клинических случаев, литературный обзор и результаты нескольких исследований, посвященных неэффективности стандартной дозировки аналогов соматостатина и путям преодоления этой проблемы [17–21]. Одно из первых исследований по увеличению дозы и частоты инъекций препарата октреотид LAR провел профессор Giustina в 2007–2009 гг. [18]. В исследование были включены пациенты, получавшие до этого стандартные дозировки октреотида 30 мг/28 дней и не имевшие биохимического контроля, т.е. с повышенными показателями ГР и ИФР-1. Пациентам назначался октреотид в дозе 60 мг/28 дней или 30 мг/21 день. Результаты исследования показали, что увеличение частоты инъекций не приводит к нормализации уровня ИФР-1, при том что увеличение стандартной дозы в 2 раза (до 60 мг/28 дней) привело к нормализации показателей у 4 из 11 включенных в исследование пациентов. Существенного изменения в количестве нежелательных явлений отмечено не было. Авторы сделали выводы: увеличение дозы препарата может улучшить биохимические показатели ряда пациентов с акромегалией без биохимического контроля при назначении октреотида в стандартном режиме.

Целью мультицентрового исследования PAOLA стало определение эффективности пасиреотида (в РФ препарат для лечения акромегалии не зарегистрирован) для пациентов с активной акромегалией без биохимического контроля при приеме аналогов соматостатина (октреотид и ланреотид) в стандартном режиме [21]. Следует отметить, что в данном исследовании пациенты получали пасиреотид как в стандартной дозировке 40 мг/28 дней, так и в дозировке 60 мг/28 дней. Контрольная группа пациентов получала октреотид или ланреотид в стандартных дозировках. В результате проведенного исследования нормализация уровня ИФР-1 отмечена у 25% пациентов, получавших пасиреотид в дозе 40 мг/28 дней, и у 26%, получавших его в дозе 60 мг/28 дней. При этом среди самых частых нежелательных явлений отмечены нарушения толерантности к углеводам (33 и 31% соответственно в подгруппах 40 и 60 мг/28 дней) и сахарный диабет (21 и 26% соответственно).

В группе контроля эти показатели составили всего 14% для нарушения толерантности и 8% для сахарного диабета. Авторы исследования считают, что назначение пасиреотида возможно в случаях неадекватного биохимического контроля при приеме стандартных дозировок октреотида или ланреотида, но с постоянным мониторингом гликемического профиля и незамедлительным назначением антидиабетической терапии при повышении уровня глюкозы.

Вопрос о возможном отрицательном влиянии аналогов соматостатина на показатели углеводного обмена остается актуальным, поскольку изначально ведущей проблемой при акромегалии является нарушение углеводного обмена, распространенность которого в старшей возрастной группе достигает 50–60% [22–24]. Так, например, в одной из российских публикаций, посвященной механизмам нарушения углеводного обмена при лечении акромегалии, показано, что развитие нарушений гликемии, в частности сахарного диабета, вследствие применения октреотида достигает 30% [25]. В то же время в недавно опубликованном post hoc-анализе исследования PRIMARYS показано отсутствие негативного влияния на углеводный обмен препарата ланреотид [26].

В апреле 2017 г. коллективом авторов во главе с профессором Giustina были опубликованы результаты исследования по изучению эффективности и безопасности препарата ланреотид при увеличении дозы/частоты инъекций пациентам с ранее неконтролируемой акромегалией получавших ранее стандартную терапию аналогами соматостатина (октреотида 30 мг/28 дней или ланреотида 120 мг/28 дней) [17]. Исследование включило 2 фазы: фазу скрининга (4 недели), в течение которой пациенты получали стандартные дозы препаратов, и основную фазу исследования (24 недели). Во время второй фазы пациенты были разделены на 2 группы: 1-я (группа высокой дозы) получала ланреотид в дозе 180 мг/28 дней, 2-я группа (группа частых инъекций) – ланреотид 120 мг 1 раз в 3 недели. В результате проведенного исследования значимое снижение уровня ИФР-1 наблюдалось только в группе высокой дозы (p=0,03). Снижение уровня ИФР-1 на ≥20% от исходного наблюдалось у 53,3% пациентов группы высокой дозы и у 21,4% – группы высокой частоты инъекций. Нормализация уровня ИФР-1 была отмечена у 27,6% пациентов, при этом в группе высокой дозы этот показатель составил 26,7%, в группе высокой частоты инъекций – 35,7%, к тому же достоверной разницы между группами отмечено не было (p=0,59). Интересно, что нормализация уровня ИФР-1 напрямую зависела от его исходного уровня, особенно это было заметно в группе с высокой частотой инъекций. Так, у всех пациентов этой группы с нормализацией ИФР-1 начальная концентрация его не превышала 1,5 верхних границ нормы (ВГН). Эта корреляция не была выявлена в предыдущем исследовании с октреотидом LAR [18]. Данный показатель позволяет использовать исходную концентрацию ИФР-1 в качестве предиктора выраженности эффекта лечения. Полный биохимический контроль (нормализация ИФР-1 и СТГ <1 мкг/л) был установлен у 3 (10,3%) пациентов. Интересно, что показатели концентрации препарата в крови также коррелировали с показателями ИФР-1. Было показано, что при концентрации ланреотида 6,8 нг/мл на 12-й и 24-й неделях исследования уровень ИФР-1 был ниже 1,2 ВГН в конце исследования. Размеры опухоли за время наблюдения значимо не изменялись, что было отмечено и в предыдущем исследовании с препаратом октреотид LAR.

В общей популяции не было описано негативного влияния увеличения дозы ланреотида на углеводный обмен. По литературным данным, у трети пациентов с исходным нарушением толерантности к глюкозе при повышении дозы/частоты инъекций нормализовался уровень глюкозы в плазме крови, что можно связать с улучшением биохимического контроля акромегалии. Авторы исследования отмечают, что различия в результатах исследований октреотида LAR и ланреотида в группе с высокой частотой инъекций связаны с разным фармакокинетическим профилем препаратов. Интересно, что популяция пациентов в исследовании ланреотида и исследовании PAOLA с пасиреотидом была схожей, а результаты обоих исследований также сопоставимыми. Возможно, это связано с возрастающим влиянием на 5-й подтип рецепторов соматостатина при повышении дозы ланреотида. При этом эскалация дозы ланреотида не оказывает влияния на углеводный обмен в отличие от пасиреотида. Авторы статьи отмечают, что в исследовании с октреотидом доза препарата была увеличена сразу в 2 раза – с 30 до 60 мг, в то время как в исследовании с ланреотидом доза возросла только на 50% – со 120 до 180 мг. Таким образом, с учетом благоприятного профиля безопасности, подтвержденного в исследовании, возможно дальнейшее повышение дозы ланреотида, что позволит дополнительно повысить эффективность и улучшить биохимический контроль.

Данные Московского регистра больных акромегалией

В течение последних 14 лет в Москве при участии сотрудников Эндокринологического диспансера ДЗ Москвы, Эндокринологического научного центра МЗ РФ и кафедры эндокринологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова успешно функционирует регистр больных акромегалией. Ведение регистра пациентов позволяет контролировать результаты терапии, а также получать сведения об эффективности и переносимости проводимого лечения. По состоянию на июль 2017 г. в регистре состоит 551 пациент. Из них 148 (27%) мужчин и 403 (73%) женщины преимущественно старше 50 лет (53%).

Большинство пациентов, включенных в регистр, получают медикаментозную терапию (62%). Из них 88% находятся на терапии аналогами соматостатина, из которых 67% получают ланреотид (Соматулин® Аутожель®) и 33% – октреотид. Среди пациентов, находящихся на терапии ланреотидом, 81% получают его с интервалом 1 раз в 4 недели, 11% – 1 раз в 6 недель и 8% – с интервалом 1 раз в 8 недель. Среди этих больных в состоянии ремиссии находятся 62%. При этом часть пациентов, не достигших целевых показателей ИФР-1 и СТГ, получают препарат с интервалом 1 раз в 6 недель. Вероятно, таким больным можно рекомендовать переход на стандартный режим дозирования 1 раз в 4 недели. Остальным пациентам, получающим ланреотид с кратностью 1 раз в 28 дней и не достигших биохимического контроля, в т.ч. при добавлении к терапии каберголина, возможно назначение высоких доз аналогов соматостатина.


About the Autors


Corresponding author: Zh.E. Belaya – MD, Chief Researcher, Head of the Department of Neuroendocrinology and Osteopathy «National Medical Research Center of Endocrinology» of RMH, Moscow; e-mail: jannabelaya@gmail.com


Similar Articles


Бионика Медиа