SIGNIFICANCE OF POLYUNSATURATED FATTY ACIDS IN COMBINED TREATMENT OF ACNE


A.Yu. Rodin (1), T.N.Zaklyakova (2)

(1) Volgograd State Medical University, Volgograd; (2) SBHCI "Volgograd Regional Clinical Dermatovenerologic Dispensary", Volgograd
The levels of lipid peroxidation (malondialdehyde, diene conjugates) and serum antioxidant system (catalase, glutathione peroxidase) in different clinical forms of acne were determined. The evaluation of the clinical efficacy of the use of polyunsaturated fatty acids (PUFAs) in the complex therapy of acne vulgaris was performed.

Введение

Акне (вульгарные угри) – полиморфное мультифакториальное заболевание волосяных фолликулов и сальных желез, которое в возрасте до 16 лет в той или иной форме встречается практически у всех: у лиц молодого возраста – в 80–85% и только в возрасте старше 24 лет этот показатель снижается до 10% [1, 2]. При этом даже легкие формы акне могут вызывать значительные эмоциональные и психологические изменения [3, 4].

Патогенез акне сложен, ключевыми факторами развития патологического процесса являются:

  • дисбаланс липидов;
  • возрастание патогенности Propioni-bacterium acne и активности сальных желез;
  • нарушение циркуляции некоторых гормонов;
  • наследственная предрасположенность;
  • фолликулярный гиперкератоз;
  • нарушение процессов кератинизации.

У больных акне снижен уровень линолевой кислоты, которая играет важную роль в развитии фолликулярного ретенционного гиперкератоза и формировании комедонов [5, 6].

По своему химическому составу кожное сало представляет собой смесь липидов. В увеличенном объеме кожного сала снижается концентрация незаменимой α-линоленовой (цис-9,12,15-октадекатриеновой) кислоты (ЛК). Ее недостаток может быть обусловлен как дефицитом в пище, так и недостаточностью ферментативных систем, обеспечивающих поступление ЛК в организм и распределение в нем. Подавляя экспрессию фермента трансглутаминазы, ЛК является основным регулятором дифференцировки кератиноцитов. Трансглутаминаза участвует в синтезе кератина 1-й и 10-й фракций, белков инволюкрина, лорикрина и филлагрина – основных компонентов цементирующей межклеточной субстанции корнеоцитов. Повышенная активность трансглутаминазы вызывает ретенционный гиперкератоз в infrainfundibulum сально-волосяных фолликулов. Преобладание процессов пролиферации и дискератоза над десквамацией эпителия в конечном счете приводит к закрытию протока сально-волосяных фолликулов [7]. Снижение количества линолевой кислоты приводит к повышению pH кожного сала и изменению проницаемости эпителия фолликулов. В итоге значительно нарушается барьерная функция эпителия и создаются условия для роста микроорганизмов, повышается трансэпидермальная водопроницаемость [8–10]. Таким образом, ретенционный гиперкератоз акроворонки сальных фолликулов и дисбаланс липидов являются основным звеном в патогенезе акне [11].

Линолевая кислота незаменима, т. е. поступает в организм только с пищей, поэтому дополнительное поступление ЛК, по нашему мнению, может способствовать нормализации липидного обмена и следовательно, улучшать клиническую картину заболевания.

Цель исследования: Оценка перспективы применения полиненасыщенных незаменимых жирных кислот в терапии акне.

Задачи исследования:

  1. Определение уровня перекисного окисления липидов при различных клинических формах акне.
  2. Оценка клинической эффективности полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) в комплексной терапии вульгарных угрей.

Материал и методы. О наличии или отсутствии «окислительного стресса» судили по уровню малонового диальдегида и диеновых конъюгатов, о состоянии антиоксидантного потенциала сыворотки – по показателям каталазы и глутатионпероксидазы (выявляемых методом спектрофотометрии).

Было сформировано 4 группы, в каждой по 40 человек. В состав первой группы вошли пациенты с легкой формой акне, второй – со среднетяжелой, третьей – с тяжелой. Четвертая группа (контрольная) – 40 человек без признаков угревой болезни. Распределение по тяжести течения – по G. Plewig, F. Kligman (2001).

Критерии включения в исследование:

  1. Пациенты обоего пола в возрасте от 15 до 35 лет с установленным клиническим диагнозом: папуло-пустулезная форма акне легкой, средней, тяжелой степеней тяжести с локализацией высыпаний преимущественно на коже лица.
  2. Пациенты, соответствующие критериям исследования, способные принять в нем участие и выразившие свое согласие на участие в данном исследовании в письменной форме.

Критерии исключения из исследования:

  • возраст до 15 лет;
  • прием системных кортикостероидов в течение последнего года (стероидные акне);
  • прием ароматических ретиноидов в течение последнего года;
  • акне при эндокринопатиях (консультация эндокринолога).

Метод лечения: льняное масло с селеном 1 десертная ложка (10 мл) 1 раз в день+витамин Е 100 мг×2 раза в течение месяца. Льняное масло выбрано нами как источник максимального содержания ПНЖК (особенно линолевой кислоты) среди растительных масел.

Методы назначения терапии: первый режим лечения (во всех трех группах) – монотерапия ПНЖК, второй режим – терапия ПНЖК+стандартное комплексное лечение, третий режим – только комплексная терапия.

В стандартную комплексную терапию мы включили наружно 2,5–5,0%-ный гель бензоилпероксида в течение до 12 недель, при папулопустулезной форме (более 20 элементов) – антибиотикотерапия с учетом чувствительности в течение 14–21 суок и ретинол 100 000 МЕ/сут 3–4 месяца. Оценка эффективности терапии проведена через месяц, далее ежеквартально в течение года по традиционным критериям:

  • клиническое выздоровление (полный регресс воспалительных акне-элементов);
  • значительное улучшение (разрешение акне-элементов более чем на 75%);
  • улучшение (регресс менее чем на 50%);
  • без эффекта (отсутствие динамики кожного процесса к концу лечения или возникновение рецидива);

Результаты исследования

Представлены в табл. 1–4.

Уровень малонового диальдегида до лечения в плазме больных легким течением акне выше показателей контрольной группы на 33,6 %, при среднетяжелом течении – на 68,6%, при тяжелом – на 69,4%. В процессе лечения во всех трех группах при легком и среднетяжлом течении происходило снижение концентрации малонового диальдегида до показателей контрольной группы. При тяжелом течении уровень малонового диальдегида в процессе лечения во всех трех группах не имел статистически значимых различий по сравнению с показателем до лечения.

Уровень диеновых конъюгатов до лечения превышал контрольные показатели в 7,9–8,3 раза при всех типах лечения. Концентрация диеновых конъюгатов снижалась до уровня контрольной группы при легком течении при применении нутрицевтиков и антиоксидантов в составе моно- и комплексной терапии, оставаясь без изменений при использовании комплексного лечения. При среднетяжелом течении концентрация диеновых конъюгатов существенно снижалась также при использовании схемы: нутрицевтики+антиоксиданты+комп-лексное лечение (р<0,05) и статистически незначимо при комплексном лечении. При тяжелом течении показатели диеновых конъюгатов не изменялись в ответ на проводимое лечение.

Концентрация глутатионпероксидазы до лечения была ниже, чем в контрольной группе: при легком течении – в 2,1 раза, среднетяжелом – в 2,3, тяжелом – в 2,5 раза.

В первой группе (лечение ПНЖК+ антиоксиданты) произошло повышение концентрации глутатион-пероксидазы при легком течении в 2,1 раза, при среднетяжелом – в 1,47, при тяжелом течении изменения статистически недостоверны.

Во второй группе соответствующий рост: при легком течении – в 1,85 раза, при среднетяжелом – в 2,36, при тяжелом течении тенденция к повышению статистически недостоверна.

В третьей группе: различий в уровне содержания глутатионпероксидазы вне зависимости от вида терапии не выявлено ни в одной группе.

Концентрация каталазы до лечения была снижена при легком течении на 25,2 %, при среднетяжелом – на 18,6, при тяжелом – на 33,2%.

Концентрация каталазы в процессе лечения во всех группах при легком (р<0,001) и среднетяжелом течении (р<0,05) статистически значимо повышалась с максимальным значением при использовании комплексного лечения+ПНЖК и антиоксиданты. При тяжелом течении концентрация каталазы оставалась неизменной независимо от вида проведенной терапии.

Концентрация глутатионпероксидазы при легком течении достигала контрольных показателей при использовании монотерапии и сочетания нутрицевтиков и антиоксидантов с комплексной терапией. При проведении комплексной терапии тенденция к повышению оказалась статистически незначимой.

При среднетяжелом течении акне концентрация глутатионпероксидазы достигла контрольных показателей только при использовании сочетания комплексной терапии и нутрицевтиков.

При тяжелом течении уровень каталазы был статистически значимо ниже показателей контрольной группы, однако в процессе лечения во всех трех группах показатели не изменились.

В целом при легком течении эффективность комплексной терапии с применением полиненасыщенных незаменимых жирных кислот была на 37% выше, чем при применении только комплексной терапии, среднетяжелом течении – на 22, тяжелом – на 0,5%.

Обсуждение полученных результатов

На основании исследования уровня ферментов системы перекисного окисления липидов (ПОЛ) при различных типах течения акне можно сделать вывод, что имеют место значительные отклонения по сравнению с контрольной группой. Повышение уровня диеновых конъюгатов и малонового диальдегида у больных на фоне снижения антиоксидантной активности плазмы (снижение уровня каталазы и глутатионпероксидазы) свидетельствует, по нашему мнению, о наличии «окислительного стресса».

Это диктует необходимость коррекции ПОЛ в составе комплексного лечения акне. Предложенный нами метод использования ПНЖК и антиоксидантов в составе комплексной терапии [12] позволяет нормализовывать уровень ферментов ПОЛ при легком и среднетяжелом течении акне, что коррелирует с клиническим улучшением течения заболевания. Тенденция улучшения показателей при тяжелом течении акне была статистически незначимой.

Таким образом, введение в комплексную терапию акне ПНЖК и антиоксидантов патогенетически, лабораторно и клинически обосновано и может быть рекомендовано для практического применения.


Literature


  1. Leyden J. A review of the use of combination therapies for the treatment of acne vulgaris J. Am. Acad. Dermatol. 2003;49:200–10.
  2. Мордовцев В.Н., Селина В.Ю. К вопросу о местном лечении обычных угрей. РМЖ. 2001;9(11):480–81.
  3. Сергеев И.Г. Криницына Ю.М. Акне: патогенез и современные методы лечения. Лечащий врач. 2005;6:15–18.
  4. Родин А.Ю., Заклякова Т.Н., Качество жизни пациентов с угревой болезнью в зависимости от тяжести течения заболевания. В кн.: Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Тезисы 68-й открытой научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием, посвящунный 75-летию ВолгГМУ. Волгоград, 2010. C. 252–53.
  5. Адаскевич В.П. Акне вульгарные и розовые. М., 2003.
  6. Потекаев Н.Н. Акне и розацеа. М., 2007.
  7. Монахов С.А. Лосьон Зинерит в терапии акне. Фарматека. 2007;10:21–5.
  8. Адаскевич В.Д. Акне и розацеа. СПб., 2000. C. 4–97.
  9. Stewart M.E., Downing D.T., Strauss J.S. The effect of changes in sebaceous gland activity on the fatty composition of sebum. Acne and related disorders. Eds. R. Marks, G. Plewig. 1988. P. 217–22.
  10. Sears J.K., Stewart M.E., Downing D.T., et al. The effect of oral 13-cis-retinoic acid on the concentrations of linoleate and sebaleate in human skin-surface lipids. Acne and related disorders. Eds. R. Marks, G. Plewig. 1988. P. 63–66.
  11. Данилова А.А., Шеклакова М.Н. Акне. РМЖ. 2001;9(11):130:452–56.
  12. Родин А. Ю., Заклякова Т. Н. Способ лечения угревой болезни. Патент РФ на изобретение, №2495675. 2013. http://bankpatentov.ru/node/413960


About the Autors


A.Yu. Rodin – Doctor of Medical Sciences, Prof., Head of the Department of Dermatology and Venereology, Volgograd State Medical University, Volgograd; e-mail: dermavolgmu@yandex.ru
T.N. Zaklyakova – dermatovenereologist at the SBHCI "Volgograd Regional Clinical Dermatovenerologic Dispensary", Volgograd; e-mail: Zakljakova@mail.ru


Similar Articles


Бионика Медиа