APPLICATION OF MOMETASONE FUROATE IN THE TREATMENT OF ALLERGIC RHINITIS


I.L. Lazarevich, V. S. Kozlov

FSBI "Educational and Research Medical Center" of the Administrative Department of the President of the Russian Federation, Moscow
Allergic rhinitis is one of the most pressing global health problems, characterized by steady growth in the number of cases and severe economic burden. Topical glucocorticosteroids are the drug of choice in the treatment of patients with allergic rhinitis. Mometasone furoate in the form of a nasal spray has the best safety profile and allows to control the symptoms of allergic rhinitis.

Аллергический ринит (АР) – это хроническое заболевание, развивающееся в результате воздействия аллергена на слизистую оболочку носа и последующего развития IgE-опосредованной воспалительной реакции. Типичные симптомы АР описаны в 1929 г. и включают чихание, заложенность носа, слизистые выделения, зуд в носу. Распространенность АР значительно увеличилась за последние 50 лет, и на сегодняшний день это заболевание представляет собой общемировую проблему. По самым консервативным оценкам, в мире АР страдают свыше 500 млн человек [1]. Увеличение заболеваемости отмечается в большинстве стран и не зависит от возраста или этнической принадлежности. АР оказывает существенное влияние на многие аспекты социальной жизни, а также ведет к значительным экономическим потерям.

Количественная оценка симптомов АР затруднительна, т.к. в большой степени зависит от субъективного восприятия больного. Доказано, что помимо классических симптомов (чихание, ринорея, заложенность носа, зуд в носу) пациентов могут беспокоить нарушение сна и эмоциональные проблемы, снижение активности. Ухудшение качества жизни отмечается как у взрослых, так и у детей. Аллергический и неаллергический ринит является фактором риска бронхиальной астмы. Среди лиц, не страдающих ринитом, распространенность астмы обычно не превышает 2 %.

Распространенность астмы среди больных ринитом варьируется от 10 до 40 %. Астма чаще сопутствует больным с персистирующей и/или среднетяжелой/тяжелой формой ринита.

Лечение АР включает:

  • обучение пациентов и элиминацию аллергенов;
  • фармакотерапию;
  • аллергенспецифическую иммунотерапию.

Тяжесть заболевания и выраженность клинических симптомов АР напрямую связаны с концентрацией причинного аллергена в окружающей среде. Элиминация аллергенов уменьшает проявления АР. Однако в большинстве случаев полное устранение аллергенов невозможно и требуется медикаментозное лечение.

В фармакотерапии аллергического ринита используют следующие основные группы лекарственных средств:

  • антигистаминные препараты;
  • глюкокортикостероиды (ГКС);
  • стабилизаторы тучных клеток;
  • сосудосуживающие препараты;
  • М-холиноблокаторы;
  • антилейкотриеновые препараты.

Сосудосуживающие средства (деконгестанты) активируют адренергические рецепторы слизистой оболочки полости носа, вызывают сокращение кавернозной ткани, что обеспечивает быстрый эффект в виде восстановления носового дыхания. Однако продолжительное (более 10 дней) применение этих препаратов чревато развитием медикаментозного ринита. Сосудосуживающие препараты не влияют на патогенетические звенья аллергической реакции, поэтому их использование возможно только в качестве вынужденной симптоматической терапии в самом начале лечения, пока не получен достаточный эффект от основных препаратов (антигистаминные средства, ГКС).

М-холиноблокаторы и антилейкотриеновые препараты широко используются в лечении бронхиальной астмы. Данные средства пока не получили широкого распространения для купирования симптомов АР.

Стабилизаторы тучных клеток имеют определенное значение в лечении легких форм АР у детей и беременных женщин по причине абсолютной безопасности, но не являются препаратами выбора взрослых пациентов.

В настоящее время в практике широко используются антигистаминные препараты второго поколения, эффективные в отношении таких симптомов АР, как зуд, чихание и ринорея, а также офтальмологических и кожных проявлений аллергии. В отличие от препаратов предыдущей генерации антигистаминные средства нового поколения характеризуются очень высоким сродством к H1-рецепторам, быстрым началом действия, более продолжительным фармакологическим эффектом, отсутствием седативного действия, привыкания, связи приема препарата с приемом пищи. Однако как старые, так и новые антигистаминные препараты в меньшей степени эффективны в отношении ведущего симптома АР – затруднения носового дыхания.

Для воздействия на этот симптом были разработаны комбинированные препараты антагонистов Н1-рецепторов и пероральных деконгестантов: терфенадин + псевдоэфедрин, акривастин + псевдоэфедрин, фексофенадин + псевдоэфедрин, лоратадин + псевдоэфедрин (наиболее популярная комбинация). К сожалению, комбинированные препараты сохраняют недостатки входящих в их состав системных деконгестантов, вызывающих нервное возбуждение, подъем артериального давления, тахикардию.

Высокую эффективность в отношении симптомов АР имеют препараты ГКС. Их действие обусловлено подавлением продукции хемотаксических медиаторов и молекул адгезии и как следствие – снижением количества и активности провоспалительных клеток. Кроме того, глюкокортикоиды способны снижать продукцию фактора некроза опухолей α и ингибировать активацию фактора NF-κB.

В исследовании М. Karaki и соавт. проведено сравнение эффективности системных пероральных ГКС (бетаметазон в дозе 0,25 мг 2 раза в день) и мометазона фуроата (в дозе 200 мкг 1 раз в день) для купирования симптомов сезонного АР. Результаты показали эквивалентную эффективность обоих препаратов. Принимая во внимание одинаковую эффективность, применение топических форм, безусловно, наиболее целесообразно ввиду минимизации побочных эффектов [2]. Топические ГКС в виде назального спрея являются на сегодняшний день наиболее эффективным средством для контроля симптомов АР. Современные топические ГКС обладают благоприятным профилем безопасности [3]. Среди всех этих препаратов наименьшую общую биодоступность имеет мометазона фуроат – менее 1 %. Аффинность мометазона к глюкокортикоидным рецепторам превосходит таковую других представителей данной группы в 1,5–4,0 раза. Действие мометазона фуроата в отношении симптомов АР начинается в течение первых 12 часов после начала лечения и достаточно эффективно как в ранней, так и в поздней стадии аллергической реакции. Важно, что кроме воздействия на основные симптомы ринита наблюдается снижение выраженности кашля и постназального синдрома. При этом сухости слизистой оболочки полости носа, нарушения мукоцилиарного транспорта, атрофических явлений не отмечается [1]. Известно, что аллергическая реакция может также сопровождаться симптомами конъюнктивита той или иной степени выраженности. По данным ряда исследований обнаружено, что применение назального спрея мометазона фуроата уменьшает выраженность офтальмологических симптомов [4]. Однако механизм этого действия долгое время был неясен.

Недавно в работе Т. Igarashi и соавт. (2012) показано, что применение мометазона фуроата снижает концентрацию субстанции P в слезной жидкости, которая существенно превышает нормальные показатели пациентов с сезонным аллергическим риноконъюнктивитом, коррелирует с тяжестью и выраженностью симптомов.

O.N. Develioglu и соавт. провели исследование качества голоса и фонации у пациентов с АР. Все больные принимали мометазона фуроат в дозе 100 мкг и дезлоратадин 5 мг 1 раз в день в течение месяца. Акустический анализ голоса показал значительное улучшение максимального времени фонации и качества голоса в резуль-тате проведенного лечения [5].

Топические ГКС более эффективны в качестве средств профилактики поллиноза по сравнению с антигистаминными препаратами [6].

Диагностика АР у детей младше двух лет представляет большие сложности. Даже при подозрении на аллергическую природу заболевания лечебные мероприятия носят в основном симптоматический характер. Для облегчения носового дыхания проводят промывание полости носа. Со второго месяца жизни возможно назначение антигистаминных препаратов первого поколения. У детей старше двух лет возможно проведение кожных проб для подтверждения диагноза. С двухлетнего возраста допустимо использование топических ГКС. Многочисленные исследования показали безопасность и эффективность применения интраназального спрея мометазона фуроата к детям с персистирующим и интермиттирующим АР [6–8].

Таким образом, лечение больных АР остается одной из наиболее распространенных проблем как во взрослой, так и в педиатрической практике. Подход к фармакотерапии должен носить ступенчатый характер с учетом тяжести заболевания. При легком течение АР целесообразно назначение современных антигистаминных препаратов. Препаратами выбора в лечении среднетяжелых и тяжелых форм АР ринита остаются топические ГКС. Назальный спрей мометазона фуроата – высокоэффективное средство в борьбе со всеми симптомами АР, обладает наиболее благоприятным профилем безопасности среди препаратов данной группы.


About the Autors


I.L. Lazarevich – Assistant Professor at the Department of Otorhinolaryngology FSBI "Educational and Research Medical Center" of the Administrative Department of the President of the Russian Federation
V.S. Kozlov – Head of the Department of Otorhinolaryngology FSBI "Educational and Research Medical Center" of the Administrative Department of the President of the Russian Federation; e-mail: Lis2009@yandex.ru


Similar Articles


Бионика Медиа