Введение
Старение лица представляет собой мультифакториальный процесс, при котором происходят значительные изменения кожного покрова, мягких тканей и лицевого скелета. Уменьшение содержания коллагена, потеря подкожного жира, птоз тканей, а также постепенная атрофия различных кожных структур приводят к трансформации контура и формы лица. Такие изменения могут проявляться вялостью, провисанием кожи и мягких тканей в щечных и челюстных областях, а также впалостью подглазничных областей и другими метаморфозами, что в комплексе придает лицу уставший и постаревший вид.
В эстетической медицине процедуры по коррекции инволютивных изменений наиболее востребованы. Поэтому в повседневной практике современных специалистов существует множество методов достижения желаемого результата, однако в последние годы предпочтение отдается наименее инвазивным. К таким процедурам относят нитевой лифтинг – использование специализированных нитей для подтяжки лица с целью компенсации опущения тканей посредством наложения имплантатов под кожу лица и шеи. Преимущества данного метода заключаются в его экономичности и эффективности, отсутствии необходимости в проведении общей анестезии, коротком периоде реабилитации, меньшей частоте осложнений по сравнению с хирургическим лифтингом, сокращении размеров и числа доступов для проведения манипуляции и как следствие – в снижении риска образования рубцов. Нитевой лифтинг может применяться как в качестве варианта монотерапии, так и в сочетании с другими методами коррекции [1–3].
Существует специализированная классификация нитевых имплантатов, систематизирующая их согласно превалирующему оказываемому эффекту: лифтинговому, армирующему или биостимулирующему. С помощью лифтинговых нитей возможно проведение подтяжки с перемещением и последующей фиксацией мягких тканей. Армирующие нити позволяют фиксировать мягкие ткани в местах их постановки без значительного перемещения. Биостимулирующие нити инициируют активизацию регенеративных процессов в коже, обеспечивая усиление ее увлажнения, выработку коллагенновых и эластиновых волокон. Подход к выбору типа нити заключается как в оценке индивидуальной выраженности инволютивных изменений лица пациента, так и в понимании анатомических особенностей тканей выбранной зоны воздействия. Исходя из опыта различных специалистов, наиболее стойкий и выраженный эффект наблюдается при проведении комплексных процедур [4].
В зависимости от направления насечек нити можно разделить на одно- и двунаправленные. Однонаправленные нити имеют насечки, наклоненные под углом в едином направлении, в связи с чем в процессе постановки таких имплантатов необходимо прикрепление их концов к определенным фиксированным структурам, чаще всего к лицевой связке. Двунаправленные нити характеризуются обилием насечек, направленных противоположно по отношению друг к другу, а также наличием центральной гладкой области, используемой для облегчения введения. Имплантация таких нитей не требует определенных точек крепления, однако их постановка должна проводиться опытными специалистами в особо точных техниках. Гладкие же нити не имеют насечек и преимущественно используются для биоревитализации тканей. Так, в течение первых 12 месяцев после имплантации нитей из полидиоксанона происходят процессы биостимуляции, оказывающие стимулирующее действие на неоколлагенез и фибриллогенез, последующую ретракцию фиброзированной дермы, что в комплексе способствует достижению лифтинг-эффекта [2–4].
Также выделяют нерассасывающиеся и рассасывающиеся нити. Нерассасывающиеся нити, в основе которых часто используется полипропилен, способны длительно оставаться негидролизированными в коже, тогда как рассасывающиеся нити подвергаются ферментативному гидролизу. Примерами таких биоразлагаемых комплексов являются полидиоксанон, поли-L-молочная кислота, полигликолевая кислота, сополимер L-лактида с ε-капролактоном. Стабильность этих нитей in vivo непосредственно зависит от микроструктуры полимера, входящего в их состав, поэтому все они имеют разные периоды разложения. Так, сополимер L-лактида с ε-капролактоном представляет собой сложный полиэфир, полученный в результате полимеризации с раскрытием цикла мономеров циклического сложного эфира лактида, гликолида и ε-капролактона. Биоразложение этого состава требует длительного периода резорбции более 1 года. Использование именно биорассасывающихся нитей стало популярным, эффективным и наиболее современным вариантом для коррекции инволютивных изменений, поскольку спрос на минимально инвазивные методы омоложения лица продолжает расти [2–4].
Методы
Цель исследования: провести патоморфологическое изучение материала, взятого при помощи биопсии в местах имплантирования нити и воздействия фототерапии через 1,5 месяца после процедуры имплантирования.
В работе проводилось патоморфологическое изучение материала, взятого при помощи биопсии в местах имплантирования нитей и окружающих тканях (отступ 1 см) (Nano spring, Exellence Visage, Exellence Visage HA) после процедуры лазерной терапии (диодный лазер Паломар, 1540 нм, насадка – люкс дипайр, параметры – 80:4:4, 3 прохода).
Из готовых парафиновых блоков изготавливали парафиновые срезы толщиной 5–7 мкм, окрашивали гематоксилином-эозином по методу Вейгерта-Ван-Гизона, окраска Sirius Red. Используя микроскоп с цифровой фотонасадкой Sony разрешением 12 мегапикселей из каждого гистологического препарата было получено по 5 фотографий.
В общей сложности исследованию подверглись 2906 микрофотографий. На микрофотографиях с использованием программ ImageView, Image Tool v.2.00, GistMorph проводили оценку следующих параметров: воспалительной реакции, клеточного состава, коллагеновых и эластических волокон, а также выявление процентного соотношения различных типов коллагена. При помощи программного пакета Statistica v.7 производились базовые статистические расчеты.
Результаты
При исследовании гистологических стекол, окрашенных гематоксилином и эозином в участках, находящихся на удалении от имплантированной нити, патологических изменений клеточного состава в коже и подкожно-жировой клетчатке не выявлено (рис. 1) Нити были имплантированы в подкожную жировую клетчатку – в одном фрагменте нить была окружена пучками коллагеновых волокон со слабовыраженной клеточной реакцией. В других фрагментах (после воздействия фототерапией) нити были окружены более толстым слоем коллагеновых волокон и имели более выраженную клеточную реакцию, представленную лейкоцитами, макрофагами, эозинофилами. Кровеносное русло в дерме имело «плотное» расположение, диаметр кровеносных сосудов составлял в среднем 82,92 мкм (min – 22,94, max – 182,63 мкм). Кровеносное русло в подкожной жировой клетчатке имело более плотное расположение и средний диаметр кровеносных сосудов составлял 134,39 мкм (min –33,75, max – 467,66 мкм).

При исследовании гистологических стекол, окрашенных по методу Вейгерта-Ван-Гизона, выявлено наличие эластических волокон как в толще дермы, так и в соединительнотканных прослойках подкожно-жировой клетчатки (рис. 2). Причем эластические волокна в подкожно-жировой клетчатке представлены единичными волокнами, эластические волокна по всей дерме распределены равномерно. Относительная площадь эластических волокон в дерме составила в среднем 5,96 (min – 3,0%, max – 11,8%). Относительная площадь эластических волокон в подкожно-жировой клетчатке составила в среднем 11,38% (min – 8,2%, max – 15,0%). При исследовании гистологических стекол, окрашенных Сириусом красным (Sirius Red), выявлено исходное процентное соотношение коллагеновых волокон I и III типов (рис. 3). При исследовании данных гистологических стекол в поляризованном свете: коллаген I типа подсвечивается красным спектром света, коллаген III типа –зеленым.


При проведении спектрального исследования с подсчетом пикселей красного цвета (I тип) и пикселей зеленого цвета (III тип) получены следующие средние величины (см. таблицу).

Таким образом, при исследовании данных образцов выявлено преобладание коллагена I типа в коже, а в подкожно-жировой клетчатке преобладал коллаген III типа.
Выводы
Имплантация нитей и фототерапия являются одними из самых востребованных процедур в эстетической медицине. Данные исследования показали, что после имплантации запускаются трофические процессы в тканях, стимулируется синтез коллагена, таким образом, механизм действия нитей включает не только восполнение объема тканей, но и неоколлагенез, что способствует стойкости эстетического эффекта. Последовательное воздействие с помощью фототехнологий не вызывает осложнений и способствует усилению эффективности.



