Среди первичных головных болей (ГБ) мигрень является наиболее важным состоянием, которое встречается среди взрослых более чем в 11 % случаев [1]. Список знаменитых людей, страдавших мигренью, бесконечен – это Наполеон, Фредерик Шопен, Альфред Нобель и т. д. [2]. В литературе мигрень нашла свое отражение в различных произведениях: от “Алисы в стране чудес” Льюиса Керрола, которая считается пособием по мигрени, до романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в котором есть яркое описание гемикрании у Понтия Пилата. Существуют и более современные литературные образы мигрени. Так, в статье “Harry Potter and the Course of Headache” [3] были рассмотрены фрагменты тестов из различных книг о Гарри Потере в качестве иллюстрации к постановке диагноза ГБ с использованием Международной классификации головной боли II издания. Рассматривая описания приступов ГБ, авторы пытались поставить диагноз, анализируя каждую жалобу и симптом, согласно критериям диагностики мигрени, изложенным в Международной классификации. В конце статьи авторы сделали вывод о возможном наличии у Гарри Поттера мигрени без ауры.
Множество исследований устанавливает связь между наличием мигрени и развитием ишемического инсульта. [4]. Данные, полученные из исследования Women’s Health Study, включившего 39 тыс. здоровых женщин 45 лет и старше, показало увеличение в 1,7 раза риска ишемического инсульта у женщин, страдающих мигренью с аурой, в сравнении с женщинами без мигрени. Мигрень без ауры не ассоциировалась с риском ишемического инсульта. В другом исследовании – Stroke Prevention in Young Women Study [5] – был показан более высокий (в 1,5 раза) риск развития инсультов у женщин с визуальной аурой при мигрени. Риск возрастал до 2,3 раза, если приступы развивались более 12 раз в год, и до 6,7 раза у тех, у кого мигрень развилась впервые в жизни. Если к мигрени с визуальной аурой добавлялись курение или применение оральных контрацептивов, риск возрастал до 7 раз. Таким образом, мигрень является одним из факторов развития ишемических инсультов при наличии других факторов риска. Наиболее важными факторами риска для пациентов с мигренью являются женский пол, наличие мигрени с аурой, курение, артериальная гипертензия и применение оральных контрацептивов [6]. При частой мигрени риск возникновения ишемических событий, будь то транзиторная ишемическая атака или инсульт, увеличивается в зависимости от числа приступов мигрени в месяц [7].
С учетом вышеперечисленного чрезвычайно важными представляются своевременная диагностика и лечение мигрени. В центрах ГБ в различных странах в течение нескольких десятков лет использовались различные дневники головной боли (ДГБ) [8]. В практической работе нашли свое место ДГБ на неделю, месяц и несколько месяцев. В различных ДГБ содержится разное число вопросов по характеру, интенсивности и длительности ГБ, наличии сопутствующих симптомов и т. д. [9].
По заданию Европейской Федерации головной боли (EHF – European Headache Federation) в странах Европы было проведено многоцентровое исследование Eurohead по оценке эффективности и удобства применения ДГБ для диагностики мигрени, головной боли напряжения (ГБН) и абузусной головной боли (АГБ).
Проект ЕHF Eurohead (2006–2008) ”Исследование диагностического дневника головной боли” осуществлялся по следующему протоколу:
Ожидаемые цели использования ДГБ:
– облегчение диагностики первичных ГБ (мигрени, ГБН и абузусного фактора);
– точная информация о частоте различных типов ГБ;
– диагностика хронической ежедневной ГБ;
– оценка вида и количества принимаемых обезболивающих препаратов;
– провоцирующих факторов;
– в эпидемиологических исследованиях (быстрый отбор нужной популяции пациентов);
– использование врачами общей практики для быстрой диагностики мигрени, ГБН и АГБ.
Целями исследования были:
– апробация существующего ДГБ;
– анализ результатов по ДГБ;
– замечания по ДГБ и коррекция дневника для создания более совершенного ДГБ.
Исследование ДГБ перед запуском проекта обсуждалось трижды на конференциях и конгрессах – на Европейском конгрессе по ГБ в Валенсии (2006), на конференции в Павии (октябрь 2006 г.) и на Международном конгрессе по ГБ в Стокгольме (2007). Окончательная версия дневника сконцентрировала информацию по критериям диагностики мигрени, ГБН и АГБ, представленным в Международной классификации головной боли 2-го пересмотра (МКГБ-2).
Базовый ДГБ, предназначенный для диагностики мигрени, ГБН и АГБ, согласно критериям МКГБ-2 [10], был апробирован в пилотном проекте в специализированных центрах ГБ в Копенгагене (Дания) и Павии (Италия) [11]. После первичной апробации дневника и анализа полученных результатов была разработана модифицированная версия ДГБ и начато многоцентровое исследование в Европе и Латинской Америке с целью уточнения возможности его использования для диагностики различных видов ГБ.
Перед исследованием были высказаны следующие предположения:
– помогает в постановке диагноза;
– понятен и не сложен в применении для пациентов и врачей;
– полезен в процессе лечения как для пациентов с ГБ, так и для врачей.
Исследование проводилось в 20 центрах ГБ 13 стран Европы и 3 центрах двух стран Латинской Америки. Каждому центру было необходимо сформировать по 2 группы пациентов 18–65 лет в период с августа 2007 по декабрь 2008 г. Всего в исследовании ДГБ приняли участие 626 больных: 321 пациент в 1-й группе (дневник и осмотр) и 305 – во 2-й (только неврологическое обследование). Среди пациентов были 488 (77,9 %) женщин и 138 (22,1 %) мужчин. Между группами не было выявлено различий по социально-демографическим параметрам и характеристике ГБ (табл. 1).
Таблица 1. Социально-демографические показатели и характеристика ГБ
Отобранные пациенты были распределены в одну из двух групп в рандомизированном соотношении 1 : 1. Пациенты 1-й группы получили дневник за 4 недели до первой консультации, пациенты 2-й группы приходили на первую консультацию без ДГБ.
Во время консультации каждый пациент был обследован врачом центра ГБ (был собран анамнез и проведен неврологический осмотр). У пациентов 1-й группы врач также анализировал информацию, полученную из ДГБ.
В дневнике пациент в течение месяца ежедневно отвечал на следующие вопросы:
– наличие приступа ГБ;
– время его начала и завершения;
– интенсивность ГБ и сопутствующих симптомов;
– прием и эффективность лекарственных препаратов;
– возможные провоцирующие факторы.
Все полученные данные заносили в электронную базу и в конце исследования посылали в единый центр в Павии для статистического анализа. Анализ проведен с использование SPSS версии 16.0 Windows (SPSS Inc., Chicago, IL, USA).
Пациентам 1-й группы в целом было поставлено 417 диагнозов (в среднем на пациента 1,22 ± 0,48 диагноза), больше, чем пациентам 2-й группы, – 364 (в среднем 1,14 ± 0,35 диагноза; p = 0,04; табл. 2). ГБН (эпизодическая, хроническая или возможная) чаще диагностировалась в 1-й группе, чем во второй (38,8 против 25,0 %; p = 0,01), но по другим диагнозам не было статистически достоверной разницы.
Таблица 2. Число диагнозов, тип головной боли
Не было установлено разницы между 1-й и 2-й группами по применявшейся симптоматической терапии (простые анальгетики, триптаны, эрготамин, опиаты и комбинированные анальгетики), которые использовались для купирования приступов (по дозам/дням/месяцам; табл. 3).
Таблица 3. Использование симптоматической терапии по группам
Полностью было заполнено 313 (97,5 %) из 321 дневника. Адекватность информации ДГБ для постановки диагноза была установлена в 95,9 % случаев без различий между центрами, участниками исследования. Данных дневника и обследования (1-я группа) было достаточно для постановки диагноза в 97,7 % случаев, в то время как информации для полноценного диагноза во 2-й группе (только данные обследования) было достаточно в 86,8 % случаев (p < 0,001) без различий по центрам (табл. 4).
Таблица 4. Распределение пациентов по центрам, адекватность данных ДГБ + данных обследования и только данных обследования для диагноза ГБ
Была проанализирована значимость дневника для врача и пациента. Пациент отмечал, насколько помогла анкета (по 10-балльной шкале, в которой 0 баллов – не помогло совсем, 10 баллов – оказало максимальную помощь):
– оценить ГБ;
– отличить один тип ГБ от другого;
– обратить внимание на количество принимаемых препаратов;
– оценить эффект препаратов;
– когда принимать препарат для купирования ГБ;
– что может вызывать приступы ГБ.
Пациент отмечал проблемы при заполнении анкеты и мог высказать свои пожелания для формирования нового ДГБ.
Врач также давал свою оценку полезности и информативности дневника для установки диагноза на первом визите пациента. По 10-балльной шкале он оценивал, насколько помог дневник в решении следующих вопросов:
– постановка более правильного диагноза;
– лучшая дифференцировка различных форм ГБ;
– диагностика лекарственного абузуса;
– оценка эффективности обезболивающих препаратов;
– пациентов о правилах приема лекарственных средств;
– пациентов о факторах, провоцирующих их ГБ.
Большинство (97,5 %) пациентов не отметили каких-либо трудностей с пониманием дневника и его заполнением. Только 2,5 % больных отметили следующие проблемы при заполнении дневника:
– в понимании некоторых вопросов (n = 2);
– при оценке интенсивности ГБ (n = 2);
– при оценке локализации ГБ (n = 2);
– при оценке продолжительности приступа (n = 2).
Большинство (97 %) врачей не отметили сложностей в понимании и интерпретации полученных данных. Только 5 (3 %) дневников были не полностью заполнены. Большинство пациентов и врачей отметили большую пользу от заполнения дневника (табл. 5).
Таблица 5. Полезность от дневника, по мнению пациентов и врачей
Очень важным был анализ применяемых медикаментозных средств для купирования приступов мигрени – ростые и комбинированные анальгетики, триптаны, препараты эрготамина, опиоидные анальгетики (не применяются в России, но широко используются в европейских странах). Подводился итог не только по числу дней с ГБ в течение месяца, но и по количеству применяемых препаратов (табл. 3).
Все обобщенные данные по исследованию будут в ближайшее время опубликованы в одном из международных изданий.
В России в различных центрах по изучению и лечению ГБ в исследовании приняли участие 124 пациента.
Центры головной боли в России:
– Отдел неврологии и клинической нейрофизиологии Первого МГМУ (n = 24);
– Клиника лечения головной боли и вегетативных расстройств А.М. Вейна (n = 48);
– С.-Петербург: Центр лечения головной боли (n = 28);
– Смоленск: Медицинская академия (n = 24).
Все пациенты отметили, что вреальности частота приступов ГБ была выше, чем они предполагали до начала ведения дневника. Также ДГБ помог разделить различные виды существующей ГБ – мигрень, ГБН, а также кластерная ГБ. Анализ количества применяемых анальгетиков показал, что пациенты не замечают, насколько часто и много они применяют комбинированные анальгетики, что является первым шагом к развитию АГБ.
Врачу дневник также оказывает неоценимую помощь, т. к. помогает даже на первой консультации дифференцировать различные виды ГБ у пациентов с сочетанием ГБН и мигрени. Дневник помогает выявить риск развития АГБ у пациентов с частой мигренью или хронической ГБН. Ведение дневника пациентками с мигренью позволяет уточнить провокационную роль менструаций и выявить менструальную мигрень.
Постановка правильного диагноза во время первой консультации при наличии ДГБ значительно облегчилась. Пациенты учились во время заполнения дневника обращать внимание на характер ГБ, ее интенсивность, частоту, наличие сопутствующих симптомов. Также важной была попытка выявить и проанализировать провоцирующие ГБ факторы. Психологически важным моментом было внимание пациента к своей ГБ, участие в процессе анализа характеристик ГБ. Пациенты впервые в жизни учились наблюдать за своим организмом, анализировать эффективность и своевременность проводимой симптоматической терапии.
На основании данных дневника стал возможным более индивидуальный подход к проводимой симптоматической терапии. Задача лечения мигрени – нечто большее, чем просто снятие боли.
Различия в клинической картине мигрени диктует необходимость подбора лечения, соответствующего индивидуальным особенностям каждого пациента [12].
Терапевтическая стратегия для мигрени должна включать [13]:
– Разъяснение пациенту природы заболевания и триггерных факторов возникновения приступов.
– Уменьшение частоты, интенсивности и продолжительности атак мигрени.
– Купирование приступов ГБ и сопутствующих симптомов как можно быстрее.
– Предупреждение повторяемости приступов.
– Предупреждение хронизации заболевания.
– Уменьшение нетрудоспособности пациента.
– Уменьшение стоимости лечения.
Для успешности проводимого лечения следует уяснить следующие правила и принципы:
– Важно установить контакт между врачом и пациентом.
– Объяснить пациенту биологические механизмы возникновения мигрени.
– Разъяснить возможные побочные эффекты от лекарственных препаратов, применяемых для купирования и профилактики приступов мигрени.
– Развеять некоторые мифы о развитии мигрени (синуситы, шейный остеохондроз, неправильное питание и т. д.).
– Убедиться, что у пациента сложились реалистичные представления о предстоящем лечении.
– Составить программу лечения для купирования приступов и профилактически.
– Оказывать пациенту психологическую поддержку.
– С целью профилактики АГБ убедить пациента не использовать медикаменты бесконтрольно.
– Когда возможно, использовать нефармакологические методы.
Эффективное лечение мигрени зависит от правильности поставленного диагноза, обучения пациентов выявлению провоцирующих факторов ГБ, внедрения в практику плана лечения по уменьшению выраженности мигрени у каждого пациента, выявления наиболее значимых симптомов, вызывающих нетрудоспособность [14]. Все пациенты с мигренью нуждаются в симптоматической терапии, для большинства из них с редкими приступами такого лечения достаточно. В Европейских рекомендациях по ведению пациентов с первичными ГБ среди рекомендованных специализированных препаратов для купирования приступов мигрени указаны медикаментозные средства, содержащие эрготамин [15]. Одним из таких препаратов является Номигрен. В его состав входят пропифеназон в дозе 200 мг, кофеин – 80 мг, камилофина хлорид – 25 мг, меклоксамина цитрат – 20 мг и эрготамина тартрат – 0,75 мг. Данное сочетание позволяет достигать быстрого купирования приступа мигрени, включающего не только ГБ, но и сопутствующие симптомы – тошноту, фотофобиюи фонофобию.
Использование препарата в Центре лечения головной боли клиники “Скандинавия” позволило выявить следующие достоинства препарата:
– мягкое и быстрое наступление эффекта;
– хорошую переносимость, отсутствие побочных вазоконстрикторных эффектов;
– применения пациентами подросткового возраста с 15 лет (триптаны имеют показания только с 18-летнего возраста);
– для пациента самостоятельно подбирать дозу препарата на один приступ – от 1 до 4 таблеток в зависимости от интенсивности симптомов и скорости их нарастания; известно, что у одного и того же больного могут быть разные по интенсивности приступы мигрени, которые требуют лечения различной интенсивности;
– возможность приема дополнительной дозировки через 30–60 минут после первого приема, что психологически положительно воспринимается пациентами и также позволяет самостоятельно титровать дозу.
Все перечисленные свойства препарата позволяют пациенту принять участие в формировании лечебного процесса, что чрезвычайно важно для больных с ГБ [16]. Использование ДГБ для контроля проводимого лечения обеспечивает возможность приема Номигрена в первые минуты развития приступа мигрени, подбора индивидуальной дозы препарата. В большинстве случаев пациенты использовали только одну таблетку при легких приступах мигрени, но научились принимать сразу две дозы при возникновении средних и сильных приступов.
Таким образом, использование ДГБ позволяет пациенту не только правильно применять специализированное лекарство для мигрени, но и снижать количество применяемого препарата, что является важной профилактической мерой в отношении развития тяжелого осложнения мигрени и бесконтрольного приема медикаментов – АГБ [17].
Полученный опыт применения Номигрена в практике специализированного Центра по лечению ГБ позволяет расширить терапевтические возможности лечения мигрени с использованием этого препарата.