Значение повышения осведомленности детей и подростков о факторах риска и основных симптомах инсульта


В.Д. Макарова (1), М.Р. Егиян (1), Е.А. Орлов (1), И Сун Чер (2), В.А. Дадаева (3), А.Ю. Оськова (1), Е.С. Акарачкова (4), А.С. Орлова (1), Е.В. Силина (1)

1) ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.И. Сеченова» Минздрава России, Москва
2) ООО ИКИМКО, Москва
3) ГКУ Москвы «Центр спортивных инновационных технологий и сборных команд» Департамента физической культуры и спорта г. Москвы, Москва
4) Международное общество по изучению и эффективному контролю стресса и связанных с ним расстройств, Москва

Несвоевременная госпитализация пациентов вследствие незнания основных симптомов инсульта приводит к высокой смертности и неэффективности лечения. Первичная профилактика – эффективный метод предотвращения и уменьшения последствий данного заболевания, т.к. она направлена на выявление и снижение выраженности модифицируемых факторов риска (ФР). Для проведения успешной профилактики необходимо учитывать не только медицинские, но и социальные аспекты, в т.ч. связанные с повышением информированности населения о ФР и симптомах инсульта. Школьные программы по повышению осведомленности в данной области – новый способ донесения необходимой информации не только до самих детей, но и до их родителей. Обзор включает опыт как зарубежных, так и отечественных исследований в проведении подобных образовательных программ для несовершеннолетних. Наиболее часто методом обучения детей необходимым знаниям в сфере профилактики инсульта и других острых сердечно-сосудистых событий служит проведение лекции или беседы врачом-неврологом или учителем. Также возможен игровой метод обучения. В качестве дополнительных материалов могут выступать брошюры, листовки, магниты, комиксы, анимированные мультфильмы, видеоигры и многое другое. К основным способам оценки усвоения знаний о симптомах и ФР инсульта относятся тесты, которые респонденты заполняют до участия в программе и через различные временные промежутки в зависимости от цели исследования. Образовательные программы, направленные на повышение осведомленности школьников о симптомах и ФР инсульта, отвечают поставленным задачам и уже неоднократно подтверждали свою эффективность в различных исследованиях.

Литература


1. Neurology Working Group of the Cohorts for Heart and Aging Research in Genomic Epidemiology (CHARGE) Consortium; Stroke Genetics Network (SiGN); International Stroke Genetics Consortium (ISGC). Identification of additional risk loci for stroke and small vessel disease: a meta-analysis of genomewide association studies. Lancet. Neurol. 2016;15(7):695–707.

2. WHO. The top 10 causes of death, WHO.

3. Kada A., Nishimura K., Nakagawara J., et al.; J-ASPECT Study Collaborators. Development and validation of a score for evaluating comprehensive stroke care capabilities: J-ASPECT Study. BMC. Neurol. 2017;17(1):46.

4. Lynch J.R., Sun C.K., Deslich S. Integrating Preventive Cardiovascular Healthcare Into Home Health: A Pilot Study. Home Healthc. Now. 2017;35(1):19–25.

5. Орлова А.С., Лисиченко Д.А., Чер И.С. и др. Осведомленность населения о факторах риска и основных симптомах инсульта (обзор литературы). Профилактическая медицина. 2015;18(6):91–6.

6. Metias M.M., Eisenberg N., Clemente M.D., Wooster E.M., Dueck A.D., Wooster D.L., Roche-Nagle G. Public health campaigns and their effect on stroke knowledge in a high-risk urban population: A five-year study. Vascular. 2017;1:1708538117691879.

7. Miyashita F., Yokota C., Nishimura K., Amano T, Inoue Y., Shigehatake Y., et al. The Effectiveness of a Stroke Educational Activity Performed by a Schoolteacher for Junior High School Students. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(6):1385–90.

8. Beal C.C., Flanders S.A., Bader S.G. Can Children Reduce Delayed Hospital Arrival for Ischemic Stroke?: A Systematic Review of SchoolBased Stroke Education. J. Neurosci. Nurs. 2016;48(3):2–13.

9. Williams O., Hecht M.F., DeSorbo A.L., Huq S., Gerin W., Noble J. Effect of a Novel Video Game on Stroke Knowledge of 9- to 10-Year-Old, LowIncome Children. Stroke. 2014;45(3):889–92.

10. Lima M.J., Moreira T.M., Florêncio R.S., Braga P. Neto. Factors associated with young adults’ knowledge regarding family history of Stroke. Rev. Lat. Am. Enfermagem. 2016;21(24):2814.

11. Williams O., DeSorbo A., Noble J., Gerin W. Child-Mediated Stroke Communication: Findings From Hip Hop Stroke. Stroke. 2012; 43(1):163–69.

12. Kim Y.S., Park S.S., Bae H.J., Cho A.H., Cho Y.J., Han M.K., et al. Stroke awareness decreases prehospital delay after acute ischemic stroke in Korea. BMC. Neurol. 2011;11:2.

13. Williams O., Noble J.M. Hip-hop’ stroke: a stroke educational program for elementary school children living in a high-risk community. Stroke. 2008;39(10):2809–16.

14. Williams O., DeSorbo A., Noble J., Shaffer M., Gerin W. Long-term learning of stroke knowledge among children in a high-risk community. Neurology. 201;79(8):802–6.

15. Dressman L.A., Hunter J. Stroke awareness and knowledge retention in children: The Brain Child Project. Stroke. 2002;33(2):623–25.

16. Miller E.T., King K.A., Miller R., Kleindorfer D. FAST Stroke Prevention Educational Program for Middle School Students: pilot study results. J. Neurosci. Nurs. 2007;39(4):236–42.

17. Shigehatake Y., Yokota C., Amano T., Tomii Y., Inoue Y., Hagihara T., et al. Stroke Education Using an Animated Cartoon and a Manga for Junior High School Students. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(6):1623–27.

18. Sakamoto Y., Yokota C., Miyashita F., Amano T., Shigehatake Y., Oyama S., et al. Effects of Stroke Education Using an Animated Cartoon and a Manga on Elementary School Children. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(7):1877–81.

19. Ishigami A., Yokota C., Nishimura K., et al. Delivering Knowledge of Stroke to Parents Through Their Children Using a Manga for Stroke Education in Elementary School. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2017;26(2):431–37.

20. Amano T., Yokota C., Sakamoto Y., Shigehatake Y., Inoue Y., Ishigami A., Hagihara T., Tomii Y., Miyashita F., Toyoda K., Minematsu K. Stroke Education Program of Act FAST for Junior High School Students and Their Parents. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2014;23(5):1040–45.

21. Marto J.P., Borbinha C., Filipe R., Calado S., Viana-Baptista M. Impact of stroke education on middle school students and their parents: A cluster randomized trial. Int. J. Stroke. 2017;12(4):401–11.

22. И Сун Чер, Захарова А.А., Орлова А.С. и др. Повышение информированности школьников о признаках инсульта с использованием модифицированного теста УДАР. Медицинский алфавит. Неврология и психиатрия. 2017;1:56–9.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Е.С. Акарачкова – д.м.н., президент международного общества «Стресс под контролем», Москва; e-mail: nevrorus@mail.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа