Бронхиальная астма у подростков. Трудности пубертатного периода


О.М. Курбачева, И.И. Исакова, К.С. Павлова

ФГБУ «ГНЦ “Институт иммунологии”» ФМБА России, Москва
За последние десятилетия в условиях быстрого развития высокотехнологичного общества и ухудшения экологической ситуации в мире лидирующие позиции занимают заболевания, в основе которых лежит аллергическое воспаление, например аллергический ринит (АР) и бронхиальная астма (БА). В настоящее время имеется тенденция к омоложению и усилению тяжести течения АР и БА, причем дебют приходится на социально-перспективный подростковый возраст. Многие клиницисты сталкиваются с проблемой диагностики БА из-за наличия длительных бессимптомных периодов с отсутствием изменений объективных показателей. Таким образом, чрезвычайно актуальна ранняя диагностика БА для подростков, т.к. назначение адекватного лечения определяет дальнейший прогноз.

Бронхиальная астма (БА) – наиболее распространенное хроническое заболевание органов дыхания, в настоящее время около 300 млн человек в мире страдают БА. Распространенность БА среди взрослого населения планеты составляет около 6%, среди детей – до 30%. В настоящее время имеется тенденция к омоложению и усилению тяжести клинического течения БА. Наиболее часто дебют заболевания наблюдается в детском и подростковом возрасте [3, 4, 7]. Распространенность БА варьируется в популяции в зависимости от половозрасных характеристик. Установлено, что в раннем возрасте чаще болеют мальчики, чем девочки (6,0 по сравнению с 3,7%), та же тенденция сохранятся и в пубертатном периоде, в возрасте 18 лет гендерные различия стираются, к 45 годам преобладают женщины [4, 7].

Анализируя данные литературы, можно констатировать, что с учетом возрастных особенностей у детей, страдающих аллергическим ринитом (АР), в подростковом возрасте может развиться БА [9]. Течение БА у подростков часто имеет парадоксальный, не укладывающийся в классическую картину характер, что частично объясняется психологическими особенностями, присущими данной возрастной категории, к которым относятся резкая смена настроения, склонность к депрессиям, зависимость от мнения сверстников, повышенная требовательность, наличие комплексов по поводу заболевания, злоупотребление бронхолитиками короткого действия, курение, невыполнение рекомендаций врачей. Также возрастные группы различаются по характеру течения БА и сопутствующим заболеваниям, подходам к диагностике и критериям оценки степени тяжести, имеют различный ответ на разные классы лекарственных препаратов [10]. Клинические проявления БА у подростков характеризуются большей, чем у взрослых, выраженностью гиперсекреторных и бронхоспастических симптомов. Эпидемиологические исследования показывают, что показатели распространенности БА в подростковом возрасте в несколько раз превышают таковые официальной статистики из-за отсутствия алгоритма верификации диагноза БА у подростков. Низкая приверженность лечению молодых пациентов с астмой ассоциируется с неблагоприятными исходами: увеличением числа визитов в отделения неотложной терапии, приемом пероральных глюкокортикостероидов, увеличением потребности в короткодействующих β2-агонистах и риском осложнений [12]. Знание алгоритмов диагностики необходимо как для специалистов, так и для врачей общей практики.

БА – это гетерогенное воспалительное заболевание. Оно диагностируется при наличии респираторных симптомов в анамнезе, таких как удушье, затруднение дыхания, чувство стеснения в груди и кашель, которые варьируются по продолжительности и интенсивности, так же как и бронхиальная обструкция [13].

На распространенность и тяжесть течения БА в подростковом периоде влияют генетические факторы, микроокружение, климат, качество и регулярность питания, интенсивная учебная и физическая нагрузка. Связь бронхиальной гиперреактивности и БА со степенью загрязнения окружающей среды указывает на возможную роль урбанизации и индустриализации в формировании этой патологии [10].

В основе БА лежит неадекватный ответ дыхательных путей на чужеродный антиген (аллерген). В ответ на внедрение аллергена его циторецепция стимулирует усиленный выброс медиаторов воспаления, что приводит к клиническим проявлениям: кашлю, затруднению дыхания, снижению скорости воздушного потока и затруднению его прохождения через дыхательные пути, спазму дыхательной мускулатуры, гиперпродукции секрета. В патогенезе приступов БА значительную роль играет обтурация мелких и средних бронхов густой мокротой, развившейся в результате нарушения функции клеток респираторного мерцательного эпителия и бронхоспазма [11]. К наиболее часто встречающимся формам БА у подростков, выделяемым на основе клинико-патогенетических особенностей, относится атопическая БА (88,2%), которая характеризуется наследственной предрасположенностью, также выделяют неаллергическую форму БА (8,6%), «аспириновую» астму (3,2%) [5]. Чужеродность аллергена определяется индивидуальными специфическими особенностями восприятия организма. Природа этого явления остается невыясненной. Приступы удушья могут возникать при контакте с домашней пылью, в состав которой входят клещи рода Dermatofagoides размером 0,2 мкм. Их хитиновый покров является мощным аллергеном. Домашним аллергеном может быть и порошок из дафнии – пресноводного рачка, применяемого в качестве корма для аквариумных рыб, а также споры непатогенных грибков. Огромной проблемой, относящейся к разряду круглогодичной аллергии, остается повышенная чувствительность к эпидермальным аллергенам. Наличие пищевой аллергии устанавливается при фактах возникновения приступов астмы при употреблении в пищу определенных пищевых продуктов. Также известно более 700 видов аллергенных растений и их пыльцы. Для возникновения реакции пыльца должна обладать аллергенными свойствами. Размер пыльцы составляет от 20 до 50 мкм. Она должна обладать летучестью и находиться в воздухе в значительных количествах, чтобы создавать определенную, довольно высокую концентрацию [1,2].

Диагностика аллергических заболеваний основывается на данных анамнеза жизни и болезни, результатах анализа аллергологического, фармакологического, пищевого анамнеза, особенностях клинических проявлений заболевания, данных лабораторной диагностики, кожного тестирования с различными аллергенами и на определении специфических иммуноглобулинов Е. Бронхиальные провокационные тесты проводят как с неспецифическими агентами, так и с определенными аллергенами [1, 2].

Основная цель лечения больных БА – достижение и длительное поддержание контроля заболевания. Контроль подразумевает минимум симптомов, включая ночные, или их отсутствие, минимальные нечастые обострения, отсутствие состояний, требующих неотложной помощи.

В настоящее время совместные усилия специалистов, систематическое планирование и наличие рабочей сети для внедрения стандартов оказания помощи больным позволяют независимо от места проживания достигать высокого контроля симптомов БА и повышать качество жизни.

Лечение больных астмой проводится длительно, как правило пожизненно. При этом надо помнить, что медикаментозная терапия не заменяет мер по предотвращению контакта больного с аллергенами и ирритантами. Подход к лечению конкретного больного зависит от его состояния и той цели, которая стоит на данный момент перед врачом.

Для лечения всех заболеваний аллергической природы используется несколько групп проверенных временем лекарственных препаратов, порядок, дозировку и комбинацию которых определяет исключительно лечащий врач, исходя из каждой конкретной ситуации. Неправильно подобранное лечение может вызывать побочные эффекты и приводить к обострению болезни. А самолечение аллергии вообще недопустимо, т.к. может повлечь необратимые последствия.

Антигистаминные лекарственные средства наиболее известны и результативными противоаллергическими препаратами, которые используются для лечения аллергического ринита, крапивницы. В последние годы врачи обычно отдают предпочтение препаратам второго поколения, к характерным особенностям которых относятся однократное суточное употребление, высокая специфичность к рецепторам. Антигистаминные средства эффективно устраняют все симптомы АР, однако в отношении затруднения носового дыхания их действия недостаточно. Топические глюкокортикостероиды считаются одним из наиболее эффективных средств лечения АР и БА. Они облегчают носовые симптомы, уменьшают концентрацию противовоспалительных медиаторов в слизистой оболочке носа. Производные кромоглициевой кислоты выпускают в виде аэрозолей для ингаляции, спреев для носа и капель для глаз. Принцип их действия заключается в стабилизации мембран тучных клеток. Глюкокортикостероиды выпускают в виде как инъекционных препаратов и таблеток, так и таких местных средств, как кремы, мази, ингаляторы, спреи и др. Антагонисты лейкотриеновых рецепторов показали свою достаточно высокую эффективность при лечении БА, они удобны в применении, могут использоваться в качестве препарата первой линии, обладают отличным профилем безопасности. Патогенетически обосновано использовать при вариантах БА, связанных с физической нагрузкой, непереносимостью аспирина и НПВП, у курящих пациентов [1, 16].

В случае тяжелой атопической персистирующей БА, не контролируемой высокими дозами ингаляционных глюкокортикостероидов (ИГКС) в комбинации с длительно действующими β2-агонистами (ДДБА), в качестве дополнительной терапии возможно применение омализумаба (моноклональные антитела к IgE, разрешен к применению у детей с шести лет, подростков и взрослых) [13]. Селективно связываясь со свободными молекулами IgE, омализумаб препятствует их связи со специфическими рецепторами на тучных клетках и базофильных лейкоцитах, что в конечном итоге приводит к уменьшению секреции медиаторов аллергического воспаления и редукции самого воспаления [17].

Цель аллергенспецифической иммунотерапии (АСИТ) – создание невосприимчивости к веществу, на которое организм отвечает чрезмерной иммунной реакцией. Данную терапию должен проводить только аллерголог в условиях специализированного стационара или кабинета. Этот метод лечения обязательно проводится в период ремиссии, обычно в зимнее или осеннее время года. Терапевтическая тактика заключается во введении пациенту постоянно увеличивающихся доз, провоцирующих развитие реакции аллергена, начиная с малой. Данный способ наиболее эффективен при лечении АР и БА. Длительность лечения может растянуться на годы, однако в большинстве случаев у человека вырабатывается стойкая невосприимчивость к данному аллергену. Чем в более молодом возрасте и на более ранних стадиях развития болезни проведена АСИТ, тем более она эффективна [6].

Для пациента с БА до начала АСИТ необходимо достичь полного контроля над симптомами астмы (приступы астмы не чаще 2 раз в неделю, нет ночных пробуждений от астмы, потребность в бронхолитических средствах короткого действия реже, чем 2 раза в неделю, объем форсированного выдоха за 1-ю секунду не менее 70%). Для достижения контроля БА возможно применение любых препаратов базисной терапии (антилейкотриеновые, ИГКС, ИГКС в сочетании с ДДБА, ИГКС в сочетании с ДДБА и омализумабом). Опубликованы результаты нескольких исследований сочетанного применения АСИТ и омализумаба у больных атопической БА, которые показали хорошую эффективность и высокий профиль безопасности данной стратегии [14–15]. Назначение омализумаба пациентам с частично контролируемой БА позволило достичь полного контроля над симптомами астмы и в последующем провести АСИТ [8, 14–15].

БА у молодых пациентов может успешно контролироваться современными фармакологическими средствами при условии адекватного восприятия болезни пациентом, здорового и активного образа жизни, регулярного наблюдения у специалиста и своевременного проведения аллерген-специфического лечения.


Литература


1. Аллергология и иммунология. (Клинические рекомендации для педиатров) / Под ред. А.А. Баранова и Р.М. Хаитова. Союз педиатров России. 3-е изд., испр. и доп. М., 2011. С. 105–29.

2. Аллергология и иммунология: национальное руководство / Под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. М., 2009. 397 с.

3. Астафьева Н.Г. Бронхиальная астма у подростков. Аллергология. 2005;2:12–6.

4. Горячкина Л.А., Ненашева Н.М., Тотикова М.Ч. и др. Особенности бронхиальной астмы у подростков мужского пола. Пульмонология. 2008;2:15–9.

5. Гущин М.Ю. Клинические, иммунологические и морфологические особенности бронхиальной астмы у подростков. Дисс. канд. мед. наук. М., 2011. С. 121

6. Гущин И.С., Курбачева О.М. Аллергия и аллергенспецифическая иммунотерапия. М., 2010. С. 165–69.

7. Детская аллергология / Под ред. А.А Баранова, И.И. Балаболкина. М., 2006. 688 с.

8. Ильина Н.И., Курбачева О.М., Павлова К.С. Эффективность аллергенспецифической иммунотерапии на фоне приема препарата омализумаб у пациентов с атопическими заболеваниями. Вопросы современной педиатрии. 2008;7(3):53–60.

9. Смоленов И.В., Машукова Н.Г. Первичная профилактика бронхиальной астмы у подростков. Клинические рекомендации. 2001. С. 17–21.

10. Овчаренко С.И., Акулова М.Н., Дробижев М.Ю., и др. Влияние психосоматических соотношений и расстройств личности на динамику контроля течения бронхиальной астмы. Пульмонология. 2009;3:32–5.

11. Чучалин А.Г. Тяжелые формы бронхиальной астмы. Тер. архив. 2001;3:5–9.

12. Friedman H.S., Navaratnam P., McLaughlin J. Adherence and asthma control with mometasone furoate versus fluticasone propionate in adolescents and young adults with mild asthma. J. Asthma. 2010;47(9):994–1000.

13. Gina_report_2014. www.ginasthma.org

14. Lambert N., Guiddir T,. Amat F., Just J. Pre-treatment by omalizumab allows allergen immunotherapy in children and young adults with severe allergic asthma. Pediatr. Allergy Immunol. 2014;25(8):829–32.

15. Massanari M., Nelson H., Casale T., Busse W., Kianifard F., Geba G.P., Zeldin R.K. Effect of pretreatment with omalizumab on the tolerability of specific immunotherapy in allergic asthma. J. Allergy Clin. Immunol. 2010;125(2):383–89.

16. Price D., Popov T.A., Bjermer L., Lu S., Petrovic R., Vandormael K., Mehta A., Strus J.D., Polos P.G., Philip G. Effect of montelukast for treatment of asthma in cigarette smokers. J. Allergy Clin. Immunol. 2013;131(3):763–71.

17. Thomson N.C., Chaudhuri R. Omalizumab: clinical use for the management of asthma. Clin. Med. Insights Circ. Respir. Pulm. Med. 2012;6:27–40.


Об авторах / Для корреспонденции


И.И. Исакова – к.м.н., врач аллерголог-иммунолог ФГБУ «ГНЦ “Институт иммунологии”» ФМБА России, Москва; e-mail: i.isakova@list.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа