Онкологические заболевания остаются одной из лидирующих причин смертности в мире, причем число заболевших и умирающих от онкопатологии растет ежегодно. Рост числа онкологических заболеваний связывают как с развитием цивилизации в целом, так и с ухудшением экологической обстановки, а также (частично) с развитием методов диагностики. Ранний скрининг некоторых форм онкологических заболеваний позволил снизить смертность от них в развитых странах, сохранив ее на высоком уровне в тех регионах, где отмечается относительно невысокий уровень качества оказания медицинской помощи.
Согласно данным Международного агентства по изучению рака (IARC – International Agency for Research on Cancer), ежегодно у 12 млн человек в мире диагностируется это заболевание. Примерно 66% заболевших раком умирают от него. Следует отметить, что на европейский регион приходится порядка 30% вновь заболевших и более 20% умерших. В 2012 г. на долю Российской Федерации пришлось 15% новых случаев онкологических заболеваний (522 тыс. человек) и 17% смертей от рака (300 тыс. человек) в Европе [12].
Первым противоопухолевым препаратом является Эмбихин, созданный в 1946 г. на основе иприта. За это время арсенал противоопухолевых средств существенно вырос. Они служат альтернативой радиотерапии и хирургическому лечению опухолевых заболеваний. В настоящее время наиболее часто используется классификация, основанная как на механизмах действия, так и на химической природе лекарственных веществ (табл. 1).
Противоопухолевые средства используются для химиотерапии – частичного или полного удаления опухоли из организма человека, а также для замедления процессов ее прогрессирования. Большинство препаратов имеет механизм действия, связанный с торможением процесса деления клеток, что вызывает развитие побочных эффектов в виде нарушения кроветворения, иммуносупрессии, стоматита. Выделяют различные виды химиотерапии (табл. 2). Особенностью химиотерапии является то, что успешность или неуспешность лечения во много зависит не только от опухолевого субстрата и избирательности действия противоопухолевого средства по отношению к нему, но и от состояния пациента. Любые особенности, включая сопутствующие заболевания, наследственность (например, наличие филадельфийской хромосомы), тяжесть состояния пациента, могут играть решающую роль в прогнозе эффективности химиотерапии.
Рынок противоопухолевых средств в настоящее время составляет порядка 91 млрд долл., т.е. более 9,3% от объема всего фармацевтического рынка. Это связывают с высокой распространенностью и социальной значимостью онкологических заболеваний. Между тем имеется страновая неравномерность распределения рынка: 68 млрд долл. приходится на топ-7 стран: США (более 40%), Великобританию, Италию, Испанию, Германию, Францию и Японию. Из-за экономического кризиса последних лет и отсутствия отечественных противоопухолевых препаратов в РФ продажи противоопухолевых средств выросли в рублевом эквиваленте, сократились в валютном, а также наблюдается уменьшение числа продаж. Некоторые современные химиотерапевтические средства не зарегистрированы на территории РФ, т.к. процесс регистрации занимает время и финансовые ресурсы, а перспективы развития рынка непонятны.
Следует отметить, что за последние 5–10 лет замедлился рост мирового рынка противоопухолевых средств. Последний стремительный рост был связан с препаратами для таргетной терапии, которые за последнее десятилетие увеличили свою долю на рынке с 11 до 46%. К сожалению, разработка новых препаратов требует существенных затрат по времени и средствам, что замедляет их продвижение на рынок [11, 13]. Кроме того, на рынке противоопухолевых средств фактически отсутствует конкуренция: 75% продаж распределены между 10 ведущими производителями.
Сложности с разработкой новых противоопухолевых средств вынуждают исследователей все чаще и чаще обращаться к препаратам, изученным ранее [5, 6, 10]. При этом разрабатываются методы их модификации.
С нашей точки зрения, наиболее перспективна разработка новых средств доставки противоопухолевых средств, т.к. при этом фактически необходимо изучать токсичность только носителя препарата. В качестве современных носителей используют липосомальные и полимерные формы препаратов; например, уже внедрен в практику пегилированный доксорубицин, доказавший свою эффективность в терапии рака молочной железы, что определило перспективность данного направления разработки новых лекарственных препаратов [1, 4, 7].