Clinical And Economic Components Of Symptomatic Treatment Of Acute Obstructive Bronchitis In Children In Hospital Settings


O.V. Zhukova, T.M. Konyshkina, S.V Kononov

Nizhny Novgorod State Medical Academy, Nizhny Novgorod
The structure of symptomatic treatment of acute obstructive bronchitis (AOB) in children in hospital settings was evaluated. The cost of the most common courses of symptomatic therapy was calculated. The probability of development of a variety of clinical effects of used regimens was determined. By mathematical modeling - building a \"decision tree\" - the average cost of used regimens based on the probability of occurrence of clinical effects was estimated. The average additional costs in case of development of adverse clinical effects were determined. Cost-effectiveness for the analyzed schemes symptomatic treatment of AOB was calculated.

По данным Минздравсоцразвития РФ, болезни орга­нов дыхания стабильно зани­мают в стране первое место в структуре общей заболеваемости детей и под­ростков, составляя почти 60 % общей заболеваемости детей и 50 % - под­ростков. Среди госпитализированных пациентов дети с болезнями органов дыхания составляют 35 %, причем 15 % приходятся на острые обструктивные бронхолегочные заболевания (2012).

Бронхообструктивный синдром (БОС) у детей раннего возраста уже на протяжении полувека приковывает вни­мание многих исследователей и прак­тических врачей, что связано с гетеро­генностью его генеза, трудностями диф­ференциальной диагностики и высокой частотой встречаемости. Заболевания, протекающие с БОС, встречаются у детей достаточно часто и иногда харак­теризуются тяжелым течением, сопрово­ждаясь признаками дыхательной недо­статочности. Как правило, возникая на фоне острой респираторной инфекции, БОС может быть проявлением многих патологических состояний, самыми рас­пространенными из которых следует назвать острый обструктивный бронхит (ООБ) и бронхиальную астму.

ООБ - широко распространенная болезнь, поражающая 15-20 % дет­ского населения и характеризующаяся растущим уровнем заболеваемости во всем мире. Распространенность ООБ в Европе варьируется в общей струк­туре заболеваемости от 3,7 % в Дании до 6,7 % в Швеции [1]. В различные годы он имел место в 5-40 % слу­чаев. Впоследствии у значительного числа детей раннего возраста (более чем у 50 %) на фоне острых респира­торных вирусных инфекций возможны повторные эпизоды обструктивного бронхита. Такие рецидивы обусловле­ны гиперреактивностью бронхов.

В случаях повторных (2-3 раза и более в течение года) эпизодов бронхита с БОС речь может идти о рецидивирую­щем обструктивном бронхите (РОБ). Строго говоря, термин “рецидивирую­щий бронхит” не состоятелен, посколь­ку рецидивирование обусловлено осо­бенностями не бронхита, а пациента. Поэтому важно в каждом конкретном случае устанавливать причину рецидивирования и истинный диагноз. Тем не менее этот термин иногда используется при диспансерном наблюдении боль­ных до выяснения причины рецидивирования воспаления бронхов.

Вследствие неадекватно подобран­ной, нерациональной фармакотерапии в дыхательных путях могут возникать необратимые изменения, приводящие к хроническим бронхитам и бронхиаль­ной астме, симптомы которых имеют тенденцию к неуклонному прогресси­рованию, что в свою очередь может приводить к инвалидизации пациен­та. Поэтому основная цель лечения заключается в замедлении прогрес­сирования морфологических изме­нений в дыхательных путях, преду­преждении и адекватном лечении обо­стрений и осложнений ООБ [2, 3]. В решении этих задач помимо устра­нения этиологических причин ООБ и активной иммунизации важное место занимает фармакотерапия.

Рационально подобранная патоге­нетическая и этиологическая терапия ООБ позволяет снижать риск развития тяжелых форм течения заболевания и его хронизации. В настоящее время не вызывает сомнений, что лечение БОС при острых респираторных инфекциях у детей должно проводиться с учетом этиологии заболевания и патогенеза формирования бронхиальной обструк­ции. Как известно, в генезе бронхиаль­ной обструкции у детей преобладают воспалительный отек и гиперсекреция вязкой слизи. Поэтому патогенетиче­скими и симптоматическими метода­ми терапии БОС являются противо­воспалительные, бронхолитические и муколитические препараты.

Цель настоящего исследования состояла в определении на основе дан­ных фармакоэкономического анализа оптимальной схемы симптоматиче­ской терапии ООБ.

Материал и методы

Исследование проведено путем выкопировки данных из историй болезни (2259) больных ООБ и РОБ в специально разработанные карты с последующими анализом структуры врачебных назначений, тактики врача, оценкой терапевтической эффектив­ности и расчетом затрат на лечение. Исследование проводилось в трех детских больницах Нижнего Новгорода.

Фармакоэкономический анализ заключался в оценке затрат и эффек­тивности наиболее распространен­ных схем симптоматической терапии (метод затраты-эффективность). Фармакоэпидемиологический ана­лиз был представлен количественной оценкой использования различных схем терапии пациентов с ООБ.

Для оценки затрат на анализируемые схемы симптоматической терапии был использован метод математического моделирования - построение “дерева решений”. Каждая ветвь “дерева реше­ний” заканчивается клинически значи­мым исходом (“выздоровление”, “зна­чительное улучшение”, “сохранение симптомов”, “отсутствие положитель­ной динамики”). Вероятности каждого клинического исхода исчисляются в виде десятичной дроби (в интервальной шкале от 0 до 1), в результате чего сумма вероятностей ветвей каждого порядка должна составлять единицу.

Эффективность схем терапии оце­нивали по шкале от “0” до “1”:

  • отличная (условно “1”) - “выздо­ровление” - полное исчезновение клинических симптомов;
  • хорошая (“0,5 < х < 1”) - “значи­тельное улучшение” - уменьшение клинических симптомов;
  • удовлетворительная (“0 < х < 0,5”) - “сохранение симптомов” - к 7-м суткам (средний срок лечения ООБ, согласно рекомендациям) сохраня­ются клинические симптомы;
  • неудовлетворительная (условно “0”) - отсутствие положительной динамики (проводится замена схемы лечения).

Далее рассчитывали стоимость для альтернативных схем терапии путем последовательного перемножения зна­чения вероятностей по каждой ветви сверху вниз и последующего умноже­ния полученного итогового значения вероятности на величину значимо­сти исхода, представленную в конце ветви.

Для сопоставления затрат и эффек­тивности сравниваемых курсов терапии ООБ был применен анализ затраты/эффективность. Для каждой альтернативной схемы лечения было рассчитано соотношение “затраты/ эффективность” по формуле:

СЕR = DC/E, где:

СЕR - соотношение затраты/эффективность;

DC - прямые медицинские затраты;

E - эффективность лечения.

Данные о стоимости лекарствен­ных препаратов были взяты из прайс- листа дистрибьютора фармпрепаратов “Нижегородская областная фармация” по состоянию на 01.07.2012.

Результаты исследования

В анализируемом периоде (2008­-2011) в качестве симптоматической терапии для снятия воспаления, устра­нения синдрома обструкции, кашля и хрипов у больных, госпитализирован­ных с диагнозом ООБ, использовались бронхолитики (БЛ), муколитики (МЛ) и ингаляционные глюкокортикосте­роиды (ИГКС). В тяжелых случаях назначались системные ГКС (инъекционно).

Бронхолитическая терапия проводи­лась в 100 % случаев госпитализации. Из них схема бронхолитик-муколитик использовалась 61,3 % больных, схема бронхолитик-муколитик-ИГКС - в 34,1 %. Терапия только бронхолитиком проводилась в 4,6 % случаев госпи­тализации (табл.1). Клиническую эффективность терапии ООБ оценива­ли по шкале от “0” до “1”.

Таблица 1. Частота клинических эффектов схем симптоматической терапии ООБ.

Средняя продолжительность прово­димой терапии составила 8,5 дней (8,51 ± 0,01). ИГКС назначали в среднем в течение первых трех дней госпитали­зации. При наличии положительной динамики далее проводилось лече­ние бронхолитиком и муколитиком. В отсутствие улучшения состояния ИГКС-терапия проводилась в среднем в течение 8-9 дней, а также в схему лечения добавлялись системные ГКС.

В отсутствие положительной динами­ки в течение трех дней при использова­нии в симптоматической терапии лишь бронхолитика в схему лечения добавля­лись муколитик и ИГКС (рис. 1).

Рисунок 1. Схема симптоматиеской терапии ООБ в стационарах медицинских организаций Нижнего Новгороа в 2008-2011 гг.

Бронхолитическая терапия про­ведена ингаляционными β2-адреноагонистами - ипратропия бромидом (Атровент, Boenhringer Ingelheim Pharma KG), комбинированным бронхолити­ком - ипратропия бромид/фенотерола гидробромид (Беродуал, Boenhringer Ingelheim Pharma KG). Наиболее широ­ко использовался Беродуал (92 % госпи­тализаций). Применение Атровента менее эффективно при лечении острых приступов удушья, т. к. действие дан­ного препарата наступает через 20-30 минут после ингаляции.

Атровент назначался в 8 % госпи­тализаций. Использование Атровента приходилось на детей в возрасте от 0 до 6 месяцев, что было обусловле­но отсутствием при его применении такого побочного явления, как тре­мор, которое иногда наблюдается при назначении Беродуала детям ранне­го возраста. В то же время действие Беродуала более выражено за счет воз­действия фенотерола гидробромида на β2-адренорецепторы.

Для улучшения дренажной функ­ции бронхов использовались муколитики (95,4 %). Из их числа в 11,9 % случаев был назначен бромгексин, в 85 % - амброксол (Амбробене, Ratiopharm Gmbh), в 3,1 % - ацетилцистеин (АЦЦ, Hexal AG). Из муколитиков для детей раннего возраста оптимально назначение амброксола — активного метаболита бромгексина. Сам по себе бромгексин фармаколо­гического действия не оказывает, а подвергается в печени биотрансформации, превращаясь в амброксол. У детей раннего возраста неполностью сформирована ферментативная система печени, поэтому биодоступность бромгексина может оказаться низкой либо фармакологический эффект вообще не проявится. Ν-ацетилцистеин относится к мкоактивным препаратам прямого действия, которые получили широкое распространение в педиатрической практике. Однако необходимо учитывать, что эти средства должны назначаться только при значительно повышенных пока­зателях вязкости мокроты, поскольку могут сделать секрет излишне жид­ким, вследствие чего возможен риск бронхореи. Таким образом, препараты амброксола наиболее целесообразны в терапии детей с ООБ. Они нормализу­ют реологические параметры секрета. Снижают адгезию секрета, ускоряют мукоцилиарный транспорт, оказывают противовоспалительное действие. При этом разжижение мокроты практиче­ски не сопровождается увеличением ее объема.

В качестве противовоспалительно­го средства при ООБ использовал­ся ИГКС будесонид (Пульмикорт, AstraZeneca).

Беродуал назначался в среднем по 0,5 мл (10 капель) 3 раза в сутки. Курс терапии составил 8,5 дней. Муколитик Амбробене применялся в течение 8,5 дней по 7,5 мг 2 раза в сутки. Суспензия Пульмикорта использовалась по 0,125 мг 2 раза в сутки в течение 3 дней. В случае сохранения симптомов тера­пия ИГКС продолжалась.

Наибольшие затраты связаны с кур­сом (8,5 дней) ИГКС Пульмикорт. Стоимость его составляет 200,24 руб. в расчете на одного пациента. Наименьшие затраты связаны с курсом (8,5 дней) муколитической терапии Амбробене: они составляют 30,6 руб. в расчете на 1 пациента (табл. 2).

Таблица 2. Средняя стоимость курса лекарственных препаратов, используемых в симптоматической терапии ООБ.

В ходе исследования было уста­новлено, что наиболее эффективным режимом лечения ОББ является схема бронхолитик + муколитик + ИГКС (рис. 2). Частота наступления таких положительных клинических эффек­тов, как “значительное улучшение” и “выздоровление”, наблюдалась в 99,6% случаев использования данной схемы с начала терапии. В тоже время при использовании схемы бронхолитик + муколитик такой же резуль­тат достигался в 75,9 % случаев. При использовании лишь бронхолитика положительные эффекты получены только для 8,7 % больных.

Рисунок 2. Клиническая эффективность симптоматической терапии ООБ в стационарах медицинских организаций в 2008—2011 гг.

Затраты на схему бронхолитик + муколитик + ИГКС при успеш­ном лечении составляют в среднем 267,41 руб. на 1 пациента (табл. 3).

Таблица 3. Затраты на симптоматическую терапию ООБ при положительных и отрицательных клинических эффектах.

В отсутствие положительной дина­мики от схемы бронхолитик + муколитик + ИГКС пациентам дополнитель­но назначаются новые лекарственные препараты (системные ГКС) и увели­чивается длительность использования ИГКС до 8,5 (8,54 ± 0,09) дней, что ведет к увеличению затрат на лекар­ственную терапию ООБ.

Положительные клинические эффекты при использовании данной схемы (“выздоровление” — 82,8 %, “значительное улучшение” - 16,8 %) достигаются значительно чаще по сравнению с другими используемыми схемами (в 1,3 раза по сравнению со схемой бронхолитик + муколитик и в 11,4 раза с использованием одного бронхолитика; рис. 3).

Рисунок 3. Частота положительных клинических эффектов схем симптоматической терапии ООБ и РОБ.

Для определения средней стоимости схем симптоматической терапии ООБ и РОБ с учетом всех возможных кли­нических эффектов мы использовали принцип построения “дерева реше­ний” (рис. 4).

Рисунок 4. Дерево решений определения средней стоимости схем симптоматической терапии ООБ с учетом всех возможных клинических эффектов.

Расчет средней стоимости (∑) для схем симптоматической терапии ООБ проводили по формуле (1):

∑= cost“0” х р“0” + cost “0< х < 0,5” х р“0< х < 0,5” + cost “0,5 <х < 1” х р“0,5 < х < 1” + cost“1” х р“1”.

Вероятность наступления положи­тельного клинического эффекта при использовании в лечении ООБ лишь бронхолитика низка и составляет 0,087 (“выздоровление” — 0,039, “значитель­ное улучшение” — 0,048; табл. 4).

Таблица 4. Вероятность клинического эффекта и стоимость бронхолитической терапии.

Средние затраты на терапию бронхолитиком (Беродуал) в течение 8,5 дней составили 166,13 руб. В случае отрицательного клинического эффек­та (отсутствие положительной дина­мики, сохранение симптомов) к тера­пии добавили муколитик и ИГКС. Стоимость терапии в данном случае увеличилась и составила 315,51 руб. Средняя стоимость бронхолитической терапии, согласно формуле (1), состав­ляет:

∑= 315,51 х0,223 + 315,51 х 0,689 + 166,13 х 0,048 + 166,13 х 0,039 = 302,2 руб.

Вероятность наступления положи­тельного клинического эффекта при использовании в лечении ООБ ком­бинации бронхолитика с муколитиком составляет 0,759 (“выздоровление” — 0,349, “значительное улучшение” — 0,41; табл. 5).

Таблица 5. Вероятность клинического эффекта и стоимость терапии бронхолитиком и муколитиком.

Средние затраты на терапию бронхолитиком (Беродуал) и муколитиком (Амбробене) в течение 8,5 дней составили 196,73 руб. В случае отри­цательного клинического эффекта (отсутствие положительной динами­ки, сохранение симптомов) к терапии добавляли ИГКС. Стоимость терапии в данном случае увеличилась и достигла 326,21 руб. Средняя стоимость исполь­зования в терапии ООБ и РОБ схемы бронхолитик + муколитик, согласно формуле (1), составляет:

∑= 326,21 х 0,06 + 326,21 х 0,181 + 196,73 х 0,41 + 196,73 х 0,349 = 227,96 руб.

Для схемы бронхолитик + муколитик + ИГКС вероятность положитель­ных клинических результатов при ООБ очень высока (0,996; табл. 6).

Таблица 6. Вероятность клинического эффекта и стоимость терапии бронхолитиком, муколитиком и ИГКС.

Средние затраты на терапию брон­холитиком (Беродуал), муколитиком (Амбробене) в течение 8,5 дней и ИГКС (Пульмикорт) в течение первых 3 дней составили 267,41 руб. В случае отрицательного клинического эффекта (отсутствие положительной динамики, сохранение симптомов) увеличивали длительность использования ИГКС и к терапии добавляли системный ГКС. Стоимость терапии в данном случае увеличилась и составила 428,11 руб. Средняя стоимость использования в терапии ООБ и РОБ схемы бронхолитик + муколитик + ИГКС, согласно формуле (1), составляет:

∑ = 428,11 х 0,001 + 428,11 х 0,003 + 267,41 х 0,168 + 267,41 х 0,828 = 268,05 руб.

В ходе расчетов получаем, что сред­няя стоимость терапии бронхолитиком с учетом вероятности наступле­ния положительных и отрицатель­ных клинических исходов составля­ет 302,2 руб. против 166,13 (средняя стоимость успешного курса); терапии бронхолитиком и муколитиком — 227,96 руб. против 196,73; ком­бинации бронхолитика, муколитика и ИГКС — 268,05 руб. против 267,41.

Таким образом, стоимость схемы эффективного лечения бронхолитиком и комбинацией бронхолитика с муколитиком меньше средней стои­мости лечения для этих схем с учетом всех возможных клинических эффек­тов, в т. ч. ассоциируемых с введени­ем новых лекарственных препаратов в терапию, в 1,8 и 1,2 раз соответственно (рис. 5).

Рисунок 5. Средняя стоимость курса симптоматической терапии.

Средние стоимости лечения (успеш­ного и с учетом любых клинических эффектов) с использованием схемы бронхолитик + муколитик + ИГКС (267,41 и 268,05 руб.) практически не различаются. Это объясняется высокой клинической эффективностью исполь­зования данной схемы (99,6 % положи­тельных клинических результатов).

Дополнительные затраты на лече­ние при отрицательных клинических результатах (отсутствие положитель­ной динамики, сохранение симптомов) составляют 149,38 руб. для бронхолити­ка, 129,58 — для схемы бронхолитик + муколитик и 60,7 руб. — для схемы бронхолитик + муколитик + ИГКС.

Средние дополнительные затраты при неэффективности стартовой тера­пии с учетом вероятности неудачи при использовании выбранной схемы лечения составляют для бронхолитика 287,75 руб., для схемы бронхолитик + муколитик — 78,64 и для схемы брон­холитик + муколитик + ИГКС — 1,71 руб. (рис. 6).

Рисунок 6. Дерево решений определения дополнительных затрат для схем симптоматической терапии ООБ и РОБ при отрицательных клинических эффектах.

Использование метода фармакоэкономического анализа “затраты- эффективность” позволяет устано­вить, что значение коэффициента CER для схемы бронхолитик + муколитик + ИГКС самое низкое (табл. 7).

Таблица 7. Коэффициент затраты-эффективность схем симптоматической терапии лечения ООБ.

Таким образом, использование схемы бронхолитик + муколитик + ИГКС с наименьшим значением коэффициента CER (269,13) являет­ся предпочтительным, т. к. данный терапевтический режим характе­ризуется наименьшей стоимостью единицы эффективности. Это дока­зывает экономическую целесообраз­ность применения данной схемы в лечении ООБ.


About the Autors


Zhukova O.V. – PhD in Medical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod SMA, Nizhny Novgorod
Konyshkina TM - PhD in Medical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod SMA, Nizhny Novgorod
Kononov SV - MD, Professor, Nizhny Novgorod SMA, Nizhny Novgorod


Similar Articles


Бионика Медиа