New Drugs In The Treatment Of Chronic Hepatitis C


D.T. Abdurakhmanov

The article discusses the prospects for the treatment of chronic hepatitis C (CHC) using a new class of drugs with direct antiviral action. The most promising combination is combination of protease or polymerase with pegylated interferon alpha and ribavirin; the results of phase II clinical studies show significantly increase of effectiveness of treatment of patients with CHC using such combinations. The article presents results of evaluation of efficacy of telaprevir, R7227 and R7128 in patients with CHC.
Cочетание пегилированногоинтерферона альфа (ПЭГ-ИФН) и рибавирина (РБВ)в настоящее время представляетсобой стандарт в лечении хронического гепатита (ХГС) и обеспечивает стойкий вирусологический ответ(СВО) в среднем в 50–60 % случаев.Эффективность лечения определяется главным образом генотипом HCV (40–50 % при инфицировании генотипом 1 и 70–80 % – α генотипом 2/3), атакже исходным уровнем виремии и еединамикой в ходе лечения, возрастом,расой, генетическим полиморфизмомгена IL-28B, выраженностью фиброзапечени, приверженностью пациента лечению и некоторыми другими фак-торами. Индивидуализация лечения(оптимизация длительности терапии и доз препаратов в зависимости от вышеперечисленных факторов), повышениеприверженности пациента лечению(своевременная профилактика и коррекция нежелательных явлений, психологическая поддержка) обеспечивают повышение его эффективности, нов целом почти у 40 % пациентов с ХГСпротивовирусная терапия оказывается неэффективной.
В настоящее время изучается рядпрепаратов с различным механизмомдействия (иммуномодуляторы, терапевтические вакцины, новые молекулыинтерферонов, ингибиторы репликации вируса и блокаторы проникновения вируса в клетку). Наибольшийинтерес сегодня представляют препараты с прямым противовирусным действием, которые подавляют или блокируют ключевые внутриклеточные этапы репликации вируса, преждевсего ингибиторы протеазы и полимеразы вируса.
Механизм действия ингибиторов протеазы связан с блокадой расщепления вирусного полипротеина на структурные и неструктурные компоненты,необходимые для функционированиявируса, а ингибиторов полимеразы –с нарушением репликации вирусной РНК.
Наиболее изученным к настоящемувремени ингибитором протеазы является телапревир, который проходит III фазу клинических исследований.
Телапревир (VX-750) представляетсобой производное α-кетоамида, соединенное ковалентной обратимой связью с протеазой NS3/NS4A.
В США и Европе подведены итогидвух крупных рандомизированныхисследований (PROVE-1 и PROVE-2)эффективности телапревира в различных дозах и сочетаниях с ПЭГ-ИФН альфа-2а (Пегасис) и РБВ (Копегус) у не леченных ранее больных, инфицированных генотипом 1 HCV (рис. 1) [1, 2].
Эффективность телапревира (ТПВ) в составе комбинированной терапии с ПЭГ-ИФН альфа-2а и РБВ у нелеченых больных ХГС в США (PROVE-1) и Европе (PROVE-2)
В группе больных, получавших телапревир в течение первых 12 недель в дополнение к ПЭГ-ИФН и РБВ в течение 48 или 24 недель, СВО был достоверно выше (67 и 61 % соответственно), чем при стандартной терапии ПЭГ-ИФН и РБВ в течение 48 недель (41 %). Данные исследования продемонстрировали статистически достоверное преимущество тройной терапии (телапревир + ПЭГ-ИФН + РБВ) по сравнению со стандартным режимом (ПЭГ-ИФН + рибавирин). Кроме того, использование телапревира, возможно, позволит сократить общую длительность лечения у больных с генотипом 1 вируса с 48 до 24 недель. В исследовании PROVE-2 даже 12-недельный курс тройной терапии оказался эффективнее стандартного 48-недельного курса ПЭГ-ИФН и РБВ: частота СВО составила 60 и 46 % соответственно. В то же время в группе больных, не получавших РБВ, частота СВО оказалась существенно ниже – 36 %.
Результаты применения телапревира (ТПВ) в составе комбинированной терапии с ПЭГ-ИФН альфа-2а и РБВ у больных ХГС с неэффективностью предыдущего курса лечения ПЭГ-ИФН и РБВ (PROVE-3)
Особенный интерес представляют результаты применения тройной терапии у больных с генотипом 1 HCV и неэффективностью предыдущего курса лечения ПЭГ-ИФН и РБВ (исследование PROVE-3). Результаты лечения телапревиром (в течение 12 недель) в сочетании с ПЕГ-ИФН альфа-2а и РБВ (в течение 24 недель) продемонстрировали, что СВО наблюдался у 51 % пациентов. При этом укороченный курс лечения (в течение 24 недель) по эффективности не уступал стандартному (48 недель) – 51 и 53 % соответственно (рис. 2) [3]. Таким образом, тройная терапия по эффективности (51 и 53 %) значительно превосходила повторный курс лечения ПЭГ-ИФН и РБВ (14 %) у этой категории больных.
В том же исследовании показано,что результаты лечения различалисьв зависимости от исхода предыдущейтерапии. Более высокая эффективность отмечена в группе больных срецидивом после лечения по сравнению с больными без ответа на лечение (рис. 3) [3].
Результаты применения ТПВ в составе комбинированной терапии с ПЭГ-ИФН альфа-2ф у больных ХГС в зависимости от исхода предыдущего курса лечения ПЭГ-ИФН и РБВ (PROVE-3)
В исследовании PROVE-3 анализировались результаты повторной терапии взависимости от исходной тяжести поражения печени. Было продемонстрировано, что во всех группах пациентовэффективность лечения была ниже убольных с мостовидным фиброзом или циррозом печени (рис. 4).
Результаты применения тПВ в составе комбинированной терапии с ПЭГ-ИФН альфа-2а и РБВ у больных ХГС в зависимости от исходной тяжести поражения печени (PROVE-3)
Нежелательные явления при приеме телапревира включают кожную сыпь (в 10 % случаев обусловливает преждевременное прекращение лечения), тошноту, рвоту, анемию.
Сейчас изучаются другие ингибиторы протеазы вируса, по своему строению отличающиеся от телапревира (препараты “второго поколения”), среди которых внимание привлекает R7227 (ITMN-191) – макроциклический нековалентный селективный ингибитор NS3/4А протеазы вируса.
В одном исследовании было показано, что назначение R7227 в течение14 дней больным ХГС привело к снижению уровня виремии в среднем на 3,8 log10 МЕ/мл [4].
В экспериментальных и клинических исследованиях отмечен высокий риск развития резистентных штаммов вируса при монотерапии ингибиторами протеазы. При этом, как правило, для развития резистентности достаточно формирования одной мутации, что указывает на низкий генетический барьер к резистентности, характерный для этих препаратов. Кроме того, с учетом наличия множества общих мутаций имеется большой риск развития перекрестной резистентности между препаратами [5]. Отмечено, что резистентные штаммы вируса сохраняются в течение длительного времени (месяцы, годы) после прекращения приема препарата.
Риск резистентности существенно ниже при сочетании ингибиторовпротеазы с ПЭГ-ИФН и рибавирином.Ингибиторы протеазы неэффективныу больных, инфицированных генотипом 3 вируса, вследствие исходнойгенетической резистентности этоговарианта HCV к их действию. Дляпреодоления резистентности и усиления противовирусного действия такжеобсуждается сочетание ингибиторовпротеазы с ингибиторами полимеразы вируса.
При этом выделяют две группы ингибиторов полимеразы вируса: аналоги нуклеозидов и ненуклеозидные ингибиторы полимеразы вируса. К настоящему времени наиболее изучены аналоги нуклеозидов, среди которых выделяют R7128 – аналог цитидина, встраивающийся вместо него в синтезируемую цепь РНК вируса и таким образом блокирующий ее дальнейший рост.
Препарат отличается высоким генетическим барьером к развитию резистентности и эффективен при всехгенотипах вируса. Так, в течение 14дней приема препарата не было отмечено развития резистентных штаммоввируса у больных ХГС, при этом уровень виремии снизился в среднем на2–3 log10 ME/мл [6]. Применение R7128 в дозе 1000 и 1500 мг/сут в составе комбинированной терапии с ПЭГ-ИФН альфа-2а (Пегасис) и РБВ у первичных больных с генотипом 1 вируса или больных с генотипом 2/3, не ответивших на предыдущий курс ПЭГ-ИФН и РБВ, ассоциировалось с достижением быстрого вирусологического ответа в 85–90 % случаев (рис. 5).
Частота БВО (%) при использовании RG7128 в сочетании с ПЭГ-ИФН альфа-2а и РБВ
СВО отмечен у 65 % (13/20) пациентов с генотипом 2/3 вируса, не ответивших на предыдущий курс лечения ПЭГ-ИФН и РБВ [7]. Среди нежелательных явлений, связанных с приемом R7128, были выделены головная боль, повышение температуры, слабость и тошнота.
В настоящее время проходит исследование комбинации R7128 + R7227 (INFORM-1) у больных ХГС, инфицированных генотипом 1 HCV. В течение 14 дней комбинированной терапииингибиторами протеазы и полимеразы у первичных больных, получавшихбольшие дозы препаратов, уровеньвиремии снизился на 5,1 log10 МЕ/мл,а неопределяемый уровень виремии(< 15 МЕ/мл) наблюдался в 63 % случаев. У пациентов без какого-либоответа на предыдущий курс леченияПЕГ-ИФН и РБВ (вирус сохранялся вкрови на протяжении всего предыдущего курса лечения) уровень виремииснизился в среднем на 4,9 log10 МЕ/мл,а неопределяемый уровень виремии(< 15 МЕ/мл) наблюдался в 25 % случаев. При этом в ходе лечения развития резистентных штаммов вирусаи серьезных нежелательных явленийотмечено не было [8]. Следующим этапом изучения эффективности сочетания R7128 и R7227 станет их совместное применение с ПЭГ-ИФН альфа-2аи РБВ, т. е. квадротерапия (исследование INFORM-2).
Таким образом, в течение 5–10 летмы можем ожидать существенного прогресса в лечении ХГС, связанного свнедрением в клиническую практикунового класса препаратов (STAT-C),которые напрямую подавляют репликацию вируса и действуют на определенные его мишени. В ближайшей перспективе эти препараты будут использоваться в сочетании с ПЭГ-ИФН и РБВ.При этом в большинстве клиническихисследований новые противовирусныепрепараты применяются вместе с ПЭГ-ИФН альфа-2а. Главными вопросами,связанными с применением препаратов с прямым противовирусным действием, являются профиль их безопасности и переносимость, риск развитиярезистентных штаммов вируса и увеличение стоимости лечения.


Similar Articles


Бионика Медиа