A.N.Kudrov

В настоящее время работа по повышению качества отечественных лекарственных препаратов основывается на отраслевом стандарте "Правила правильного производства. (Национальные Российские GMP)" ОСТ 42-510-98. Наиболее корректное определение GMP дается в документах EC: GMP (good manufacturing practice) - это меры по обеспечению качества продукции, гарантирующие постоянный контроль за производством продукции по стандартам качества, соответствующим её назначению [1]. Следовательно, при реализации отраслевого стандарта особого внимания заслуживают мероприятия по повышению устойчивости производственных процессов и надежности методов их контроля. Среди этих мероприятий техническое перевооружение производства является важным, но не основным направлением внедрения GMP. Не менее актуальным является совершенствование систем информационного обеспечения (трансляции и использования информации), необходимой для обеспечения качества производственного процесса. Поэтому анализ мероприятий, предусмотренных действующей нормативной документацией, и расстановка приоритетов в их осуществлении представляет практический интерес. Целью данной работы является выявление перспективных направлений деятельности фармацевтических предприятий по совершенствованию систем обеспечения качества.

Прежде всего, следует определить, что под информационным обеспечением подразумевается 1) наличие постоянно действующих систем по выполнению требований нормативной документации (ГОСТов, ОСТов, фармстатей, регламентов и т. д.) и 2) программ по проверке выполнения этих требований. Например, одним из направлений информационного обеспечения, являются подготовка персонала и его аттестация (то есть проверка качества подготовки). В действующем в настоящее время параллельно с ОСТ 42-510-98 стандарте "Производство и контроль медицинских иммунобиологических препаратов для обеспечения их качества. Good Manufacture Practice" СП 3.3.2.015-94 (также, как и в документах ЕС) большое внимание уделяется подготовке персонала. В перечисленных стандартах раздел "Персонал" следует сразу после изложения общих сведений и терминологии. В этом разделе формулируются требования к подготовке кадров. Действительно, хорошая подготовка персонала необходима на всех этапах производства: при выполнении технологических операций, при качественной эксплуатации оборудования, при обслуживании инженерных коммуникаций, зданий и помещений.

В соответствии с перечисленными выше стандартами предполагается, что на каждом предприятии фармацевтической промышленности существует система непрерывного обучения персонала. Эта система является основой информационного обеспечения производственного процесса, так как должна "транслировать" и конкретизировать требования отраслевых стандартов, методических указаний, регламентов до уровня производственных участков. Следует отметить, что подготовке и переподготовке персонала в определенной мере всегда уделялось внимание. Для этого проводятся занятия по повышению теоретической подготовки персонала и уровня владения нормативной документацией. Кроме того, персонал, прошедший обучение и аттестацию, в дальнейшей практической деятельности имеет возможность на своих рабочих местах обращаться к инструкциям и методикам для оперативного контроля своих действий.

Таким образом, информационное обеспечение производственного процесса традиционно складывается из обучения персонала и предоставления ему возможности по мере необходимости контролировать свои знания на рабочих местах. Что нового в информационном обеспечении предусматривается при внедрении GMP? Какие изменения необходимо внести в информационное обеспечение для реализации принципов GMP? Так как за последнее десятилетие появилось несколько стандартов, связанных с GMP, представляется практически важным проследить развитие требований к информационному обеспечению, начиная с самого раннего документа РД 64-125-91 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств /GMP/" до последнего ОСТа 42-510-98.

1. Все более важным компонентом обеспечения качества продукции становятся соблюдение требований гигиены. В стандарте РД 64-125-91 обращалось особое внимание на обучение персонала вопросам гигиены и микробиологии (глава 3 "Персонал"). В СП 3.3.2.015-94 содержатся аналогичные требования, причем дополнительно предписывается документировать процесс подготовки специалистов. Там же (в разделе "Персонал") регламентируется перечень инструкций по санитарии, гигиене и медицинским осмотрам, которые должны включаться в программу подготовки персонала и повышения его квалификации. Близкие по смыслу общие требования по гигиене, санитарии и состоянию здоровья персонала были сформулированы в РД 64-125-91 не столь конкретно. Разработанный взамен РД 64-125-91 отраслевой стандарт ОСТ 42-510-98 содержит в разделах 3.3 "Обучение персонала" и 3.4 "Личная гигиена персонала" дополнительные пункты, закрепляющие требование иметь на предприятии письменную программу обучения и программу по гигиене (личная гигиена, гигиена труда, использование технологической одежды).

В настоящее время мероприятия по обучению гигиене, предусмотренные СП 3.3.2.015-94 и принятые на предприятиях по производству медицинских иммуноглобулиновых препаратов, закреплены в ОСТе 42-510-98 и обязательны для всех предприятий медицинской промышленности.

2. Знания, полученные на занятиях, следует периодически восстанавливать и перепроверять в процессе производственной деятельности. Чаще всего персонал обращается к технологическим инструкциям. Поэтому на их содержание всегда обращалось и обращается особое внимание. Согласно СП 3.3.2.015-94 технологические инструкции должны быть разработаны на каждую производственную стадию в соответствии с производственным регламентом. В технологических инструкциях должны быть представлены описания процессов, меры предосторожности при производстве и хранении сырья и полупродуктов, необходимые контрольные анализы. Соответствующие технологические инструкции должны быть в каждом производственном помещении.

Хотя в ОСТ 42-510-98 подобная детализация отсутствует, но содержание технологических инструкций еще более четко регламентировано в отраслевых стандартах на разработку регламентов ОСТ 42-505-96 и ОСТ 42-1-88 (последний распространяется на регламенты производства МИБП). Помимо изложенного ранее технологическая инструкция должна содержать порядок сдачи и приемки смен, обязанности, права и ответственность, требования безопасности на данном участке и правила поведения в аварийных ситуациях. Наличие в технологической инструкции указаний по ведению первичной технологической документации повышает надежность системы контроля качества, а указаний по действиям в аварийной ситуации - надежность системы безопасности.

Качественно подготовленные технологические инструкции, наряду с инструкциями по гигиене, являются основой программы обучения.

3. Традиционная схема подготовки персонала: нормы-обучение-аттестация позволяет организовать стабильный выпуск лекарственных средств, соответствующих по показателям качества тем препаратам, которые были использованы для клинических испытаний. Другими словами, серийно выпускаемые лекарственные средства должны быть не хуже лекарственных средств, выпускаемых на этапах их разработки. Следовательно, производственное обучение было ориентировано на усвоение и использование информации, изложенной в нормативно-технической документации.

Традиционная форма занятий недостаточно функциональна как по причине разной скорости усвоения информации, так и вследствие сменного характера работы многих производственных участков предприятий медицинской промышленности. Необходимо отметить, что способность индивидуума усваивать, перерабатывать и хранить информацию определяет эффективность его работы на производственных участках, различающихся по характеру работы и объему информационной нагрузки. Следовательно, процесс обучения может помочь в выявлении индивидуальных особенностей и в оптимальной расстановке сотрудников для лучшего выполнения производственных операций.

Современные технологии обучения основываются на непрерывном анализе поступающей учебной информации, что сближает процесс обучения с производственным процессом. Поэтому, наиболее эффективной формой подготовки персонала является самостоятельная работа с инструкциями и самопроверкой по тестовым заданиям. При выполнении тестов требуется активно использовать информацию, изложенную в инструкциях. Эти же тесты могут использоваться для оценки эффективности программы обучения на "типовых" производственных участках, имеющихся на многих предприятиях (подготовка технологической посуды, лиофильное высушивание препаратов и т. п.). На схеме обозначена в виде обратной связи I возможность оптимизации программ обучения и последующей расстановки сотрудников с учетом результатов, показанных при аттестации и тестировании в ходе обучения.

4. Отраслевой стандарт ОСТ 42-510-98 вносит в систему обеспечения качества новое звено - самоинспекцию. Наряду с проверкой производства на соответствие требованиям GMP при самоинспекции следует принимать во внимание:

  • качество разработки и клинических испытаний выпускаемых препаратов;
  • соответствие технологии препарата, выпускаемого серийно, и произведенного для клинических испытаний;
  • наличие системы отзыва препаратов при получении рекламаций.

Согласно ОСТ 42-510-98 на предприятии следует иметь инструкции по самоинспекции на конкретных производственных участках. При соответствующем составе комиссии, создаваемой на предприятии, наличие инструкций позволяет организовать её работу как "учебную практику GMP". Имеется опыт разработки руководства по самоинспекции в целом [2]. Форма этого руководства - вопросник, позволяющий давать только конкретные ответы: "да" - "нет". Принципиально важно иметь систему контроля именно по типу "да" - "нет" в системе государственного инспектирования предприятий. Кажется привлекательным использовать это руководство и для инспекций на производственных участках. Однако в этом случае предпочтительнее другая форма, так как самоинспекция переносит акценты с контроля на управление качеством и этим отличается от традиционных систем контроля качества. Рассматривая систему самоинспекции как "механизм принуждения к самосовершенствованию" и формируя соответствующий состав комиссии, следует дать членам комиссии методики анализа информации:

  • почему не выполняется требование ОСТ 42-510-98;
  • к каким последствиям это может привести;
  • связан ли этот фактор (несоответствие) с работой других участков;
  • что надо сделать для устранения несоответствия.

На схеме, представленной выше, в виде обратной связи II показана роль самоинспекции в работе по корректировке производственных методик и, соответственно, по изменению программ обучения.

5. Рассмотрев задачи организации системы обучения и системы самоинспекции, можно сделать вывод о возможности их взаимопроникновения и взаимодополнения. Очевидно, что система обучения является объектом самоинспекции. В то же время, методика обучения, основанная на документированном тестировании персонала на знание НТД, предоставляет информацию о качестве НТД и позволяет подбирать персонал для работы в комиссии по самоинспекции на производственных участках. Если при разработке тестов учитывать задачи самоинспекции, то каждая аттестация сотрудников участка может дать информацию о реальном положении дел с гигиеной, санитарией и другими направлениями обеспечения качества продукции.

Подводя итоги, отметим, что не более 15-20 % случаев брака связаны с ошибками исполнителей. Остальное - это ошибки в области информационного обеспечения, ошибки руководителей. Поэтому совершенствование программ и методик обучения персонала, внедрение самоинспекции и организация их взаимодействия - наиболее важные направления совершенствования систем обеспечения качества. Создание инфраструктуры управления качеством целесообразно начинать с совершенствования информационного обеспечения.




Бионика Медиа