Основными требованиями к лекарствам, применяемым для фармакотерапии, с незапамятных времен являются эффективность и безопасность - параметры, которые в первую очередь и определяют их качество. В современных условиях на обеспечение гарантий эффективности и безопасности фармацевтических препаратов приходится львиная доля финансов, затрачиваемых на их поиск, разработку, внедрение и производство.
С самого начала своего становления в качестве суверенного государства (1991 г.) Российская Федерация включалась в прогресс совершенствования и рационализации системы обеспечения качества, т. е. эффективности и безопасности лекарств, непрерывно идущий во всем мире, прежде всего в странах с развитой фармацевтической индустрией.
За истекшие 8 лет российская контрольно-разрешительная система в сфере лекарств прошла большой путь, знала взлеты и падения, имела всеми признаваемые достижения и ряд запоминающихся неудач и ошибок, которые, к счастью, по большей мере были своевременно замечены и исправлены.
Основной причиной не всегда удачных решений является, как нам представляется, характерный для нашей страны и проявляющийся во всех областях синдром обязательного поиска "своего, национально обусловленного, особого российского пути", даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости, и в тех направлениях, которые в достаточной степени изучены общемировой практикой. В качестве иллюстрации сказанного можно сослаться на весьма свежий пример: так называемые "Российские правила GMP" содержат ряд положений, отличающих их от европейских, но, как свидетельствует недавняя дискуссия, прошедшая на страницах журнала "Новая аптека" (8,9/99), не делающих эти правила лучше.
Вместе с тем, в третье тысячелетие Российская Федерация входит с отработанной и во многом гармонизированной с мировым обществом системой обеспечения качества лекарств.
Эта система предусматривает стандартность (и контроль за ее соблюдением) всех этапов разработки, внедрения, производства, реализации (дистрибьюции) и применения лекарственных препаратов. Создание системы, а главное приобретение ею устойчивого правового статуса, стало возможным после принятия Федерального закона о лекарственных средствах (1998 г.).
На сегодняшний день система обеспечения качества лекарств фактически распадается на несколько тесно связанных друг с другом последовательных звеньев, образующих три главных блока:
- регистрация;
- производство;
- реализация (применение).
Каждый из этих блоков, в свою очередь, состоит из ряда компонентов. Например, регистрация предусматривает контроль за условиями проведения (соответствия государственным стандартам) доклинических исследований, клинических испытаний, создание нормативного документа, регламентирующего свойства будущей серийной продукции, наличие инструкции по клиническому применению и др., т. е. она (регистрация) должна обеспечивать эффективность и безопасность лекарственного средства как минимум в пределах, установленных клиническими испытаниями. Сразу следует подчеркнуть, что в России этот комплекс пока еще не полностью сформирован, так как отсутствует государственный стандарт для доклинических исследований (фактически он существует как проект, находящийся в стадии утверждения).
Осуществление эффективного функционирования контрольно-разрешительной системы находится в введении Министерства здравоохранения Российской Федерации, в структуре которого с этой целью сформирован Департамент государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники (далее Департамент государственного контроля)
Регистрация лекарственных средств
Порядок регистрации лекарственных средств в России определяется основными законами Российской Федерации ("Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" и "Закон о лекарственных средствах"), постановлениями (распоряжениями) Правительства РФ, нормативными актами Минздрава России. Последние включают: "Правила государственной регистрации лекарственных средств", "Положение о порядке проведения экспертизы эффективности и безопасности лекарственных средств", "Положение о Фармакологическом комитете", "Положение о Фармакопейном комитете", "Положение о специализированных комиссиях экспертных комитетов Минздрава России", Приказ Минздрава России от 02.07.99 г. №266 "О порядке принятия решения о разрешении клинических исследований лекарственных средств"
Зарегистрированы могут быть только те лекарственные средства, эффективность и безопасность которых гарантированы и доказаны производителем (разработчиком), что должно быть подтверждено экспертизой, предшествующей выдаче регистрационного удостоверения и внесению данного лекарственного средства (субстанции) в Государственный Реестр. Экспертизу организует Департамент государственного контроля, при котором работают Научный центр экспертизы и государственного контроля лекарственных средств (НЦ ЭГКЛС), Фармакологический комитет, Фармакопейный комитет, Комитет по этике и связанные как с НЦ ЭГКЛС, так и с общественными комитетами Специализированные комиссии.
Следует иметь в виду, что деятельность экспертных организаций в последнем квартале прошлого года была полностью реорганизована. Суть этой реорганизации сводится к перенесению основной тяжести экспертизы с общественных органов (комитетов) на государственные структуры. Такое стало возможным благодаря формированию вышеупомянутого НЦ ЭГКЛС, объединившего ранее существовавшие Российский государственный центр экспертизы лекарств, Государственный научно-исследовательский институт по стандартизации и контролю лекарственных средств, Научно-исследовательский институт традиционных методов лечения, Научно-практический центр по контролю побочных действий лекарств и ставшего их правопреемником. Подразделениями, участвующими в процессе экспертизы, стали Институт стандартизации лекарственных средств, взявший на себя экспертную работу (за рядом исключений) Фармакопейного комитета, и Институты доклинической и клинической экспертизы, частично принявшие на себя экспертные функции Фармакологического комитета.
Как и прежде существенное место в экспертизе эффективности и безопасности, предлагаемых к регистрации лекарственных средств занимают клинические испытания. В настоящее время схема прохождения документации, представляемой для проведения клинических испытаний, в значительной степени модернизирована. Материалы направляются в Департамент государственного контроля. Последний поддерживает постоянную связь с фирмой-заявителем, которая должна обеспечить страхования пациентов, принимающих участие в клинических испытаниях, Национальным этическим комитетом, контролирующим соблюдение правовых норм, наличие "информированного согласия" пациентов и др. Сама документация направляется в НЦ ЭГКЛС, который через свое подразделение - Институт клинической фармакологии - предлагает Департаменту "проект разрешения" на проведение клинических испытаний; по ряду лекарственных средств подобная экспертиза проводится в Фармакологическом комитете. Если "проект разрешения" утверждается Департаментом государственного контроля, то испытания могут быть начаты. Их проводят соответствующие (сертифицированные) клинические базы по договору с фирмой-заявителем. Таким образом, клиническая база приступает к проведению предрегистрационного клинического исследования лишь при наличии разрешения Департамента государственного контроля и договора (финансовое обеспечение работ) с фирмой-заявителем. Результаты клинических испытаний оцениваются НЦ ЭГКЛС (в ряде случаев при участии Фармакологического комитета) и являются одним из двух оснований для выдачи Регистрационного удостоверения. Второе основание - положительное заключение Института стандартизации лекарственных средств (в ряде случаев подготавливаемое при участии Фармакопейного комитета) о Нормативной документации, гарантирующей соответствие серийной продукции установленным требованиям.
Существует схема экспертизы и выдачи по ее окончании Регистрационного удостоверения имеет, с нашей точки зрения, существенный недостаток - она не предусматривает контроль качества образцов перед проведением клинических испытаний по предлагаемому Институтом стандартизации проекту нормативного документа. Без такого контроля сами клинические испытания становятся бессмысленными, поскольку их участники фактически не знают, что они испытывают ("этикетка" не гарантирует соответствие образца проекту государственного стандарта для этого лекарственного средства); кроме того, в принципе при такой ситуации не исключаются существенные отличия будущей серийной продукции от проходящих испытания образцов. Этот недостаток может быть легко устраним, так как Институт стандартизации и Лаборатория фармацевтической экспертизы ныне функционируют в рамках единого Научного центра, что позволяет легко координировать их работу.
Контроль конечного продукта
Весьма значимое место в системе обеспечения качества лекарственных средств занимает контроль конечного продукта. Следует подчеркнуть, что до недавнего времени именно это звено системы гарантирования эффективности и безопасности серийно изготавливаемых лекарств рассматривалось в нашей стране как главное, а иногда и единственное.
В Российской Федерации государственный контроль качества конечного продукта включает аналитическую работу аккредитованных (сертифицированных) лабораторий качества (их число приближается к 200), Института контроля лекарственных средств (подразделение НЦ ЭГКЛС) и созданную в течении последних полутора лет сертификационную систему.
Исторически в России (в бывшем СССР) ведущую роль в этой деятельности играли так называемые контрольно-аналитические лаборатории и организованный в 1969 г. Государственный научно-исследовательский институт по стандартизации и контролю лекарственных средств МЗ СССР. Все они действовали на основе бюджетного финансирования, и после распада Советского Союза их работа фактически прекратилась. В последующие годы делались неоднократные попытки реанимировать и оптимизировать функционирование этих учреждений, однако полного успеха они не имели. А между тем, формирование в стране рыночных отношений, возросший объем (особенно по номенклатуре) импорта, разнообразие форм собственности, разделение полномочий между федеральным центром и территориями буквально диктовали необходимость ужесточения оценки серийной лекарственной продукции.
Все это привело к внедрению с 16 апреля 1998 г. системы сертификации лекарственных средств как основного элемента государственного контроля конечного продукта. Основные положения этой системы состоят в следующем: безопасность и эффективность лекарственных средств "гарантируются изготовителем и подтверждаются при сертификации", сертификация проводится аккредитованными органами по сертификации на основании протоколов анализов, выданных аккредитованными контрольными лабораториями.
Центральными органами по сертификации лекарственных средств, принимающими участие в разработке правил процедуры аккредитации и управления, проводящими экспертизу результатов анализов, выполняемых аккредитованными контрольными лабораториями, являются Центр по сертификации лекарственных средств Минздрава России и Институт контроля лекарственных средств (подразделение НЦ ЭГКЛС). В административном подчинении региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения или фармацевтической деятельности находятся аккредитованные органы по сертификации. Задачами этих органов являются прием и рассмотрение заявок на сертификацию в данной области, а тек же выполнения ряда других функций (взаимодействие с контрольными испытательными лабораториями по вопросам сертификации, с органами управления по вопросам инспекционного контроля, ведение Реестра сертифицированных лекарственных средств и т. д.).
Контрольная лаборатория анализирует образцы лекарственных средств и по результатам испытаний оформляет официальные протоколы, которые направляет в территориальные органы по сертификации.
При сертификации зарубежных лекарственных средств используются нормативный документы фирм, утвержденные Минздравом России в процессе регистрации, а для отечественных препаратов - временные фармакопейные статьи, фармакопейные статьи и Государственная фармакопея; в ряде случаев допустимо применение зарубежных фармакопей.
Кратко изложенный порядок государственного контроля конечного продукта (сертификация) не исключает контроля за работой производителя, который реализуется путем инспектирования соответствующего предприятия. При организации НЦ ЭГКЛС было предусмотрено функционирование в рамках его структуры специального инспекционного подразделения, задачей которого является плановая (и внеплановая) проверка условий производства.
Переход от контроля качества к системе обеспечения такового на всех этапах обращения лекарственных средств, который в последнее время декларируется Департаментом государственного контроля от имени Минздрава России, к сожалению, пока еще далек от завершения. Требуется (и это планируется осуществить в самое ближайшее время) разработать и внедрить отраслевой стандарт "Правила организации доклинических исследований", жесткое следование которому обеспечит адекватность и воспроизводимость экспериментальных лекарств. Несмотря на то, что "Правила организаций клинических испытаний лекарственных средств" утверждены и внедрены, необходимо интенсифицировать обучение персонала, участвующего в их проведении, которое все еще ведется с отставанием от международных требований; кроме того, далеко не закончено лицензирование клинических баз Минздрава России, которым будет дано право (на основе лицензий) проводить клинические испытания лекарственных средств. Наконец, безусловно, обязательная активизация инспекционной работы Департамента государственного контроля, так как любые усилия по совершенствованию процедуры, оценки конечного продукта и пр. не дадут желаемого результата, если не будут систематически и от име6ни государства контролироваться условия производства (их соответствие GMP)/
Существуют и другие нерешенные вопросы, уменьшающие эффективность и ритмичность деятельности контрольно-разрешительной системы. Однако главное уже сделано, и по основным параметрам эта система гарантирует потребителю высокое качество лекарственных препаратов, а производителю - нормальные условия работы.