Modern antiretroviral therapy in children and its side effects in the practice of a dermatovenerologist


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2021.9.17-21

O.N. Pozdnyakova, S.G. Bychkov, O.B. Nemchaninova, G.S. Karpovich, T.B. Reshetnikova

Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk, Russia
The article is devoted to a review of the literature on modern antiretroviral therapy (ARVT) in children and its side effects in the practice of a dermatovenerologist. The issues of the goals of AVRT in children, indications for its prescription, classification and mechanism of action of antiretroviral drugs, and current starting regimens for HIV treatment in children are discussed. The article also addresses the classification of the side effects of ARVT in children, their features in this age category and in the practice of a dermatovenerologist.
Keywords: HIV infection, antiretroviral therapy, pediatrics, dermatovenerology, dermatoses

Введение

Главной задачей лечения ВИЧ-инфекции у детей в данное время является сохранение их здоровья для полноценной и качественной жизнедеятельности во взрослой жизни. На сегодняшний день с помощью антиретровирусной терапии (АРВТ) удается успешно подавлять репликацию вируса иммунодефицита человека, что позволяет восстанавливать резервы организма для борьбы с оппортунистическими инфекциями, тем самым улучшать качество и продлевать жизнь пациентов. Выделяют две цели АРВТ детей: первая подразумевает увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества за счет создания условий для формирования, сохранения и восстановления иммунной системы, предотвращения клинического прогрессирования заболевания; вторая включает профилактику передачи ВИЧ-инфекции в популяции [1].

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2019 г. во всем мире АРВТ получали 25,4 млн человек, живущих с ВИЧ. Это соответствует глобальному охвату АРВТ на уровне 67%. Однако, как указывает ВОЗ, необходимы дополнительные усилия для расширения масштабов лечения, особенно для детей и подростков. По состоянию на конец 2019 г. АРВТ получали только 53% детей с ВИЧ-инфекцией [2].

При этом антиретровирусные препараты, как и любые другие лекарственные средства, имеют ряд побочных эффектов, которые служат причиной неэффективности лечения и отмены терапии как взрослым, так и детям [3–5]. В практике врача-дерматовенеролога встречается широкий спектр токсических эффектов антиретровирусных препаратов для детей – от общих побочных явлений до локальных, затрагивающих кожные и слизистые покровы [6–8]. Однако работ, описывающих клинические проявления дерматозов на фоне проведения АРВТ детям, небольшое количество. Постоянное совершенствование знаний о побочных эффектах АРВТ для детей необходимо для подбора оптимальных схем терапии, прогнозирования отсроченных результатов лечения, повышения уровня приверженности приему препаратов, а также для улучшения дифференциальной диагностики полиморбидной патологии у детей с ВИЧ-инфекцией, которая может быть обусловлена как девиациями иммунитета на фоне основного заболевания, так и побочными эффектами от препаратов.

Лечение ВИЧ-инфекции у детей

В настоящее время выделяют следующие классы антиретровирусных препаратов (табл. 1): нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (НИОТ/NRTI); комбинированные НИОТ (НИОТ/NRTI); ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (ННИОТ/NNRTI); комбинированные ННИОТ/NNRTI+НИОТ/NRTI; ингибиторы протеазы (ИП/PIs); комбинированные ингибиторы протеазы (ИП/PIs); ингибиторы интегразы (ИИ/II); комбинированные ИИ/II+НИОТ/NRTI; ингибиторы слияния (фузии) (ИC/FIs); ингибиторы (блокаторы) рецепторов [9, 10].

18-1.jpg (408 KB)

Данные группы препаратов направлены на ингибирование различных ферментов ВИЧ, с их помощью удается подавлять репликацию вируса и улучшать состояние пациентов.

Согласно федеральным клиническим рекомендациям от 2017 г. «ВИЧ-инфекция у детей», к показаниям к безотлагательному началу АРВТ детей на сегодняшний день относятся:

1. Возраст до 3 лет.

2. Стадии Российской классификации 2В, 4А, 4Б, 4В, 5.

3. Уровень СD4 у детей 3–5 лет не более 750 клеток/мл, или не более 25%; у детей 5 лет и старше – не более 350 клеток/мл.

4. Уровень вирусной нагрузки ВИЧ в крови свыше 100 тыс. копий/мл.

5. Наличие таких сопутствующих заболеваний, как активный туберкулез; хронический вирусный гепатит С у детей 3 лет и старше; хронический вирусный гепатит В (если показано его лечение); заболевания, требующие длительного применения иммуносупрессивной терапии (лучевая терапия, кортикостероидные гормоны, цитостатики).

Кроме того, АРВТ пациентам подросткового возраста назначается по следующим дополнительным показаниям: беременность; с противоэпидемической целью инфицированному ВИЧ-партнеру в дискордантной паре; ВИЧ-инфицированному подростку с рисками горизонтальной передачи ВИЧ [1].

Для лечения ВИЧ-инфекции у детей стартовая схема терапии состоит из двух НИОТ и третьего препарата другого класса: один ННИОТ, или один ИП, или один ИИ (табл. 2).

Побочные эффекты АРВТ у детей

Побочные эффекты АРВТ делятся на немедленные (возникают сразу после начала приема препарата), ранние (развиваются в первые дни или недели лечения) и отдаленные (появляются спустя несколько месяцев или даже лет). По степени тяжести токсические реакции разделяют на легкие, средние, тяжелые и угрожающие жизни. Одно патологическое состояние может быть характерно как для отдельного антиретровирусного лекарственного средства, так и для всего класса этих препаратов [11].

По данным многочисленных авторов, АРВТ детей имеет широкий диапазон побочных эффектов – от легкой непереносимости, которая может исчезать самостоятельно, до угрожающих жизни состояний [12–14]. Однако установить причину той или иной патологии у ВИЧ-инфицированных пациентов, принимающих АРВТ, порой бывает достаточно затруднительно. Это связано с необходимостью дифференцировать истинные побочные эффекты АРТВ с токсическими проявлениями терапии сопутствующих заболеваний (например, токсикодермия на фоне приема амфотерицина В при лечении аспергиллеза легких), болезнями на фоне девиации иммунитета (себорейный дерматит). У детей проблема побочных эффектов АРВТ изучена недостаточно ввиду ограниченного количества исследований, тем не менее имеющиеся данные говорят о соответствии количества токсических реакций детей и взрослых [15]. Однако одни проявления со стороны детей встречаются реже, чем у взрослых (например, гепатотоксическое действие невирапина у детей отмечается редко), а другие, наоборот, у детей встречаются чаще (например, вызванная эфавирензем сыпь или нарушения минерализации костей при приеме тенофовира) [11].

Условно все побочные эффекты АРВТ у детей можно разделить на пять групп (табл. 3): угнетение кроветворения (анемия, нейтропения, тромбоцитопения), токсическое действие на митохондрии (лактацидоз, гепатотоксичность, панкреатит и периферическая нейропатия), метаболические нарушения (липодистрофия, гиперлипидемия, гипергликемия-, инсулинорезистентность, сахарный диабет), аллергические реакции (включают кожные проявления и реакции гиперчувствительности) и гепатотоксичность невирапина.

19-1.jpg (204 KB)

Угнетение кроветворения чаще всего вызывает зидовудин, что проявляется в виде анемии, нейтропении, реже – тромбоцитопении. Анемия в свою очередь служит причиной поражения кожи и ее придатков в виде бледности кожных покровов, ксероза, диффузной телогеновой алопеции, ангулярного хейлита и ониходистрофий. Тромбоцитопения может проявляться на коже в виде геморрагических пятен (петехий, пурпуры и экхимозов).

Токсическое воздействие на митохондрии наиболее часто оказывают НИОТ, при этом существует иерархия клеточной токсичности данной группы препаратов [16, 17]. Наиболее часто побочные эффекты регистрируются при приеме ставудина и диданозина, затем зидовудина и в наименьшей степени – ламивудина, абакавира и тенофовира. Гепатотоксичность, вызванная данными препаратами, служит причиной классических внепеченочных «знаков»: телеангиоэктазий, пальмарной эритемы («печеночные ладони»), ониходистрофий («белые ногти»), печеночноклеточной желтухи и других неспецифических дерматозов [18, 19]. Также отдельно стоит отметить токсическое воздействие на печень невирапина и, согласно инструкции по применению, не назначать данный препарат пациентам с печеночной недостаточностью и лекарственными средствами, угнетающими цитохром P-450.

При панкреатите возможно появление панкреатического панникулита, обусловленного воздействием ферментов поджелудочной железы на подкожно-жировую клетчатку [20].

Метаболические нарушения встречаются в первую очередь при приеме ставудина и ингибиторов протеаз, реже – других НИОТ [21]. Истончение подкожно-жировой клетчатки в области лица, конечностей и ягодиц вызывают НИОТ, а накопление жиров (висцеральный жир, гинекомастия, «горб буйвола») – ингибиторы протеазы [22, 23]. При этом любая липодистрофия у детей ведет к формированию в дальнейшем метаболического синдрома (инсулинорезистентность, ожирение, гипертония, дислепидемия), а впоследствии и сахарного диабета 2 типа с поражением почек, сердечно-сосудистой системы, сетчатки, периферической нервной системы и кожи. У детей патология кожи, ассоциированная с метаболическими, васкулярными, неврологическими или иммунными нарушениями, чаще всего проявляется черным акантозом, эруптивными ксантомами, кожными инфекциями (бактериальными, грибковыми, смешанными) [24].

Аллергические побочные эффекты у детей включают кожные проявления и реакции гиперчувствительности. Их чаще вызывают ННИОТ, а также некоторые НИОТ, в частности абакавир [25]. Симптомы могут появиться в любое время, наиболее часто в первые 6 недель, при этом исчезают через 24–48 часов после отмены препарата. После возобновления приема побочные эффекты могут включать анафилаксию, гипотензию, печеночную, почечную или дыхательную недостаточность, вплоть до гибели пациента. В связи с этим возобновление приема абакавира при установленных анамнестически аллергических реакциях на данный препарат противопоказано [26]. Согласно инструкции по применению многих ННИОТ, со стороны кожи и подкожно-жировой клетчатки часто регистрируется клиническая симптоматика аллергической «сыпи» (12,5%), нечасто – синдром Стивенса–Джонсона, токсический эпидермальный некролиз (возможен летальный исход с частотой 0,2%), ангионевротический отек, крапивница.

Заключение

На сегодняшний день существует множество антиретровирусных препаратов, способных влиять на различные этапы патогенеза ВИЧ у детей, тем самым удается снизить вирусную репликацию и улучшить качество жизни маленьких пациентов. Однако данные препараты обладают побочными эффектами, проявляющимися поражением кожи и слизистых оболочек.

Все дерматозы, возникающие на фоне приема АРВТ у детей можно разделить на болезни кожи в результате угнетения кроветворения, гепатотоксичности, нарушений в работе поджелудочной железы, метаболических нарушений (сахарный диабет 2 типа) и аллергические реакции.

Вклад авторов. Концепция литературного обзора – О.Н. Позднякова. Написание текста – С.Г. Бычков. Редактирование – О.Б. Немчанинова, Т.Б. Решетникова. Анализ литературных данных – Г.С. Карпович.


About the Autors


Corresponding author: Stanislav G. Bychkov, Resident of the Department of Dermatovenereology and Cosmetology, Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk, Russia; Stasbychkov9409@mail.ru
Address: 52 Krasny Prospekt, Novosibirsk 630091, Russian Federation


Бионика Медиа