The effectiveness of the use of vitamin-mineral complex Pregnacare Plus during pregnancy


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2019.6.74-78

A.S. Kalugina (1), O.N. Bespalova (2), I.V. Kovaleva (1), M.O. Bakleicheva (2)

1) OOO AVA-PETER, St. Petersburg, Russia; 2) D.O. Ott Research Institute of Obstetrics, Gynecology and Reproductive Medicine, St. Petersburg, Russia

Background. The body’s need for vitamins and trace elements during pregnancy increases significantly. Insufficient intake of vitamins, macro-and micronutrients can lead to the development of hypovitaminosis in a mother. A prerequisite for the physiological course of pregnancy is a constant intake of vitamin and mineral preparations. Objective. Evaluation and comparison of the effectiveness of the use of the vitamin-mineral complex Pregnacare Plus (VMC) and biologically active dietary supplements Femibion II (BADS) at all stages of pregnancy. Methods. A prospective study included 49 pregnant women, which were divided into 2 groups: 1st group (n=24) received Pregnacare Plus, 2nd group (n=25) – BADS Femibion II. Results. VMC has shown its effectiveness when used in continuous mode throughout pregnancy. So, it was found that there was a positive dynamics of an increase in the vitamin D content in the mother’s blood against the background of its application. The risk of threatened miscarriage in the first trimester in women of the 1st group was reduced almost by 3 times in comparison to the group with the use of BADS. Conclusion. Thus, the use of VMC Pregnacare Plus contributes to the normal physiological course of pregnancy throughout the entire period of gestation, which is the key to the birth of a healthy baby.


For citations: Kalugina A.S., Bespalova O.N., Kovaleva I.V., Bakleicheva M.O. The effectiveness of the use of vitamin-mineral complex Pregnacare Plus during pregnancy. Farmateka. 2019;26(6):74–78. (in Russian). DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2019.6.74-78 

Введение

Здоровье всей нации – залог процветания любой страны, оно зависит как от здорового образа жизни в целом, так и от профилактики болезней в частности. А здоровье каждого человека закладывается еще до рождения – внутриутробно.

Инновационный подход к улучшению здоровья населения включает 4П-медицина. В ее основе лежат четыре основополагающих принципа: персонализация, предикция, превентивность и партисипативность [1–4]. Благодаря многочисленным научным открытиям в сферах биоинформатики, транскриптомики, генетики и ряда других дисциплин реализация принципов 4П-медицины стала возможной в повседневной практике [5].

Во время гестации главную роль играет третий принцип 4П-медицины – превентивность. Только следуя данному принципу, проспективно возможно профилактировать осложнения беременности и формировать рождение здорового поколения в будущем.

Известно, что потребность организма женщины в витаминах и микроэлементах во время беременности значительно возрастает. Витамины – это не лекарства, а незаменимые пищевые вещества. Большинство известных витаминов входит в состав ферментов, которые состоят из двух частей: крупномолекулярной белковой части – апофермента, и низкомолекулярной, небольшой по размерам небелковой части, т.н. кофермента, или простетической группы. Максимальное количество витаминов, которое потребляет организм, генетически детерминировано. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, важную роль в обеспечении будущего здоровья ребенка и его умственного развития играют молодой возраст родителей при зачатии ребенка (20–30 лет), здоровый образ жизни матери до и во время беременности, полноценное витаминизированное питание, обогащенное микроэлементами, эссенциальными полиненасыщенными жирными кислотами [6].

Недостаточное поступление витаминов, макро- и микроэлементов матери может приводить к развитию гиповитаминоза. Витаминодефицит среди беременных сохраняется во всем мире. Он создает неблагоприятный фон для течения беременности, родов, приводит к нарушению процесса формирования плаценты, к повышению риска развития патологических состояний и заболеваний у новорожденного [7]. Гиповитаминоз достаточно распространен при беременности у женщин.

Течение и исход беременности во многом зависят от сбалансированности рациона матери и доступности питательных веществ для плода. Поступление витаминов в организм беременной женщины происходит в основном с пищей. Однако витамины содержатся в продуктах питания в ограниченных количествах, кроме этого часть из них разрушается в процессе кулинарной обработки и хранения пищи. В природе не существует продуктов, в которых присутствуют все необходимые организму человека витамины; ряд из них также может синтезироваться в процессе обмена веществ в организме, но эндогенный синтез витаминов незначителен и не играет существенной роли [8, 9]. Беременной женщине необходимо серьезно следить за своим питанием, т.к. неполноценная диета может приводить к недостаточному поступлению микронутриентов к плоду, что в свою очередь может служить фоном для развития инсулинорезистентности, эндокринных нарушений, сердечно-сосудистых заболеваний у будущего поколения.

К основным правилам питания женщин в период беременности относится полное удовлетворение физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, в т.ч. аминокислотах, жирных кислотах, витаминах, минеральных солях, микроэлементах, что может быть достигнуто двумя путями:

1. При поступлении с пищей, что обеспечивает:

  • энергию для роста плода, формирование и рост плаценты, перестройку метаболических процессов в организме женщины;
  • белок для роста плода, плаценты, матки, грудных желез;
  • кальций и железо, необходимые для кальцификации скелета плода и формирования депо железа в организме матери и новорожденного;
  • растительные волокна, необходимые для перистальтики кишечника.

2. При дополнительном приеме витаминно-минеральных препаратов с максимальным учетом индивидуальных потребностей женщин.

На территории Российской Федерации зарегистрирована масса витаминных продуктов в виде лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище, которые существенно различаются по качественному и количественному составу и по форме выпуска [7].

Существует три поколения витаминных препаратов. Первое поколение: моноформы (например, фолиевая или аскорбиновая кислота); второе поколение: комплекс витамеров (например, витамеры витамина В9 – фолиевая кислота, тетрагидрофолат; витамеры витамина С – аскорбиновая кислота в комплексе с аскорбатом кальция); третье поколение – комплексы витаминов с микроэлементами и витаминоподобными веществами, другими эссенциальными микронутриентами [10]. Применение третьего поколения витаминных препаратов предпочтительнее и актуальнее, т.к. данные комплексы витаминов сбалансированы и лучше подходят для ежедневного приема. В основном они содержат полный набор витаминов в количестве, соответствующем суточной потребности. Все витамины, входящие в их состав, полностью идентичны натуральным, присутствующим в пищевых продуктах, как по химической структуре, так и по биологической активности [12–14]. Мнение, будто выпускаемые промышленностью витамины усваиваются организмом хуже, чем натуральные, неверно. Кроме того, усвоение витаминов из препаратов зачастую выше, чем из продуктов, в которых они находятся в связанной форме. Например, фолиевая кислота, содержащаяся в пищевых продуктах, усваивается в среднем в 2 раза хуже, чем чистый препарат этого витамина. Усвоение витамина В6 из продуктов питания растительного происхождения составляет от 5 до 75% [15–20].

Основные принципы современной витаминотерапии, которые остаются неизменными в XXI в.:

  1. Период подготовки к зачатию требует назначения витаминно-минеральных комплексов (ВМК), т.к. именно этот период задает оптимальную программу развития будущего ребенка.
  2. Необходимо принимать ВМК постоянно на протяжении всей беременности, а также в период кормления грудью.
  3. При подборе ВМК следует учитывать особенности рациона питания беременной и кормящей женщины для исключения поступления в организм избыточных количеств витаминов (в первую очередь кумулятивных) и минералов.

С учетом вышесказанного предпочтение следует отдавать оптимально сбалансированным препаратам [11, 12].

Прием ВМК, содержащих физиологические дозы витаминов и микроэлементов, нельзя рассматривать в качестве медикаментозного вмешательства. ВМК содержат витамины, макро- и микроэлементы в дозах, близких к физиологической потребности организма. Витамины в этих дозах не являются лекарством, а обеспечивают витаминную полноценность рациона, снижая риск развития гиповитаминоза. Профилактика витаминной недостаточности у беременных женщин направлена на обеспечение полного соответствия между потребностями в витаминах и их поступлением с пищей. Достоинство ВМК в том, что они содержат все необходимые витамины и микроэлементы в достаточном количестве.

Таким образом, обязательным условием физиологического протекания беременности является постоянный прием витаминно-минеральных препаратов.

Целью работы стала сравнительная оценка эффективности ВМК (Прегнакеа Плюс) и биологически активной добавки (БАД) Фемибион II на всех этапах беременности.

Методы

В исследование были включены 49 беременных, наблюдавшихся в течение всего периода гестации и принимавших ВМК Прегнакеа Плюс с установки факта беременности до родов. Критерии включения: одноплодная беременность, прием ВМК. Из исследования были исключены женщины с дефицитом массы тела, избыточной массой тела и ожирением, с никотиновой интоксикацией во время гестации, без дополнительной витаминно-минеральной поддержки.

Все пациентки были распределены в две группы:

  • в 1-й группе (n=24) использовали сбалансированный ВМК Прегнакеа Плюс, содержащий комплекс витаминов и минералов в составе таблетки, а также Омега-3 в составе капсулы [12] по 1 капсуле и 1 таблетке ежедневно;
  • во 2-й группе (n=25) использовали БАД Фемибион II по 1 таблетке ежедневно (табл. 1).

Пациентки обеих групп были сопоставимыми по возрасту, индексу массы тела, частоте невынашивания беременности и бесплодия в анамнезе. Экстрагенитальная патология встречалась практически у 90% женщин в обеих группах и включала в основном заболевания органов дыхания и мочевыделительной системы. В 1-й и 2-й группах у большинства беременных был отягощенный гинекологический анамнез (воспалительные заболевания органов малого таза и урогенитальная инфекция). Интервал между предыдущей беременностью/родами и настоящей беременностью составил от 2 до 10 лет (табл. 2).

Критерии эффективности применения данных препаратов: частота акушерской патологии в I, II и III триместрах беременности (угроза прерывания беременности, преэклампсия, плацентарная недостаточность, анемии).

Полученные данные оценивались методами вариационной статистики с использованием пакета программ Microsoft Excel (2010). Для вычисления и сравнения средних величин цифровых данных, а также для оценки достоверности полученных результатов пользовались методами оценки разности между долями, анализа средних тенденций (t-критерий Стьюдента), корреляционным анализом. Различия между двумя средними величинами считали достоверными при p<0,05.

Результаты

Все пациентки наблюдались на протяжении всего срока гестации: с момента постановки на учет в женской консультации (5–6 недель) до родов. В I, II, III триместрах у всех беременных контролировали уровни витамина D, фибриногена, гемоглобина, печеночных ферментов, гомоцистеина в сыворотке крови в рамках рутинного наблюдения за беременными.

Недостаток витамина D (<30 нг/мл) преобладал среди беременных в обеих группах (58,3 и 76,0% соответственно). В группе приема ВМК отмечена положительная динамика прироста содержания витамина D в крови матери благодаря наличию 400 МЕ (10 мкг) витамина D3 в каждой таблетке (табл. 3).

Среди акушерских осложнений в I и II триместрах угрожающий выкидыш в 3 раза реже наблюдался в группе пациенток, принимавших ВМК Прегнакеа Плюс, чем у женщин, принимавших БАД (табл. 4). При использовании ВМК Прегнакеа Плюс в течение всей беременности преэклампсия развивалась практически в 2 раза реже, чем при приеме БАД, что подтверждено статистически (табл. 4).

В обеих группах статистически не различались способ родоразрешения, масса тела и состояние новорожденных по шкале Апгар. Однако отмечено, что в группе, где применяли ВМК Прегнакеа Плюс, все женщины родили на доношенном сроке, тогда как во 2-й группе были одни преждевременные роды.

Обсуждение

Таким образом, постоянный прием ВМК Прегнакеа Плюс на всем протяжении беременности снижает риск возникновения акушерской патологии. Входящие в состав ВМК 19 компонентов снижают риск развития плацентарной недостаточности, преэклампсии, самопроизвольного прерывания беременности в I, II и III триместрах. ВМК отвечает основным принципам клинической фармакологии, безопасности и эффективности. Так, содержание фолиевой кислоты, йода, витамина Е, витамина К, витамина D позволяет профилактировать угрозу прерывания беременности в I, II и III триместрах. Доказано, что витамин К принимает участие в регуляции гемостаза, предотвращает развитие отслоек эмбриона и как следствие – самопроизвольных выкидышей. Известно, что витамин D может выступать в качестве иммунного регулятора во время имплантации. В ранние сроки беременности трофобласт одновременно синтезирует и отвечает на воздействие витамина D, который оказывает местную противовоспалительную реакцию и параллельно индуцирует рост децидуальной ткани для успешной беременности. Таким образом, достаточное потребление витамина D имеет большое значение для успешного зачатия, пролонгирования беременности, а также для здоровья плода и новорожденного.

Прием фолиевой кислоты во время беременности снижает частоту врожденных пороков развития плода с одной стороны, с другой – стимулирует образование нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), которые служат основой всех клеток организма.

Преимуществом формулы ВМК Прегнакеа Плюс является, наличие железа в дозе 17 мг, что полностью обеспечивает рекомендуемую суточную потребность организма и снижает риск дефицита железа при беременности и развития анемии.

Прегнакеа Плюс содержит магний в дозировке 150 мг, который способствует успешной имплантации плода и влияет на правильное формирование плаценты. Известно, что недостаток магния сопряжен с широким спектром осложнений беременности и родов. Снижение уровня магния ведет к росту тонуса миометрия и лежит в основе преждевременных родов. Нарушению гомеостаза магния придается особое место в патогенезе преэклампсии и эклампсии, снижение его уровня при этом показана в работе L. Kovacs и B. Molnar. Авторы отмечали снижение частоты преждевременных родов, задержки внутриутробного развития плода, преэкламспсии в группе женщин, принимавших магний [21]. Магний – универсальный регулятор многих физиологических и биологических процессов организма и является одним из важнейших биоэлементов, имеющих принципиальное значение для поддержания метаболических функций. Этот элемент стабилизирует фибринолиз, угнетает выработку и поступление катехоламидов из депо, блокирует рецепторы к ним, тем самым улучшая перфузию тканей, в т.ч. и маточно-плацентарного кровотока.

Омега-3 ПНЖК – эйкозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты (ЭПГ и ДГК), являются незаменимыми жирными кислотами, поскольку они не синтезируются в организме человека. ЭПГ и ДГК оказывают существенное влияние на систему гемостаза: способствуют снижению вязкости крови, торможению процесса тромбообразования, а также потенцируют деструкцию холестериновых бляшек кровеносных сосудов. Омега-3 поглощаются мембранами нейронов, обеспечивают передачу импульсов между ними и улучшают функционирование рецепторов, расположенных на мембранах нейронов. Омега-3 ПНЖК играют важную роль в нейрогенезе, нейротрансмиссии, защите от окислительного стресса и нейропротекции [22]. Именно поэтому омега-3 ПНЖК крайне необходимы для развития мозга плода. Прегнакеа Плюс содержит: 300 мг высокоочищенного рыбьего жира, что соответствует рекомендациям ВОЗ (1999, 2000), а также международной организации по изучению жирных кислот и липидов. В данном витаминно-минеральном комплексе присутствует рекомендуемое профилактическое соотношение ДГК к ЭПК (1:5). Широкий спектр физиологических эффектов омега-3 ПНЖК в организме обусловлен тем, что ПНЖК метаболизируются до важных сигнальных молекул – эйкозаноидов и докозаноидов. Эйкозаноиды – обширная группа биологически активных соединений, включающая простагландины (ПГ) и лейкотриены (ЛТ). Эйкозаноиды осуществляют контроль над физиологическими системами тела, регулируя, главным образом, процессы воспаления, иммунного ответа и передачи сигнала в нервной системе. Важным механизмом действия омега-3 ПНЖК при невынашивании беременности инфекционного генеза является уменьшение воспаления через снижение синтеза ПГ, тромбоксанов (Тх) и ЛТ [23, 24]. Докозаноиды в отличие от эйкозаноидов немногочисленны. Область их действия включает активацию противовоспалительных и нейропротективных реакций, что так необходимо на всех этапах беременности [25].

Заключение

Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ВМК Прегнакеа Плюс для широкого использования на протяжении всего срока гестации с целью нормального физиологического течения беременности.


About the Autors


Corresponding author: Alla S. Kalugina, MD, Professor, Deputy Chief Doctor for Reproductive Medicine, Obstetrician-Gynecologist of the highest qualification category, AVA-PETER, St. Petersburg; e-mail: Kalugina-as@avaclinic.ru
Address: 4-1, Ilyushina Street, St. Petersburg 197372, Russian Federation


Similar Articles


Бионика Медиа