ARRANGEMENTS FOR THE USE OF RECOURSES OF THE COMPULSORY MEDICAL INSURANCE FUND FOR OBTAINING ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION BY MEDICAL AND PHARMACEUTICAL SPECIALISTS


A.N. Pischita

FSBEI FPE “Russian Medical Academy of Continuing Professional Education” of RMH, Moscow
Due to the transition of additional professional education to the system of continuous medical education, new methods and forms of training have been introduced into the practice of professional development of medical and pharmaceutical specialists. In addition, the employer now has new opportunities to fund training programs for specialists. The rights of medical and pharmaceutical workers to the choice of educational programs for additional professional education and an educational organization have been expanded. The article considers the new possibilities of system of continuous medical education in the Russian public health service.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в рамках системы непрерывного медицинского образования осуществляется путем обучения медицинских работников по профессиональным программам:

  1. программы повышения квалификации;
  2. программы профессиональной переподготовки;
  3. ассистентура-стажировка.

Новацией в системе ДПОП является подготовка медицинских работников по программе ассистентуры-стажировки. Особенности такой подготовки будут рассмотрены ниже.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Повышение квалификации медицинских работников

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает следующие виды обучения:

  1. краткосрочное тематическое обучение (не менее 72 часов) по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов;
  2. тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  3. длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации (свыше 100 часов) для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

2. Профессиональная переподготовка медицинских работников

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Направление профессиональной переподготовки медицинского работника определяется заказчиком (медицинской организацией) по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в т.ч. с учетом международных требований и стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП).

К освоению ДПОП допускаются:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения, иными юридическими и физическими лицами.

Обучение по ДПОП осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в т.ч. посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

ДПОП может реализовываться в формах, предусмотренных федеральным законом № 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки. Формы обучения и сроки освоения ДПОП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

3. Ассистентура-стажировка медицинских работников

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. Такое требование объясняется спецификой медицинской и фармацевтической деятельности, в обязательном порядке требующей наличия базового профессионального образования.

Организация ассистентуры-стажировки осуществляется в соответствии с Порядком участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и ДПОП оказания медицинской помощи гражданам и фармацевтической деятельности, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 585н от 22.08.2013, согласно которому к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются медицинские и фармацевтические работники:

  • успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку;
  • имеющие практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в т.ч. приобретенные на моделях (симуляторах) профессиональной деятельности, и (или) в фармацевтической деятельности;
  • прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры в порядке, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» № 302н от 12.04.2011.

Участие обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам или в фармацевтической деятельности допускается при соблюдении следующих условий:

  1. наличие информированного добровольного согласия самого пациента или его законного представителя (для отдельных категорий граждан) на участие в учебно-педагогическом процессе в период получения медицинской помощи;
  2. наличие согласия самого пациента или его законного представителя (для отдельных категорий граждан) на предоставление доступа к персональным данным пациента медицинских работников, не являющихся сотрудниками данной медицинской организации, проходящих обучение по программе ассистентуры-стажировки;
  3. наличие письменного обязательства о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии в процессе прохождения ассистентуры-стажировки, подписанного обучаемым медицинским работником.

Организация ассистентуры-стажировки осуществляется образовательными организациями с учетом следующих принципов:

  • стажировка носит индивидуальный характер;
  • стажировка предусматривает индивидуальный учет и контроль выполненной работы;
  • стажировка предусматривает групповые или индивидуальные консультации;
  • условием организации стажировки является близость программы стажировки к профессиональным функциям работника.

К основной задаче ассистентуры-стажировки относится формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.

Ассистентура-стажировка осуществляется в целях:

  • изучения передового опыта;
  • приобретения профессиональных навыков;
  • приобретения организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Ассистентура-стажировка может быть как самостоятельным видом ДПО, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Стажировка специалистов может проводиться как на территории Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти.

Продолжительность ассистентуры-стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, на базе которого она проводится.

В случае если образовательная программа реализуется полностью в форме ассистентуры-стажировки, работникам, успешно освоившим программу стажировки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

Обучение по программам ДПО осуществляется в образовательных и научных организациях, а также иных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПО, в целях непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинских работников, а также постоянного повышения их профессионального уровня и расширение квалификации.

Обучение осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого с работником и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимися оплатить обучение работника.

Работодатель (медицинская или фармацевтическая организация) реализует свою обязанность по обеспечению профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, предусмотренную частью 8 пункта 1 статьи 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», № 323-ФЗ», за счет:

  1. средств обязательного медицинского страхования ОМС, предусмотренных на указанные цели;
  2. средств от приносящей доход деятельности;
  3. средств из иных источников, предусмотренных законодательством РФ, на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Рассмотрим возможности использования работодателем средств ОМС и права медицинских работников на выбор программ обучения и образовательных организаций для получения ДПО.

Порядок использования средств фонда ОМС для обучения медицинских работников по программам ДПО осуществляется следующим образом.

Заключение соглашения территориального фонда ОМС с медицинской организацией о финансовом обеспечении ДПО медицинских работников по программам повышения квалификации реализуется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении типовой формы и порядка заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», №354н, от 06.06.2016.

Территориальный фонд ОМС ежегодно направляет в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья сведения о сумме средств, возвращенных медицинскими организациями в территориальный фонд ОМС и предназначенных для финансового обеспечения ДПО медицинских работников по программам повышения квалификации.

Орган исполнительной власти информирует работодателя (медицинские или фармацевтические организации) о сумме средств, которая может быть использована на обучение медицинских работников из средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС.

После получения данной информации работодатель проводит отбор медицинских работников для обучения в порядке, устанавливаемом локальным нормативным актом медицинской организации, формирует и направляет в орган исполнительной власти список работников, обучение которых планируется с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда в текущем финансовом году.

На основании списков работодателей орган исполнительной власти формирует окончательный список работников, обучение которых планируется с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС в текущем финансовом году.

Информация о включении работника в итоговый список направляется органом исполнительной власти работодателю. После подтверждения включения работника в итоговый список работодатель заключает договор об образовании на обучение по ДПОП с образовательной организацией в установленном законом порядке [1]. Работодатель не позднее 5 календарных дней от даты заключения указанного договора направляет его в орган исполнительной власти и территориальный фонд.

Порядок использования средств фонда ОМС на обучение в рамках системы непрерывного образования медицинских работников, замещающих должности в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере ОМС, реализуется в соответствии с положениями Приказа Министерства здравоохранения РФ, № 575н, от 04.08.2016.

Работник, прошедший отбор, самостоятельно осуществляет выбор образовательной программы и предоставляет работодателю заявление о направлении на обучение с указанием выбранных им наименований образовательной организации и образовательной программы.

Выбор образовательной программы и образовательной организации осуществляется медицинским работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее интернет-портал НМФО) из списка образовательных программ, размешенных на интернет-портале, направленных на освоение знаний и приобретение умений и навыков для оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС на текущий финансовый год.

Для осуществления выбора образовательной программы и образовательной организации медицинский работник должен:

  • зарегистрироваться на интернет-портале НМФО;
  • создать индивидуальный цикл обучения по выбранной специальности для допуска к аккредитации;
  • выбрать цикл по программе повышения квалификации;
  • сформировать, распечатать и собственноручно подписать предварительную заявку на выбранный цикл;
  • согласовать предварительную заявку с работодателем (руководителем медицинской или фармацевтической организации);
  • направить согласованную заявку на цикл в выбранную образовательную организацию любым из перечисленных способов: по почте, электронной почте, факсу или лично;
  • получить из образовательной организации путевку на обучение и договор на оказание платных образовательных услуг (при обучении на договорной основе);
  • подписать у работодателя договор на оказание платных образовательных услуг от образовательной организации (при обучении на договорной основе);
  • предоставить работодателю заявление о направлении на ДПО по программе повышения квалификации в выбранную им образовательную организацию [2] с приложением предварительной заявки, распечатанной на бумажном носителе.

Для обеспечения реализации права медицинских работников на выбор программы обучения на интернет-портале НМФО в обязательном порядке должна быть размещена следующая информация об образовательной программе:

  • наименование программы;
  • продолжительность и форма ее реализации;
  • специальность (специальности) медицинских работников, на обучение которых направлена образовательная программа;
  • краткое содержании программы;
  • сведения о стажировке, симуляционном обучении, дистанционных образовательных технологиях и электронном обучении, используемых в процессе реализации образовательной программы;
  • сведения о реализации программы в сетевой форме [3].

При разработке и использовании образовательных программ ДПО учитываются следующие принципы:

  1. образовательная программа должна иметь модульный принцип построения;
  2. объем подготовки по программе должен составлять более 100 часов;
  3. доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательной программе должна составлять не менее 50%;
  4. региональный компонент должен составлять не менее 15% содержания всего объема программы;
  5. образовательная программа должна быть согласована с медицинской профессиональной некоммерческой организацией и органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке;
  6. в случае если образовательная организация в рамках реализации модели НМФО осуществляет взаимодействие с несколькими субъектами РФ, образовательные программы по специальностям должны разрабатываться отдельно для каждого субъекта РФ;
  7. программа должна предусматривать различные виды образовательной активности;
  8. учет образовательной активности должен осуществляться в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу) [4].

Сроки реализации образовательных программ определяются примерными дополнительными профессиональными программами медицинского и фармацевтического образования. Реализация образовательных программ может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно) в течение нескольких лет. Допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также с использованием сетевой формы взаимодействия [5].


About the Autors


Corresponding author: A.N. Pischita – MD, Doctor of Law, Full Member of the World Association of Medical Law (WAML), Full Member of the Association of Lawyers of Russia, Prof. at the FSBEI FPE RMACPE of RMH, Moscow; e-mail: alexpischita@mail.ru


Similar Articles


Бионика Медиа