Повышение доступности и качества медицинской помощи (МП), развитие профилактики заболеваний и медицинской реабилитации служат ориентиром современной социально-экономической политики в Рос-сийской Федерации [1].
При этом реализация запланированного осуществляется посредством ряда механизмов, включая:
- развитие высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМП);
- внедрение современных форм и методов подготовки медицинских и фармацевтических специалистов;
- внедрение системы публичного мониторинга качества медицинского обслуживания;
- централизацию системы государственного контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций;
- совершенствование принципов системы обязательного медицинского страхования (ОМС);
- модернизацию системы обеспечения населения лекарственными препаратами.
В 2005 г. ВТМП по профилю «дерматовенерология» была включена в перечень тех видов помощи, на примере которых был осуществлен переход к государственному заказу на оказание МП и апробирована новая система оплаты медицинских услуг «за пролеченного больного».
В целом за период до 2014 г. включительно обеспеченность граждан Российской Федерации ВТМП по всем профилям возросла почти в 12 раз (2002 г. – 43,0; 2014 г. – 498,1 на 100 тыс. населения).
По профилю «дерматовенерология» за 2002–2014 гг. было пролечено с использованием ВТМП более 25,5 тыс. больных [2]. При этом в 2002–2013 гг. регистрировалось ежегодное увеличение доступности МП по данному профилю (2002 г. – 0,4; 2013 г. – 1,7 на 100 тыс. населения).
Всего за 2002–2013 гг. по профилю «дерматовенерология» были пролечены более 24 тыс. больных тяжелыми формами дерматозов (различные формы псориаза – до 75%; атопический дерматит – до 15%; кожная Т-клеточная лимфома – до 10%; локализованная склеродермия – до 5%; истинная пузырчатка – до 4%; красный плоский лишай – до 2%; красный отрубевидный волосяной лишай – до 1%).
С 2006 г. впервые стало осуществляться планирование оказания ВТМП детям. Всего за 2006–2013 гг. по профилю «дерматовенерология» были пролечены около 5 тыс. детей. Наибольший объем такой помощи был в 2009 г. (633 ребенка); наименьший – в 2011-м (524).
Начиная с 2014 г. в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 осуществляются последовательные шаги по модернизации принципов организации и финансового обеспечения специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, МП. Среди ее особенностей – разграничение оказания специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, МП по источникам финансового обеспечения уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также погружение растиражированных видов МП, в т.ч. по профилю «дерматовенерология», в состав специализированной медицинской помощи, финансовое обеспечение которой гарантируется системой ОМС. При этом дифференцированные нормативы финансовых затрат по видам (методам) ВТМП установлены Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий трехлетний период. Кроме того, определены механизмы дополнительного финансового обеспечения оказания специализированной МП за счет направления средств нормированного страхового запаса Фонда ОМС на увеличение субвенций на такую помощь.
По результатам 2014 г. отмечено снижение доступности ВТМП по профилю «дерматовенерология» до 1,1 на 100 тыс. населения. Из утвержденных на 2014 г. объемов помощи по данному профилю невыполнение достигло более 20% (план – 1896 больных; факт – 1556 больных). Стоимость госпитализации при оказании ВТМП по профилю «дерматовенерология» в среднем в 2014 г. составила 76,94 тыс. руб.
Распределение плановых объемов больных по профилю «дерматовенерология» и их выполнение представлены в таблице.
Другим направлением обеспечения качества МП и доступности ее для населения является внедрение современных форм и методов подготовки медицинских и фармацевтических специалистов.
В рамках данного направления, в частности:
- продолжается разработка и внедрение клинических рекомендаций (протоколов лечения), в т.ч. в области дерматовенерологии;
- внедряются дистанционные образовательные технологии для врачей различных специальностей, в т.ч. Национальной медицинской палатой реализуется «пилотный проект» по непрерывному последипломному образованию на основе дистанционного обучения с участием профессионального сообщества в качестве регулятора допуска специалистов на рынок;
- проводится работа по обеспечению допуска педагогических и научных работников к осуществлению медицинской и/или фармацевтической деятельности, что позволит приблизить науку к практическому здравоохранению и в дальнейшем может способствовать формированию в стране «университетских клиник». К настоящему моменту подготовлены соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации. Обязательным условием для возможного осуществления такой деятельности будет наличие профильного образования и сертификата специалиста (либо свидетельства об аккредитации специалиста). На указанную группу работников будут распространяться права, обязанности и ответственность соответственно медицинских и фармацевтических работников (в т.ч. в случае причинения ими вреда здоровью пациента);
- аттестация специалистов сопровождается поэтапным их переводом на «эффективный контракт» и внедрением подушевого финансирования;
- создаются условия для реализации полномочий медицинских профессиональных организаций по их участию в осуществлении отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан, а также внедряются принципы саморегулирования профессиональной деятельности, в т.ч.:
- обсуждается введение «кредитной системы» последипломной подготовки медицинских и фармацевтических специалистов;
- апробируется «немецкая модель» независимой профессиональной экспертизы качества МП;
- начата разработка профессиональных стандартов, в т.ч. в области здравоохранения. Полномочиями Совета по профессиональным квалификациям в соответствии с решением Национального совета при Президенте Российской Федерации наделена Национальная медицинская палата.
В рамках такой работы:
- завершается согласование проекта профессионального стандарта «Специалист медико-профилактического дела»;
- отрабатываются проекты профессиональных стандартов в области организации здравоохранения, педиатрии, анестезиологии и реаниматологии, травматологии и ортопедии;
- всего до конца 2015 г. планируется завершить разработку 20 профессиональных стандартов;
- прорабатываются механизмы перехода от сертификации к аккредитации специалистов, а также внедрения до 1 сентября 2015 г. «образовательного сертификата» [3].
В этих целях на федеральном уровне планируется реализация «пилотных проектов». Указанные сертификаты призваны обеспечить профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей. Оплата образовательных программ планируется из средств фондов ОМС.
В рамках реализации положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 обеспечивается последовательное развитие децентрализованной модели организации ОМС. Это сопровождается изменением механизмов и объемов оплаты специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, МП.
В целях дальнейшего развития системы ОМС реализуется соответствующий комплекс мер, которым предусматривается, в частности [4]:
- повышение ответственности субъектов и участников ОМС на основе страховых принципов;
- внедрение эффективных способов оплаты медицинских услуг, оказываемых застрахованным лицам по ОМС, в т.ч. на основе клинико-статистических групп;
- перевод медицинских организаций на преимущественно одноканальное финансирование за счет средств ОМС;
- развитие дополнительного медицинского страхования (сверх ОМС) при оказании застрахованным лицам дополнительных медицинских или иных услуг;
- завершение к 01.01.2016 перехода на страховые принципы ОМС (например, программы повышения комфортности, дистанционный персональный мониторинг состояния здоровья).
Кроме того, в рамках системы ОМС запланирована работа по повышению качества МП за счет изменения функций страховых медицинских организаций, повышения их ответственности при оказании МП застрахованным, а также перезагрузка экспертизы качества проводимой страховыми медицинскими организациями.
Аналогичная перезагрузка системы экспертов запланирована в рамках совершенствования системы государственного контроля за качеством оказываемых медицинских и фармацевтических услуг, в ходе которой запланировано внедрение системы управления качеством в деятельность медицинских организаций и системы аккредитация медицинских специалистов.
В рамках такой работы запланированы, в т. ч. [5]:
- централизация контроля путем возврата полномочий по лицензионному контролю;
- усиление ответственности за оказание некачественных МП и фармацевтических услуг;
- снижение контрольной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
- совершенствование и создание информационных баз в сфере здравоохранения с целью формирования профиля риска при проведении контрольных мероприятий.
Отдельный блок мероприятий системы управления качеством МП формируется подходами к лекарственному обеспечению населения Российской Федерации.
По экспертным оценкам, в Российской Федерации сохраняется высокий уровень удовлетворения потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах для медицинского применения, обеспечение которыми проводится за счет различных бюджетных источников. При этом регистрируется низкая обеспеченность лекарственными препаратами на амбулаторном этапе лечения, где медикаменты приобретаются пациентами самостоятельно.
Основные мероприятия в области лекарственного обеспечения российских граждан реализуются в рамках Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г. и государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности».
Одновременно в рамках мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. реализуются программы импортозамещения лекарственных препаратов.
Кроме того, осуществляются:
- формирование общего рынка лекарственных средств Евразийского экономического союза;
- отработка механизмов модернизации системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в рамках пилотных проектов;
- проработка механизмов обеспечения индивидуальной маркировки лекарственных препаратов в целях защиты фармацевтического рынка от фальсифицированной, контрафактной
- и недоброкачественной медицинской продукции [6].
Таким образом, современные механизмы управления качеством специализированной МП более значимы и многогранны, нежели представленные в ранее утвержденных ведомственных программах по данному вопросу. Более того, обозначенные направления совершенствования специализированной МП в основном реализуются в виде отдельных конкретных мероприятий и программ в рамках положений указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 [7, 8]. Поскольку для каждого из таких мероприятий и промежуточных этапов их реализации определены целевые индикаторы, показатели, ответственные исполнители и проводится мониторинг достижения результатов, их внедрение будет завершено в утвержденные сроки.