CLASSICAL AND CLINICAL HOMEOPATHY – MEETING POINTS AND DIFFERENCES


I. Enev

The article examines the concepts of classical and clinical homeopathy. Meeting points and differences between these two methods are discussed; detailed historical background and main stages of development of homeopathy are presented.

Состоявшаяся недавно XII конференция в г. Альбена (2013, Болгария) с участием других стран подтвердила стабильное развитие клинической гомеопатии в мире. Число последователей этого терапевтического метода растет, одновременно его применение при различных патологиях обсуждается все шире.

Наряду с этим увеличивается, по крайней мере в Интернете, количество рекламы т.н. «классической гомеопатии», которую ее сторонники называют «подлинным методом». Последователи классической гомеопатии утверждают, что они практикуют «правильную» гомеопатию, в то время как применение клинической гомеопатии – всего лишь компромисс с принципами гомеопатии.

В странах, где гомеопатию практикуют в свободном режиме и классическая гомеопатия берет верх, гомеопатический метод мало востребован в медицинском сообществе, университетских кругах и у большей части пациентов. Это связано не с каким-либо заговором со стороны традиционной медицины и фармацевтических компаний, как часто утверждают классические гомеопаты, а прежде всего с неудовлетворительными результатами и частыми ошибками в диагнозе и лечении, к которым приводит практика данного метода.

В связи с этим полезно было бы прояснить для врачей, интересующихся гомеопатией, точки соприкосновения и различия между двумя методами (см. таблицу).

Классическая гомеопатия

Консультация и гомеопатическая диагностика

Терминология классической гомеопатии не включает понятий «консультация врача», «медицинское наблюдение», «физикальный осмотр», «лабораторные и инструментальные исследования», «диагноз и дифференциальный диагноз». Вместо этого используются термины «гомеопатическое интервью», «взять этот случай», «классификация в справочнике».

Для выбора правильного препарата следует «взять случай пациента» в соответствии с классической гомеопатией. Этот термин подразумевает беседу («гомеопатическое интервью»), в ходе которой пациента подробно расспрашивают о субъективных симптомах (ощущениях и соответствующих особенностях) и объективных наблюдениях, об истории семьи и особенно –

о существовании «травмирующих психику событий прошлого». Очень часто даже не думают осмотреть пациента или интерпретировать результаты лабораторных или инструментальных исследований.

Цель данного «гомеопатического интервью» – предоставить информацию, позволяющую гомеопату получить представление о «совокупности симптомов». Более того, различные симптомы имеют различные значения. В дополнение к тому, что Ганеман называет «характерными симптомами», классические гомеопаты проявляют особый интерес к психологическим и эмоциональным симптомам пациента, общим особенностям организма.

Информация, собранная в ходе «гомеопатического интервью», анализируется с помощью основного инструмента классической гомеопатии – гомеопатического справочника. В прошлом применялся гомеопатический справочник Кента. В современном варианте данный справочник разработан в виде многочисленных руководств или программного обеспечения. В них мы находим распределенные по т.н. разделам различные субъективные или объективные симптомы и гомеопатические препараты, описанные как провоцирующие или излечивающие. Сами препараты указаны в соответствии с их «представленностью» в конкретном симптоме.

Различные техники «классификации в справочнике» занимают особое место в обучении классической гомеопатии. С помощью этого метода симптомы, представленные пациентом, объединяют особым образом по соответствующим разделам, затем анализируют препараты, перечисленные в этих разделах, и в конце выбирают один препарат, наилучшим образом соответствующий сумме разделов, – similimum.

При выборе препаратов по вышеописанному методу во время гомеопатического интервью учитываются прежде всего любые общие, психологические и эмоциональные симптомы пациента [2]. При классификации на передний план выходит несколько препаратов, среди которых выбирают similimum – препарат, симптоматика которого ближе всего к «совокупности симптомов» пациента. Данная «совокупность симптомов» заменяет медицинский диагноз в контексте классической гомеопатии, поскольку классические гомеопаты полагают, что конкретная болезнь – лишь частное выражение «нарушенной жизненной силы больного».

Под термином «гомеопатический диагноз» классические гомеопаты понимают лекарство, необходимое конкретному пациенту, вне зависимости от того, существует или нет клинический медицинский диагноз.

После определения «гомеопатического диагноза» пациента (т.е. гомеопатического лекарства, в котором пациент, по мнению гомеопата, нуждается) этот препарат ему «дается», а не назначается. Часто пациент сам не знает, что за лекарство он получил. Аргумент, согласно которому пациента держат в неведении, состоит в том, что таким образом он будет меньше находиться под воздействием названия препарата.

Основная парадигма клинической гомеопатии состоит в следующем: благодаря similimum регулируется нарушенная «жизненная сила» больного. С помощью правильно подобранного гомеопатического лекарства для устранения «совокупности симптомов» «жизненная сила» направляется в правильное русло, что позволяет начать процесс восстановления. В идеальном случае выздоровление от всех хронических или острых заболеваний должно происходить спонтанно и постепенно. Кроме того, следовало бы наблюдать медленное развитие в сторону улучшения психологического и эмоционального состояния, поздние симптомы исчезали бы раньше ранних, а наиболее серьезные – раньше менее серьезных, что является вольной интерпретацией законов Геринга об ориентации лечения.

В случае неудачи предписанного гомеопатического лечения классический гомеопат часто советует больному ни в коем случае не препятствовать действию similimum, переставая принимать традиционные препараты, кофе, мяту и другие «антидоты».

Отказ от необходимости устанавливать точный медицинский диагноз, учитывать стадию и тяжесть заболевания или давать оценку полезности того или иного способа лечения способствует тому, что практика классической гомеопатии становится привлекательной для людей без медицинского образования или имеющих неполные познания в медицине.

Отсутствие познаний в области медицины иногда служит причиной неправильной интерпретации симптомов пациента, что влечет за собой несвоевременное или неверное установление диагноза с последующими трудностями в лечении пациента.

И поэтому не редкость, что средства массовой информации сообщают о вопиющих случаях поздней диагностики и недопустимых ошибках при лечении в результате некомпетентности гомеопатов [3–7].

Это может показаться парадоксальным, но на практике отсутствие медицинского образования освобождает классических гомеопатов-неврачей от ответственности в случае возникновения осложнений, с учетом того что в странах, где практика гомеопатии разрешена лицам без медицинского образования, ответственность за здоровье пациента несет сам пациент в случае выбора неопытного консультанта.

Однако обычно разум берет верх и в большинстве случаев классические гомеопаты избегают риска браться за лечение серьезной патологии, для чего используются традиционные методы терапии. В прошлом ситуация была совершенно иной: методами классической гомеопатии пытались лечить рак, пороки сердца, почечную недостаточность и другие серьезные заболевания.

Стремясь компенсировать нехватку объективной информации, некоторые классические гомеопаты для получения диагностики используют различные инструментальные методы: приборы биорезонансной диагностики, биолокации и т.д.

История

Термин «классическая гомеопатия» связан с именем американского врача-гомеопата Джеймса Тайлер Кента (1849–1916).

В самом начале Кент работает в качестве обычного врача в больнице Сент-Луиса в штате Миссури и позднее в Чикаго. По примеру многих врачей его эпохи Кент увлекся гомеопатией после того, как его жена выздоравливает от хронической болезни с помощью гомеопатии.

Начиная с XIX в. последователи Кента называют себя «классическими гомеопатами» с целью выделиться из круга других врачей-гомеопатов, назначающих гомеопатические лекарства с низкой степенью разведения, часто объединяющих два или несколько гомеопатических препаратов и даже умудряющихся назначать одновременно гомеопатические и традиционные методы лечения. Классические гомеопаты считают себя прямыми последователями работ Ганемана и часто смеются над своими собратьями.

Достигнув зрелого возраста, Кент преподает гомеопатическую фармакологию в Гомеопатическом медицинском колледже в Сент-Луисе. Его также избирают на должность декана Школы усовершенствования врачей-гомеопатов в Филадельфии и профессора Materia Medica в Чикаго.

Кент составляет подробный справочник симптомов и препаратов Materia Medica, ссылаясь на учебники, которые создали до него Георг Яр (1800–1875) и Клеменс фон Беннингхаузен (1785–1864). Справочник был тепло принят его последователями. Сегодня он все еще используется, в т.ч. гомеопатами, не считающими себя «классическими».

Именно Кент вводит в Materia Medica понятие «образ» конституционального типа пациентов. Хорошо известным примером служит архетип Сульфур (Сера) – «философ в лохмотьях». Позднее идеи Кента разрабатываются английскими гомеопатами Робертом Гибсон Миллером (1862–1919) и Маргарет Люси Тайлер (1875–1943).

Лекции Кента по фармакологии гомеопатических средств проходят на высоком уровне для того времени. Но за пределами ограничений Materia Medica его взгляды становятся все более фундаментальными, догматическими и жесткими.

Для Кента заболевание является чисто человеческим явлением. Как и религиозные моралисты, он придает болезни «моральные аспекты». «Пока люди думали правильно и проявляли по отношению к ближнему добродетельную и честную любовь, они были свободны от болезни, потому что это именно то состояние, для которого они были созданы». «Болезни соответствуют человеческому настрою, в то время как заболевания, оказывающие сегодня влияние на человеческую расу, являются выражением внутреннего содержания человека… сегодня человек ненавидит своего ближнего, не соблюдает заповедь Божию; таково состояние человека на сегодняшний день. И именно это состояние представлено в заболеваниях людей» [8].

По мнению Кента, хронические заболевания, первой причиной которых считается псора, связаны с первородным грехом человечества в целом. Он рассматривает врача-гомеопата как воина Бога, который возвращает не только физическое здоровье, но и здоровье духовное.

«Все заболевания вызываются внутренними причинами; внутренние причины духовны, следовательно, все заболевания имеют духовную причину».

Как и другие мыслители, находящиеся под влиянием религии, Кент рассматривает болезнь как нежелательное зло, вызванное инфекцией, а целитель должен «очистить» организм. В этом контексте целитель считается слугой Божьего провидения, который очищает не только тело, но и ум.

Верующий и практикующий баптист Кент становится пропагандистом витализма, духовной (идеалистической) тенденции в гомеопатии. Во время своей первой лекции по философии гомеопатии он говорит: «Современная физиология не преподается как виталистическая доктрина, и именно поэтому она не представляется нам полезной. Доктрина жизненной силы не допускается для преподавания физиологии, так что гомеопат видит, что его не обучают истинной физиологии, потому что без жизненной силы и без простого вещества, без внутреннего и внешнего не может быть причины и связи между причиной и следствием. [...] Орган не является человеком. Человек выше органов. Заболевание развивается от человека к его органам, а не от органов к человеку. Итак, что такое больной человек? Ткани не могут заболеть без того, что нечто большее, чем они сами, нарушается, чтобы они заболели. Что это за вещь в человеке, которую можно назвать «внутренним человеком»? Что это за вещь, которую можно изъять, чтобы все физическое осталось? Мы можем сказать, что человек умирает, но оставляет после себя тело. [...] Человек является тем, о чем он думает и что он любит, и после этого нет ничего другого».

Принцип становится догмой, которая отказывается принимать развитие лекарственной терапии и субъекта медицины и не принимает никакого опыта или эмпиризма на практике 1.

На самом деле эта догматическая идея не имеет ничего общего с практикой Ганемана, который постоянно корректировал свои концепции по результатам клинических наблюдений и опыта.

Несмотря на свой догматизм, Кент оказывает мощное влияние на развитие гомеопатии в Великобритании, Индии и США. Его влияние в континентальной Европе меньше, за исключением Швейцарии, куда его идеи проникают в первую очередь благодаря практике доктора Пьера Шмидта (1894–1987) 2.

В Великобритании теорию Кента разрабатывает Маргарет Люси Тайлер (1875–1943), а позднее Георгос Витулкас «придает ей официальный характер».

Разумеется, не все ученики Кента – убежденные виталисты. Они становятся его последователями, поскольку находят в его словах истину, соответствующую уровню развития медицины на тот момент. «Нелепо утверждать, что до того, как выявили заболевание, пациент не был болен. Разве не ясно, что пациент был болен, очень болен уже с самого детства. В соответствии с традиционными методами должны сначала установить диагноз и только после этого начинать лечение. Но в большинстве случаев невозможно диагностировать заболевание, прежде чем результаты заболевания сделают пациента неизлечимо больным», – заявляет один из его более поздних учеников.

Метод Кента привлекателен тем, что создает ощущение, будто находишься перед внутренне завершенной монолитной конструкцией. Для молодых врачей-гомеопатов Кент служит неоспоримым примером, т.к. он защищает «сильные принципы» и позволяет начинать работу с «хорошей теоретической основой для практики».

Однако в течение продолжительного времени последствия харизматического влияния Кента остаются весьма сомнительными. Его религиозные взгляды о сущности болезни и здоровья под влиянием мистики Сведенборга и его собственных фундаментальных религиозных идей пуританина становятся фактором, отдаляющим его учеников от общего развития медицины, заключая их в узкий круг, схожий с медицинской сектой 3.

Рано или поздно даже самые ярые сторонники Кента отдают себе отчет в недостатках его жесткого и догматического метода. Например, в 1930 г. доктор Перси Холл Смит, член Британского гомеопатического общества, пишет следующее: «Лично я убежден, что наше обучение не является достаточно практическим, а данный подход – излишне философский, слишком далекий от способа мышления обычного врача. Необходимо обладать очень специфическим образом мышления, чтобы принять разом и не разбавлять “принципы Кента”.

Кент запрещает контакты между «классическими гомеопатами» и сторонниками низких степеней разведения, которых он называет «полу-гомеопатами». По его мнению, объединять гомеопатическое лечение с лечением традиционным немыслимо.

В первой половине ХХ в. это жесткое и ретроградное видение гомеопатии и ее роли в медицине создает в США и Великобритании глубокое разделение между непосредственно гомеопатами, с одной стороны, и врачами-гомеопатами и гомеопатами-неврачами, с другой.

В фигуральном смысле Кент «ставит телегу впереди лошади», сосредоточив внимание на философии и принципах гомеопатии, а не на факте, утверждающем, что это терапевтический метод, основной целью которого является улучшение состояния здоровья пациента, и что это улучшение важнее религиозных или каких-либо других убеждений лечащего врача. Кент не может понять, что в каждой науке теоретические постулаты вытекают из наблюдений и опыта. По его словам, именно философское и теоретическое обучение освещает путь в научных исследованиях.

Конечно, нельзя говорить о полном разделении между эмоциональными и теоретическими концепциями экспериментатора. Наука чувствительна к внешним воздействиям – политическим, финансовым, социальным. Даже сегодня, когда мы говорим о «доказательной медицине», следует признать, что исследования часто зависят от внешних факторов: средств массовой информации, общественного мнения, политических структур, режима финансирования и т.д.

Помимо чисто философских аспектов влияние Кента распространяется и на практику, а именно на степени разведения, используемые в Великобритании. Именно он ввел очень высокие разведения – 10М, 20М и т.д.

Во второй половине XIX в. гомеопаты используют в первую очередь разведения низкой степени – десятичные и сотенные. В начале ХХ в. с приходом высоких степеней разведения разрушается «материальная» нить, которая так или иначе определяла степень сотрудничества между последователями гомеопатического лечения и традиционной терапии.

Традиционные врачи соглашаются, хотя и с некоторой степенью недовольства, с гомеопатическим лечением, пока существуют доказательства физического присутствия вещества в препаратах. Но в случае этих фантастических степеней разведения, когда становится ясно, что в конечном гомеопатическом продукте невозможно обнаружить материальный остаток, для этих врачей идея гомеопатии становится действительно неприемлемой.

Интересно сравнить использование различных степеней разведения Ганемана и Кента. Ганеман использовал в первую очередь разведение 6CH, 9CH, 12CH, 18CH, 24CH и 30 CH. К концу жизни он иногда использует разведения 100CH, 300CH и 190 CH. Очевидно, что Кент, по крайней мере в том, что касается степени разведения, не следует примеру Ганемана.

Идеи Кента распространяются в Великобритании через его учеников: Эдварда Берриджа (1843–1923), Томаса Скиннера и Джона Генри Кларка (1853–1931).

В начале ХХ в. некоторые врачи-гомеопаты покидают Британское гомеопатическое общество и начинают преподавать неврачам основы гомеопатического метода. Одним из таких врачей является Джон Генри Кларк, чья книга «Врач, назначающий препараты» («The Prescriber») становится очень популярной. Он обращается напрямую к людям, не имеющим медицинского образования. Предыдущее законодательство в Великобритании дает таким людям законное право практиковать гомеопатию. Таким образом, люди, не имеющие медицинского образования, могут получить доступ к профессии.

Ученица Кента и Кларка – Маргарет Люси Тайлер (1857–1943) – устанавливает стипендию имени своего отца, Генри Тайлера, и благодаря этой стипендии ей удается отправлять молодых врачей на обучение гомеопатии по методике Кента.

Маргарет Тайлер – очень хороший клиницист своей эпохи, она искренне убеждена в правильности своих идей. Честная и скромная, она открыто сообщает о своих неудачах в лечении и профессиональных разочарованиях. Тайлер полагает, что ее неудачи объясняются неверной практикой гомеопатии, но при более подробном анализе мы увидим, что наиболее распространенной ошибкой становится использование гомеопатии для лечения заболеваний, не поддающихся лечению гомеопатическими средствами.

В своей ставшей популярной статье «Как не следует практиковать гомеопатию» [9] она выступает против назначения гомеопатических препаратов в зависимости от патологии, использования гомеопатических препаратов в случаях положительного развития болезни, а также машинального использования справочников.

Среди прочего, Тайлер также выступает против назначения высоких степеней разведения гомеопатических лекарственных средств, когда дело доходит до серьезных заболеваний со значительным повреждением тканей.

В Великобритании в период между 1930 и 1950 г. число людей, практикующих гомеопатию без медицинского образования, постепенно увеличивается. После смерти Джона Генри Кларка в 1931 г. журнал «Мир гомеопатии», который он издавал, перестает выходить, а его место занимает журнал «Исцели себя», возглавляемый гомеопатом-неврачом по имени Дж. Эллис Баркер (1870–1948) 4.

Эдвард Томкинс (1916–1992), еще один знаменитый гомеопат-неврач, «поддерживает огонь» до 1970-х гг. После того как в 1968 г. приняты ограничения и правила по назначению гомеопатических препаратов [10], некоторые из которых могут выписывать только врачи, гомеопаты-неврачи создают гомеопатического общество (Society of Homeopaths), целью которого становится защита интересов неврачей. Э. Томкинс является одним из учредителей новой организации.

В 1970-х гг., главным образом в Великобритании, устанавливается тенденция обучать гомеопатии неврачей на заочной форме в течение трех лет. Большинство из таких колледжей организовывают обучение классической гомеопатии [11].

К концу ХХ в. классическая гомеопатия быстро распространяется благодаря лекциям, которые проводит Георгос Витулкас [12] на острове Алонисос в Греции. Представляя свою Академию классической гомеопатии, Витулкас утверждает, что это «единственное учреждение в мире, целью которого является обучение гомеопатической медицине» [13]. Студентами являются и врачи, и неврачи, которые имеют право лечить (медицинские работники).

Клиническая гомеопатия

Консультация и «гомеопатическая диагностика»

Консультация в клинической гомеопатии начинается как обычная врачебная консультация: с наблюдения, обследования физического состояния, лабораторных и инструментальных анализов, консультаций со специалистами, дифференциальной диагностики.

После постановки медицинского диагноза и принятия решения, будто болезнь является показанием к гомеопатическому лечению, переходят ко второму этапу – собственно гомеопатической консультации.

Во время данного обследования собирают дополнительную информацию для определения индивидуальной реактивности пациента, которому поставили медицинский диагноз. Выяснив его индивидуальную реакцию, решают, на каком уровне следует проводить гомеопатическое лечение: симптоматическом, патогенетическом или базисном. Гомеопатические лекарства назначаются в контексте общей медицины, и врач-гомеопат уточняет, какую часть традиционного лечения можно будет приостановить, изменить или продолжить параллельно с выбранным гомеопатическим лечением.

Рассмотрим, к примеру, следующий случай: женщина в возрасте 47 лет страдает от периодических болей в груди, ночного кашля и плохого привкуса во рту. Эти симптомы могут ориентировать врача на поиск проблемы желудочно-кишечного тракта: желудочно-пищеводного рефлюкса, грыжи пищеводного отверстия диафрагмы, желчного рефлюкса и т.д. Несмотря на то что проблемы больной связаны с пищеварением, ее обследования начнутся с электрокардиографии, чтобы исключить возможность ишемической болезни сердца или инфаркта миокарда, которые необходимо лечить в соответствии с действующими медицинскими стандартами, при этом за их лечение или отказ от него налагается медицинская, административная и уголовная ответственность.

Если поставленный диагноз возвращает нас к желудочно-пищеводному рефлюксу, т.е. заболеванию, которое можно лечить с помощью гомеопатических препаратов, необходимо определить индивидуальную реакцию пациентки. Врач-гомеопат постарается найти, в чем заболевание этой пациентки в своем развитии отличается от заболевания других больных с тем же диагнозом. Это позволит подобрать одно или несколько гомеопатических лекарств.

Можно назначить лекарство только для того, чтобы приостановить симптомы, если не удалось собрать достаточной информации об индивидуальной реактивности больной. В этом случае польза лечения состоит в том, чтобы не назначать ингибиторы протонного насоса и избежать таким образом длительной гипохлоргидрии, являющейся результатом их долговременного использования. Только врач может решить, когда можно будет уменьшить дозу этих ингибиторов или остановить прием с учетом терапевтических результатов гомеопатического лечения. При последующих консультациях можно будет собрать дополнительную информацию о типе чувствительности или хронической реактивности больной.

Вторая возможность состоит в назначении патогенетического гомеопатического лечения. В конкретном случае речь идет о назначении т.н. гомеопатических прокинетиков, улучшающих опорожнение желудка без ущерба для пищеводного сфинктера. Такое лечение позволяет избегать экстрапирамидных побочных эффектов, осуществлять лечение в присутствии пролактиномы или других гормональных нарушений, избегать побочных эффектов, таких как диарея, цефалгия или сыпь, а также проблем, возникающих при использовании традиционных прокинетиков.

Третья возможность – назначить базисное лечение, что позволит уменьшить тенденцию пациентки к желудочно-пищеводному рефлюксу, стимулируя ее реактивность в правильном направлении. Для этого за две или три консультации врач соберет достаточно данных о морфологии, поведении, патологических тенденциях пациентки или развития ее заболевания, а также других факторах, которые могут влиять на ее хроническую реактивность. Таким образом, он может назначить гомеопатическое лекарство, соответствующее ее «типу чувствительности» или ее «типу хронической реакции»

История

Развитие клинической гомеопатии идет по трем основным путям:

  • точное определение симптомов препаратов в Materia Medica, оставляя самые надежные и прошедшие клинические испытания с корректировкой этиологических признаков, свойств, ощущений, желаний и антипатий, а также ключевых симптомов;
  • уточнение применения гомеопатических препаратов по нозологическим единицам;
  • внедрение самых современных научных методов диагностики и наблюдения за состоянием пациентов.

Доктор Ричард Хьюз (1836–1902), выдающийся деятель английской гомеопатии конца XIX в. [14], открывает дискуссию на предмет подлинности текстов Materia Medica. По его словам, при построении абстрактной идеи similimum следует учитывать также патологию пациента. Если во времена Ганемана медицина и патофизиология еще не имели ответов на вопросы о механизмах различных заболеваний, то в конце XIX в. эти механизмы начинают проясняться все больше и больше.

Р. Хьюз считает, что препараты не следует подбирать исключительно на основе сходства субъективных симптомов пациента, но также и на основе их патологического влияния на людей и даже на животных. Это означает, что если пациент страдает от проблемы с печенью, ему следует назначать препараты, которые могут вызвать повреждение печени.

Его идеи найдут свое практическое выражение в издании Энциклопедии медикаментозного патогенеза [15] – колоссальном труде на 3027 страницах в четырех томах, в котором рассматривается патогенез 304 гомеопатических лекарств. Книга является ответом на стремление врачей-гомеопатов получить истинное описание патогенеза гомеопатических лекарств. В 1883 г. Британское гомеопатическое общество поручает Р. Хьюзу пересмотреть симптомы Materia Medica. Поэтому в книгу включены только симптомы, описанные при использовании препаратов в больших дозах – степени разведения до 6-го сотенного. Симптомы, полученные с использованием более высокой степени разведения, включаются в нее только в случае, если они дублируют схожие симптомы, наблюдаемые в экспериментах с большими дозами. После смерти Р. Хьюза британская гомеопатия отказывается от научного подхода и обращается к концепции Кента. Тем не менее его идеи принимаются и разрабатываются врачами-гомеопатами во Франции и Швейцарии.

Швейцарский врач Антуан Небель (1870–1954) внес огромный вклад в развитие клинической гомеопатии. К трем типам реакций, описанных Ганеманом и принятых клиническими гомеопатами: псора, сикоз и сифилис, А. Небель добавляет туберкулиновую реакцию, характерную для детей и молодых пациентов. В 1910 г. А. Небель объединяет новые научные открытия в области микробиологии с идеями Ганемана о микробном происхождении псоры, с одной стороны, и идеями Грислиха (Grieslich), для которого базисная терапия стоит на первом месте, с другой. А. Небель знает о попытках применять туберкулин от туберкулеза 5. В его эпоху туберкулез является широко распространенным неизлечимым заболеванием, и А. Небель думает, что «псорический миазм», описанный Ганеманом, есть не что иное, как туберкулезная палочка, токсины которой изменяют состояние организма пациента.

Таким образом, А. Небель начинает назначать разбавленный туберкулин при некоторых состояниях реакции и считает, что хорошие результаты подобного лечения подтверждают его гипотезу. Увеличение слизистых выделений из дыхательных и половых путей и обострение воспалительных процессов кожи, наблюдаемые в этих случаях, являются для него выведением туберкулиновых токсинов, которые сливаются с соответствующими гомеопатическими лекарствами. Позднее эти наблюдения становятся частью понятия «гомеопатических дренажных средств», которые назначают при заболеваниях почек, печени и кожи.

А. Небель также формулирует идею гомеопатической конституции. Не существует письменных прямых документов по этому вопросу, поскольку он пишет с большим опасением. Его идеи приходят к нам через его учеников: Генри Дюпра, Андре Руи, Леона Ванье. Эти врачи, в особенности Леон Ванье, описывают «типы конституции», соответствующие солям кальция в организме: Калкареа карбоника, Калькареа фосфорика и Калькареа флюорика. Позднее его идеи получили развитие в работах Анри Бернара, формулирующего углеродную, фосфорную и фторидную конституции 6.

Французский врач Леон Ванье (1880–1963) – одна из самых важных фигур клинической гомеопатии. Он начинает практиковать медицину в Париже в 1905 г. Помимо богатого литературного наследия Л. Ванье организует гомеопатические диспансеры, участвует в создании гомеопатических лабораторий и обеспечивает научную основу обучения гомеопатии, создав Центр французской гомеопатии. «Ознакомить с гомеопатией и самое главное – сделать из нее собственно медицину, адаптированную к современным знаниям о медицине...», – говорил он.

Л. Ванье формулирует понятие чувствительного типа в гомеопатии, объединяющего морфологические характеристики, темперамент, особенности поведения и болезненные склонности индивидуума.

Вместе с Рене Бодри (1880–1966) – фармацевтом, который изобрел один из первых автоматических приборов по активизации гомеопатических растворов и определил принципы стандартизации гомеопатических лекарственных средств, Ванье заложил основы современной клинической гомеопатии во Франции.

С 1930-х гг. Л. Ванье, а также его друзья и конкуренты пытаются внедрить гомеопатическую терапию в традиционную медицину. В журнале «Современная гомеопатия» подчеркивается: прежде чем стать гомеопатом, врач должен пройти обучение как современный, ответственный и честный профессионал. В качестве примера приводится четыре фамилии: Ганеман – терапия, Лэннек и Труссо – клиническое наблюдение и Клод Бернар – экспериментальная медицина.

Позже на смену приходит Дени Демарк (1915–1999) [16] и в 1972 г. совместно с Пьером Жоли, Мишелем Обеном и Жаком Жуанни создает Центр обучения и гомеопатической документации. Проект финансируется Жаном Буароном (1906–1996) и Робертом Перри, руководителями двух крупнейших французских гомеопатических лабораторий. Заслуга Дени Демарка состоит в том, что он начал преподавать гомеопатическую терапию в Медицинском университете Бордо. Таким образом, в 1982 г. был выдан первый диплом о высшем образовании по гомеопатической терапии.

В 1984 г. Жан-Жак Ола и Франсуа Шефдевилль публикуют во Франции статью под названием «Историко-критическое исследование источников гомеопатической Materia Medica». Статья расширяет и дополняет лекцию № 2, опубликованную в 1893 г. в книге «Сведения по фармакодинамике» Р. Хьюза. Жак Жуанни и Франсуа Шефдевилль в сотрудничестве с другими французскими врачами комиссии «Надежность патогенеза», созданной при Институте Буарона, переводят на французский язык, комментируя надежность симптомов, основные положения 12 томов Энциклопедии Чистой Materia Medica T.Ф. Аллена, где перечислены все симптомы препаратов.

Во Франции гомеопатия практикуется дипломированными врачами. Система социального обеспечения, возмещение оплаты за лекарства и строгий контроль медицинской практики в определенной степени отсрочивают приход гомеопатии в повседневное использование. Но таким образом путь к профессии закрыт непрофессионалам, неквалифицированным специалистам и считающим себя выше других. Постепенно преподавание гомеопатии завоевывает медицинские и университетские круги. В конце 1980-х гг. гомеопатический метод становится все более популярным среди врачей-терапевтов, а также среди специалистов нестационарных учреждений. Данная модель позволяет включить гомеопатию в общую врачебную практику.

Клиническая гомеопатия рассматривается прежде всего как равный, а не как альтернативный метод лечения по отношению к другим терапевтическим методам – традиционным лекарствам, хирургии, физиотерапии, фитотерапии и т.д. Поэтому для лечения пациента необходимо предварительно поставить диагноз, провести дифференциальную диагностику, определить степень и прогнозирование развития заболевания и только после этого выбрать целесообразный метод лечения.

Если выбор делается в пользу гомеопатического метода, осуществляется дополнительный анализ индивидуальной реактивности пациента, чтобы подобрать гомеопатический(е) препарат(ы), который(е) ему подходит (подходят).

Методика болгарского врача Мариана Иванова [17] по выбору гомеопатических препаратов предназначена для лечения хронических и рецидивирующих заболеваний. Согласно этому методу, для лечения и профилактики этих заболеваний помимо симптоматических, этиологических и базисных препаратов назначают лекарственные средства, охватывающие патофизиологию и патологии болезни. Этот метод опирается на клиническое мышление врача.

Заключение

Клиническая гомеопатия опирается как на основные принципы гомеопатии (закон подобия, принцип бесконечно малых доз, целостный и индивидуальный подходы к пациенту), так и на основные принципы современной медицинской науки (использование всех современных методов медицины для диагностики, прогнозирования и наблюдения заболевания).

Гомеопатические лекарства назначаются для воздействия на нескольких уровнях: улучшить реактивность организма при хронических патологиях, облегчить конкретные симптомы в соответствии с гомеопатической этиологией или патогенезом заболевания. В идеале это может быть достигнуто с помощью одного препарата, но в действительности обычно назначают два, три или более препаратов.

Клиническая гомеопатия отдает себе отчет в том, что за пределами степени разведения 15 CH не остается ничего физического от матричной настойки. В отличие от немецкой гомотоксикологии применяются не только разведения с низкой степенью, в которых присутствуют элементы матричной настойки. Высокие разведения применяются только до степени разведения 30 CH. Во Франции препараты с такой степенью разведения возмещаются по основной медицинской страховке.

Предполагается, что гомеопатическое лекарство вводит в заболевший организм «информацию» и таким образом направляет его реакцию на путь исцеления. То есть гомеопатическое лекарство определяют как специфический модулятор. Врачи, практикующие клиническую гомеопатию, хорошо знают, что нельзя вылечить все патологии простой ориентацией реактивной способности пациента.

Существуют патологические процессы, при которых физиологические изменения, биологические ресурсы пациента или природа заболевания требуют иного подхода. Поэтому необходимо использовать традиционные препараты или какой-либо другой метод лечения.

Если это в интересах пациента, врач может сочетать гомеопатическое и традиционное лечение. Хотя приоритет отдается клиническому реализму, основной целью которого является защита жизни и здоровья больного.

Применение одновременно гомеопатического и традиционного лечения дает возможность значительно расширить охват патологии и пределы действия гомеопатических лекарств. Уже были опубликованы исследования применения гомеопатических препаратов для людей преклонного возраста и больных серьезными патологиями, даже для пациентов с терминальной стадией заболевания. Конечно же, в этих случаях врач-гомеопат должен принимать во внимание ограниченность возможностей метода и биологических ресурсов конкретного человека.

Клиническая гомеопатия разрабатывает идеи Ганемана о происхождении хронических заболеваний, учитывая «состояние организма больного относительно его сопротивляемости инфекции», благоприятное для возникновения данной патологии. Она признает существование нескольких видов хронической реакции – псорической, сикотической, туберкулиновой или сифилитической, на которые можно воздействовать и направить в правильное русло с помощью гомеопатических средств. Но она не принимает определения реактивности, которую Ганеман понимал как наследственную или приобретенную в очень раннем возрасте через «механизм передачи инфекции». По мнению сторонников клинической гомеопатии, речь здесь идет о различных стадиях реакции организма на внутренние или внешние агрессии. Эта реакция определяется генетическими или эпигенетическими факторами, внешними факторами, заболеваниями в прошлом или лечении, которое прошел индивидуум. Принимая во внимание важность воздействия психогенных внешних факторов на реактивность организма, клиническая гомеопатия отвергает главенство психологических и эмоциональных симптомов – основного столпа диагностики классической гомеопатии. На самом деле не существует никакой иерархии симптомов, т.к. здоровье человека определяется не местом, где находится нарушение функции, а тяжестью этого нарушения. Кожное заболевание, которое развивается в сторону ухудшения, может быть столь же пагубным, как и тяжелое психическое заболевание.

Клиническая гомеопатия не принимает также и утверждения, будто «жизненная сила» организма может направляться только по одному пути, чтобы поддержать единственный приоритетный механизм действия. Как простые наблюдения, так и серьезные физиологические и патофизиологические эксперименты показывают, что реактивность живого организма на различные действия многоуровневая, многоканальная и нелинейная. За последние годы рухнул последний бастион идеи одностороннего распространения информации [18]. Было доказано, что принцип Дейла 7 для односторонней функции нейрона не соответствует биологической реальности.

Клиническая гомеопатия использует гомеопатические препараты на трех уровнях: симптоматическом, патофизиологическом и базисном. В зависимости от конкретной клинической ситуации гомеопатические препараты могут быть подобраны и назначены по одному или более уровням, в сочетании или нет с медикаментозным или каким-либо другим лечением.

В некоторых случаях можно назначить гомеопатический препарат как для лечения конкретных симптомов на данный момент, так и для патофизиологии болезни и хронической реакции. При таком раскладе клиническая гомеопатия может применить один и тот же препарат, что на практике означает «уницизм». В целом речь идет о больных, «чувствительный тип» которых (морфология, поведенческие характеристики и болезненные склонности) в большей степени соответствует определенному гомеопатическому препарату. Но в каждодневной практике эти случаи сравнительно редки и наиболее часто назначают два, три или более лекарств, действующих на реактивность больного.

В заключение я хотел бы процитировать заявление доктора Франсуа Шефдевилль на XII конференции в Албене (2013): «КЛИНИЧЕСКАЯ ГОМЕОПАТИЯ – ЕДИНСТВЕННАЯ РАЗУМНАЯ ГОМЕОПАТИЯ XXI ВЕКА».


About the Autors


I. Enev - general practitioner, pediatrician, founder and Prof. ofcthe European School of Clinical Homeopathy


Бионика Медиа