PREVENTION OF THROMBOEMBOLISM IN PATIENTS WITH ATRIAL FIBRILLATION


S.G. Kanorsky

This review presents new data on the efficacy and safety of use of acetylsalicylic acid, warfarin, dabigatran, rivaroxaban, and apixaban for the prevention of thromboembolism in patients with atrial fibrillation. Taking into account the results of large randomized clinical trials, it can be argued that the new anticoagulants are preferable for the vast majority of patients with non-valvular atrial fibrillation compared with warfarin, because they provide better efficiency, safety and convenience of treatment. At the same time, the new anticoagulants can not yet compete with warfarin for patients with mechanical heart valves.

Фибрилляция предсердий (ФП) – наиболее распространенная устойчивая аритмия, требующая медицинской помощи. В общей популяции ФП регистрируется примерно у 2 % людей [1, 2], сопровождается в среднем 5-кратным увеличением риска инсульта, который ассоциируется с повышенной инвалидизацией и смертностью по сравнению со случаями инсульта у больных с синусовым ритмом [3]. При этом более 90 % инсультов у больных ФП ишемические [4].

Установлено, что вероятность развития инсульта не зависит от клинической формы ФП (пароксизмальной, персистирующей, постоянной) [5], но обусловлена сопутствующими заболеваниями и возрастом больного, что отражено в современной системе оценки риска инсульта CHA2DS2-VASс [6]. Так, в 2 балла оцениваются наличие инсульта или транзиторной ишемической атаки в анамнезе, возраст 75 лет и старше; в 1 балл – систолическая хроническая сердечная недостаточность, артериальная гипертензия, сахарный диабет, возраст – 65–74 года, сосудистые заболевания (ишемическая болезнь сердца, атеросклероз периферических артерий, крупные бляшки в аорте) и женский пол.

Главное преимущество новой системы по сравнению с традиционной CHADS2 – в ее способности надежно идентифицировать пациентов с действительно низким риском инсульта (набравшие 0 баллов по CHA2DS2VASс), которым не требуется назначения антикоагулянтов. Больные, набравшие 1 балл, должны быть рассмотрены с точки зрения назначения антитромботического лечения, преимущественно пероральной терапии антикоагулянтами, а не ацетилсалициловой кислотой (АСК). Всем пациентам с ФП, набравшим 2 балла и более, настоятельно рекомендуются пероральные антикоагулянты, если они не противопоказаны [1].

АСК и варфарин

Согласно современным представлениям, АСК не может рассматриваться в качестве адекватной терапии для предупреждения тромбоэмболий при ФП [7]. В клинических исследованиях АСК снижала риск инсульта у больных ФП на 19–22 % по сравнению с группой плацебо при риске внутричерепных кровоизлияний, подобном таковому при пероральной антикоагулянтной терапии, особенно пожилых пациентов. Напротив, варфарин признается высокоэффективным препаратом профилактики инсульта у пациентов с ФП, снижающим риск этого осложнения на 68 %, а общую смертность – на 26 % [8]. Однако применение варфарина ограничивается медленным началом его действия и узким терапевтическим диапазоном, из-за которого требуется частый мониторинг международного нормализованного отношения (МНО), выраженного вариабельностью ответа на прием препарата, обусловленной генетически, высокой степенью взаимодействия с пищей и лекарственными средствами. Желаемый терапевтический диапазон МНО 2,0–3,0 обеспечивается больным ФП менее чем в течение 60 % времени, снижая потенциальную эффективность терапии и увеличивая риск кровотечения [9]. По меньшей мере половина пациентов, у которых лечение варфарином могло бы оказаться полезным, не начинают терапию или вскоре прекращают ее [10]. Следовательно, только меньшинство пациентов с ФП адекватно лечатся варфарином.

Новые пероральные антикоагулянты

Несколько новых оральных антикоагулянтов имеют механизмы действия и свойства, отличающиеся от таковых варфарина и АСК, оказывают более быстрый и сильный эффект [11] (табл. 1). Они не требуют регулярного мониторинга коагуляции, меньше взаимодействуют с пищей или другими лекарствами. В настоящее время основным их недостатком по сравнению с варфарином является высокая стоимость. Однако имеются данные в пользу экономической эффективности новых антикоагулянтов для пациентов с ФП высокого риска за счет снижения числа осложнений, госпитализаций и отсутствия необходимости мониторинга МНО [12]. Дабигатран, ривароксабан и апиксабан в настоящее время доступны к клиническому применению в США, Европе и России. Все они по меньшей мере не уступают варфарину в профилактике инсульта и системной эмболии (первичная конечная точка в сравнительных исследованиях). Лечение любым новым антикоагулянтом сопровождалось выраженным снижением частоты внутричерепного кровоизлияния по сравнению с варфарином.

Дабигатран

Основные данные в пользу применения дабигатрана получены в исследовании RE-LY [13]. В нем 18 113 больных ФП были рандомизированы в группы дабигатрана (110 или 150 мг 2 раза в день двойным слепым методом) или варфарина (целевой уровень МНО – 2–3), применявшихся открытым способом в среднем 2 года. Лечение варфарином проведено достаточно успешно – МНО находилось в целевом диапазоне в 67,3 % анализов. Первичная конечная точка (инсульт или системная тромбоэмболия) зарегистрирована с частотой 1,69 % в год при лечении варфарином, 1,53 % в год – дабигатраном 110 мг (относительный риск [ОР] против варфарина – 0,91; р = 0,34) и 1,11 % в год – дабигатраном 150 мг (ОР против варфарина – 0,66; р < 0,001). Дабигатран в дозе 150 мг достоверно снижал риск как ишемического (ОР – 0,76; р = 0,03), так и геморрагического инсульта (ОР – 0,26; р < 0,001) по сравнению с варфарином. Частота больших кровотечений составляла 3,36 % в год в группе варфарина, 2,71 % – дабигатрана 110 мг (ОР против варфарина – 0,80; р = 0,003) и 3,11 % – дабигатрана 150 мг (ОР против варфарина – 0,93; р = 0,31).

Ривароксабан

В рандомизированном двойном слепом исследовании ROCKET-AF на 14 269 пациентах с ФП проведено сравнение ривароксабана с варфарином [14]. В исследование включены больные, перенесшие инсульт или преходящее нарушение мозгового кровообращения, или системную эмболию и имевшие по крайней мере 2 из таких факторов риска, как сердечная недостаточность, возраст старше 75 лет, артериальная гипертензия и сахарный диабет. Пациенты получали ривароксабан в дозе 20 мг 1 раз в день (15 мг/сут при клиренсе креатинина 30–49 мл/мин) или варфарин (целевое МНО – 2–3). Основной целью данного исследования было установить неменьшую эффективность ривароксабана по сравнению с варфарином, что и удалось подтвердить (частота инсульта и системной эмболии – 1,7 против 2,2 % в год; р < 0,001). Однако превосходство нового антикоагулянта перед старым не было доказано, несмотря на то что лечение варфарином признавалось малоэффективным (МНО от 2 до 3 лишь в 58% анализов – заметно меньше, чем в других подобных исследованиях). Суммарная частота тяжелых кровотечений оказалась сопоставимой при обоих вариантах терапии. Статистически значимое снижение риска внутричерепных и смертельных кровотечений в группе ривароксабана не обеспечивало снижения общей смертности.

Апиксабан

Проведено два крупных рандомизированных двойных слепых исследования больных ФП по оценке апиксабана. В проекте АVERROES [15] на 5599 пациентах, которые не могли лечиться варфарином, сравнивались апиксабан вдозе5мг2разавденьиАСК(от81до 324 мг). В момент досрочного прекращения исследования при средней продолжительности лечения 1,1 года суммарная частота инсульта и системной эмболии составила 1,6 % в год в группе апиксабана против 3,7 % в группе аспирина (р < 0,001), тогда как риск больших кровотечений оказался сопоставимым (1,4 против 1,2 % в год; р = 0,57).

В рандомизированном двойном слепом исследовании ARISTOTLE на 18 201 пациенте с ФП сопоставлены апиксабан в дозе 5 мг (2,5 мг при возрасте ≥ 80 лет, массе тела ≤ 60 кг или уровне креатинина плазмы ≥ 1,5 мг/дл) 2 раза в день и варфарин (целевое МНО – 2–3) [16]. Первичная конечная точка эффективности (инсульт или системная эмболия) реже регистрировалась в группе апиксабана (1,27 % в год) по сравнению с варфарином (1,6 % в год; р = 0,01). У получавших апиксабан оказались ниже частота кровотечений (2,13 против 3,09 % в год; р < 0,001) и общая смертность (3,52 против 3,94 %; р = 0,047).

Эдоксабан

В настоящее время проводится двойное слепое рандомизированное исследование ENGAGE AF-TIMI 48, в котором на около 20 500 больных ФП сравниваются еще один ингибитор Xа-фактора эдоксабан (60 или 30 мг в день) и варфарин (целевое МНО – 2–3) [17]. Основная цель – проверить гипотезу о неменьшей эффективности эдоксабана по сравнению с варфарином в отношении предупреждения инсульта и системной эмболии.

Какой антикоагулянт выбрать?

При выборе антикоагулянтной терапии следует учитывать согласованное мнение экспертов, представленное в текстах действующих Европейских и Российских рекомендаций по лечению ФП [1, 18]. Основываясь на результатах крупных рандомизированных клинических исследований, можно утверждать, что новые антикоагулянты предпочтительнее варфарина для подавляющего большинства пациентов с неклапанной ФП, т. к. обеспечивают лучшую эффективность, безопасность и удобство лечения.

Необходимо отметить, что среди новых пероральных антикоагулянтов дабигатран имеет наибольшую доказательную базу. Показано, что дабигатран с успехом заменяет варфарин при проведении кардиоверсии ФП [19], а также процедуры катетерной аблации данной аритмии (последнее показание пока не зарегистрировано) [20]. В то же время, согласно результатам исследования RE-ALIGN [21], новые антикоагулянты пока не могут конкурировать с варфарином в отношении больных с механическими клапанами сердца.

Только дабигатран в дозе 150 мг 2 раза в день достоверно снижал риск как геморрагического, так и ишемического инсульта по сравнению с варфарином. Между тем ривароксабан и апиксабан при сопоставлении с варфарином уменьшали частоту только геморрагического инсульта [13, 14, 16] (табл. 2). Поэтому большинству пациентов с ФП следует назначать дабигатран в дозе 150 мг 2 раза в день, что отражено в действующем стандарте Минздрава России. Доза препарата 110 мг 2 раза в день предназначена больным в возрасте 80 лет и старше, а также по усмотрению врача может рассматриваться для пациентов с высоким риском кровотечения по HAS-BLED [6], при умеренном нарушении функции почек (клиренс креатинина – 30–49 мл/мин) [1].

Авторы Датского регистра не обнаружили у более 13 тыс. пациентов с ФП фактов, поддерживающих обеспокоенность по поводу повышенного риска кровотечений или инфаркта миокарда у принимавших дабигатран по сравнению с получавшими варфарин. Более того, риск развития инфаркта миокарда оказался значительно ниже (р < 0,0001) при лечении дабигатраном в дозах 110 и 150 мг 2 раза в сутки [22].

Безопасность применения дабигатрана пациентами с ФП была подтверждена в новом анализе FDA США с использованием базы данных Mini-Sentinel. Частота кровотечения из желудочно-кишечного тракта и внутричерепного кровоизлияния у начавших лечение дабигатраном была соответственно в 1,6–2,2 и 2,1–3,0 раза ниже по сравнению с начавшими терапию варфарином [23]. По данным небольшого проспективного обсервационного исследования кровотечения, вызванные дабигатраном, имели более благоприятное клиническое течение, ассоциировались с более короткой продолжительностью пребывания в стационаре по сравнению с пациентами, имевшими кровотечения, индуцированные варфарином [24].

Дабигатран в дозе 150 мг 2 раза в день остается единственным антикоагулянтом, одновременно снижающим у больных ФП риск ишемического и геморрагического инсульта по сравнению с варфарином, что уменьшает частоту сердечно-сосудистой смерти. Ведущие медицинские регуляторные органы США, Европы и Австралии подтверждают благоприятное соотношение польза/риск при лечении дабигатраном [25–27].


Similar Articles


Бионика Медиа