Клинический опыт применения препарата витрум кардио омега-3 в коррекции метаболических нарушений у женщин с ранней менопаузой


Коваленко Л.В., Белоцерковцева Л.Д., Корнеева Е.В.

Кафедра акушерства и гинекологии ГОУ ВПО “Сургутский государственный университет” ХМАО-Югры, Сургут
В исследовании, включившим 212 женщин с ранней менопаузой, проведена оценка эффективности препарата Витрум Кардио Омега-3 (компания Юнифарм Инк, США) в лечении метаболических нарушений. Результаты проведенного лечения подтвердили его положительное влияние на липидный, углеводный обмен, а также состояние эндотелия. Это проявилось значительным улучшением клинического состояния, нормализацией биохимических и гормональных показателей, существенным повышением качества жизни пациенток с ранней менопаузой.

Внимание многих специалистов к метаболическому синдрому (МС) обусловлено большим распространением данного синдромокомплекса в популяции (до 27 %) и его значением в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, а также сахарного диабета 2 типа [10, 12]. Одним из ведущих факторов развития МС является инсулинорезистентность (ИР). По мнению ряда авторов, формированию ИР предшествует дефицит в клетках эссенциальных полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК). Это может приводить к нарушению активного транспорта ЖК, изменению клеточных мембран, понижению активности инсулинозависимых транспортеров глюкозы, развитию дисбаланса между про- и противовоспалительными, вазоконстрикторными и вазодилатационными эйкозаноидами (простагландинами, лейкотриенами, тромбоксанами). Приспособление клеток к таким изменениям транспорта ЖК активизирует липолиз, усиливая секрецию инсулина, тем самым потенцируя формирование гиперинсулинемии и ИР [1, 3, 4, 11].

Многие исследователи обнаружили, что у женщин в менопаузе наступают выраженные сдвиги в жирнокислотном составе липидов плазмы крови, которые зависят как от типа менопаузы (естественной или хирургической), так и от наличия артериальной гипертензии (АГ) [5, 7]. Самые неблагоприятные изменения (снижение уровня α-линоленоата при одновременном увеличении содержания γ-линоленовой, дигомо-γлиноленовой и арахидоновой кислот) зарегистрированы в группе женщин с АГ. Дефицит ПНЖК связан с их использованием в качестве субстрата перекисного окисления липидов. При АГ увеличивается активность фермента, ответственного за конверсию дигомо-γ-линоленовой в арахидоновую кислоту, являющуюся предшественницей прогипертензивных эйкозаноидов. Данные изменения вещества повышают агрегационные свойства тромбоцитов и лейкоцитов, нарушают сосудисто-тромбоцитораный гемостаз и способствуют развитию атеросклероза [11].

В качестве препарата, уменьшающего действия повреждающих факторов на эндотелий, относится Витрум® кардио Омега-3 (Юнифарм Инк, США).

Одна капсула препарата включает:

  • эйкозапентаеновую кислоту 300 мг;
  • докозагексаеновую кислоту 200 мг;
  • D-α-токоферол (витамин Е) 2 мг.

Этот препарат оказывает терапевтическое действие при нарушениях липидного обмена, обусловленных выраженной гипертриглицеридемией, способствует нормализации содержания липопротеидов низкой (ЛПНП) и очень низкой плотности (ЛПОНП), изменению жидкостных свойств мембран клеток и повышению функциональной активности мембранных рецепторов, что улучшает липидноклеточное взаимодействие липопротеидов с ферментами и их метаболизм. Антиагрегантное действие препарата связано с изменением под его влиянием состава липидов клеточных мембран, в т. ч. мембран эритроцитов; характеризующимся уменьшением содержания в них арахидоновой кислоты и увеличением уровня эйкозапентаеновой кислоты. Вследствие этого происходит снижение синтеза тромбоксана A2 и других двуненасыщенных эйкозаноидов (дериватов арахидоновой кислоты), усиливающих агрегацию тромбоцитов, и повышение синтеза из эйкозапентаеновой кислоты тромбоксана A3 и других триненасыщенных эйкозаноидов, не обладающих проагрегантным эффектом. Данный комплекс незаменимых ПНЖК применяется для нормализации липидного обмена и снижения риска развития атеросклероза. Витамин Е обладает антиоксидантной активностью, участвует в тканевом дыхании и других важнейших процессах тканевого метаболизма; защищает клетки и ткани от повреждающего действия избыточного количества свободных радикалов и продуктов перекисного окисления липидов [3].

Целью настоящего исследования была оценка эффективности препарата Витрум® кардио Омега-3, использованного для предотвращения и устранения выявленных метаболических нарушений у женщин с ранней менопаузой.

Материал и методы

Работа выполнена на базе БУ ХМАО-Югры Сургутский клинический перинатальный центр(Сургут). Клинические наблюдения и лабораторно-инструментальные исследования проведены у 180 женщин с ранней менопаузой в возрасте 18–40 лет (при включении в исследование средний возраст пациенток составил 33,8 ± 0,25 года). Средний возраст при вступлении в менопаузу – 30,10 ± 0,55 года. Средняя продолжительность менопаузы – 5,25 ± 0,50 года (от года до 15 лет). Группа сравнения была представлена 32 женщинами репродуктивного возраста в менопаузе (средний возраст – 29,4 ± 0,6 года, средний возраст наступления менопаузы – 29,1 ± 0,3 года).

Критерии исключения из исследования:

  • наличие злокачественных заболеваний;
  • соматические заболевания в стадии декомпенсации.

Для оценки компонентов МС были проведены следующие исследования: вычисление индекса массы тела (ИМТ), измерение окружности талии (ОТ), исследование гликемического профиля, определение базального и стимулированного уровней иммунореактивного инсулина в плазме крови иммуноферментным методом [2, 8, 9]. Для определения ИР мы рассчитывали индекс Caro, критерий HOMA.

Для оценки состояния липидного обмена в сыворотке крови определяли уровень общего холестерина (ХС), ХС ЛПНП, ХС липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), триглицеридов (ТГ). Как показатель повреждения эндотелия использовали определение количества десквамированных эндотелиальных клеток (ДЭК) в крови по методу J. Hladovec (у здоровых людей от 2 до 4 кл на 100 мкл) с использованием аппаратуры фирмы “Dako” (Дания) [6].

В течение 6 месяцев всем пациенткам основной группы была рекомендована диета, богатая ПНЖК. Одновременно назначали препарат Витрум® кардио Омега-3 согласно инструкции: прием внутрь, запивая водой, через 30 минут после еды по 1 капсуле в сутки. Статистическая обработка данных проводилась с применением программ Statistica for Windows v.6.0. Различия считали достоверными при р < 0,05.

Результаты и обсуждение

При тщательном изучении семейного анамнеза у 21 (11,7 %) матерей пациенток основной группы и у 5 (15,6 %) – контрольной отмечено несвоевременное выключение функции яичников. Среди факторов, предрасполагающих к развитию ранней менопаузы, 9 (5,0 %) пациенток основной группы и 2 (6,3 %) женщин группы сравнения отметили стрессовые ситуации. Менопауза наступила в результате оперативного лечения внутренних половых органов у 41 (22,8 %) пациентки основной группы и 16 (50 %) женщин группы сравнения.

В структуре экстрагенитальных заболеваний преобладали АГ и вегето-сосудистая дистония (ВСД). В основной группе частота АГ была почти в 2 раза выше, чем в контрольной (32,2 против 18,8 %). Сахарный диабет 2 типа был выявлен у 2 (1,1 %) пациенток основной группы в возрасте 32,2 ± 0,2 года через 8,2 ± 0,1 года после наступления менопаузы. В группе сравнения больных с сахарным диабетом не было.

Среди обменноэндокринных симптомов у женщин в менопаузе превалировали колебания массы тела. Превышение массы тела выявлено у 117 (65 %) пациенток основной группы и 14 (43,7 %) из группы сравнения. Ожирение I–III ст. существенно чаще отмечалось в основной группе (табл. 1). У каждой второй пациентки основной группы масса тела увеличивалась в среднем на 3,1 ± 0,3 кг в год. Корреляционный анализ выявил статистически значимую взаимосвязь между массой тела, ОТ и длительностью менопаузы (r = 0,74, r = 0,82, r = 0,75 соответственно; p < 0,01). Изменение структуры тела (накопление жира преимущественно в области передней брюшной стенки) отмечено у 52 (44,4 %) женщин с избыточной массой тела и у 6 (18,8 %) пациенток группы сравнения.

Снижение эстрогенного влияния у женщин с ранней менопаузой привело к развитию “атерогенных” изменений в липидном спектре крови, что выражалось в увеличении числа пациенток с дислипопротеинемиями и гиперхолестеринемией (табл. 2). При этом величина ИМТ статистически значимо коррелировала с уровнями ТГ (r = 0,82; p < 0,05) и ХС ЛПНП (r = 0,69; p < 0,05). Обратная корреляционная зависимость обнаружена между ИМТ и уровнем ХС ЛПВП (r = -0,63; p < 0,05).

Таблица 2. Сравнительные показатели углеводного и липидного обмена, состояния эндотелия
у обследованных женщин (M ± m).

У 87 (48,3 %) пациенток основной группы отмечена повышенная толерантность к глюкозе и ИР. Среди женщин группы сравнения нарушения углеводного обмена наблюдались в 13 (40,6 %) случаях (табл. 2).

У пациенток обеих групп было выявлено увеличение числа ДЭК в 2,0–2,5 раза (табл. 2). Статистически значимое увеличение их количества отмечено у 67,5 % пациенток с менопаузой и проявлениями МС. При АГ число ДЭК возрастало по мере увеличения ее стадии. Была выявлена положительная корреляционная связь между ДЭК и длительностью менопаузы (r = 0,75), ОТ (r = 0,82), ИМТ (r = 0,74), уровнем диастолического артериального давления (r = 0,67). Значимые корреляционные взаимоотношения наблюдались между ДЭК и ХС ЛПНП (r = 0,72), ТГ (r = 0,70), а также нарушением толерантности к глюкозе (r = 0,66).

На фоне проведенной терапии препаратом Витрум® кардио Омега-3 такая выраженность дислипидемии и гиперинсулинемии у женщин основной группы значительно снизилась. При этом уровень ХС ЛПОНП уменьшился в 1,5 раза, ТГ – в 1,9, а концентрация ХС ЛПВП возросла в 1,2 раза. Стимулированный уровень инсулина снизился в 4 раза (табл. 2). Количество ДЭК на фоне лечения уменьшилось в 2,3 раза, тогда как у женщин группы сравнения через 6 месяцев практически не изменилось.

Таким образом, дефицит половых гормонов приводит к дезадаптации в нейроэндокринной системе женщины, что проявляется многогранной симптоматикой и свидетельствует о вовлечении в патологический процесс практически всех систем, стыкующихся с репродуктивной системой. Развитие соматической патологии с наступлением менопаузы у женщин приводит к развитию многих компонентов МС. Проявления МС наблюдались у большинства обследованных пациенток с ранней менопаузой. Через 3,6 ± 0,9 года у 22,5 % пациенток развились ВСД и артериальная гипертензия, через 2 года у 65 % – ожирение.

Результаты проведенного исследования подтверждают положительное влияние препарата Витрум® кардио Омега-3 на липидный, углеводный обмен, состояние эндотелия сосудов, что проявлялось значительным улучшением клинического состояния, нормализацией биохимических и гормональных показателей, существенным повышением качества жизни пациенток с ранней менопаузой. Прием Витрум® кардио Омега-3 в профилактической дозе 1 капсула в сутки сопровождался снижением атерогенных фракций липидов, повышением уровня ХС ЛПВП, что может являться эффективной профилактикой сердечнососудистых заболеваний у женщин с ранней менопаузой.


Информация об авторах:
Коваленко Людмила Васильевна – доктор медицинских наук, профессор, директор медицинского институтаГОУ ВПО “Сургутский государственный университет” ХМАО-Югры;
Белоцерковцева Лариса Дмитриевна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой акушерства и гинекологииГОУ ВПО “Сургутский государственный университет” ХМАО-Югры;
Корнеева Елена Викторовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологииГОУ ВПО “Сургутский государственный университет” ХМАО-Югры.
Тел. 8 (3462) 76-30-52, e-mail: evkorneeva39@rambler.ru


Литература


1. Брюзгина Т.С., Гирина О.Н., Карлова Е.А. Жирнокислотный состав липидов плазмы и эритроцитов у пациентов с метаболическим синдромом // Клиническая лабораторная диагностика 2009. № 8. С.12–14.


2. Диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза. Российские рекомендации, III пересмотр. Приложение // Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2007. № 6. С. 1–44.


3. Дисфункция эндотелия: причины, механизмы, фармакологическая коррекция / Под ред. Н.Н. Петрищева. СПб., 2003. C. 184.


4. Кравец Е.Б., Стеновая Е.А., Кощевец Т.Ю. и др. Мембраны эритроцитов при метаболическом синдроме // Проблемы эндокринологии 2009. № 5. С. 23–26.


5. Ларева Н.В. Говорин А.В., Перевалова Н.Г. Особенности жирнокислотного состава липидов плазмы крови у женщин в постменопаузе // Клиническая лабораторная диагностика 2008. № 2. С. 18–21.


6. Невзорова В.А., Помогалова О.Г., Настрадин О.В. Роль эндотелиальной дисфункции в прогрессировании метаболического синдрома от факторов риска до сосудистых катастроф // Тихоокеанский медицинский журнал 2008. № 3. С. 69–74.


7. Новгородцева Т.П., Караман Ю.К., Жукова Н.В. и др. Особенности состава жирных кислот крови и уровень оксилипинов у пациентов с метаболическим синдромом // Клиническая лабораторная диагностика 2010. № 10. С. 22–25.


8. Рекомендации экспертов всероссийского научного общества кардиологов по диагностике и лечению метаболического синдрома (второй пересмотр) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2009. № 8(6).


9. Ройтберг Г.Е., Дорош Ж.В., Курушкина О.В. Метаболический синдром и распределение жировой ткани: точки соприкосновения и противоречивость взаимоотношений // Профилактическая медицина 2010. № 1. С. 22–25.


10. Сеидова Г.Б. Менопаузальный метаболический синдром как основа ИБС у женщин // Эфферентная терапия 2007. № 1. С. 49–53.


11. Титов В.Н. Атеросклероз как патология полиеновых жирных кислот. Биологические основы патогенеза, диагностики, профилактики и лечения атеросклероза. М., 2002.


12. Шилов А.М., Авшалумов А.С., Галанова А.С. и др. Ожирение и артериальная гипертония // Лечащий врач 2008. № 2. С. 8–12.


Похожие статьи


Бионика Медиа