Для любого государства сохранение высоких показателей здоровья населения является необходимым условием обеспечения достойного экономического, военного и политического положения в современном мире.
Российская Федерация занимает 6-е место в мире по численности населения. Эксперты ООН рассчитали три варианта развития демографической ситуации для Российской Федерации.
1. При пессимистическом варианте – к 2300 г. в Российской Федерации останется чуть более одного (1,17) млн человек.
2. При умеренном варианте через 300 лет численность населения составит около 91–92 млн человек.
3. При оптимистическом варианте через 300 лет в Российской Федерации будет проживать более 345 млн человек.
При сохранении современного уровня рождаемости, смертности и заболеваемости населения в стране наиболее вероятным вариантом развития демографической ситуации является пессимистический, при котором Российская Федерация как самостоятельное государство прекратит свое существование. Именно в такой сложной ситуации оказалось Российское государство на рубеже веков. Вопрос стоит о выживании России как государства, как самостоятельной культурной и национальной общности.
Последние десятилетия основными причинами высокой смертности населения, по данным Минздравсоцразвития РФ, стали неинфекционные (эндогенные) заболевания:
· системы кровообращения – 57,0 %;
· онкологические заболевания – 13,8 %;
· внешние причины – 12,5 %;
· болезни органов пищеварения – 4,2 %;
· болезни органов дыхания – 3,7 %;
· инфекционные заболевания – 1,6 % (33,6 тыс. человек).
Основная доля в росте смертности населения страны приходится на болезни системы кровообращения. Только за последние 15 лет смертность от этих заболеваний возросла более чем в 1,3 раза. По оценке экспертов ВОЗ, основными факторами, влияющими на здоровье и продолжительность жизни человека, являются:
· генетическая предрасположенность к тем или иным заболеваниям (8–10 %);
· обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью (9–11 %);
· влияние факторов окружающей среды на организм человека (24–26 %);
· образ жизни каждого конкретного человека (50–60 %).
Обращает на себя внимание то, что в совокупности факторов качество медицинской помощи способно улучшить здоровье человека менее чем на 10 %, в то время как формирование здорового образа жизни, отказ от вредных привычек в значительной степени способствуют укреплению здоровья и увеличению активной продолжительность жизни человека.
Об этом свидетельствуют и результаты реализуемого в стране приоритетного национального проекта “Здоровье”. По итогам 2009 г. смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 4,6 %, от туберкулеза – на 2,9 % [1].
Эти достижения системы здравоохранения безусловно внесли определенный вклад в федеральную демографическую программу. Однако программа ужесточения ответственности за нарушение Правил дорожного движения позволила снизить смертность при дорожно-транспортных происшествиях на 14,8 %. Усилиями силовых ведомств по борьбе с незаконным производством алкоголя, оборотом наркотических средств только за 2009 г. удалось снизить показатели смертности на 32 %. Эти факты еще раз свидетельствуют о ведущей роли государственных управленческих действий в решении проблемы укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни граждан страны.
По данным Минздравсоцразвития, основными причинами смертности, связанными с вредными ривычками, являются:
· злоупотребление алкоголем – 11,9 %;
· курение табака – 17,1 %;
· несбалансированное питание – 12,9 %;
· переедание – 12,5 % [2].
В совокупности причины, связанные с и нездоровым образом жизни, составляют более половины (54,4 %) всех причин преждевременной смертности населения, особенно наиболее работоспособной его части.
Начиная с юных лет у человека формируется отношение к своему здоровью, которое в дальнейшем изменить достаточно сложно. Влияние клинической медицины, санитарно-гигиенических институтов не позволяет в полной мере восстановить утраченное здоровье. Необходимо в корне менять отношение человека к своему здоровью, здоровью своих близких и окружающих его людей. Это возможно исключительно в рамках государственной программы. Старт такой программы был дан 18 мая 2009 г., когда вышло Постановление Правительства РФ № 413 “О финансовом обеспечении в 2009 г. за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака”.
Вслед за этим постановлением вышел ряд документов Минздравсоцразвития РФ, регламентирующих организацию и работу центров здоровья:
1. Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 10.06.2009 “О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации № 413 от 18.05.2009 «О финансовом обеспечении в 2009 г. за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»”.
2. Приказ Минздравсоцразвития России № 418 от 08.07.2009 “О рабочей группе Минздравсоцразвития России по нормативно-методическому обеспечению реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака”.
3. Приказ Минздравсоцразвития России №597н от 19.08.2009 “Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая cокращение потребления алкоголя и табака”.
Также появилось Постановление Правительства РФ № 1157 от 31.12.2009 “О финансовом обеспечении в 2010 г. мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака” [3].
В соответствии с перечисленными Приказами Минздравсоцразвития РФ основной целью деятельности центров здоровья является сохранение индивидуального здоровья граждан и формирование у них здорового образа жизни.
Впервые в истории России государственная политика в сфере здравоохранения не только направлена на наиболее полное обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью, но и охватывает вниманием здоровую часть населения, формируя систему условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья каждого отдельного человека, повышению его активного долголетия.
Для достижения указанной цели перед центрами здоровья поставлены следующие задачи:
· информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;
· пропаганда здорового образа жизни и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;
· обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включая помощь по отказу от потребления алкоголя и табака;
· внедрение современных медикопрофилактических технологий в деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
· обучение медицинских специалистов и граждан эффективным методам профилактики заболеваний;
· динамическое наблюдение за группами риска развития неинфекционных заболеваний;
· оценка функциональных и адаптивных резервов организма;
· прогноз состояния здоровья, консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;
· разработка индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья;
· организация мониторинга показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни [4].
В рамках программы по формированию у граждан принципов здорового образа жизни предусмотрена подготовка кадров по следующим специальностям: организация здравоохранения и общественное здоровье, социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, терапия, педиатрия, общая гигиена, гигиеническое воспитание, гигиена питания, гигиена детей и подростков, общая врачебная практика (семейная медицина), аллергология и иммунология, восстановительная медицина, диетология, лечебная физкультура и спортивная медицина, кардиология, пульмонология, гастроэнтерология, акушерство и гинекология, психиатрия-наркология, управление сестринской деятельностью [5].
Структура центров здоровья утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, на базе которого он организован. В структуру центров здоровья рекомендуется включать: кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике; кабинет медицинской профилактики; кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе; кабинеты инструментального и лабораторного обследования; кабинет (зал) лечебной физкультуры; школы здоровья [6].
Основными направлениями деятельности созданных центров здоровья являются:
· информационно-пропагандистская деятельность;
· учебно-консультативная деятельность;
· клиническая деятельность.
В рамках информационно-пропагандистской деятельности специалисты центров здоровья осуществляют:
· информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;
· групповую и индивидуальную пропаганду здорового образа жизни, а также профилактику возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение табака, злоупотребление алкоголем, гипо-динамия и др.);
· формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;
· формирование у населения принципов “ответственного родительства”.
Для решения указанных задач следует использовать существующие ресурсы центров санитарного просвещения, а также интернет-ресурсы, в т. ч. зарегистрированный в 2009 г. при содействии Минздравсоцразвития РФ интернет-портал “Здоровая Россия”, интернет-сайт Минздравсоцразвития РФ и другие ресурсы.
В рамках учебно-консультативной деятельности специалисты центров здоровья занимаются:
· обучением граждан, в т. ч. детей, гигиеническим навыкам и мотивированием их к отказу от вредных привычек, включающим помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;
· обучением граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом индивидуальных возрастных особенностей;
· консультированием по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха.
Кроме того, специалисты центров здоровья занимаются клинической деятельностью, в рамках которой они осуществляют:
· оценку индивидуальных функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, определение прогноза для здоровья и жизни каждого конкретного пациента;
· разработку индивидуальной программы для конкретного пациента по ведению здорового образа жизни с учетом физиологических особенностей детского и взрослого организма;
· динамическое наблюдение за пациентами, относящимися к группе риска развития неинфекционных заболеваний, анализ эффективности индивидуальной программы и коррекцию ее в случае еобходимости;
· мониторинг реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний в различных группах населения.
На основании результатов аппаратно-программного тестирования и дополнительного обследования врач Центра здоровья проводит оценку функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, определяет прогноз для здоровья, жизни и составляет индивидуальную программу по коррекции здоровья.
При необходимости врач может рекомендовать пациенту (взрослому или ребенку) динамическое наблюдение в Центре здоровья с проведением повторного обследования или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка, а также курс занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в центре здоровья.
В случае если в процессе обследования, проведенного в центре здоровья, выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач Центра здоровья может направить пациента в медицинское учреждение по месту жительства к соответствующему врачу-специалисту для дополнительного обследования и лечения по поводу конкретного заболевания.
Для обеспечения эффективной реализации государственной программы предусмотрено тесное взаимодействие центров здоровья с кабинетами медицинской профилактики, кабинетами здорового ребенка, лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства гражданина, детскими дошкольными учреждениями, учебными заведениями высшего и среднего общего и рофессионального образования.
До недавнего времени основными функциями отечественного здравоохранения являлись:
· проведение возможно ранней диагностики уже развившихся заболеваний;
· оказание своевременной адекватной медицинской помощи заболевшим гражданам;
· предоставление гражданам, перенесшим заболевания, возможность получения реабилитационной помощи;
· проведение комплекса мероприятий по активной профилактике инфекционных заболеваний.
Решая указанные задачи, учреждения здравоохранения занимались исключительно гражданами, страдающими теми или иными заболеваниями. Даже при проведении диспансерных и дополнительных профилактических осмотров медицинские работники проводили не столько оценку состояния здоровья населения, сколько отбор уже заболевших граждан для проведения углубленной диагностики, своевременного лечения, необходи мой реабилитации, а также медико-социальной адаптации, связанной с утратой профессиональной или общей трудоспособности.
С 2009 г. ситуация в отечественном здравоохранении кардинально изменилась. Впервые российское здравоохранение реализует федеральную программу по укреплению здоровья именно здоровой части населения страны. Главной задачей центров здоровья является предоставление пациенту достоверной правдивой информации по всем вопросам, касающимся его здоровья, на основании которой пациент получает возможность принять правильное решение, основанное на адекватной нформированности. Специалисты центров здоровья смогут оказать необходимую помощь только в том случае, если сам пациент принял ответственное решение по активному управлению своим здоровьем и жизнью.
Так же как и в других медицинских учреждениях, специалисты центров здоровья обязаны гарантировать пациенту конфиденциальность его персональных данных.
В частности, сведения о гражданах, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо наблюдение в кабинете медицинской профилактики (в кабинете здорового ребенка), с их согласия передаются (курсив. – Авт.) в кабинет медицинской профилактики (в кабинет здорового ребенка), врачу-терапевту участковому (врачу-педиатру участковому) по месту жительства гражданина (по месту прикрепления) соответственно [7].
Согласно действующему законодательству РФ, передача третьим лицам (даже медицинским работникам) информации, касающейся частной жизни пациента, его персональных данных, допускается исключительно с согласия самого совершеннолетнего дееспособного пациента или законных представителей несовершеннолетнего или совершеннолетнего пациента, признанного в законном порядке недееспособным.
К категории персональных данных относится “любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т. ч. его фамилия,имя, отчество, год, месяц, дата и месторождения, адрес, семейное, социальное,имущественное положение, образование,профессия, доходы, другая информации”[8] (курсив. – Авт.).
Кроме того, гарантии конфиденциальности требует информация, относящаяся к категории профессиональной врачебной тайны: “Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должнабыть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. (курсив. – Авт.) Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи” [9]. Законодатель строго ограничивает ситуации, при которых допускается передача сведений конфиденциального характера третьим лицам без согласия пациента.
В частности, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1. В целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю.
2. При угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.
3. По запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.
4. В случае оказания помощи несовершеннолетнему для информирования его родителей или законных представителей.
5. При наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результатепротивоправных действий.
6. В целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [10].
Во всех стальных случаях передача копии медицинской документации, выписки из медицинской карты, результатов исследования и прочих данных, включая устную информацию о самом факте посещения пациентом того или иного специалиста, допускается исключительно при наличии письменного разрешения совершеннолетнего пациента или законных представителей несовершеннолетнего пациента Центра здоровья.
Государственная система укрепления здоровья обеспечивает прежде всего свободу выбора гражданами методов управления их здоровьем, жизнью, социальной активностью. Оказание помощи по активному управлению здоровьем возможно при единственном условии – управлять здоровьем может и должен исключительно сам человек.
Ситуация аналогична свободе выбора продуктов, товаров, услуг, которые гражданин хотел бы приобрести в соответствии со своими желаниями и финансовыми возможностями. Никто не имеет право принуждать его к принятию самостоятельного решения, но повлиять на решение каждого онкретного человека стремятся все: производитель товара, продавец, исполнитель услуги – через средства массовой информации, рекламу, в рамках законодательных норм и разрешений, путем прямого убеждения и т. п.
Таким же образом должна быть построена и государственная программа по формированию у населения принципов здорового образа жизни. Основой указанной программы является возможность свободного бесплатного получения гражданами информации о сути и роли здоровья в судьбе любого человека, воздействии на организм негативных факторов и вредных привычек, о положительных результатах соблюдения принципов здорового образа жизни и т. п.
Выбор всегда остается за каждым конкретным человеком. Оказать помощь в принятии правильного решения, обеспечить возможность свободного выбора, основанного на адекватной (достаточной и достоверной) информации – вот главная задача специалистов центров здоровья.
По существу, центры здоровья – это подразделения лечебно-профилактических учреждений, которые занимаются вопросами управления здоровьем человека. Не общественным здоровьем – мониторингом здоровья (по показателям заболеваемости, смертности, продолжительности жизни) определенных групп населения, объединенных по профессиональным, территориальным, возрастным и другим признакам. Специалисты центров призваны заниматься оценкой, коррекцией, мониторингом уровня здоровья каждого конкретного человека, обратившегося не по поводу уже развившегося заболевания, но понимающего значение здоровья для его собственных жизненных и перспектив его близких и родных людей.