Динамика взаимосвязи самоотношения и самоактуализации у студентов медвузов


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2023.1-2.240-246

Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Аралова Е.В., Ковалева М.А., Еремин М.В.

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия; 2) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия; 3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия
Обоснование. Анализируется проблема взаимосвязи самоотношения и самоактуализации студентов медвузов. Стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей студентов 1-го курса осуществляется прежде всего за счет получения информации о самом себе и благосклонного отношения к самому себе, у студентов 4-го курса – за счет позитивного отношение к себе, самодоверия и способности принимать себя такими, какие они есть на самом деле, на основе реальных и глубоких знаний о себе.
Цель исследования: выявить динамику взаимосвязи самоотношения и самоактуализации студентов – будущих врачей в процессе их обучения в вузе.
Методы. Исследование осуществлялось в on-line-режиме. В нем приняли участие 530 студентов медицинских вузов России, из которых 320 – студенты 1-го курса и 210 – 4-го. В исследовании использовались две диагностические методики: методика САТ (русскоязычная версия методики POI – Personal Orientation Inventory, E. Shostrom) и Тест самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Основной метод исследования – это метод поперечных срезов. Статистические методы включали расчет U-критерия Манна–Уитни (для несвязных выборок) и метод ранговой корреляции Спирмена.
Результаты. Выявлены различия между группами студентов 1-го и 4-го курсов медицинских вузов в показателях независимости ценностей и суждений, способности выражать свои мысли и чувства спонтанно и прямо, а также в показателях самоинтереса и самообвинения. Различия между группами проявляются и в характере взаимосвязей самоактуализации и самоотношения студентов.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют в целом о развитии у будущих врачей черт самоактуали-зирующейся личности в процессе их обучения в вузе, однако выявлено, что для многих студентов – выпускников медицинских вузов характерно снижение чувствительности к проблемам и креативности, что может быть обусловлено как субъективными, так и объективными факторами. Выявленная динамика взаимосвязей самоотношения и самоактуализации студентов медицинских вузов обусловливает целесообразность организации специальных тренинговых занятий со студентами – будущими врачами, ориентированных на оказание им помощи в саморазвитии и самоактуали-зации.

Литература


1. Goldstein K. The organism. New York: American book company. 1939. 204 р.


2. Лимонова О.О., Колесникова Т.В. Психологическая поддержка самоактуализации личности студентов высшей школы. Мир науки. Педагогика и психология. 2018;2:1–7.


3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. 384 с.


4. Мантурова Н.М. Особенности самоактуализации личностей разных гендерных типов. Философия образования. 2015;5(62):161–73.


5. Расторгуева Е.Н. К определению самоактуализации. Ученые записки университета им. П.В. Лесгафта. 2013;5(99)114–21.


6. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.., 2001. 116 с.


7. Ильина Е.В., Пытина А.А. Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009;3:353–56.


8. Чернова А.А., Кожевникова О.В. Самоотношение студентов в связи с их личностными особенностями. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018;1(2):676–89.


9. Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Качалов С.Б. и др. Особенности адаптации студентов вузов к условиям онлайн обучения в период пандемии COVID-19. Фарматека. 2022;10:73–8.


10. Кузьмина А.С. Самоотношение выпускников юридического факультета. Психология и психотехника. 2018;1:23–32.


11. Комиссарова Л.Г. Особенности самоотношения студентов с я-ориентированным перфекционизмом. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012;5:46–51.


12. Ильиных А.Е., Асанова Н.В., Яшанина А.А., Ильиных А.Е. Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Научно-педагогическое обозрение. 2016;1(11):31–7.


13. Кочеткова Т.Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010;2:118–23.


14. Гончаров А.В. Изучение влияния самоотношения на конфликтность личности студентов. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010;1:237–40.


15. Коломиец Е.А., Колесникова Г.Ю., Галактио-нов И.В., Коломиец Е.А. Динамика самоотношения студентов-психологов в процессе профессионализации. Образовательный вестник «Сознание». 2021;4:25–31.


16. Лабковский М.А. Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым. М., 2020. 320 с.


17. Ледовская Т.В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте. Ярославский педагогический вестник. 2017;4:229–33.


18. Тарасова Л.Е. Взаимосвязь самоотношения с трансспективой личности. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;2:1–8. [Tarasova L.E. The relationship of self-attitude with the transspective personality. The world of science. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2020;2:1–8.


19. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В., Кроз М.В. Самоактуализационный тест – САТ.


20. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система М., 1991. 110 с.


21. Урываев В.А., Мазилов В.А., Сенин И.Г. и др. Динамика показателей самоактуализации личности в транзитивном обществе. Экология человека. 2018;8:27–31.


22. Лопатин Е.А. Изучение самоактуализации 17–19-летних студентов вуза. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008;65(76):418–23.


Об авторах / Для корреспонденции


Автор для связи: Мария Анатольевна Ковалева, канд. псих. наук, доцент, Московский университет технологий и управления им. К.Г. Ра-
зумовского, Москва, Россия; 89151479832@mail.ru


ORCID:
Т.И. Бонкало (T.I. Bonkalo), https://orcid.org/0000-0003-0887-4995
М.А. Ковалева (M.A. Kovaleva), https://orcid.org/0000-0003-0442-9608 
С.В. Шмелева (S.V. Shmeleva), https://orcid.org/0000-0003-0390-194X
М.В. Еремин (M.V. Eremin), https://orcid.org/0000-0001-9791-4615 
Е.В. Аралова (E.V. Aralova), https://orcid.org/0000-0001-7835-8756 


Бионика Медиа