Введение
Еще несколько десятков лет назад косметология ограничивалась традиционными задачами – очищением кожи и другими эстетическими процедурами, подразумевающими работу на самой поверхности кожи. С развитием медицины, появлением новых препаратов и технологий решаемые проблемы в кабинете врача косметолога многократно расширились.
Косметология трансформировалась в эстетическую медицину, способную не только корректировать эстетические недостатки, такие как морщины и дряблость (потеря тонуса и эластичности) кожи, но и лечить дерматологческие проблемы, такие как фотоповреждение, дисхромии, акне, постакне, восстанавливать и поддерживать барьерные функции кожи и пр. Граница между дерматологией и косметологией постепенно размывается, и это закономерно, ведь у этих двух специальностей общие как объект воздействия – кожа, так и цель – ее здоровье. И чтобы достичь успеха в этом направлении, нужно задействовать все доступные и научно обоснованные методы, которые есть и у дерматологов, и у косметологов, а при необходимости подключать и врачей других специальностей. В случае как исходно дерматологических заболеваний, так и кожных симптомов других болезней применение косметологических методов терапии обоснованно и необходимо, ведь молодая и красивая кожа – это в первую очередь здоровая кожа [1].
Тренд косметологии настоящего времени: корректировать возрастные изменения параллельно с терапией других несовершенств кожи. Это стало возможным благодаря появлению современных препаратов и технологий, способных одновременно воздействовать на различные причины возникновения эстетических и дерматологических проблем.
Коррекция возрастных изменений кожи
Одним из препаратов, корректирующим и возрастные изменения, и дерматологические дефекты, является инъекционный препарат медицинского назначения для профилактики фотостарения и фотоповреждения, эпигенетической репарации клеток и регенерации поврежденной и возрастной кожи, содержащий фукоксантин в качестве основного действующего вещества.
Препарат имеет усиленный терапевтический потенциал за счет современных компонентов эксклюзивной формулы, работающих в синергии друг с другом; помимо основного ингредиента фукоксантина он содержит высокомолекулярную гиалуроновую кислоту, комплекс аминокислот, антиоксидант тиоредоксин, витамины А, С и Е, медьсодержащий трипептид, стимулирующий синтез коллагена, два фактора роста (эпидермальный и фактор роста фибробластов основной), комплекс аминокислот, нуклеозидов и нуклеотидов.
Фукоксантин является эффективным избирательным эпигенетическим регулятором экспрессии генов, которые кодируют важнейшие структурные и функциональные белки клеток кожи (в частности, белки, осуществляющие репаративные и регенераторные процессы): на эпигенетическом уровне инициирует процессы репарации ДНК, в особенности в условиях окислительного стресса и при старении, а также обладает выраженным геропротективным действием, подавляя экспрессию прогерина.
Мезотерапевтическое введение препарата, содержащего фукоксантин, повышает «качество жизни» клеток и их долговечность, ускоряет регенерацию и репарацию кожи, уменьшает признаки хронического воспаления за счет ингибирования гиалуронидазы, блокирования тирозиназы, подавления рецепторов-1 и -2 простагландина Е, меланокортина-1 (МС1R) и эндотелина, ускоряя заживление ран [2–4].
Содержащиеся антиоксиданты в комплексе с фукоксантином снижают уровень активных форм кислорода в коже:
- тиоредоксин восстанавливает оксилительно-восстановительный баланс в меланосомах и переключает синтез с эумеланина на феомеланин;
- витамин А ингибирует УФ (ультрафиолетовый)-индуцирован-ный меланогенез;
- другие факторы, способствующие восстановлению и поддержанию гомеостаза кожи.
Данные, полученные в ходе исследования в Научно-исследовательском институте общей патологии и патофизиологии РАН (Москва) и Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ [5], свидетельствуют об избирательности воздействия инъекционного препарата, содержащего фукоксантин: он подавляет созревание меланосом и интенсивный синтез меланина, однако не блокирует основные пути меланогенеза, следовательно, не вызывает тяжелых патофизиологических осложнений. Таким образом, является эффективным и безопасным средством в комплексных программах коррекции гиперпигментации, способен максимально естественно, эффективно и безопасно воздействовать на кожу, обеспечивая видимые позитивные изменения рельефа и цветности кожи, вызывая структурные перестройки, лежащие в основе физиологичного обновления кожи, необходимого при старении и реабилитации кожи пациентов с хроническими дерматозами.
По данным аппаратной диагностики в результате курса процедур интрадермальных инъекций препарата Meso-Xanthin F199, наблюдалась выраженная положительная динамика показателей увлажненности, эластичности, жирности кожи по мере проведения курса лечения. В результате курса процедур интрадермальных инъекций препарата (рис. 1) [6]:
- повышение уровня увлажненности рогового слоя эпидермиса на 38%;
- снижение жирности кожи на 62%, сужение пор на 15%;
- повышение эластичности кожи на 38%.
Заключение
В косметологии инъекционный препарат, содержащий фукоксантин, применяется для профилактики и терапии преждевременного «увядания» кожи (фотостарения), коррекции синдрома обезвоженной кожи, подготовки кожи к пластическим операциям и реабилитации кожи в послеоперационном периоде, подготовки и реабилитация кожи после срединных и глубоких пилингов, лазерной шлифовки и других инвазивных процедур, когда дополнительно требуется профилактика возникновения меланогенетических пятен, в комплексной терапии дисхромий и меланогенетических пятен, коррекции признаков фотоповреждения кожи и фотопротективной терапии (рис. 2–3). Он также используется в комплексных программах терапии дерматологических синдромов, таких как постакне, фенотипически жирная кожа, «кожа курильщика», ксероз кожи, и дерматологических заболеваний, таких как акне 1–2-й стадий (вне обострения), розацеа, розацеаподобный демодекоз, фотодерматозы, сопровождающиеся образованием меланогенетических пятен, себорейный дерматит.